Во второй половине 80-х и первой половине 90-х годов в мире и в регионе Ближнего и Среднего Востока, Причерноморья, Закавказья и Центральной Азии произошли события, которые коренным образом повлияли на внешнюю политику Турции. В годы холодной войны задача Турции как члена НАТО состояла в том, чтобы препятствовать расширению Советского Союза в геополитическом пространстве. Внешняя политика, проводимая Турцией в то время, соответствовала этой стратегической задаче западного блока. Исключение составило лишь ее поведение в период кипрского кризиса 1974 г. Соответственно, Турция, как член западного сообщества, участвовала в политических, оборонительных, экономических структурах Запада, получала помощь, прежде всего Мирового банка, МВФ и других организаций.
С середины 80-х годов система двухполюсного мира, сохранявшаяся в течение 40 лет, стала меняться. С исчезновением Восточного блока, роспуском Организации Варшавского Договора, и в целом - с окончанием холодной войны для Турции, ранее не имевшей возможности проводить политику, отвечавшую ее национальным интересам, наступили новые времена.
Первоначально переход к ним сопровождался определенной растерянностью властей, поскольку утеря своей стратегической значимости лишала Турцию прежнего чувства безопасности. Несмотря на то, что с распадом Восточного блока советская угроза уменьшилась, однако и в новых условиях сохранялось ощущение угрозы со стороны некоторых соседей Турции. Иран, Ирак и Сирия стали обладателями химического оружия. Их ракеты типа "земля-земля" дальностью от 50 до 650 км, а в последнее время иранская ракета "Шахид-2" с дальностью полета 1300 км, потенциально стали представлять угрозу безопасности Турции. Обеспокоенные таким соседством турецкие власти предприняли энергичные меры по технологическому обновлению, отраслевой перестройке оборонной промышленности во второй половине 80-х годов, расширению сотрудничества с США в этой области, в частности в сборке в Турции самолетов F-16.
Беспокойство Турции за свою национальную безопасность в регионе не уменьшилось и в 90-е годы - под воздействием таких событий, как иракская война против Кувейта, начатая гражданская война в Боснии и Герцеговине, разразившаяся между азербайджанцами и армянами война вследствие этнического конфликта в Нагорном Карабахе. Заинтересованность Турции в решении проблем региона определила и осознание ею своего особого положения в этом регионе.
Уже с конца 1992 г. Турция начинает заявлять о том, что она с различных точек зрения в состоянии играть роль моста между Европой и Азией, выступать в качестве региональной силы. Турецкие политологи стали всерьез говорить об объединяющей роли Турции между христианской Европой и мусульманским Средним Востоком, между Севером и Югом, о том, что Турция олицетворяет собою одновременно и Восток и Запад, экономическую отсталость и модернизацию, имперское прошлое и современное национальное государство, религиозный консерватизм и гражданское общество.
Географически Турция оказалась в самом центре территорий, составляющих пространство, именуемое геополитиками Евразией. Известный специалист по проблемам междунродных отношений, бывший советник американского президента Джимми Картера по вопросам национальной безопасности Збигнев Бжезинский формулирует понятие Евразии как некоего прямоугольника, границы которого простираются от адриатического побережья Балкан до Синцзяня, от Персидского залива, Ирана, Афганистана и Пакистана до южных территорий бывшего Советского Союза. Столь уникальное положение Турции в евразийском регионе, пережившем громадные перемены, неизбежно заставляет осознавать себя региональной силой. Изменения в геостратегическом положении Турции вынуждают Турцию вносить изменения в концепцию внешней политики, которой Турция следует с 20-х годов. Турецкие власти пришли к выводу, что их страна достигла такого положения, когда она уже не должна играть роль пассивного игрока в международных политических и экономических акциях. Турция может оказывать воздействие не только на своих соседей, но и на более отдаленные от нее регионы. Президенту Турции Сулейману Демирелю принадлежат слова о том, что "тюркский мир распростерся от Адриатики до Великой китайской стены". Предшественник Демиреля, ныне покойный Тургут Озал говорил о том, что "XXI век станет веком тюрок". Объективным является факт, что значимость Турции для Запада вновь возросла и причина этому – не только распад СССР. Турция является самым стабильным государстовм ближневосточного региона. Для мусульманских стран, включая тюркские республики, она является моделью и примером светского, современного, демократического государства.
