Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Значение, задачи и структура ремонтного хозяйства предприятия



Современные предприятия машиностроения оснащены дорогостоящим и разнообразным оборудованием, установками, роботизированными комплексами, транспортными средствами и другими видами основных фондов. В процессе работы они теряют свои рабочие качества, главным образом из-за износа и разрушения отдельных деталей, поэтому происходит снижение точности, мощности, производительности и других параметров.

Чтобы компенсировать износ и поддержать оборудование в нормальном, работоспособном состоянии, требуются систематическое техническое обслуживание и выполнение ремонтных работ, а также проведение мероприятий по технической диагностике оборудования. Для выполнения этих видов работ на предприятиях создаются ремонтные службы. Их структура зависит от ряда факторов — типа и объема производства, его технических характеристик, развития кооперирования при выполнении ремонтных работ, системы централизации и др.

В состав ремонтной службы крупного и среднего предприятия входят отдел главного механика, ремонтно-механический цех (РМЦ), цеховые ремонтные службы, общезаводской склад запасных деталей и узлов.

Возглавляет ОГМ главный механик, подчиненный непосредственно главному инженеру завода. В составе ОГМ, как правило, создаются следующие функциональные подразделения: бюро планово-предупредительного ремонта (ППР), конструкторско-технологическое бюро, планово-производственное бюро и группа кранового оборудования.

Бюро ППР включает группы: инспекторскую, учета оборудования, запасных частей и ремонтно-смазочного хозяйства.

Инспекторская группа планирует, контролирует и учитывает выполнение всех видов ремонтных работ; инспектирует правильность эксплуатации и разрабатывает инструкции по уходу за оборудованием.

Группа учета оборудования ведет паспортизацию и учет всех видов оборудования, следит за его перемещением, контролирует состояние хранения и качество консервации неустановленного оборудования, проводит ежегодную инвентаризацию.

Группа запасных частей устанавливает номенклатуру, сроки службы, нормы расхода и лимиты на запасные детали и покупные материалы, планирует изготовление запасных частей и руководит складскими запасами деталей.

Группа ремонтно-смазочного хозяйства контролирует выполнение графика смазки оборудования; устанавливает лимиты на обтирочно-смазочные материалы и на сбор отработанного масла и его регенерацию.

Планово-производственное бюро планирует и контролирует работу РМЦ и цеховых ремонтных служб, осуществляет материальную подготовку ремонтных работ, составляет отчеты по выполнению планов ремонтных работ по заводу, производит анализ технико-экономичес­ких показателей ремонтной службы завода, выявляет непроизводи­тельные затраты, разрабатывает мероприятия по их устранению.

Конструкторско-технологическое бюро осуществляет всю техниче­скую подготовку системы ППР и всех видов ремонтных работ, включая модернизацию; обеспечивает комплектование альбомов чертежей и их хранение по всем видам оборудования.

Группа кранового оборудования следит за эксплуатацией и состоянием всех подъемно-транспортных механизмов, планирует и контролирует выполнение всех видов ремонтов.

Ремонтно-механический цех является основной материальной базой ремонтной службы предприятия. Он комплектуется разнообразным универсальным оборудованием и высококвалифицированными рабочими, выполняет все наиболее сложные работы по ремонту оборудования, изготовлению и восстановлению сменных деталей, а также работы по модернизации оборудования.

Цеховые ремонтные службы создаются в крупных основных цехах завода только при использовании децентрализованной и смешанной системы организации ремонтных работ. Службы находятся в ведении механиков цехов.

Общезаводской склад запасных деталей и узлов осуществляет хранение и учет всех материальных ценностей, необходимых для проведения всех видов ремонтов оборудования и подъемно-транспортных средств.

Штаты инженерно-технических работников и служащих ремонтной службы предприятия устанавливаются в зависимости от числа ремонтных единиц оборудования в целом по заводу.

1.2. Сущность и содержание системы планово-
предупредительных ремонтов

С 1955 г. обслуживание и эксплуатация оборудования на предприятиях страны производятся по единой системе планово-предупредительного ремонта (ППР), разработанной в СССР в 1923 г.

