Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Круглогодичной тренировки



Тренировка - важнейшая составная часть подготовки спортс­мена. При организации тренировочного процесса специалисты рекомендуют строить ее в виде циклов - относительно закончен­ных этапов с частичным повторением отдельных элементов. Вы­деляют макро-, мезо- и микроциклы.

Макроцикл представляет собой целостный, упорядоченный этап подготовки, который в соответствии с главной задачей обе­спечивает оптимальную динамику развития и удержания спор­тивной формы. Весь процесс спортивной подготовки в макроцикле направлен на адаптацию организма к тренировочным и соревнова­тельным нагрузкам, на совершенствование технико-тактических навыков и последующую их реализацию в соревнованиях.

В тренировке спортсменов встречается построение годичной тренировки на основе одного макроцикла (одноцикловое), двух макроциклов (двухцикловое), трех (трехцикловое) и т.д.

Продолжительность макроцикла, обеспечивающего эффек­тивность развития и удержания спортивной формы, может ко­лебаться от нескольких лет до нескольких месяцев. Наиболее часто специалисты в качестве макроцикла рассматривают годич­ный этап подготовки. Тенденция расширения общего календаря соревнований, распределенных в течение года, в числе которых от 2 до 4 наиболее ответственных (главных), заставляет специали­стов строить годичную подготовку из нескольких циклов.

Так как речь идет об управляемом, а не хаотичном процессе, то закономерен вопрос о его моделировании и определении струк­туры.

Как отмечает В.Н. Платонов (1986), структура моделируемого макроцикла может быть охарактеризована:

- порядком взаимосвязи и соотношения различных сторон спортивной подготовки (ОФП, СФП, технической, психологиче­ской и т.д.);

- соотношением параметров тренировочных pi соревнователь­ных нагрузок (объема и интенсивности работы, доли соревнова­тельных нагрузок в суммарном объеме работы и т.д.);

— последовательностью и взаимосвязью различных звеньев (отдельных занятий, микро- и мезоциклов, этапов, периодов и т.д.).

В.Н. Платонов считает, и с ним солидарны многие ведущие теоретики в области организации спортивной тренировки, в част­ности Н.Г. Озолин (1970), М.Я. Набатникова (1982), Ю.В. Верхошанский (1985), А.П. Бондарчук (1987), Л.С. Хоменков (1987), В.П. Филин (1987), Л.П. Матвеев (2000), что методика построе­ния тренировочных макроциклов в первую очередь обусловли­вается главной задачей, решению которой посвящены занятия на конкретном этапе многолетнего совершенствования. Построение тренировочных макроциклов в начале многолетней подготовки принципиально отличается от построения макроциклов в период максимальной реализации индивидуальных возможностей.

На этапах предварительной подготовки, когда главная задача заключается в создании на базе гармоничного физического раз­вития и укрепления здоровья технических и функциональных предпосылок для дальнейшего спортивного совершенствования, тренировку, следует строить преимущественно на основе кругло­годичного подготовительного периода. Задачи технико-такти­ческой, физической, психологической подготовки решаются главным образом параллельно и лишь в отдельных случаях последовательно (когда есть необходимость уделить особое вни­мание устранению явно выраженных недостатков или диспропор­ций, а также вызванных необходимостью изменения условий проведения занятий). Основным является повышение двигатель­ной активности и общего физического развития за счет постепенно­го увеличения нагрузки в течение всего цикла подготовки. Сорев­нования организуют в основном с целью повышения мотивации, эмоциональности занятий, и не требуют специальной подводки к ним. Вопрос о структуре годичного цикла в этом случае вообще довольно условен.

На этапах углубленной тренировки в избранном виде и, особен­но, спортивного совершенствования, когда ставится с возрастаю­щей остротой задача максимального раскрытия индивидуальных возможностей спортсмена для достижения наивысших результа­тов и успешного выступления в соревнованиях, макроструктура

222

тренировки приобретает значительно более сложный характер, на котором мы далее остановимся подробнее.

Кроме возраста и квалификации занимающегося, при выбо­ре структуры годичного цикла тренировки необходимо учиты­вать: специфические особенности вида спорта и закономерности становления мастерства в нем, необходимость подготовки к уча­стию в конкретных соревнованиях с показом определенного резуль­тата, индивидуальные адаптационные возможности спортсмена и структуру его подготовленности, содержание предшествующей тренировки.

Только с учетом перечисленных факторов можно попытаться подобрать для того или иного спортсмена, той или иной трени­ровочной группы наиболее адекватную модель годичного трени­ровочного цикла. Задача эта весьма сложная из-за бесчисленного множества возможных значений и сочетаний в составе, объеме, продолжительности и организации нагрузок различной направ­ленности. Как справедливо отмечает Ю.В. Верхошанский (1985), практически принятие решения в такой ситуации осуществля­ется путем перебора и оценки многих из приемлемых вариантов построения тренировки. Их тем меньше, чем опытнее тренер, то есть чем больше у него оснований к тому, чтобы сразу отвергнуть одни варианты и задуматься над другими. От себя добавим, что готовых рецептов в этом деле нет и быть не может, даже если кто-то предлагает, казалось бы, безупречную модель. Вспомним, что олимпийскими чемпионами, случалось, становились ученики тре­неров, исповедовавших прямо противоположные тренировочные концепции.

Современная теория и спортивная практика накопили солид­ный материал, и В.П. Черкашин (2000, 2002, 2006) сделал попыт­ку обобщить и проанализировать основные концептуальные под­ходы к построению тренировочных макроциклов.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.