Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Коммуникативная сторона общения



КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ

Культура общения– это часть культуры поведения человека, определяемая специфическими нормами

Сущность общения

Общение – сложный многопла­новый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включа­ющий обмен информацией, восприятие партнера и выработку стратегии взаимодей­ствия.

В общении мы воспринимаем друг друга, обмениваемся инфор­мацией и действуем. Еще до того как произнести первые слова при­ветствия, собеседники воспринимают друг друга зрительно. Часто не отдавая себе отчета, мы бегло оцениваем своего собеседника по его внешнему виду: типу лица, одежде, манере держаться – многим неуловимым чертам поведения. Точно так же и собеседник оцени­вает нас. А потом мы уже решаем, стоит ли нам с человеком общаться. Следовательно, в общении мы воспринимаем друг друга, обмениваемся информацией и действуем.

Функции общения

1. Прагматическая функция общения реализуется при взаи­модействии людей в процессе совместной деятельности.

2.Формирующаяириирцющая функция общения проявляется, как мы уже hi miчали выше, в процессе развития человека и становле­нии п о как личности. Действительно, без общения со взрослыми никто не смог бы превратиться из беспомощного ребенка в того, кем является сейчас. Именно окружаю­щие взрослые научили нас говорить, читать, писать, правильно есть, пить, одеваться и вообще вести себя в обще­стве других людей. В ходе развития внешние формы обще­ния ребенка и взрослого постепенно переходят во внутрен­ний план. Благодаря этому мы можем мысленно предста­вить себе предстоящий разговор и выстроить его так, как нам нужно. Если ученику надо что-то попросить у отца, то вряд ли он будет показывать ему перед этим дневник с плохими оценками. В этом случае общение начинает оп­ределять самостоятельную внешнюю активность ребенка.

Общение ребенка и взрослого – это не только передача пер­вому суммы умений, навыков и знаний, которые он механически должен усвоить. Здесь необходимо отметить сложные процессы взаимных влияний, обогащений и изменений. Мы зачастую ак­тивно и критично принимаем предлагаемые нам чужими людь­ми слова, сравниваем их с тем, что мы уже знаем, слышали от других.

3. Функция подтверждения проявляется в том, что только в ходе общения с другими людьми мы можем познать, понять и утвердить себя в собственных глазах. Желая убедиться в признании своей ценности, человек ищет точ­ку опоры в других людях. Еще Уильям Джеймс отмечал, что для человека «не существует более чудовищного нака­зания, чем быть предоставленным в обществе самому себе и оставаться абсолютно незамеченным». Иногда психоло­ги называют это состояние человека «неподтверждением».

В отличие от простого отрицания, которое может быть выра­жено словами «Ты не прав» или «Ты плохой» и предполагает известную долю подтверждения (хотя и с негативной оценкой), неподтверждение означает: «Тебя здесь нет», «Ты не существу­ешь». Известно, что повседневный опыт человеческого общения невозможен без знаков подтверждения. Сюда можно отнести знакомства, приветствия, именования, оказание различных зна­ков внимания. Указанные действия направлены на поддержа­ние у человека «минимума подтвержденное», а значит, и хоро­шего самочувствия.

4. Функция организации и поддержания межличностных отношении заключается в том, что общение для любого человека неизменносвязано с оценивание других людей и установлением определенных эмоциональных отношений – либо положительных, либо отрицательных. Даже одни и тот же человек может вызвать у нас в разных ситуациях различное отношение.Вспомним одноклассника, который когда- то отказал нам в списывании, или того же одноклассника, подарившего желанную марку для коллекции. Конечно, эмоциональные межличностные отношения не исчерпыва­ют общения, однако они пронизывают всю систему взаи­моотношений между людьми, часто накладывают отпеча­ток и на деловые, и даже на ролевые отношения.

5. Внутриличностная функцияобщения одна из самых важных. Благодаря диалогу с самим собой мы принимаем определенные решения, совершаем значимые поступки. Такое «внутреннее» общение может рассматриваться как универсальный способ мышления человека.

Типы общения

1.Императивное общение. Оно отличается тем, что один из партнеров по общению стремится подчинить себе другого, хочет кон­тролировать его поведение и мысли, принуждает к опреде­ленным действиям. К такому типу общения нередко при­бегают строгие родители, стремясь ограничить во всем своих детей. Они говорят, когда надо встать с постели и когда лечь спать, что нужно есть и нельзя пить, что надеть и как разговаривать с их знакомыми и т. д.

При этом партнер по общению рассматривается как машина, которой надо управлять, как бездушный объект воздействия; он выступает пассивной, «страдательной» стороной. Особенность авторитарного воздействия заключается в том, что конечная цель общения – принуждение партнера к чему-либо – не скрывается Вам прямо и откровенно говорят, что вы должны обязатель­но сделать. Например: «Немедленно убери за собой!» В некоторых профессиях этот тип общения использу­ется достаточно эффективно. Сюда можно отнести: отношения в армии, где все определено воинским уставом; отношения меж­ду начальником и подчиненным; все виды работ в экстремаль­ных условиях, при чрезвычайных обстоятельствах, когда нет вре­мени на обсуждения и промедление может привести к непопра­вимым потерям. Но можно выделить и те сферы человеческих отношений, где применение императива неуместно. Это отноше­ния между друзьями, супругами, детско-родительские контакты.

