Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Внутренние особенности трагического мифа



Трагедия, по Аристотелю, изображает действие или жизнь а именно — взаимные переходы "счастья" и "несчас-


тья", без изображения характеров людей. Трагический миф есть изображение не человека, но жизни в целом. В нем дана смысловая ткань, из которой состоит жизнь вообще, а люди — один из многих моментов.

Основа трагического мифа — учение о перводвижущей умной энергии. Трагедия начинается тогда, когда самодовлеющий и блаженный Ум, устремленный на себя и в себе вращающийся, начинает отдаваться во власть инобытию — материально воплощаясь, превращаясь из вечного во временный, подчиняясь необходимости, разрушается как факт, носивший до сих пор всю полноту смысла и целостности на себе — тогда и начинается человеческая жизнь с переходом от счастья к несчастью. Необходимо, как комментирует это учение А.Ф. Лосев, Преступление, но не просто провинность или неудача-ошибка. Необходимо, чтобы Ум вышел из повиновения самому себе, чтобы на карту было поставлено само существование живого существа. Причем так, чтобы преступник не знал и не помнил то, что он сам собой представляет, иначе никакого преступления не будет; преступление — это самоотдание себя во власть беспредельного самоутверждения, которое может быть только бессознательным.

Рано или поздно преступник узнает то, что сотворено. Припоминая вечно нетронутые блаженные радости и с этой точки зрения оценивая содеянное, преступник приходит к узрению подлинной тайны преступления.

Наступает время трагического пафоса, когда перед глазами развертывается весь проделанный путь преступления и видны все усилия утвердить себя в инобытии, то есть в отрыве от себя истинного, в отрыве от вращающегося в себе самом ума. Контраст с тем, что "должно было быть, и тем, что стало" потрясает человеческое существо, возбуждает чувства.

Потрясение чувств порождает опознание и оценку преступления с точки зрения утерянного невинного счастья и заставляет восстанавливать попранное, оправдывать поруганное. Это совершается через возмездие или суд, или как-то иначе, но обязательно через переживание страха и сострадания.


И если все это сделано, тогда и только тогда наступает очищение страстей, прошедшее через тьму и смрад преступлений и самозабвения. Происходит возвращение к свету пер-воневинности и блаженной красоте. Таким образом, катарсис есть один из пяти необходимых моментов трагедии:

1) Перипетия — перемена участи, переход к противоположному через преступление по незнанию и т. д.

2) Узнавание — переход от незнания истинных мотивов преступления к знанию таковых (узнавание Эдипом тайны своего происхождения и содеянного), а именно:

— через узрение естественного хода событий;

— через приметы и догадки;

— через воспоминание;

— через умозаключения.

3) Пафос — максимальная возбужденность, граничащая с самозабвением.

4) Страх и сострадание. Страх по Аристотелю есть а) неприятное ощущение или смятение, б) возникающее из представления о предстоящем зле, в) которое может погубить или причинить вред, г) ввиду своей непосредственной близости, д) но которое все еще оставляет надежду на минование этого зла. Не переживает страха тот, кто "уже окоченел по отношению к будущему", кто перенес все возможные страдания и несчастья.

Сострадание — это а) скорбь, б) при виде бедствия, в) которое может повлечь за собой гибель или вред и г) которое постигает человека, этого не заслуживающего, д) бедствия, которое могло бы постигнуть или нас самих, или близких, и е) при том, когда оно кажется непосредственным. Итак, Страшное и Жалкое должны вытекать из сцеплений самих событий мифа.

5) Очищение или Катарсис — последний этап в развитии понятия трагического мифа. Это "блаженное самодавление, наступающее после пережитого его разрешения" и есть подлинное очищение, возвращение подлинной, изначальной красоты первоэнергии.

Как видно из определения катарсиса, это не просто "отреагирование зажатых аффектов" или другая чисто пси-


хологическая интерпретация очищения. Катарсис — это Умное состояние (у Мамардашвили — когитативное состояние) — "высшая собранность всего растекающегося множества психической жизни в некое неподвижное самодовлеющее пребывание в одной точке" (А.Ф. Лосев, 1993). Похоже на состояние медитации, о чем писал Говинда, сосредоточенность на самом себе, на самом главном в себе, на смысле своего существования. Это еще один путь на Фудзияму. Можно изобретать бесчисленное количество путей к одному — к вершине личностного самоосуществления, которое определяется как "спасение" или "очищение", "освобождение", "созревание", "самоактуализация", "эффективное поведение", "зрелость", "индивидуация" и проч. — к здоровью.