Система ППР представляет собой совокупность организационных и технических мероприятий по уходу, надзору, обслуживанию и ремонту оборудования, проводимых профилактически по заранее составленному плану с целью предотвращения прогрессивного износа, предупреждения аварий и поддержания оборудования в постоянной эксплуатационной готовности.

Сущность системы ППР заключается в проведении через определенное число часов работы оборудования профилактических осмотров и различных видов плановых ремонтов, чередование и периодичность которых определяются назначением агрегата, его особенностями, размерами и условиями эксплуатации.

Основными задачами системы ППР являются: снижение расходов на ремонт и повышение качества ремонта.

Система ППР предусматривает проведение определенных видов работ по техническому обслуживанию и ремонту оборудования.

1. Межремонтное обслуживание, которое заключается в наблюдении за состоянием оборудования, правильной его эксплуатацией, своевременном регулировании механизмов и устранении мелких неисправностей, чистке и смазке. Выполняются все эти работы основными рабочими и дежурным ремонтным персоналом (слесарями, смазчиками, электриками) в нерабочие часы по заранее составленному графику, т.е. профилактически.

2. Смена и пополнение масел, осуществляемые по специальному графику для всего оборудования с централизованной и картерной системами.

3. Проверка геометрической точности, которая проводится после плановых ремонтов и профилактики по особому плану-графику для прецизионного и финишного оборудования в соответствии с нормами, предусмотренными ГОСТами или ТУ. Проверку выполняют контролеры отдела технического контроля (ОТК) с привлечением слесарей-ремонтников.

4. Проверка жесткости, которая осуществляется после плановых средних и капитальных ремонтов в соответствии с нормами, указанными в ГОСТах для металлорежущих станков.

5. Осмотры, которые проводятся в целях проверки состояния обору­дования, а также устранения мелких неисправностей и выявления объемов, объемов подготовительных работ, подлежащих выполнению при очередном плановом ремонте. Осмотры, проводимые перед средним и капитальным ремонтами, сопровождаются составлением Ведомости дефектов, в которой отражаются все виды предстоящих работ, необходимые материалы и запасные части, балансовая стоимость объекта.

6. Плановые ремонты, которые в соответствии с ГОСТ 18322-78 «Система технического обслуживания и ремонта техники. Термины и определения» подразделяются, в зависимости от содержания и трудоемкости выполнения работ, на текущие, средние и капитальные.

Текущий ремонт (малый) заключается в замене небольшого количества изношенных деталей и регулировании механизмов для обеспечения нормальной работы агрегата до очередного планового ремонта и проводится, как правило, без простоя оборудования (в нерабочее время). В течение года текущему ремонту обычно подвергается 90-100% технологического оборудования. Затраты на этот вид ремонта включаются в себестоимость продукции, выпускаемой на данном оборудовании.

Средний ремонт заключается в смене либо исправлении отдельных узлов или деталей оборудования. Он связан с разборкой, сборкой и выверкой отдельных частей, регулировкой и испытанием оборудования под нагрузкой. Средний ремонт проводится по специальной Ведомости дефектов и заранее составленной смете затрат в соответствии с планом-графиком ремонтов оборудования. Затраты на ремонты, проводимые с периодичностью менее года, включаются в себестоимость продукции, выпускаемой на этом оборудовании, а с периодичностью более года осуществляются за счет амортизационных отчислений. Среднему ремонту подвергается в течение года порядка 20-25% установленного оборудования.

Капитальный ремонт осуществляется с целью восстановления исправности и полного или близкого к полному ресурса оборудования. Производится, как правило, ремонт всех базовых деталей и узлов, сборка, регулировка испытание оборудования под нагрузкой. Как и средний, капитальный ремонт производится по специальной Ведомости дефектов, составленной при осмотре оборудования, смете затрат и в соответствии с планом-графиком. Затраты на капитальный ремонт осуществляются предприятием за счет производимых им амортизационных отчислений. Капитальному ремонту в течение года подвергается около 10-12% установленного оборудования.

7. Внеплановый ремонт — вид ремонта, вызванный аварией оборудования или не предусмотренный годовым планом. При правильной организации ремонтных работ, в строгом соответствии с системой ППР, внеплановые ремонты не должны иметь места.