К наиболее острым внутренним и внешним проблемам, стоящим перед современной Турцией, относятся: проблема надежного снабжения энергоносителями, нефтью и газом; ситуация с транспортировкой нефти через турецкие Проливы; вопрос обеспечения водой и возникающие в связи с этим международные конфликты. Завершение юго-восточного анатолийского проекта - амбициозного замысла строительства оросительной системы и производства электроэнергии, приведет к ощутимому сокращению стока реки Ефрат, которая течет в Сирию и оттуда - в Ирак. В обеих странах опасаются, что у них неизбежно возникнут проблемы с водой. И, наконец, самая главная - курдская проблема. Политическое и военное противостояние Турции в курдском вопросе ведет к тому, что эта проблема все в большей мере приобретает региональное измерение.
Продолжение операций турецкой армии в иракском Курдистане и поддержка, оказываемая Сирией Курдской рабочей партии, сильно и надолго отягощает отношения в треугольнике Анкара-Багдад-Дамаск.
Нерешенные проблемы в отношениях между Израилем и арабскими странами. Усиливаются опасения арабских соседей Турции и других арабских стран, а также Ирака, не исключающих, что две самые сильные в военном отношении державы региона могут предпринимать нарастающие попытки отказаться от политических решений в своих, в большинстве случаев сложных, отношениях с соседями и прибегнуть при определенных обстоятельствах к применению военной силы. Различные военные соглашения, заключенные между Турцией и Израилем с 1996 года, дают новую пищу подобным опасениям. Напряженные взаимоотношения с Грецией, вызванные территориальными спорами из-за островов в Эгейском море, размещением на территории Греции лагерей для подготовки курдских боевиков, этническими конфликтами между греческим и турецким населением Кипра, стремлением правительства Южного Кипра разместить на территории, контролируемой греками-киприотами, российских комплексов ПВО С-300.
Турецкие правящие круги заинтересованы в том, чтобы беспокоить Россию, а ультраправые партии ставят своей целью создание великой Турции в основном за счет Северного Кавказа, Закавказья, Поволжья и Средней Азии, вплоть до Якутии. Планы грандиозные, часть правящих кругов стала поддаваться им, хотя еще каких-нибудь 10-20-30 лет назад эти планы казались ересью. Например, Туркеш, лидер местной политической партии «Национальное движение», был даже посажен в тюрьму за его лозунги о возможности создания Великого Турана.
За последние годы националисты резко усилили свою деятельность, особенно в отношении Чечни. Некоторое время они действовали фактически в открытую. В Турции были лагеря по подготовке наемников. Постоянно шла переброска боевиков в Чечню. Турецкое правительство оказывает им помощь по захвату заложников, наших судов и самолетов. В частности, через такую организацию как «Серые волки», через ряд националистических политических партий. То есть присутствует очень широкий набор антироссийских сил, от спецслужб и партий до части депутатского корпуса, националистических молодежных групп и организаций. До сих пор продолжается подпитка боевиков, которые перебираются в Чечню и другие пункты. А затем – обратно в Турцию. Живут в Турции, лечатся, отдыхают и потом снова через Грузию пробираются на Кавказ. Поэтому здесь есть проблема.
К тому же в отношении Турции в советское время проводилась ошибочная политика. В 1921 году Ленин не понял характера сложившегося в Турции политического режима. Это был антикоммунистический режим, а Ленин помогал ему оружием, деньгами, точнее золотом. В 1941 году мы не смогли, а в 1945 году не реализовали возможность возврата наших территорий занятых Турцией в Закавказье. В последующие годы были ошибки в том, что мы строили туркам предприятия тяжелой промышленности, химические заводы, электростанции. Это укрепило турецкую экономику. Особенно на фоне Запада, который поставлял туркам пепси-колу и продукцию типа своего «экологически чистого» Макдональдса. То есть – всякий ширпотреб. СССР же – помогал Турции делом, укреплял турецкое хозяйство.
Тем не менее в Турции всегда были сильны антирусские тенденции. Сказывалась история, когда 200 лет назад мы воевали с турками за Кавказ и Крым. У России с Турцией было 30 войн. В Турции проживают много выходцев из Северного Кавказа и Закавказья. То есть постоянно возникали острые проблемы, которые потом в СССР не всегда учитывали. По населению Турция - крупнейшее военное государство, к тому же член НАТО. Теперь она по сути господствует в Черном и Азовском морях. Миллионная турецкая армия была сформирована как раз для захвата Кавказа. И в послевоенные годы они нам специально направляют на Северный Кавказ чеченцев, адыгов и прочих.