2. Манипулятивное общение сходно с императивным. Цель его – оказать воздействие на партнера по общению. Но здесь достижение своих намерений осуществляется скры­то. Как и императив, манипуляция стремится добиться кон­троля над поведением и мыслями другого человека. Чаще всего манипуляции встречаются в сфере бизнеса и дело­вых отношений. Наиболее полно манипулятивное обще­ние описано в работах Дейла Карнеги и его последовате­лей. Широко распространен манипулятивный стиль обще­ния также в области рекламы и пропаганды. Мы, сами того не зная, нередко прибегаем к подобным отно­шениям. Самый простой вариант добиться своего – задобрить партнера по общению. Если вы, перед тем как попросить своего приятеля о чем-то, сделаете ему небольшой подарок или скажете комплимент, то он будет более расположен пойти вам навстре­чу. Вспомните, как школьники используют хорошие отметки. Свое обращение к родителям с просьбой, чтобы их отпустили подольше погулять, они начинают словами: «А я сегодня пять по русскому получил!»

Следует отметить, что использование средств манипулятии ного воздействия во всех сферах взаимоотношений может при нести определенный вред. Сильнее всего разрушаются от мани ну'пиши отношения, построенные на любви, дружбе и взаимной привязанности. Нередко человек, выбравший в качестве основного имен­но этот тип отношения с другими, в итоге сам становится его жертвой. Общаясь с самим собой, он начинает оценивать себя как одну из шахматных фигур на доске, руководствоваться ложными мотивами и целями, теряя стержень собственной жизни. Как отмечают психологи, манипулятора характеризу­ют лживость и примитивность чувств, апатия к жизни, состо­яние скуки, чрезмерный самоконтроль, цинизм, недоверие к себе и другим. Профессии педагога и психолога можно отнести к наиболее подверженным манипулятивным отклонениям. На­пример, в ходе обучения учитель всегда использует элемен­ты манипуляции (сделать урок интереснее, озадачить учащихся, привлечь их внимание и т. д.). Это часто приводит к появле­нию у педагогов необычайно живучей потребности объяснять, учить, доказывать, проявляющейся даже тогда, когда этого не требуется.

3. Диалогическое общение противостоит авторитарному и м.шипулятивному типам, так как основано на равноправии парт­неров. Так мы общаемся с одноклассниками, товарищами по спортивной команде, коллегами, попутчиками в поезде и пр.

Диалогическое общение возникает лишь в случае соблюде­ния ряда правил взаимоотношений:

А. Психологический настрой на эмоциональное состояние со­беседника и собственное психологическое состояние (сле­дование принципу «здесь и теперь»).

Б. Полное доверие к намерениям партнера без оценки его личности (принцип доверительности).

В. Восприятие собеседника как равного, имеющего право на собственные мнения и решения (принцип паритетности).

Г. Направленность общения на общие проблемы и нерешенные вопросы (принцип «проблематизации»).

Д. Обращение к собеседнику от своего имени (без ссылки на I , жие мнение), выражение своих истинных чувств и же- мшш (принцип персонифицирования общения).

Диалогическое, или так называемое гуманистическое, обще­ние позволяет достичь более глубокого взаимопонимания, само­раскрытия собеседников. Переход к диалогическому общению предполагает более внимательное отношение к вопросам, кото­рые может задать собеседник. Даже если вам это не интересно, необходимо деликатно относиться ко всем вопросам и высказы­ваниям. Гуманистическое реагирование на подобные вопросы предполагает:

терпеливое и полное выслушивание вопросов;

стремление к совместному более широкому рассмотрению вопроса, что позволяет взглянуть на проблему с различных сторон. Ответ не должен быть поспешным, это обижает и задевает того, для кого он является важным;

учет того, что вопрос не всегда задается с целью получить на него точный ответ. Иногда вопрос является результа­том раздумий или проверкой предположений, услышанных от других людей. Вопрос может быть задан и в надежде на какой-то длительный разговор, не имеющий прямого отношения к затронутой теме.

Изучение общения показывает сложность, разнообразие, мно- гоуровневость проявлений и функций этого явления. Сложность общения требует выделения отдельных его составляющих, описа­ния структуры.

 

Виды общения

1. «Контакт масок» формальное закрытое обще­ние, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привыч­ные «маски» (вежливости, строгости, безразличия, скром­ности, участливости и т. п.) набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истин­ные эмоции, отношение к собеседнику. В городе «кон­такт масок» даже необходим в некоторых ситуациях, что­бы люди «не задевали» друг друга без надобности, чтобы отгородиться» от собеседника.

2. Примитивное общение когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если ну­жен, то активно вступают в контакт, если мешает от­толкнут или последуют агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют даль­нейший интерес к нему и не скрывают этого.

3. Формально-ролевое общение – когда регламенти­рованы и содержание, и средства общения и вместо зна­ния личности собеседника обходятся знанием его соци­альной роли.

