Культура общения– это часть культуры поведения человека, определяемая специфическими нормами
Сущность общения
Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающий обмен информацией, восприятие партнера и выработку стратегии взаимодействия.
В общении мы воспринимаем друг друга, обмениваемся информацией и действуем. Еще до того как произнести первые слова приветствия, собеседники воспринимают друг друга зрительно. Часто не отдавая себе отчета, мы бегло оцениваем своего собеседника по его внешнему виду: типу лица, одежде, манере держаться – многим неуловимым чертам поведения. Точно так же и собеседник оценивает нас. А потом мы уже решаем, стоит ли нам с человеком общаться. Следовательно, в общении мы воспринимаем друг друга, обмениваемся информацией и действуем.
Функции общения
1. Прагматическая функция общения реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности.
2.Формирующаяириирцющая функция общения проявляется, как мы уже hi miчали выше, в процессе развития человека и становлении п о как личности. Действительно, без общения со взрослыми никто не смог бы превратиться из беспомощного ребенка в того, кем является сейчас. Именно окружающие взрослые научили нас говорить, читать, писать, правильно есть, пить, одеваться и вообще вести себя в обществе других людей. В ходе развития внешние формы общения ребенка и взрослого постепенно переходят во внутренний план. Благодаря этому мы можем мысленно представить себе предстоящий разговор и выстроить его так, как нам нужно. Если ученику надо что-то попросить у отца, то вряд ли он будет показывать ему перед этим дневник с плохими оценками. В этом случае общение начинает определять самостоятельную внешнюю активность ребенка.
Общение ребенка и взрослого – это не только передача первому суммы умений, навыков и знаний, которые он механически должен усвоить. Здесь необходимо отметить сложные процессы взаимных влияний, обогащений и изменений. Мы зачастую активно и критично принимаем предлагаемые нам чужими людьми слова, сравниваем их с тем, что мы уже знаем, слышали от других.
3. Функция подтверждения проявляется в том, что только в ходе общения с другими людьми мы можем познать, понять и утвердить себя в собственных глазах. Желая убедиться в признании своей ценности, человек ищет точку опоры в других людях. Еще Уильям Джеймс отмечал, что для человека «не существует более чудовищного наказания, чем быть предоставленным в обществе самому себе и оставаться абсолютно незамеченным». Иногда психологи называют это состояние человека «неподтверждением».
В отличие от простого отрицания, которое может быть выражено словами «Ты не прав» или «Ты плохой» и предполагает известную долю подтверждения (хотя и с негативной оценкой), неподтверждение означает: «Тебя здесь нет», «Ты не существуешь». Известно, что повседневный опыт человеческого общения невозможен без знаков подтверждения. Сюда можно отнести знакомства, приветствия, именования, оказание различных знаков внимания. Указанные действия направлены на поддержание у человека «минимума подтвержденное», а значит, и хорошего самочувствия.
4. Функция организации и поддержания межличностных отношении заключается в том, что общение для любого человека неизменносвязано с оценивание других людей и установлением определенных эмоциональных отношений – либо положительных, либо отрицательных. Даже одни и тот же человек может вызвать у нас в разных ситуациях различное отношение.Вспомним одноклассника, который когда- то отказал нам в списывании, или того же одноклассника, подарившего желанную марку для коллекции. Конечно, эмоциональные межличностные отношения не исчерпывают общения, однако они пронизывают всю систему взаимоотношений между людьми, часто накладывают отпечаток и на деловые, и даже на ролевые отношения.
5. Внутриличностная функцияобщения – одна из самых важных. Благодаря диалогу с самим собой мы принимаем определенные решения, совершаем значимые поступки. Такое «внутреннее» общение может рассматриваться как универсальный способ мышления человека.
Типы общения
1.Императивное общение. Оно отличается тем, что один из партнеров по общению стремится подчинить себе другого, хочет контролировать его поведение и мысли, принуждает к определенным действиям. К такому типу общения нередко прибегают строгие родители, стремясь ограничить во всем своих детей. Они говорят, когда надо встать с постели и когда лечь спать, что нужно есть и нельзя пить, что надеть и как разговаривать с их знакомыми и т. д.
При этом партнер по общению рассматривается как машина, которой надо управлять, как бездушный объект воздействия; он выступает пассивной, «страдательной» стороной. Особенность авторитарного воздействия заключается в том, что конечная цель общения – принуждение партнера к чему-либо – не скрывается Вам прямо и откровенно говорят, что вы должны обязательно сделать. Например: «Немедленно убери за собой!» В некоторых профессиях этот тип общения используется достаточно эффективно. Сюда можно отнести: отношения в армии, где все определено воинским уставом; отношения между начальником и подчиненным; все виды работ в экстремальных условиях, при чрезвычайных обстоятельствах, когда нет времени на обсуждения и промедление может привести к непоправимым потерям. Но можно выделить и те сферы человеческих отношений, где применение императива неуместно. Это отношения между друзьями, супругами, детско-родительские контакты.