Но свою антирусскость в Турции всегда будут отрицать. Местной элите не хочется, чтобы Россия сворачивала с ней экономические отношения и тем более заняла антитурецкую линию в международных организациях. В особенности по армянскому вопросу, по вопросу захвата турками Кипра, по действиям Турции в районе Балкан, особенно антиболгарским и антигреческим вопросам. Очень много возможностей, где мы могли бы присоединиться к другим странам, чтобы «долбануть» и Турцию. Поэтому официальные лица в Турции всегда будут отказываться от открыто антирусской линии, но реально, она была и есть. Спецслужбы не разглашают результаты своей работы. Но есть информационные банки данных, где указывается сколько задержано турецких шпионов, лазутчиков, а также подготовленных в Турции лиц. Мы тоже заинтересованы в том, чтобы получше знать, о происходящем в Турции и проводим аналогичные действия. О них потом становится известно, по прошествии 30-50 лет. Но факт в том, что есть антирусская линия в Турции. Я изучаю эту страну уже 40 лет, и знаю, что там очень сильны антироссийские настроения. Собственно, из года в год в Турции проводятся военные учения по отработке различных сценариев захвата Кавказа и Средней Азии.
Все эти сценарии могут стать элементами Жестокой войны. Тем более, что США подстегивали и будут подстегивать Турцию к антироссийским действиям. Россия вправе принимать ответные меры. Предположим, можно взять Турцию в блокаду. Можно помочь курдам. Так 2 года у нас в Москве жил, лидер курдской рабочей партии, которая действует в Восточной Турции. Сейчас он находится в одиночной камере тюрьмы на острове в Мраморном море. То есть мы можем поддержать курдов и они будут помогать уничтожению Турции. Можно поддержать армян, которые тоже очень враждебно настроены против Турции. А также греков - киприотов, Украину в связи с Крымом. Применить определенные экономические санкции. Но здесь рискуем лишиться экономической выгоды от прохождения судов через турецкие проливы. У Ирана есть проект по строительству канала из Каспийского моря в Персидский залив. Железнодорожная магистраль может пройти из Индии через Иран на Астрахань и дальше в Европу. То есть много возможностей.
Россия давно находится в этом регионе. И Турция всегда была для Российской империи костью в горле. Мы вступили в Первую мировую войну только из-за того, что по планам Антанты в случае победы Константинополь, Босфор и Дарданеллы должны были отойти к России. Но, к сожалению, большевики помешали реализации этих планов. Сегодня – наоборот. Мы были вынуждены отдать часть своей территории.
На Ближнем Востоке Турция является как бы цепным псом США. У Турции с Израилем стратегическое сотрудничество против арабов, Ирака, Сирии, Ирана, Иордании. И вот эту антироссийскую направленность в стратегии Турции американцы постоянно подогревают. США никогда против России не будут воевать. Они провоцируют столкновение России и Турции, России и Китая, Афганистана и Средней Азии. То есть будут чужими руками стараться постоянно втягивать Россию в вооруженные конфликты. А они сегодня есть повсюду – на Балканах,, на Северном Кавказе и Ближнем Востоке. Конфликт в Средней Азии и Афганистане также уже не за горами. К тому же Турция способна взорвать стратегическую обстановку в Крыму или в Грузии, а также на Северном Кавказе.
У России есть самые сильные рычаги воздействия на турок. У нас с ними общая морская и сухопутная граница. Потом - Армения. Если мы дадим Армении достаточно оружия, то армяне будут жестоко воевать с турками. Они не забыли страшнейший геноцид армян в 1915 году, 100 лет назад. Можно активизировать борьбу Кипра, потому что турки незаконно оккупировали северную часть этого острова. Киприоты будут нам благодарны за помощь. И Европейский Совет поддержит. Можем Греции помочь поставками оружия, Болгарии помочь. Болгары тоже в положении Македонии могут оказаться. У них сильная турецкая диаспора в восточной Болгарии. В северной Греции около 3 миллионов турок. Там тоже можно осложнить обстановку. Вмешательство турок в Крым. Турки платят по 300-400 долларов за каждого родившегося ребенка мусульманского происхождения. Есть крымско-татарская диаспора в Турции.
