Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Современные подходы к организации системы управления физкультурно-спортивным движением в России



Физическая культура и спорт - одна из многочисленных от­раслей народно-хозяйственного комплекса, которая представляет собой сложную и специфичную социально-экономическую сис­тему. Анализ структуры изучаемой системы, соподчиненности ее подсистем позволяют понять и оценить характер и эффектив­ность ее функционирования.

Еще совсем недавно (до 1992 г.) реальное управление отече­ственным физкультурно-спортивным движением строилось по централизованно-авторитарному принципу, то есть управление велось сверху вниз с жестким государственным контролем как над государственными, так и над общественными организациями.

Демократические преобразования в стране потребовали внесе­ния определенных изменений в систему управления российским спортом. Это выразилось прежде всего во внедрении двух идей, принципиально конфликтующих с прежней идеологией системы управления: первая заключается в образовавшемся многообразии форм верховной власти в отечественном спорте, вторая - в пере­даче властных полномочий по управлению спортом.

Многообразие проявляется в наличии двух ветвей организа­ционной структуры управления - законодательной и исполни­тельной и в разветвленное™ исполнительной власти.

К структуре законодательной власти в области физической культуры и спорта относится Комитет по физической культуре и спорту Государственной Думы Российской Федерации.Важ­нейшее направление деятельности Комитета - совершенствова­ние законодательства по развитию физической культуры и спорта в стране.

Основным содержанием этой деятельности является:

- конституционное, административное, гражданское законо­дательство в части, касающейся физической культуры и спорта;

- разработка законодательных актов по вопросам использова­ния государственного бюджета, формирования федеральных це­левых программ развития массовой физической культуры и спор­та, оздоровления населения Российской Федерации средствами физической культуры и спорта;

- регулирование деятельности физкультурно-спортивных объединений спортивно-оздоровительной направленности, олим­пийского и паралимпийского движения и т.п.

Эффективность профильного законодательства обусловлива­ется прежде всего отражением в нем:

- целей и задач физического воспитания и спорта;

- организационной структуры спортивного движения в стране и разграничения полномочий между государственными и обще­ственными организациями, отвечающими за спорт;

- ответственности государства за развитие физического вос­питания и спорта, принципов государственной политики в обла­сти спорта, мер государственной помощи в его развитии.

Исполнительная ветвь управления (см. рис. 19.1) выражена в разнообразии организационно-правовых форм: государствен­ной, общественной и общественно-государственной. Причем госу­дарственная форма имеет как органы непосредственного уп­равления (министерство спорта и система органов управления спортом на местах), так и опосредованного (ряд отраслевых ми­нистерств).

Государственным органом, ведающим на федеральном уровне вопросами управления развитием физической культуры и спор-га, является Министерство спорта, туризма и молодеж­ной политики Российской Федерации, на которое возложены функции по выработке и реализации государственной политики п нормативно-правовому регулированию в этой сфере.

Кроме того, на государственном уровне также активно зани­маются вопросами спорта и физического воспитания граждан отраслевые министерства и ведомства. Это прежде всего мини­стерства образования, обороны, внутренних дел и министер­ство по чрезвычайным ситуациям. Данные федеральные орга-11 i,i управления имеют в своей структуре подразделения, ведущие разработку государственно-отраслевых программ по физическо­му воспитанию и спорту иорганизующие обязательные формы i| hi:шч(ч'К(м подготовки с работающими в отрасли.

303

                     
   
 
 
 
     
 
     
   
 
 

 

 


 

Следует учитывать, что на основании Федерального догово­ра (по Конституции Российской Федерации) верховной властью на своих территориях наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе и органы управ­ления физической культурой и спортом республик в составе Рос­сии, краев, областей, автономных образований. В соответствии с федеральным законодательством о разграничении полномочий сегодня они сами - ни что иное, как верховные органы государ­ственного управления физической культурой и спортом на своей территории.

Министерство спорта, туризма и молодежной политики Рос­сийской Федерации, а также отраслевые министерства непосред­ственно входят в структуру правительства России и подчиняются президенту Российской Федерации. Правительство и президент на своем уровне принимают определенные управленческие реше­ния по вопросам развития физической культуры и спорта.

Среди общественных организаций ведущая роль принадлежит Олимпийскому комитету России (ОКР). Его нынешний статус и роль определяются положениями Олимпийской хартии о не­правительственном характере национальных олимпийских коми­тетов. Олимпийский комитет России реально представляет ин­тересы нашей страны в международном олимпийском движении. Наряду с этим он реализует функции федерального обществен­ного органа по координации управления спортом высших дости­жений, а также координации работы общественных спортивных организаций.

Реализация Олимпийским комитетом России своих полно­мочий в части, касающейся развития спорта высших достижений и массового спорта, осуществляется во взаимодействии с феде­ральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, общероссийскими спортивными федерациями и физкультурно-спортивными обществами.

