Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Психотерапевтическое потенцирование



Этот термин появился в 60-е годы, когда психотерапия стала выходить из подполья (см. материалы знаменитой сессии Академии медицинских наук, где врачи, занимавшиеся психотерапией, отрекались от своих "неправильных взглядов" на роль психики (или даже "души") в происхождении болезней). Потенцирование означало, что привлечение методов психотерапевтического внушения, убеждения, поддержки и т. д. значительно увеличивает эффективность любого лечения при любой болезни. Слово, как лечебный фактор, подтверждает и усиливает действенность лекарства и медицинской процедуры.

Наиболее понятная врачам форма "потенцирования" — объяснение на словах действия лекарства, его возможных эффектов. Слова, как бы прокладывают дорогу для будущих физических изменений. Это словесная модель или план будущего состояния здоровья. Когда такой план создан, то лекарства и процедуры становятся весьма эффективными. Более того, если пациент способен ярко и образно представить себе такой план, то ему и лекарств не требуется. Потенции слова и произведенным словом образа хватает, чтобы избавиться от болезни.

Амбулаторная психотерапия

Этот вариант "малой психотерапии" развивался благодаря энтузиазму врачей разных специальностей — терапевтов, невропатологов, дерматовенерологов и пр., убедившихся в терапевтической силе слова, внушения и лечебной логики.

В арсенал амбулаторной психотерапии вошли в основном методы рациональной психотерапии по Дюбуа, прямого и косвенного внушения, а также методы "лечебной педагогики". Эти последние методы обучения больных рациональному поведению во время болезни в настоящее время превратились в так называемые "Школы" ("Школа для больных ИБС", "Для диабетиков" и др.). Практика показала, что точные знание о болезни, о самых рациональных способах поведения, включая режим, график приема лекарств и про-


цедур, способы саморегуляции и т. д., все это действует как мощный лечебный фактор. По сути дела у больного формируется "внутренний врач", и пациенту передаются полномочия по выводу себя из кризиса.

Многолетняя зарубежная практика реабилитации людей после серьезных заболеваний также свидетельствует в пользу обучения пациентов справляться самостоятельно и ответственно со своей болезнью. Поэтому многие центры реабилитации скорее похожи на "университет", чем на лечебное учреждение: пациенты по строгому расписанию ходят на лекции и групповые занятия, получают задания, читают методические материалы и пр.

Сам термин "малая психотерапия" стал относиться к методам краткосрочной, неаналитической, привязанной к практике лечения конкретной болезни, а не "обращенной к личности" психотерапии. Эти методы может освоить любой врач. Их можно условно разделить на две области:

1) искусство строить деловые ("контрактные") отношения, объединяться с человеком для общего дела — борьбы с болезнью;

2) искусство строить межличностные отношения с пациентом, которые бы обладали терапевтическим свойством.

1.2. КОММУНИКАЦИЯ

Врачебный разговор

Любому больному необходимо выговориться на предмет своей болезни, вербализовать, то есть перевести в словесную форму, а значит, сделать управляемыми свои переживания и симптомы болезни. Многие больные прежде чем обратятся к врачу, проводят ужасные часы, дни, недели в тягостных размышлениях о том, что с ними происходит и что с ними будет дальше. Их "гипнотизирует" болезнь. Поэтому врачебный разговор, в котором наводящие вопросы доктора помогают больному объективизировать свои пере-


 

живания и ощущения, отнестись к ним как к объекту управления, а не как собственной сути (разотождествиться с болезнью), способен не только облегчить морально-психологическое состояние, но даже убрать те симптомы, которые выражают страх и тревогу.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.