То есть взаимная подпитка, турки вмешиваются в дела Крыма, Кавказа, Средней Азии и одновременно у них своя диаспора выходцев из разных регионов, которые 30 лет назад приехали. Идет подготовка офицеров для азербайджанской и узбекской армий. Турки строили столицу Казахстана Астану. У них много проектов, контрактов. Но цель одна – это постепенный захват всего региона. Это так же, как для нас освобождать славянский мир, Балканы. Царь то же самое делал, помогал. Мы всегда воевали с турками. Турция была великой империей, и она была на трех континентах: в Южной Европе, Малой Азии и Ближнем Востоке, а также в Северной Африке. Осталась маленькая Турция. Поэтому у них очень сильные антирусские настроения. Для них Россия – враг. Это написано в учебниках истории и озвучивается в пропаганде.
В настоящее время Россия занимает эдакую мягкую позицию в отношении Турции. Туда ездит много наших туристов. На этом Турция зарабатывает несколько миллиардов долларов. Поэтому надо пока стараться нейтрализовать антирусские настроения в Турции дипломатическими мерами. И постепенно все контакты порвать. Скажем, с какой целью правительство Москвы запустило в столицу сотни тысяч турков и дало им контракты на строительство многих объектов? Получается, что мы улучшаем положение в Турции, а надо помогать сербам, грекам. Ну зачем мы помогаем туркам? Они наши геополитические, военные, экономические противники.
Вот это ошибка. МИД вовремя не проконтролировал ситуацию. Нужно обязательно все просчитывать и стараться держать Турцию в определенном напряжении. Нам выгодно с ней сотрудничество, но не должно быть захвата заложников. Турция в состоянии пресечь все действия боевиков на территории Турции. То есть турецкое правительство можно заставить полностью заблокировать действия в поддержку любых экстримистов и боевиков на Северном Кавказе с территории Турции. Нужна просто жесткая линия МИДа и указание на это.
Россия должна иметь хорошие отношения со всеми странами. И Запад, и Восток, и Юг. Но если мы будем ориентироваться только на Запад, то станем. как Польша. Такая политика не годится. Поэтому нам нужно обязательно развивать отношения с Индией, с Китаем, с Ираком, с Ираном, с Сирией, с Ближним Востоком. Вот это направление – Юг: Тегеран, Багдад и соседние страны. Москва – Дели на Юго-восток и строго на Восток –Пекин – Дели – Багдад – Тегеран. Вот такой союз был бы великолепен, и мы бы имели хорошую экономику, и выровнялся баланс наших отношений со всеми странами.
В Долгосрочной программе развития торгово экономического и научно-технического сотрудничества зафиксирована договоренность сторон об увеличении объемов поставок природного газа из России в Турцию. Решению этой проблемы способствует реализация самого крупного в истории торгово-экономческих отношений двух стран совместного проекта, получившего название "Голубой поток".
Осуществление проекта века позволит ежегодно экспортировать в Турцию 16 миллиардов куб. м природного газа. Общая длина газопровода 1200 километров. Он проходит через небольшой российский поселок Джубга (близ Туапсе), затем по дну Черного моря до турецкого порта Самсун и далее до Анкары. Уникальность сооружения заключается в том, что 385 км трубопровода впервые в мировой практике проложены на глубине 2100 метров.
Это самый важный и значительный проект в области российско-турецких экономических связей. Его реализация позволит Турции решить острую проблему, связанную с удовлетворением своих постоянно растущих потребностей в энергоносителях, в первую очередь в природном газе и электроэнергии. Кроме того, в связи с тем, что газопровод минует территорию третьих стран, российский газ обойдется турецким потребителям на 12 процентов дешевле, чем по мировым ценам. Соглашение будет иметь важное значение и для расширения политического взаимопонимания между нашими странами. Влиятельнейшая турецкая газета «Хюрриент» не исключает, в частности того, что этот проект может стать серьезным шагом к политическому партнерству России и Турции.