Рекреация

Термин "рекреация" часто используют как синоним понятия "отдых". В психотерапии отдых или отвлечение от привычных забот и дел использовался в самых разных вариантах: гипноз-отдых, психологическая разрядка, "Мо-рита-терапия", ландшафт-терапия и многое другое. Классические метод психотерапии — рациональная психотерапия Дюбуа — возник при работе с отдыхающими: Дюбуа был курортным врачом и пришел к своему методу рационального убеждения ("сократовский диалог") в длительных беседах со своими пациентами. Возможно, неторопливая обстановка санаторно-курортного лечения, рекреативная зона, отвлекающая от забот мирской жизни, способствовала этому. Трудно представить себе, чтобы такой достаточно тонкий метод коррекции патогенных идей, каким является хорошо организованный диспут врача и пациента, без конфронтации, без прямых внушений, без манипуляций и косвенных внушений (что характерно для фронтовой психотерапии, когда необходимо было в кратчайшие сроки, любыми "подручными" средствами снять симптом) мог бы появиться где-либо в другом месте, а не на курорте.


Рекреация означает нечто большее, чем просто отдых. В дословном переводе с латинского recreatio — это "восстановление", то есть восстановление сил, затраченных на работу, восстановление "первоначала", с которого начинается борьба за существование, заботы человека о хлебе насущном. Если понимать креативность как способность к творчеству, способность "сотворить нечто", тогда термин "рекреация" означает восстановление способности творить, создавать новое в Себе, для Себя, и, конечно, для других.

В ветхозаветной легенде о сотворении мира говорится, что Бог создал небеса и землю, природу и человека за первые шесть дней, а седьмой день отдыхал, и человек был свидетелем только этого последнего дня творения — как сотворял господь мир и самого человека, осталось тайной. Бог благословил этот седьмой день и сделал его священным. Для чего? Для того, чтобы человек в день отдыха обращал все свои мысли и внимание к Абсолюту, думал о своем Творце и был абсолютно свободен. Иисус Христос, прозванный "Господином Субботы" (Бог Рекреации), проповедовал "не заботиться о хлебе насущном", а восстанавливать связь с Творцом, которого первый человек Адам видел только отдыхающим от трудов своих праведных. Не трудиться учил Христос, а учил восстанавливать забытый людьми свой "облик и подобие божье". Умерев на кресте мученической смертью и заплатив этим за все грехи людей, Христос воскрес в этот седьмой день недели, названный христианами Воскресением. Таким образом, в христианской мифологии время отдыха есть священное время рекреации, восстановления первоначального облика и подобия божьего, восстановления родства с Абсолютом, время абсолютной свободы от мирских дел, "от мира сего". Говоря другими словами, время отдыха — это время, когда человек освобождается от своего социально сформированного, а потому — конфликтного, "греховного" сознания (поэтому оно и священно, сакрально).

Если обратиться к еще более древним мифологическим системам, например, к китайской системе "Багуа", то мы увидим схожий мотив — отдых как время восстановления


энергийного первоначала человека: состояние У-Цзи или Отсутствие Предела — без мысли и формы. Это так называемое Прежденебесное — неоформленное энергетическое состояние, при котором еще нет разделения на Инь и Ян. Считалось, что до рождения младенец находится в Прежденебесном состоянии, поскольку не видел неба, а после рождения — в Посленебесном. В Посленебесном состоянии энергия Ци и кровь становятся все более "янскими", движения — более скованными, теряется естественность и легкость, воздух и пища, преобразуясь в энергию "Послене-бесной ци", а также эмоциональное беспокойство — вечный спутник социальной жизни человека — еще более отдаляют человека от Прежденебесного состояния, которое связывает человека с природой и является главным источником здоровья. Время, когда человек может восстановить Прежденебесное — сон, медитация и осознанные упражнения (цигун).

