В налоговой практике существуют пять способов взимания налогов:
•кадастровый; •изъятие налога до или в момент получения владельцем дохода (у источника); • изъятие налога после получения дохода владельцем (по декларации); • в момент расходования доходов; • в процессе потребления или использования имущества.
Первый способ предполагает использование кадастра. Кадастр (cadastre — франц.) — это: 1. Список лиц, подлежащих обложению налогом. 2. Систематизированный свод основных сведений о явлениях: водный кадастр, ветровой кадастр, земельный кадастр, солнечный кадастр. 3. Реестр, устанавливающий перечень типичных объектов, классифицируемых по внешним признакам, и устанавливающий среднюю доходность объекта обложения. В зависимости от объектов налогообложения выделяют домовой, земельный, промысловый, имущественный и другие кадастры. 4. При составлении, например, земельного кадастра, земли в различных районах страны группируются в зависимости от целевого назначения, видам и подвидам угодий, природным зонам, группам почв и т. д. Различают парцеллярный (или французский) и реальный (австрийский) земльные кадастры. Первый отражает доходность каждой отдельной части (парцеллы) земельного участка, а второй определяет совокупную доходность всей земли данного собственника или участка территории. В России кадастровые ставки не совсем точно улавливают величину прироста ренты в цене сырьевых товаров, так как земельный, лесной и другие кадастры формируются по устаревшим методикам. Отсутствие свободного рынка земли, наличие несовершенных норм в законе «О недрах», в Лесном кодексе и многие другие причины затрудняют анализ переложения налогов посредством сопоставления налоговых ставок.
Второй способ — изъятие налога у источника (метод удержания) означает, что налог исчисляется и удерживается бухгалтерией того юридического лица, которое выплачивает доход субъекту налога. В этом случае исключается возможность уклонения от уплаты налога, так как налог удерживается до выплаты дохода, а перечисляется в бюджет в день получения наличных денег в банке для выплаты заработной платы и других доходов. Изъятие налога методом удержания означает взимание налога до получения дохода владельцем. Таким образом, взимается налог на доходы физических лиц работодателями по истечении каждого месяца с суммы совокупного дохода физических лиц с начала календарного года.
Третий способ взимания налогов — метод начисления, предусматривает подачу налогоплательщиками деклараций (официального заявления о полученных доходах и произведенных расходах за истекший отчетный год) в налоговые органы.
Этот способ наиболее широко применяется при уплате подоходных налогов, таких как налог на доходы физических лиц, корпорационный подоходный налог (налог на прибыль
предприятий и организаций). Декларационным способом платятся, в частности, НДС, акцизы, таможенные пошлины и другие.
Налогоплательщиком представляется, соответствующая для каждого вида налогообложения, декларация. При этом способе уплаты, налогоплательщик прежде получает доход, а затем уже исчисляет и уплачивает налог.
Четвертый способ взимания налогов — в момент расходования доходов — характерен для косвенного налогообложения, когда налоги включаются в цену товаров (работ, услуг) и уплачиваются конечными потребителями в момент приобретения товаров. Он является одним из наиболее эффективных способов, используемых во всех развитых странах мира, и дает в совокупности наибольший удельный вес доходов в бюджет.
При пятом способе взимания налогов — в процессе потребления или использования имущества (движимого и недвижимого) — налог уплачивается из дохода налогоплательщика, как обычно, ежегодно и скорей носит не фискальный, а контрольно-регулятивный характер (это налог с владельцев автотранспортных средств и др.).
Устанавливается следующий порядок уплаты налогов:
a) направление платежа (бюджет, внебюджетные фонды); b) денежные средства уплаты налога (рубли, доллары, евро); c) механизм платежа (наличные деньги, безналичный расчет); d) контроль за правильностью и своевременностью уплаты налогов.
В России широкое распространение получила практика совместного использования различных способов изъятия налогов.
Внешние эффекты
Внешние эффекты (экстерналии) — ситуация, когда издержки или выгоды от рыночных сделок не учитываются в ценах в полном объеме. При отрицательных (положительных) внешних эффектах деятельность одного лица вызывает издержки (выгоды) других лиц. Если цементный завод производит выбросы в атмосферу, налицо отрицательный внешний эффект для окрестных жителей (они терпят издержки, не учитываемые в цене цемента, и ничего не получают взамен). Если же завод проведет дорогу и окрестные жители смогут ею бесплатно пользоваться, налицо положительный внешний эффект.