Такое развитие событий явно не устраивает Вашингтон, который надеялся, что российско-турецкие переговоры относительно реализации «Голубого потока» застрянут на рамочном соглашении. Однако напористая работа российских и турецких специалистов, в кратчайшие сроки согласовавших сложнейший документ, вынудила США в открытую выступить против проекта "Голубой поток". В Белом доме быстро подсчитали, что его реализация обеспечит поставки в Турцию 60% газа от общего объема импортируемого ею голубого топлива. Это, по мнению американских специалистов, создаст опасный прецедент зависимости союзника по НАТО Турции от Москвы, что не входит в планы Вашингтона. При этом всячески замалчивается тот факт, что российский газ обойдется турецким потребителям дешевле.
Экономические интересы Москвы и Анкары, их стремление к расширению взаимовыгодного сотрудничества взяли верх над стараниями Вашингтона навязать свое решение и склонить Турцию к отказу от проекта. Большинство членов турецкого правительства считают, что "Голубой поток" важен не только для России и Турции. Осуществление проекта сыграет важную роль и в укреплении мира и стабильности в регионе в целом.
Качественные изменения в отношениях между Россией и Турцией, происшедшие в 90-х годах, когда между ними было подписано около 50 различных документов о сотрудничестве в самых различных областях, предопределили еще одно направление взаимодействия Москвы и Анкары. Это - сотрудничество по ряду важных вопросов в международных организациях. И пусть далеко не все здесь получалось, однако, уже сегодня можно сказать, что активная и результативная деятельность одного из самых молодых международных объединений - организации Черноморского экономичекого сотрудничества (ЧЭС) - стала возможной во многом благодаря скоординированным действиям России и Турции, которые стояли у истоков ее зарождения.
Именно инициативы Анкары и Москвы обеспечили условия, при которых ЧЭС сумела в сжатые сроки решить ряд таких важных задач, как организация работы Международного секретариата в Стамбуле, открытие в греческом городе Салоники Черноморского банка торговли и развития с уставным капиталом в 1,4 млрд.долл., создание Парламентской ассамблеи Черноморского экономического сотрудничества (ПАЧЭС). Существенное значение для становления ЧЭС имеют также сформированный Деловой совет организации, состоящий из ведущих представителей деловых кругов стран-участниц, и Координационный статистический центр по обмену экономической информацией.
С каждым годом растет число стран, изъявивших желание присоединиться к организации или участвовать в ее работе. На сегодняшний день помимо 11 членов , имеют статус наблюдателя в ЧЭС Австрия, Израиль, Италия, Польша, Тунис, Египет и Словакия. Причем, Египет и Словакия уже объявили о своем желании стать полноправными членами ЧЭС. Франция, Иран, Казахстан и Узбекистан намерены в ближайшее время получить статус наблюдателя. Интерес к ЧЭС стран, далеких географически от Причерноморья, однозначно говорит о важном значении этого региона, играющего существенную роль связующего звена между Центральной Азией и Европой.
Конечно, в отношениях двух стран существуют проблемы. Они затрагивают вопросы организации судоходства в черноморских проливах, политики Анкары в отношении тюркоязычных республик бывшего СССР, поставки на Кипр российского оборонительного зенитно-ракетного комплекса С-300 и ряд других. Не секрет, что в Турции и в России есть силы, которые активно пытаются именно эти проблемы поставить во главу угла всего спектра российско-турецких отношений. Однако, несмотря на наличие таких сил, Анкара стремится к развитию и расширению двухсторонних связей с Россией. Аналогичную позицию занимает и официальная Москва. Наработанный в последние годы положительный баланс в российско-турецких отношениях создал определенную атмосферу доверия между нашими странами, понимания того, что мы - соседи, которые должны жить в мире и дружбе, решая возникающие проблемы за столом переговоров. Другого разумного выхода нет. Этому учит нас более чем 500-летняя история наших межгосударственных отношений, к этому побуждает и схожее этногеополитическое положение наших стран.
Курдистан
- А где душманская территория начинается?
- А сразу за блокпостом.
Фильм «9-я рота»
Курдская проблематика до недавнего времени даже среди просвещенной российской интеллигенции считалась крайне экзотической, имеющей незначительное отношение к текущей российской внешней и внутренней политике. В России гораздо больше знают о ненцах и чукчах, численность которых достигает нескольких десятков тысяч человек, чем о многомиллионном курдском народе, многочисленные представители которого жили и продолжают проживать на территории бывших советских республик и самой Российской Федерации.
Повышенный интерес к курдам возник в связи с нарастанием национально-освободительного движения курдов в Ираке и Турции и новыми этногеополитическими и торгово-экономическими интересами России в странах Ближнего и Среднего Востока.