В истории западной философии, начиная с Пифагора и заканчивая Хайдеггером, можно проследить развитие идеи преодоления сознания и самосознания. Пифагор, прежде чем услышал неслышимую музыку сфер, заточил себя на три года в подземелье и пытался преодолеть всевозможные знания-предубеждения, самоидентификации "Я", установки восприятия и мышления. Выйдя из "царства Аида" обновленным, Пифагор пришел к убеждению, что счастье есть не-знание (со-знание) добра и зла, а совершенство чисел. Хайдеггер, размышляя о разуме и "пограничном эк-статирующем феномене" человека, пришел к пониманию бес-цельности стремления воли к воле: стремление к абсолютному знанию оказывается миражом, что позволяет воле внести подмену — вместо стремления к знанию получается стремление воли к устремляющейся в никуда и ни за чем бесцельной воле.

В психологии рекреацию чаще всего связывают с процессом восстановления способности к обучению, восприятию нового. Утомление мыслится как неисчезающая установка, которая заставляет человека действовать определенным образом и не дает возможности переключиться на что-либо другое. Самым ярким проявление тако-


го "застревания" (или ригидности) является фиксация на препятствии: человек или животное в экспериментальной ситуации фрустрации продолжает совершать неэффективное действие, несмотря на повторяющийся неуспех — ломится в закрытые двери, не видя, что рядом есть проход. Устранить какую-либо установку можно, только обессмыслив ее на личностном уровне.

Используя терминологию Г. Бейтсона о различных уровнях процессов обучения, можно сказать, что рекреация — это условия для обеспечения нормального протекания "Обучения III":

1) "Обучение-1" — изменения в спецификации ответа путем коррекции ошибок выбора в поле возможных альтернатив.

2) "Обучение-П" — изменения в процессах "Обучения-I", то есть коррективные изменения самого поля альтернатив, где производится выбор, либо это изменение того, как именно секвентируется опыт ("пунктуация").

3) "Обучение-Ш" — изменения в процессах "Обучения-П", коррективное изменение в системе полей альтернатив, в которых делается выбор.

Таким образом, рекреация — это:

Теологически = восстановление родства с Богом.

Мифологически = восстановление первоначального единства Человека и Природы (Космоса).

Философски = преодоление сознания как носителя противоречий.

Психологически = преодоление установок и восстановление способности "учиться учиться".

Рекреация, как она подана здесь, и является, очевидно, самым главным и надежным источником плацебо-эффектов, поскольку обеспечена биологически (сон, циклические процессы жизни), психологически (процессы обучения на разных уровнях), культурально (ритуалы, мифология Вечного Возвращения и пр.), социально (зоны рекреации, индустрия отдыха) и духовно (вечная жажда человека присоединиться к чему-то Большому, что он способен воспринять и осознать).


ПОЗИТИВНОЕ ПЛАЦЕБО

Заклинания

Древнейшая форма лечения от всех болезней, сохранившаяся и до настоящего времени в самых разных вариациях. Как одна из форм обрядового фольклора заклинания имели целью оказывать влияние (магическое) на окружающий мир, в том числе и на болезни, вызывать желательные явления. Слово с древнейших пор воспринималось как дело. Оно органически сливалось с действием, поясняло его и закрепляло.

Наши предки напрямую обращались к объектам природы и требовали (просили, умилостивляли) от объектов нужного поведения: "Зима, уходи вон, рваная старуха", "Дождик, дождик, поливай!" и пр. Все это сохранилось в детских играх и нашем подсознании. Иногда это выходит в очень серьезном виде, и кто-то начинает разгонять облака над Москвой, управлять болезнями, "изгонять демонов" и пр.

Заклинания болезней принято называть заговором. Это прямые предшественники современных "гипнотических песен", суггестивных наговоров и пр. Особенно интересны для анализа средств, вызывающих позитивные плацебо-эффекты, то есть те, которые можно определить как восполнение недостающего ресурса для исцеления, так называемые эпические заговоры. В них выражение какого-либо желания связано с "эпической частью", в которой изображается жизнь чудесных героев — людей, животных, птиц, символические действия которых и должны способствовать достижению желаемого результата.

Вот пример заговора, записанного в бассейне реки Мезень на Русском Севере:

"Станет раба божия Акулина, станет, благословясь, пойдет, перекрестясь, из избы дверьми, из двора воротами выйдет в чисто поле. В чистом поле есть окиян-море, в оки-ян-море есть злачен камень, в злаченом камне есть золотая щука. У етой щуки нету ни шепоты, ни ломоты, ни отеколи,


ни по костям, ни по жилам, ни по суставам. Так бы и у рабой божией Акулины не было бы ни шепоты, ни ломоты, ни опухоли, ни отяготы, ни по мозгам, ни по суставам..." (Дмитриева С. И., 1982, с. 38).