Если разделить предельные социальные выгоды ( ) и предельные частные выгоды ( ), а также предельные социальные издержки ( ) и предельные частные издержки ( ). то причиной внешних эффектов становится несовпадение социальных и частных величин. Если, например, издержки договора между двумя лицами ложатся на третье лицо, возникает отрицательный внешний эффект. Внешние эффекты — это издержки или выгоды третьих лиц (не участвующих в производстве) от какой-либо активности.
Рис. 1.25. Внешние эффекты: а — отрицательный; б — положительный
Если цементный завод делает выбросы в атмосферу, их объем зависит от объема производства (рис. 1.25, а). Предложение без учета цементным заводом отрицательного воздействия на окрестных жителей показано линией . Тогда как если бы его заставили оплатить все социальные издержки, то предложение было бы на меньшем уровне . Поскольку Q2 > Q1 имеет место перепроизводство благ, производство которых связано с отрицательными внешними эффектами. Если производителя заставить оплатить внешний эффект (перейти из точки равновесия А в точку равновесия В), то цены возрастают, а объемы производства снижаются.
Определим размер ущерба от действия отрицательных внешних эффектов. Если предельные внешние издержки производства цемента составляют , а объем производства цемента — Q2, то ущерб от загрязнений определяется площадью . Однако часть ущерба компенсируется тем, что благосостояние потребителя и производителя увеличиваются в результате увеличения выпуска цемента. При переходе из точки В в точку А (при появлении загрязнений) увеличение выигрыша потребителя составит , увеличение выигрыша производителя составит (поскольку треугольники и OPA равны). В результате треугольник ABC показывает снижение эффективности в экономике от отрицательных внешних эффектов.
Если же завод строит дорогу (рис. 1.25, б), он приравнивает свои частные выгоды к предельным социальным издержкам, и объем производства устанавливается на уровне , (в точке А). Однако если бы выгоды от положительных внешних эффектов были получены производителем, объем производства составил бы (точка В). Поскольку имеет место недопроизводство благ, производство которых связано с положительными внешними эффектами. Спрос на дороги у завода ( ),) будет меньше спроса общества на дороги ( ), и спрос общества не удовлетворяется, поскольку общество не мотивирует завод увеличить производство.
Определим размер ущерба от действия положительных внешних эффектов. Если предельные внешние выгоды составляют , а количество дорог , то совокупные внешние выгоды составят площадь . Однако недопроизводство дорог связано с потерями для потребителей и производителей. Снижение излишка потребителя при переходе от точки В к точке А составит (поскольку треугольники и равны), снижение излишка производителя — . Треугольник ABC показывает снижение эффективности в экономике в результате недопроизводства благ с положительными внешними эффектами.
Чтобы сократить перепроизводство благ с отрицательными внешними эффектами и уменьшить недопроизводство благ с положительными внешними эффектами, необходимо приблизить предельные частные издержки (выгоды) к предельным социальным издержкам (выгодам). Решение данной проблемы А. Пигу видел во введении корректирующих налогов и корректирующих субсидий.
Корректирующий налог — налог на выпуск экономических благ, приближающий (за счет повышения) предельные частные издержки к уровню предельных общественных издержек и снижающий размер отрицательных внешних эффектов. При достижении размера корректирующего налога отрицательные вешние эффекты трансформируются во внутренние (интернализируются).
Корректирующая субсидия — субсидия производителям экономических благ, приближающая (за счет повышения) предельные частные выгоды к предельным общественным выгодам и снижающая размер положительных внешних эффектов. При достижении размера корректирующей субсидии положительные внешние эффекты трансформируются во внутренние.
В обоих случаях производитель экономических благ станет учитывать положительные или отрицательные внешние эффекты, и объем выпуска общественных благ приблизится к оптимальному. Но любой ли налог на осуществление деятельности, связанной с издержками для третьих лиц, носит компенсирующий характер? Потребление винно-водочной продукции и табачных изделий, без сомнения, оказывает воздействие на третьих лиц. Могут ли акцизы на винно-водочную и табачную продукцию рассматриваться как компенсирующий налог при условии, что спрос малоэластичен и рост цены не ведет к значительному снижению потребления? Чтобы это было так, средства от сбора акцизов должны идти на устранение и компенсацию внешних эффектов (в том числе на лечение алкогольной и никотиновой зависимости, пропаганду здорового образа жизни или, например, компенсацию некурящим). В противном случае государство просто приобретает солидный источник доходов и не заинтересовано в решении проблем, связанных с употреблением алкогольной и табачной продукции.
Если индивидов по каким-то причинам невозможно или нецелесообразно заставить оплатить полученный положительный внешний эффект от потребления блага, то данное благо превращается в общественное (далее более подробно изучим общественные блага) .