Курды, исконные обитатели Западной Азии, несмотря на свою многочисленность и присущую им стойкость, воинственность и трудолюбие, в силу сложных исторических причин так и не смогли создать свое объединенное независимое государство. Однако они были и остаются непосредственными и активными участниками исторических событий в регионе с середины прошлого тысячелетия вплоть до наших дней. В настоящее время численность курдов по разным оценкам составляет 30-40 миллионов человек. Подавляющее их большинство живет в Курдистане - горной стране, расположенной на сопредельных территориях Турции, Ирана, Ирака и Сирии, в самом центре западноазиатского (ближневосточного) региона. Площадь территории географического Курдистана достигает более 450 тысяч квадратных километров. При этом на долю Турецкого Курдистана приходится приблизительно 230, иранского - 125, иракского - 80 и сирийского - 15 тысяч квадратных километров.
Курдистан располагает значительными природными ресурсами. На его территории имеются нефтяные месторождения мирового значения (в Иракском Курдистане). Его недра содержат также хромовую, медную, железную и урановую руды. Обильно орошаемые естественным путем долины и ущелья Курдистана представляют собой богатые возможности для ведения интенсивного лесного и сельского хозяйства.
Около 48 процентов всех курдов живут в Турции, 25 -в Иране, 17 - в Ираке, 4 процента - в Сирии. На территории бывшего Советского Союза проживает около 1 миллиона человек, главным образом в Азербайджане, Армении, Казахстане, Грузии и Туркмении. Более миллиона курдов проживает в странах Европы, США и Австралии. Курдистан интегрирован в социально-экономические системы разделивших его государств, образуя наименее развитые в социальном, экономическом и культурном отношении их окраины.
Язык, на котором разговаривает население, проживающее на территории Курдистана, - курдский. Он принадлежит к западноиранской языковой семье и делится на две основные диалектические группы: северную и южную. Литературной формой первой группы является курманджи (на латинском алфавите, в республиках бывшего СССР -на кириллице); второй группы сорани (на арабской графике). Около 60 процентов курдов, проживающих в Турции, северо-западном Иране, Сирии, на севере Ирака, говорят на курманджи, 30 процентов курдов, обосновавшихся в Западном и Юго-Западном Иране, Восточном и Юго-Восточном Ираке - на сорани. Кроме того, у особой этнографической группы курдов - заза, - населяющих вилайет Дерсим (Тунджели) в Турецком Курдистане, распространен диалект димили (на латинской алфавите), а среди курдов Керманшаха (Бахтерана) в Иране - родственный ему диалект гурани (на арабской графике).
Подавляющее большинство верующих курдов составляют мусульмане-сунниты, меньшинство - шииты. Местожительство последних - Юго-Западный Иран. Курды-заза принадлежат к шиитской секте ахл-хакк («люди истины»). Значительным влиянием пользуются суннитские мистические (суфийские) ордена, главным образом накшбанди и кадири. Незначительная часть курдов Ирака, Сирии, Турции и Закавказья - приверженцы древнего курдского синкретического культа - езидизма, вобравшего в себя элементы древнеиранских верований, ислама и христианства. Однако мусульманская религия не оказала глубокого влияния на духовный облик курдского общества. В его социальной организации и национальном менталитете в большей мере продолжают проявляться традиции родоплеменной старины.
Несмотря на то, что большинство курдов по вероисповеданию мусульмане-сунниты, это не является основанием считать их «правоверными» братьями турок. Курдский народ сотни лет ведет борьбу с турецкими поработителями. Только в первой половине XX века произошли крупные восстания под руководством Махмуда Барзинджи (1919), Исмаила Шикаки (1921-1930), Кочгирийское восстание (1920), Сеид-Реиза (1937-1938), Шейха Сайда (1925), Придахское восстание (1926), Агри и Зилан (1930-1935), Шейха Барзани (начало 1931-1932).