2. Манипулятивное общение сходно с императивным. Цель его – оказать воздействие на партнера по общению. Но здесь достижение своих намерений осуществляется скрыто. Как и императив, манипуляция стремится добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. Чаще всего манипуляции встречаются в сфере бизнеса и деловых отношений. Наиболее полно манипулятивное общение описано в работах Дейла Карнеги и его последователей. Широко распространен манипулятивный стиль общения также в области рекламы и пропаганды. Мы, сами того не зная, нередко прибегаем к подобным отношениям. Самый простой вариант добиться своего – задобрить партнера по общению. Если вы, перед тем как попросить своего приятеля о чем-то, сделаете ему небольшой подарок или скажете комплимент, то он будет более расположен пойти вам навстречу. Вспомните, как школьники используют хорошие отметки. Свое обращение к родителям с просьбой, чтобы их отпустили подольше погулять, они начинают словами: «А я сегодня пять по русскому получил!»
Следует отметить, что использование средств манипулятии ного воздействия во всех сферах взаимоотношений может при нести определенный вред. Сильнее всего разрушаются от мани ну'пиши отношения, построенные на любви, дружбе и взаимной привязанности. Нередко человек, выбравший в качестве основного именно этот тип отношения с другими, в итоге сам становится его жертвой. Общаясь с самим собой, он начинает оценивать себя как одну из шахматных фигур на доске, руководствоваться ложными мотивами и целями, теряя стержень собственной жизни. Как отмечают психологи, манипулятора характеризуют лживость и примитивность чувств, апатия к жизни, состояние скуки, чрезмерный самоконтроль, цинизм, недоверие к себе и другим. Профессии педагога и психолога можно отнести к наиболее подверженным манипулятивным отклонениям. Например, в ходе обучения учитель всегда использует элементы манипуляции (сделать урок интереснее, озадачить учащихся, привлечь их внимание и т. д.). Это часто приводит к появлению у педагогов необычайно живучей потребности объяснять, учить, доказывать, проявляющейся даже тогда, когда этого не требуется.
3. Диалогическое общение противостоит авторитарному и м.шипулятивному типам, так как основано на равноправии партнеров. Так мы общаемся с одноклассниками, товарищами по спортивной команде, коллегами, попутчиками в поезде и пр.
Диалогическое общение возникает лишь в случае соблюдения ряда правил взаимоотношений:
А. Психологический настрой на эмоциональное состояние собеседника и собственное психологическое состояние (следование принципу «здесь и теперь»).
Б. Полное доверие к намерениям партнера без оценки его личности (принцип доверительности).
В. Восприятие собеседника как равного, имеющего право на собственные мнения и решения (принцип паритетности).
Г. Направленность общения на общие проблемы и нерешенные вопросы (принцип «проблематизации»).
Д. Обращение к собеседнику от своего имени (без ссылки на I , жие мнение), выражение своих истинных чувств и же- мшш (принцип персонифицирования общения).
Диалогическое, или так называемое гуманистическое, общение позволяет достичь более глубокого взаимопонимания, самораскрытия собеседников. Переход к диалогическому общению предполагает более внимательное отношение к вопросам, которые может задать собеседник. Даже если вам это не интересно, необходимо деликатно относиться ко всем вопросам и высказываниям. Гуманистическое реагирование на подобные вопросы предполагает:
– терпеливое и полное выслушивание вопросов;
–стремление к совместному более широкому рассмотрению вопроса, что позволяет взглянуть на проблему с различных сторон. Ответ не должен быть поспешным, это обижает и задевает того, для кого он является важным;
–учет того, что вопрос не всегда задается с целью получить на него точный ответ. Иногда вопрос является результатом раздумий или проверкой предположений, услышанных от других людей. Вопрос может быть задан и в надежде на какой-то длительный разговор, не имеющий прямого отношения к затронутой теме.
Изучение общения показывает сложность, разнообразие, мно- гоуровневость проявлений и функций этого явления. Сложность общения требует выделения отдельных его составляющих, описания структуры.
Виды общения
1. «Контакт масок» – формальное закрытое общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные «маски» (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и т. п.) – набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. В городе «контакт масок» даже необходим в некоторых ситуациях, чтобы люди «не задевали» друг друга без надобности, чтобы отгородиться» от собеседника.
2. Примитивное общение – когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен, то активно вступают в контакт, если мешает – оттолкнут или последуют агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют дальнейший интерес к нему и не скрывают этого.
3. Формально-ролевое общение – когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.
