Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Основные закономерности формирования физических способностей



По мнению большинства специалистов, следует делать разли­чие в использовании терминов воспитание и развитие физических способностей. Развитие понимается' как процесс их изменения в течение жизни человека. Воспитанием называют педагогиче­ский процесс управляемого воздействия на физические способно­сти с целью изменения их в нужном для нас направлении в тече­ние относительно короткого времени.

В основе воспитания физических способностей лежит при­способительный эффект, целостная адаптивная реакция, ведущая к морфофункциональной специализации организма.

В формировании способностей большое значение имеют врож­денные и средовые факторы. Однако при равных условиях решаю-

щую роль в совершенствовании физических способностей играет двигательная активность. В качестве моторных задатков физиче­ских способностей выступают анатомические, физиологические и психические особенности организма, которые в зависимости от условий мышечной деятельности могут совершенствоваться в том или ином направлении, обеспечивая развитие тех или иных форм физических способностей.

Ю.Ф. Курамшин (2004) считает, что, проявляясь в деятельно­сти, физические способности неотделимы от двигательных уме­ний и навыков. Освоение рациональных двигательных действий обеспечивает лучшую реализации физических способностей. Боепитание физических способностей, также как и формирова­ние двигательных навыков, во многом зависит от образования определенных отношений в нервной и мышечной системах. Од­нако для физических способностей гораздо большее значение имеют морфофункциональные перестройки в организме в целом. В наибольшей мере это касается тех мышечных групп и функцио­нальных систем, которые несут основную рабочую нагрузку. Кро­ме того, для физических способностей характерна значительно меньшая по сравнению с формированием навыков осознанность тех компонентов, из которых складывается успех в достижении намеченной цели.

Степень прироста физических способностей неравномерна. Это справедливо как для небольших периодов времени, так и для всего периода развития. Как правило, наибольший прирост фи­зических способностей наблюдается в начальный период занятий физическими упражнениями. С повышением уровня развития какой-либо способности темпы ее прироста постепенно уменьша­ются. Для сохранения необходимых темпов требуется постоянное увеличение нагрузки выполняемых упражнений.

Специальные исследования и практический опыт показывают, что в определенные возрастные периоды жизни человека имеются благоприятные возможности для развития и воспитания способ­ностей. Эти периоды обычно называют сенситивными или чув­ствительными, потому что в них наблюдается бурное естествен­ное развитие отдельных способностей. Установлено, что в эти периоды обеспечивается наибольший эффект и для их воспита­ния. Причем границы этих периодов для отдельных физических способностей различны. Периоды интенсивного развития боль­шинства физических способностей девушек опережают подрост­ков на 1-2 года (табл. 11.1).

Таблица 11.1Сенситивные периоды развития физических способностей у детей

(по Л.П. Матвееву, 1999)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  зические способности Возраст, лет
Фи 7-8 8-9 9-10 10-11 11-12 12-13 13-14 14-15 15-16 N (0
Силовые Собственно-силовые                    
Скоростно-силовые     т t       t  
Скоростные Частота движений           t        
Скорость одиночного движения     т         t    
Время двигательной реакции                    
К длительному выполнению работы Статический режим               t    
Динамический режим       т         t  
Зона максимальной интенсивности                  
Зона субмаксимальной интенсивности                 t
Зона большой интенсивности                  
Зона умеренной интенсивности   If           t    
Координационные Простые координации   ♦ ♦                
Сложные координации                    
Равновесие     т              
Точность движений   ♦ ♦           t    
Гибкость     т              

Функциональные и структурные изменения, достигнутые в ре­зультате развития и воспитания физических способностей, обра­тимы. Достаточно относительно небольшого перерыва в заняти­ях как начинается регресс структурных признаков, в результате

снижаются показатели уровня физических способностей. С воз­растом наблюдается также и постепенный естественный регресс уровня физических способностей.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.