Учитывая большое значение развивающегося во всем мире спортивного движения инвалидов, в нашей стране были созданы как самостоятельные организации в 1996 г. - Паралимпийский комитет России, а затем в 2001 г. - Сурдлимпийский коми­тет России и Специальная олимпиада России, которые актив­но занимаются распространением идей олимпийского движения и спорта среди инвалидов.

Многообразие форм управления выражается также в наличии нескольких десятков всероссийских федераций (ассоциаций,

союзов) по отдельным видам спорта, а также общеспортивных организаций и ассоциаций, которые действуют на основе законо­дательства Российской Федерации об общественных объедине­ниях. Спортивные федерации являются членами международных федераций и обеспечивают организацию подготовки спортсменов в конкретном виде спорта.

Верховное управление спортом в своих отраслях и доброволь­но присоединившихся к ним организациях осуществляют также общероссийские физкулътурно-спортивные общества (ФСО), являющееся общественными организациями и строящие свою деятельность по производственному принципу. Физкультурно-спортивные общества, такие, например, как «Юность России», ДОСААФ, ВФСО «Динамо», имеют смешанную организационно-правовую форму и являются общественно-государственными объ­единениями.

Для обеспечения эффективной и плодотворной подготов­ки высококвалифицированных спортсменов в стране создаются Федеральные и региональные центры спортивной подготов­ки. В их структуру входят спортивные сооружения, а также дру­гие элементы инфраструктуры (гостиницы, предприятия пита­ния, медико-восстановительные центры и др.) для обеспечения оптимальной подготовки членов и кандидатов в члены сборных команд по различным видам спорта.

Федеральные центры спортивной подготовки создаются на основании решений правительства Российской Федерации по предложению министерства спорта с учетом мнения общероссий­ских спортивных федераций по соответствующим видам спорта, а Региональные центры спортивной подготовки - на основании решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

ДОСААФ, ВФСО «Динамо», ЦСКА и другие общества осу­ществляют руководство развитием военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта.

Для объединения и координации деятельности в сфере физиче­ской культуры и спорта был создан совещательный орган для со­гласования государственных программ, проектов, законодатель­ных и правительственных актов. На начальном этапе этот орган был назван Координационный комитет по физической культуре и спорту при Президенте Российской Федерации, а в настоящее время он преобразован в Совет при Президенте Российской Фе-

дерации по развитию физической культуры и спорта, спорта высших достижений, подготовке и проведению XXII Олим­пийских и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани.

Что же касается передачи властных полномочий, то в соот­ветствии с Федеральным законом «О физической культуре и спор­те в Российской Федерации» разделяются полномочия между федеральными органами и субъектами Российской Федерации. Министерство спорта, туризма и молодежной политики передает органам государственной власти субъектов Российской Федера­ции полномочия по определению основных задач и направлений развития физической культурой и спортом на своих территориях, а также средства на осуществление переданных полномочий. Од­нако федеральный орган исполнительной власти осуществляет контроль и надзор за полнотой и качеством осуществления пере­данных полномочий с правом направления предписаний об устра­нении выявленных нарушений, вплоть до изъятия соответствую­щих полномочий у органов управления субъектов Российской Федерации, а также о привлечении к ответственности должност­ных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению передан­ных полномочий.

Федеральные органы управления должны заниматься в основ­ном вопросами разработки и согласования государственных про­грамм, проектов в области физической культуры и спорта, а также координацией работы территориальных и местных организаций, находящихся в их ведении. При этом подразумевается, что орга­низации различных уровней лучше знают свои задачи, возникаю­щие проблемы и способы их решения. Если они не могут решить какие-либо проблемы самостоятельно, то обращаются за помо­щью к вышестоящим организациям, передавая им полномочия по решению этих проблемы. Эта идея наиболее ярко выражена в уставах общественных организаций: Олимпийского комитета России и федераций по видам спорта и физкультурно-спортивных объединений.

Так, например, благодаря демократическому принципу своего формирования, Олимпийский комитет России отражает инте­ресы ведущих групп своих коллективных членов и обязан быть выразителем их воли. Те проблемы, которые не под силу решить отдельной общественной спортивной организации, являющей­ся членом ОКР, передаются для рассмотрения и решения на его

общем собрании. И если достигается коллегиальное понимание необходимости решения этой проблемы, ОКР берет на себя от­ветственность за ее реализацию. Таким образом, в отличие от тех времен, когда спортом руководили преимущественно из центра, теперь происходит передача части полномочий снизу вверх.

Что же касается собственно деятельности Олимпийского ко­митета, то его руководство и рабочий аппарат - не что иное, как механизм выполнения коллегиально принятых принципиальных решений Олимпийского собрания и избранного Исполнительно­го комитета.

Таким образом, в связи с коренными изменениями в полити­ческой, социальной и экономической системах управления об­ществом, обусловленными внедрением демократических начал, в России сформировалась новая, достаточно сложная структура управления физической культурой и спортом, в которую вошли целый ряд организаций, осуществляющих управление на феде­ральном, территориальном и местном уровнях.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.