4. Деловое общение – когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника ради достижения деловых интересов, при этом интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.
Кодекс делового общения: а) принцип кооперативности – «твой вклад должен быть таким, какого требует совместно принятое направление разговора»; б) принцип достаточности информации – «говори не больше и не меньше, чем требуется в данный момент»; в) принцип качества информации – «не ври»; г) принцип целесообразности – «не отклоняйся от темы, сумей найти решение»; д) «выражай мысль ясно и убедительно для собеседника»; е) «умей слушать и понять нужную мысль»; ж) «умей учесть индивидуальные особенности собеседника ради интересов дела».
5. Светское общение. Суть светского общения в его беспредметности, т. е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникации.
Кодекс светского общения:
1) вежливость, такт – «соблюдай интересы другого»;
Если один собеседник ориентируется на принцип вежливости, а другой – на принцип кооперативности, они могут попасть в нелепую, неэффективную коммуникацию. Следовательно, правила общения должны быть согласованы и соблюдаться обоими участниками.
6. Духовное, межличностное общение. Это общение, в котором можно затронуть любую тему и необязательно прибегать к помощи слов, собеседник поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, может предвидеть его реакции, интересы, убеждения, отношение.
Средства общения
Все средства общения принято делить на две большие группы: вербальные средства (словесные) и невербальные средства (несловесные).
В вербальномобщении обычно применяются два варианта речи: устная и письменная. Письменная речь – то та, которой обучают в школе и которую привыкли считать признаком образованности человека.
Устная речь, по ряду параметров отличающаяся от письменной, является не безграмотной письменной речью, а самостоятельной речью со своими правилами и даже грамматикой.
Невербальные средства общения нужны для того, чтобы: регулировать течение процесса общения, создавать психологический контакт между партнерами; обогащать значения, передаваемые словами, направлять истолкование словесного текста; выражать эмоции и отражать истолкование ситуации.
Невербальные средства делятся на группы
1. Визуальные средства общения (видимые)
1.1. кинесика (движения частей тела);
1.2. визуальный контакт (взгляд);
1.3. мимика (выражение лица);
1.4. поза (в частности, локализация, смены поз относительно словесного текста);
1.5. кожные реакции (покраснение, побледнение, появление мурашек);
1.6. дистанция (расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство);
1.7. вспомогательные средства общения, в том числе особенности телосложения (половые, возрастные) и средства их преобразования (одежда, косметика, очки, украшения, татуировка, усы, борода, сигарета и т.п.).
2. Акустические средства общения (слышимые):
2.1. паралингвистические, т.е. связанные с речью (интонация, громкость, тембр, тон, ритм, высота звука, речевые паузы и их локализация в тексте);
2.2. экстралингвистические, т.е. не связанные с речью (смех, плач, кашель, вздохи, скрежет зубов, шмыганье носом и т.п.).
3. Тактильные средства общения (ощущаемые):
3.1. физическое воздействие (ведение слепого за руку, контактный танец и др.);
3.2. такесика (пожатие руки, хлопанье по плечу).
4. Ольфакторные средства общения (обоняемые):
4.1. запахи окружающей среды;
4.2. естественный и искусственный запахи человека.
Структура общения
Обычно характеризуют структуру общения путем выделения в ней трех взаимосвязанных сторон: перцептивной, коммуникативной и интерактивной.
Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установлению на этой основе взаимопонимания.
Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.
Интерактивная сторона общения заключается в организации взаимодействия (взаимовлияния) между общающимися индивидами.
Конечно, в реальности все три стороны общения взаимосвязаны, проявляются почти одновременно в процессе общения и выделяются лишь для удобства научного исследования.
Коммуникативная сторона общения
Рассмотрим, коммуникативнуюсторону общения, которая состоит в том, что люди передают друг другу информацию посредством различных знаковых систем.
Социолог Гарольд Лассуэлл предложил следующую модель коммуникативного процесса:
Коммуникатор
Кто? (передает сообщение)
Сообщение
Что? (передается)
Аудитория
Кому? (направлено сообщение)
Канал связи
Как? (осуществляется передача)
Эффективность
С каким эффектом?
Информация, исходящая от коммуникатора может быть двух типов:
1. Побудительная – призванная вызвать действие
2. Констатирующая – фиксирующая что-либо
В речевой деятельности отмечают три стороны: содержательную, выразительную и побудительную.
Содержательность характеризуется богатством, значительностью и доказательностью мыслей. Иногда люди говорят продолжительно, но малосодержательно: слов много, а мыслей мало.
Выразительность речи связана с ее эмоциональной окрашенностью: речь может быть яркой, образной, энергичной или, наоборот, сухой, вялой, тусклой.
Побудительная сторона речевой деятельности состоит во влиянии ее на мысли, чувства и волю слушателя, читателя.