Как сказали бы авторы NLP, в этом тексте построено тождество: желаемое будущее Акулины, рабы Божией, а оно, это желаемое — быть здоровой и естественной, уподобляется состоянию щуки, у которой нет ни ломоты, ни щепоты:

Состояние А: Акулина болезнь

Путь отождествления

—► Состояние Б: Щука золотая

Клиенту предлагается "якобы ПУТЬ", причем по-шаго-во, чтобы критическое внимание не споткнулось и не стало разглядывать, анализировать сам "путь", а чтобы внимание шагнуло прямо в магическое пространство "мистики идентичности" и создало бы "орган выздоровления" с именем "Щука". Итак, псевдопуть:

1) станет раба Божия;

2) станет благословясь;

3) пойдет, перекрестясь;

4) ...из избы дверьми;

5) из двора воротами;

6) выйдет в чисто поле.

Шестишаговый рефрейминг пути — вместо неясного вопроса "Как уменьшить боли в суставах и пр.", ясная картина пути в чисто поле. А дальше? Дальше ехать некуда, дальше "окиян-море". А это непредставимая для русской ментальности область — океан. Поэтому сознание уходит внутрь, в магическое пространство. В безбрежном пространстве "океанического чувства" (по Фрейду — это символ растворения в материнском теле, утрата воли, нирвана) ум ищет "злачен камень", а там щуку. У щуки той нет болезней ("ломоты", "щепоты", отеков). Щука может выполнять все же-


лания. Акулина-Акула может и "проглотить" щуку с ее здоровыми потрохами и т. д. В магическом пространстве возможны любые трансформации ВКБ (внутренней картины болезни), образа "Я", "схемы тела" и пр.

Никаких принципиально новых конструкций "заклинаний" в современной суггестологии не придумано. Те же эпические зачины, что и в старину, только с новой начинкой: "Придет день, и вы встанете во весь рост, не стесняясь никого, и пойдете... и выйдете к людям, опираясь на свою любовь к ним (это чтобы бросил костыль), и увидите очень голубое и очень глубокое небо... и взгляд ваш устремится вперед, и там, далеко... в будущем вы увидите себя уже другим..." и т. д.

В других зачинах, как и в старину, описываются:

— символическое уничтожение зла (болезни) чудесными героями-помощниками, включая лекарства (аспирин — чудо-богатырь Алеша Попович; панодол — другой богатырь и пр.);

— просьбы и прямые обращения к Силам Природы (обращение к Бессознательному как к Мыслящему Океану в Солярии, например);

— совершение таинственного обряда, например, "изгнания" духов болезни и т. д.

Магические действия

Это тоже древняя форма лечебной магии, которая имеет невероятно разнообразные формы и которая дошла до наших дней и широко используется в народной целитель-ской практике, домашнем лечении, а также в методах психотерапии (суггестивной) и методах внушения (косвенного).

Самый популярный способ — наговаривание на воду ("зарядка", "обработка" и пр.). Если в старинных формах к воде обращались как к стихии, из которой "жизнь порождается", то теперь магические действия прячут под разного ряда рационализации. Например, раствор, содержащий прополис и вытяжки лечебных трав под названием "Эпам-


7" подвергается самим автором этого препарата встряхиваниям. После этого "Эпам-7" приобретает новые свойства. В зависимости от количества и качества "встряхивания" ("невербальные наговоры на воду") "Эпам-7" становится тропным к той или иной энергетической "чакре". Разлитый в бутылочки с соответствующей маркировкой, например, зеленый цвет — чакра "анахата", или сердечный центр, препарат назначается очень широкому спектру пациентов. Я видел документально подтвержденные данные о положительном действии "Эпам-7" (зеленый) на сердечно-сосудистые заболевания.