 

1.3. Ремонтные нормативы системы планово-предупредительных
ремонтов и методология их расчёта

Эффективность применения системы ППР находится в прямой зави­симости от совершенства нормативной базы, соответствия нормативов условиям эксплуатации оборудования. От точности нормативов в большой степени зависят размеры расходов предприятия на техническое обслуживание, ремонт оборудования, уровень потерь в производстве, связанных с неисправностью оборудования. Нормативы дифференцируются по группам оборудования и определяют последовательность проведения ремонтов и осмотров, объемы ремонтных работ, их трудоемкость и материалоемкость.

Важнейшими нормативами системы ППР являются:

1) длительность межремонтного цикла;

2) структура межремонтного цикла;

3) длительность межремонтного и межосмотрового периода;

4) категория сложности ремонта;

5) нормативы трудоемкости;

6) нормативы материалоемкости;

7) нормы запаса деталей и оборотных узлов и агрегатов.

Под длительностью межремонтного цикла понимается период вре­мени работы оборудования от момента ввода его в эксплуатацию до первого капитального ремонта или период времени между двумя по­следовательно выполняемыми капитальными ремонтами. Для легких и средних металлорежущих станков длительность межремонтного цикла рассчитывается по формуле:

где 24000 — нормативный ремонтный цикл, станко-ч;

βп — коэффициент, учитывающий тип производства (для массового и крупносерийного равен 1,0, для серийного — 1,3, для мелкосерийного и единичного — 1,5);

βм — коэффициент, учитывающий род обрабатываемого материала (при обработке конструкционных сталей равен 1,0, чугуна и бронзы — 0,8, высокопрочных сталей — 0,7);

βУ — коэффициент, учитывающий условия эксплуатации оборудова­ния (при нормальных условиях механических цехов равен 1,0, в запыленных и влажных помещениях — 0,7);

βт — коэффициент, отражающий группу станков (для легких и сред­них равен 1,0)

Под структурой межремонтного цикла понимается перечень и по­следовательность выполнения ремонтных работ и работ по техническому обслуживанию в период длительности межремонтного цикла. Например, для средних и легких металлорежущих станков:

K1 — O1 — T1 — О2 — Т2 — О3 — C1 — O4 — T3 — O5 — T4 — О6 — К2,

где К1, К2 — капитальный ремонт оборудования; T1, Т2, Т3, Т4 — текущие малые ремонты оборудования; С1 — средний ремонт оборудования; O1, О2, О3, О4, O5, О6 — осмотр (техническое обслуживание).

Из структуры межремонтного цикла видно, сколько проводится тех или иных видов ремонта и осмотра и в какой последовательности.

Межремонтный период — период работы единицы оборудования между двумя очередными плановыми ремонтами. Например, период времени между K1 и Т1, или T1 и Т2, или Т1 и С1. Длительность межремонтного периода (tмр) определяется по формуле:

где nс, nт — число средних и текущих ремонтов.

Межосмотровый период — период работы оборудования между двумя очередными осмотрами и плановыми ремонтами. Его длитель­ность (to) определяется по формуле:

где п0 — число осмотров, или число раз технического обслуживания, на протяжении длительности межремонтного цикла.

Под категорией сложности ремонта понимается степень сложности ремонта оборудования и его особенности. Чем сложнее оборудование, чем больше его размер и выше точность обработки на нем, тем выше сложность ремонта, а, следовательно, выше категория сложности.

Обозначается категория сложности ремонта буквой R и числовым коэффициентом перед ней. В качестве эталона для определенной группы металлорежущих станков принят токарно-винторезный станок 1К62 с высотой центров 200 мм и расстоянием между ними 1000 мм. Для этого станка установлена категория сложности по технической части 11R, а по электрической — 8,5R. Категорию сложности любого другого станка данной группы оборудования устанавливают путем сопоставления с эталоном.

Трудоемкость того или иного вида ремонтных работ определяется исходя из количества единиц ремонтной сложности и норм времени, установленных на одну ремонтную единицу. Количество единиц ремонтной сложности по механической части оборудования совпадает с категорией сложности. Следовательно, станок 1К62 по механической части имеет 11 ремонтных единиц, а по электрической — 8,5 ремонтной единицы.

Нормы времени устанавливаются на одну ремонтную единицу по видам ремонтных работ отдельно на слесарные, станочные и прочие работы
(см. табл. 1).

Таблица 1

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.