Составляя в настоящее время более трети численности населения Турции и занимая более трети ее территории, курды совершенно обоснованно уже в течение нескольких десятилетий ставят вопрос перед правительством этой страны о создании Курдской автономии. Национально-освободительное движение Курдистана стоит на разумных и взвешенных позициях и ничего общего не имеет с утверждениями турецких официальных кругов по поводу терроризма и сепаратизма. Федеративная Республика Германия, которая до недавнего времени запрещала деятельность Рабочей партии Курдистана на своей территории под видом терроризма, в настоящее время в корне изменила свою позицию. Из официальных заявлений канцлера, министра иностранных дел и Генерального прокурора следует, что Германия уже не рассматривает эту партию как террористическую организацию и готова к тому, чтобы установить прямые контакты с руководством Рабочей партии Курдистана. Ныне находящийся под арестом лидер курдов Абдулла Оджалан во время своего приезда в Москву несколько лет тому назад заявлял в ходе встречи с группой депутатов Государственной Думы, что курдскую проблему необходимо решать путем создания курдско-турецкой федерации. При такой официальной курдской позиции по крайней мере некорректны обвинения курдов в сепаратизме.
Особо важно отметить, что курды являются самым многочисленным народом (этносом) в мире, не имеющим не только своего государства, но даже автономии. В мае 1992 года в Южном Курдистане (Ирак) после выборов парламента и правительства было провозглашено Курдско-арабское федеративное государство в границах Ирака. Впервые в курдской истории де-юре и де-факто было признано право курдов на создание своей национальной автономии. Однако этот процесс принял затяжной характер, так как США пытаются в этом регионе создать для себя благоприятные условия путем приведения к власти марионеточных режимов. Их не устраивают позиции Ирака, Сирии и Ирана. В результате происков и провокаций спецслужб США при прямом вмешательстве Турции, развязавшей вооруженный конфликт в Курдском автономном районе Ирака под видом борьбы с «террористами» из Рабочей партии Курдистана, ведется активная политика по установлению однополюсной геополитической конфигурации в пользу Вашингтона. Турция в данном случае выполняет функции натовской средневосточной марионетки.
Турецкое правительство уже более 70 лет осуществляет заложенную и провозглашенную основателем современного турецкого государства Кемалем Ататюрком политику и стратегию сохранения мононациональной и этнократической Турецкой Республики. После печально известной резни армян в 1915 году в Турции на протяжении 20 лет (1920-1940) было уничтожено более двух миллионов курдов. Лозунг: «В Турции должны жить только турки, иных наций в Турции нет!» привел к резкому обострению этнополитической ситуации в регионе. Практикуемая сегодня этносоциальная стратегия турецкого правительства, которую нельзя характеризовать иначе, как неприкрытый геноцид, привела в конце концов к геноциду всех национальностей Турции, репрессиям и притеснениям которые возводятся в ранг официальной политики Турецкой Республики.
Жесткая политика турецкого правительства по отношению к курдам, участившиеся карательные операции и этнические чистки вызвали в последнее время мощный всплеск национально-освободительной борьбы, ведущейся под руководством РПК. Вследствие эскалации вооруженного конфликта, акций против мирного населения курдских поселений угрожающе возрос поток беженцев из Турции. Число покинувших страну за последние месяцы приближается к 10 000 человек, а 200 000 беженцев ожидают своей очереди в портах Эгейского моря. Страны Европы, подписавшие в свое время Шенгенские соглашения о «Европе без границ», испытывают серьезное беспокойство перед возможным нашествием курдских иммигрантов. Такова плата за многолетнее игнорирование и замалчивание острейшей проблемы Среднего и Ближнего Востока.
России давно уже необходимо предпринять конкретные внешнеполитические шаги, направленные на то, чтобы курдский вопрос был ясно и конкретно поставлен в повестку дня заседаний всех крупнейших международных организаций, прежде всего ООН и Европарламента. Пользуясь своими правами члена Совета Безопасности ООН, Россия вправе требовать незамедлительного рассмотрения данного вопроса и его активного решения в отношении курдов. Дальнейшее молчание внешнеполитических ведомств Российской Федерации и ее высокопоставленных представителей за рубежом чревато еще большим падением престижа и авторитета Российского государства в глазах тех, кто давно и отчетливо видит, что несет Ближнему и Среднему Востоку и всему миру прозападный внешнеполитический курс турецкого правительства. Анкара не устает заявлять о курдском терроризме, о курдском сепаратизме, о священности территориальной целостности государства. Турция предпочитает физические методы решения национальных проблем методам дипломатическим. Примерами этого может служить варварское физическое уничтожение турками армян, понтийских греков, ассирийцев, болгар, сербов на протяжении столетий.