Не буду описывать того "букета" магических действий, который составлен современными целителями. Их можно коллекционировать по примеру Джеймса Фрезера и писать "Золотую ветвь-2". Но для нашего анализа уже одного примера достаточно, чтобы понять механизм лечебного воздействия: это все тот же "животный магнетизм Месмера", только сильно упрощенный вариант. Магические действия создают у принимающего эту процедуру (если он верит в это и вовлечен в ритуал) иллюзию успешной манипуляции с его телесными процессами ("подействовало") и заставляют фантазию, память, воображение, наконец, неявные знания о мире, о жизни, о развитии человека, актуализироваться в некий план выздоровления. Выполнение этого плана и ведет к улучшению или полному выздоровлению. Если такого плана не создает человек, никакие магические действия эффектов вызвать не способны.

Директивы в плацеботерапии

Директива (или терапевтическое задание) — это описание направления деятельности (куда идти), которое приводит пациента к запланированным изменениям.

Модель директивы — ответ на вопрос, как пройти к А? (спрашивание пути): "Идите сначала прямо до указателя, затем поворачивайте направо и впереди увидите то, что ищите". В этой модели известное — Что требуется найти, а неизвестное — кратчайший путь к этому.


Примеры:

Пациентка: Как мне уснуть? Меня покинул сон.

Терапевт: Притворитесь спящей, и сон может вернуться к вам. Не заставляйте его работать, не зовите его — он этого не любит. Сделайте из своего расслабленного тела и растекающихся во все стороны мыслей хорошую приманку для сна. Сон, как птица, прилетит на приманку".

В данной директиве используется метафорическое описание проблемы, составленное самой пациенткой — "сон покинул меня". Чтобы сон "не покидал", необходимо соблюдение некоторых условий:

— удержать сонливость (не будить себя ничем);

— приманить и не отпугивать.

Можно дать нейтральное средство и намекнуть, что "это" и есть приманка для сна, или сказать, что препарат рассеивает мысли и готовит ум к встрече со сновидением и пр. Все это называется сейчас чрезпредметной психотерапией.

Цели директив (по Haley, 1976):

1. Главная цель терапии — дать возможность больным людям вести себя по-другому. Директивы — путь к этим изменениям.

2. Директивы интенсифицируют взаимоотношения между врачом и его пациентом. Говоря пациенту, что тот должен делать, врач включается в жизненную ситуацию своего пациента, вовлекается в процесс, через который проходит пациент. Врач тем самым становится "значимым другим", поскольку после дачи директивы пациент уже должен как-то реагировать: выполнять, а значит, слушаться врача, или не выполнять — делать по-своему, сопротивляться, объяснять или оправдывать бездеятельность, испытывать сильные чувства по этому поводу (ослушание, ожидание наказания и пр). В любом случае пациент раздумывает об этих вещах, прежде чем придет на следующую встречу. Эта новая встреча делает врача более важной фигурой, чем до дачи директивы, ведь пациенту необходимо отчитаться, рассказать, как он выполнил или не выполнил задание.

3. Директивы — один из эффективных способов получения качественной информации о пациенте. Реакция на ди-


рективу показывает действительные намерения пациента — хочет ли он на самом деле меняться или проблема нужна ему еше для каких-то скрытых целей. Эти цели могут быть легко обнаружены при обсуждении темы "Почему вы не будете это делать?".

Директива как команда

Команды — краткий устный приказ установленной формы на выполнение какого-либо действия:

"Дышите".

"Не дышите".

"Вдохните в последний раз" (на пластинке "Аутогенная тренировка", 1989).

Для эффективной работы с помощью команд, необходимо четко понимать состав действий какой-либо деятельности человека, которую в процессе психотерапии необходимо изменить. Для этого надо ответить на вопрос, что именно делает пациент, чтобы испытать тот или иной симптом. Разбивка поведенческого акта на составляющие его относительно автономные действия называется секвенциональным анализом.

Секвенция — автоматические действия (неизменяемые элементы), которые не подлежат переделке — человека не нужно учить делать вдох или выдох, поднимать или опускать руку и пр. В точках перехода от одного действия (секвенции) к другому человек принимает решения, поэтому команда адресуется к этой точке выбора, но не к самой секвенции. Например, "Примите это лекарство (плацебо) сразу, как только решите лечь в постель СПАТЬ!" Здесь две команды:

1) принять лекарство в точке принятия решения "лечь";

2) команда "спать", ассоциирующаяся с последствиями решения "лечь".

Директива как решение минимальной задачи

Наиболее просто директива строится когда известно, Что дано и Что требуется получить, то есть имеется формули-


ровка задачи. Дано: "Состояние дискомфорта". Требуется: "Успокоиться".