4. Деловое общение когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника ради достижения деловых интересов, при этом интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.

Кодекс делового общения: а) принцип кооперативности «твой вклад должен быть таким, какого требует совместно принятое направление разговора»; б) принцип достаточности информации – «говори не больше и не меньше, чем требуется в данный момент»; в) принцип качества информации – «не ври»; г) принцип целесооб­разности – «не отклоняйся от темы, сумей найти реше­ние»; д) «выражай мысль ясно и убедительно для собе­седника»; е) «умей слушать и понять нужную мысль»; ж) «умей учесть индивидуальные особенности собеседни­ка ради интересов дела».

5. Светское общение. Суть светского общения в его беспредметности, т. е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это обще­ние закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определя­ют характера коммуникации.

Кодекс светского общения:

1) вежливость, такт «соблюдай интересы другого»;

2) одобрение, согласие – «не порицай другого», «избегай возражений»;

3) «будь доброжелателен, приветлив ».

Если один собеседник ориентируется на принцип веж­ливости, а другой на принцип кооперативности, они могут попасть в нелепую, неэффективную коммуникацию. Следовательно, правила общения должны быть согласо­ваны и соблюдаться обоими участниками.

6. Духовное, межличностное общение. Это общение, в котором можно затронуть любую тему и необязательно прибе­гать к помощи слов, собеседник поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, может предвидеть его реакции, инте­ресы, убеждения, отношение.

Средства общения

Все средства общения принято делить на две большие группы: вербальные средства (словесные) и невербальные средства (несловесные).

В вербальномобщении обычно применяются два варианта речи: устная и письменная. Письменная речь то та, которой обучают в школе и которую привыкли считать признаком образованности человека.

Устная речь, по ряду параметров отличающаяся от письменной, является не безграмотной письменной речью, а самостоятельной речью со своими правилами и даже грамматикой.

Невербальные средства общения нужны для того, чтобы: регулировать течение процесса общения, создавать психологический контакт между партнерами; обогащать значения, передаваемые словами, направлять истолко­вание словесного текста; выражать эмоции и отражать истолкование ситуации.

Невербальные средства делятся на группы

1. Визуальные средства общения (видимые)

1.1. кинесика (движения частей тела);

1.2. визуаль­ный контакт (взгляд);

1.3. мимика (выражение лица);

1.4. поза (в частности, локализация, смены поз относительно словесного текста);

1.5. кожные реакции (покраснение, побледнение, появление мурашек);

1.6. дистанция (расстояние до собе­седника, угол поворота к нему, персо­нальное пространство);

1.7. вспомогательные средства обще­ния, в том числе особенности телосло­жения (половые, возрастные) и сред­ства их преобразования (одежда, кос­метика, очки, украшения, татуировка, усы, борода, сигарета и т.п.).

2. Акустические сред­ства общения (слышимые):

2.1. паралингвистические, т.е. свя­занные с речью (интонация, громкость, тембр, тон, ритм, высота звука, рече­вые паузы и их локализация в тексте);

2.2. экстралингвистические, т.е. не связанные с речью (смех, плач, кашель, вздохи, скрежет зубов, шмыганье но­сом и т.п.).

3. Тактильные сред­ства общения (ощущаемые):

3.1. физическое воздействие (ведение слепого за руку, контактный танец и др.);

3.2. такесика (пожатие руки, хло­панье по плечу).

4. Ольфакторные средства обще­ния (обоняемые):

4.1. запахи окружающей среды;

4.2. естественный и искусственный запахи человека.

Структура общения

Обычно характеризуют структуру общения путем выделения в ней трех взаимосвязанных сторон: перцептивной, коммуникатив­ной и интерактивной.

Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установлению на этой основе взаимопонимания.

Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающими­ся индивидами.

Интерактивная сторона общения заключается в организации взаимодействия (взаимовлияния) между общающимися индивидами.

Конечно, в реальности все три стороны общения взаимосвяза­ны, проявляются почти одновременно в процессе общения и выде­ляются лишь для удобства научного исследования.

Коммуникативная сторона общения

Рассмотрим, коммуникативнуюсторону общения, которая состоит в том, что люди передают друг другу информацию посредством различных знаковых систем.

Социолог Гарольд Лассуэлл предложил следующую модель коммуникативного процесса:

Коммуникатор Кто? (передает сообщение)
Сообщение Что? (передается)
Аудитория Кому? (направлено сообщение)
Канал связи Как? (осуществляется передача)
Эффективность С каким эффектом?

 

Информация, исходящая от коммуникатора может быть двух типов:

1. Побудительная – призванная вызвать действие

2. Констатирующая – фиксирующая что-либо

В речевой деятельности отмечают три стороны: содержательную, выразительную и побудительную.

Содержательность характеризуется богатством, значительностью и доказательностью мыслей. Иногда люди говорят продолжитель­но, но малосодержательно: слов много, а мыслей мало.

Выразительность речи связана с ее эмоциональной окрашенно­стью: речь может быть яркой, образной, энергичной или, наоборот, сухой, вялой, тусклой.

Побудительная сторона речевой деятельности состоит во влия­нии ее на мысли, чувства и волю слушателя, читателя.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.