Для гео- и этнополитического анализа ситуации, сложившейся в Курдистане и вокруг него, необходима объективная проработка вопроса о расстановке геополитических сил великих держав и их интересов в данном регионе, сформировавшихся на рубеже XIX и XX столетий. Непрекращающаяся на Востоке в течение веков борьба с участием США, России, Франции, Германии, Великобритании и Турции привела к постановке вопроса о новой геополитической карте Ближнего и Среднего Востока, вопроса, который является сегодня более чем злободневным и актуальным.
Современный период, особенно последнее пятилетие, внесли серьезные изменения в конфликтную ситуацию в Курдистанском регионе. Появились важные новые элементы:
1) В новейшее время, особенно после Второй мировой войны, Южный (Иракский) Курдистан был главным очагом курдского сопротивления, конфликтообразующим центром. Именно здесь активно функционировал большую часть своей жизни крупнейший в XX веке (фактически единственный) общенациональный лидер курдского народа Мустафа Барзани, авторитет которого распространялся на весь Курдистан. События, вызванные последствиями иракской войны против Кувейта, существенно изменили ситуацию в этом регионе. На севере Ирака образовалась курдская «полунезависимость», пользующаяся поддержкой Запада (главным образом, США) и получившая законную прописку в международно-правовых решениях ООН. Таким образом в этой части Курдистана антизападная направленность объективно существующих здесь противоречий была снята, по крайней мере временно. Такая же тенденция наблюдается и в Восточном (Иранском) Курдистане ввиду сохраняющихся враждебных отношений между западными столицами и националистически настроенным исла-мо-шиитским правлением в Тегеране. Ортодоксальный исламский режим в Тегеране в западной прессе открыто обвиняется в государственном терроризме и проведении политики, направленной на подавление «своих» курдов.
2) С середины 80-х годов стала нарастать напряженность в Северном и Западном (Турецком) Курдистане (где живет около половины всех курдов), который в 90-х годах превратился в главную конфликтную зону курдского региона. Это связано с деятельностью левоориентированной Рабочей партии Курдистана (РПК). Члены этой партии называют себя «апочистами» в честь ее лидера Абдуллы Оджалана, имеющего уважительное прозвище Апо (по-курдски «дядюшка»). Эта партия официально руководствуется в своей деятельности идеологией марксизма-ленинизма в его большевистской (скорее даже троцкистско-маоистско-кастровской) трактовке и применяющей террористические методы борьбы. Главный враг апочистов - не только официальная Анкара и ее представители в Юго-Восточной Турции, но и поддерживающий ее внешнюю и оборонную политику НАТО. Деятельность РПК получила широкие международные отклики, чему способствует популярность партии среди «трудящихся»-курдов и части курдских интеллектуалов не только в самой Турции, но и среди курдских гастарбайтеров и других эмигрантов в Западной Европе, общее число которых достигает свыше 800 тысяч.
3) Советский фактор, прежде всего работавший на стимуляцию курдского национального движения (в пределах, отвечающих государственным интересам СССР), теперь по понятным причинам исчез. Однако в Курдистане пока нет твердой почвы для возникновения антироссийских конфликтных настроений. Но они могут возникнуть (первые признаки уже есть) в связи с возможными поставками вооружений из России в Турцию, Иран и Ирак.
4) Возникла тенденция к ослаблению традиционных «удельнокняжеских» междоусобных конфликтов в курдских политических движениях и отдельных группах как в масштабе всего Курдистана, так и в его частях. Напротив, в этих движениях набирают силу объединительные, интеграционные элементы, за которыми, безусловно, будущее.
И все же традиционная отсталость курдского общества, его низкая политическая культура продолжают оказывать негативное влияние на общую конфликтную ситуацию в Курдистане, умножая вредные и излишние противоречия, раскалывая ряды борцов за национальное освобождение курдского народа. Этим умело пользуются враги курдской независимости в Западной Азии и вне ее. Без скорейшего преодоления этого дурного наследия курдской истории невозможно развитие действительно продуктивных для освобождения Курдистана от национального гнета конфликтов, ликвидации таких вредных противоречий, которые были внутренне присущи курдскому обществу или злонамеренно ему привиты извне.
Итак, современный Курдистан представляет собой многоконфликтный регион, в котором сочетаются, подчас весьма причудливо, внутренние и внешние конфликты различного содержания и свойства, изучение и анализ которых является актуальной задачей современной политической науки.