Проблемная ситуация пациента должна быть переведена в решаемую задачу, а директива оформляется как решение задачи. Естественно, что решена будет одна задача, а не множество, поэтому проблемная ситуация должна быть основательно редуцирована до степени "одной единственной", ясно различимой, артикулированной задачи. Понятно, что такая задача является "минимальной". Она не отражает всю сложность пациента как человека, попавшего в трудную жизненную ситуацию, хотя в ней, как в капле воды, может отразиться типичное противоречие, основной конфликт. Решение такой задачи заведомо не может изменить человека глобально, но может открыть пути необходимых изменений, ведущие к выздоровлению.

Решение начинается с построением модели, в которой предельно просто отражается суть задачи — противоречие, ведущее к конфликту.

Два типа решения:

а) То же самое плюс новая способность (видеть происходящее под другим углом зрения, например: "Вы сядете дома в самом уютном месте, там, где вы раньше успокаивались, и ВСПОМНИТЕ себя в состоянии комфорта!").

б) То же самое минус негативное качество ("не видеть" что-то, например: "Придя домой, вы сразу же пройдете на кухню, ПРОСКОЧИВ прихожую" — чтобы не видеть беспорядка, а потом сердиться).

Директива как мотив деятельности

Многие люди знают, что надо делать, но не делают: "Я знаю, что мне надо сделать, это — ...". Они понимают, что проблема состоит из задач, а задачи решаются — одни легко, другие трудно, для решения одних задач требуются подходящие условия, для других — время, для третьих — участие других людей и пр. Однако они не предпринимают никаких действий не столько из-за возникающих препятствий или ограничений, сколько из-за слабой мотивации: 180


"А зачем все это?", "Стоит ли игра свеч?", "Какой смысл в этом?".

Наиболее общая формулировка директивы в таких случаях может быть представлена в следующей форме:"Возьмите столько смысла, сколько нужно, чтобы сделать это".

Остается ответить только на два вопроса: "Где брать смысл?" и "Сколько его надо?". Речь идет, следовательно, о мотивировании. Директива строится как мотив деятельности, в котором выражается смысл предполагаемого выбора пути. Мотив — это точная, развернутая (без пропусков) речевая формулировка, в которой дано название и описание поступка — поведения в какой-либо ситуации. Дифференцированные на предыдущем этапе компоненты мотива:

ЦЕЛЬ ПОВЕДЕНИЯ — образ желаемого будущего, предмет желания;

ДЕЙСТВИЕ — план того, что именно надо делать;

СУБЪЕКТ — кто именно будет действовать ("Я" или "часть "Я", "субличность", мое "второе Я");

ОБЪЕКТ — на кого или на что будет направлено планируемое действие;

ОБСТОЯТЕЛЬСТВА — где, когда, при каких условиях это действие может или должно совершиться;

СПОСОБ — каким конкретным способом будет осуществлено действие.

Предписание лекарственного средства или лечебной процедуры, включающее в себя все элементы структуры мотива, по нашему опыту, создают очень хорошую питательную среду для развития плацебо-эффектов "пакетного типа", когда один эффект порождает другой, усиливая первоначальную мотивацию.


Часть вторая

ТРАНС

ГЛАВА 1

ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ТРАНСЫ В РУТИННЫХ МЕДИЦИНСКИХ ПРОЦЕДУРАХ

1.1. "МАЛАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ"

Психотерапия в общей медицинской практике

Просто так, без уговоров, без вступления в диалог и межличностные отношения лечить нельзя. Если бы это было возможно, тогда отпала бы потребность во враче. Есть опубликованные методы лечения от любой болезни, есть статистика — все открыто сейчас. По Интернету можно заполучить любую информацию о лекарственном средстве, способе диагностики и лечении и пр.

Несмотря на такое рассекречивание ранее довольно скрытой системы знаний, какой является медицина, потребность в квалифицированном, знающем враче, и главное — тренированном в области межличностного взаимодействия, растет с каждым годом. Многим исследователям проблем здоровья все яснее становится связь между болезнями человека и его внутренним миром.

Целостный, холический подход к болезням решает старую дилемму психика/соматика. Не может быть сейчас целителей, которые занимаются только одним — психикой или соматикой. Поэтому и в общей медицинской практике необходимы психотерапевтические методы обращения с больными людьми.


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.