Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Способы взимания налогов



 

В налоговой практике существуют пять способов взимания налогов:


•кадастровый;
•изъятие налога до или в момент получения владельцем дохода (у источника);
• изъятие налога после получения дохода владельцем (по декларации);
• в момент расходования доходов;
• в процессе потребления или использования имущества.

Первый способ предполагает использование кадастра. Кадастр (cadastre — франц.) — это:
1. Список лиц, подлежащих обложению налогом.
2. Систематизированный свод основных сведений о явлениях: водный кадастр, ветровой кадастр, земельный кадастр, солнечный кадастр.
3. Реестр, устанавливающий перечень типичных объектов, классифицируемых по внешним признакам, и устанавливающий среднюю доходность объекта обложения. В зависимости от объектов налогообложения выделяют домовой, земельный, промысловый, имущественный и другие кадастры.
4. При составлении, например, земельного кадастра, земли в различных районах страны группируются в зависимости от целевого назначения, видам и подвидам угодий, природным зонам, группам почв и т. д. Различают парцеллярный (или французский) и реальный (австрийский) земльные кадастры. Первый отражает доходность каждой отдельной части (парцеллы) земельного участка, а второй определяет совокупную доходность всей земли данного собственника или участка территории. В России кадастровые ставки не совсем точно улавливают величину прироста ренты в цене сырьевых товаров, так как земельный, лесной и другие кадастры формируются по устаревшим методикам. Отсутствие свободного рынка земли, наличие несовершенных норм в законе «О недрах», в Лесном кодексе и многие другие причины затрудняют анализ переложения налогов посредством сопоставления налоговых ставок.

Второй способ — изъятие налога у источника (метод удержания) означает, что налог исчисляется и удерживается бухгалтерией того юридического лица, которое выплачивает доход субъекту налога. В этом случае исключается возможность уклонения от уплаты налога, так как налог удерживается до выплаты дохода, а перечисляется в бюджет в день получения наличных денег в банке для выплаты заработной платы и других доходов. Изъятие налога методом удержания означает взимание налога до получения дохода владельцем. Таким образом, взимается налог на доходы физических лиц работодателями по истечении каждого месяца с суммы совокупного дохода физических лиц с начала календарного года.

Третий способ взимания налогов — метод начисления, предусматривает подачу налогоплательщиками деклараций (официального заявления о полученных доходах и произведенных расходах за истекший отчетный год) в налоговые органы.

 

Этот способ наиболее широко применяется при уплате подоходных налогов, таких как налог на доходы физических лиц, корпорационный подоходный налог (налог на прибыль

 

предприятий и организаций). Декларационным способом платятся, в частности, НДС, акцизы, таможенные пошлины и другие.

Налогоплательщиком представляется, соответствующая для каждого вида налогообложения, декларация. При этом способе уплаты, налогоплательщик прежде получает доход, а затем уже исчисляет и уплачивает налог.

Четвертый способ взимания налогов — в момент расходования доходов — характерен для косвенного налогообложения, когда налоги включаются в цену товаров (работ, услуг) и уплачиваются конечными потребителями в момент приобретения товаров. Он является одним из наиболее эффективных способов, используемых во всех развитых странах мира, и дает в совокупности наибольший удельный вес доходов в бюджет.

При пятом способе взимания налогов — в процессе потребления или использования имущества (движимого и недвижимого) — налог уплачивается из дохода налогоплательщика, как обычно, ежегодно и скорей носит не фискальный, а контрольно-регулятивный характер (это налог с владельцев автотранспортных средств и др.).

 

Устанавливается следующий порядок уплаты налогов:


a) направление платежа (бюджет, внебюджетные фонды);
b) денежные средства уплаты налога (рубли, доллары, евро);
c) механизм платежа (наличные деньги, безналичный расчет);
d) контроль за правильностью и своевременностью уплаты налогов.

В России широкое распространение получила практика совместного использования различных способов изъятия налогов.

 

 

Внешние эффекты

Внешние эффекты (экстерналии) — ситуация, когда издержки или выгоды от рыночных сделок не учитываются в ценах в полном объеме. При отрицательных (положительных) внешних эффектах деятельность одного лица вызывает издержки (выгоды) других лиц. Если цементный завод производит выбросы в атмосферу, налицо отрицательный внешний эффект для окрестных жителей (они терпят издержки, не учитываемые в цене цемента, и ничего не получают взамен). Если же завод проведет дорогу и окрестные жители смогут ею бесплатно пользоваться, налицо положительный внешний эффект.

Если разделить предельные социальные выгоды ( ) и предельные частные выгоды ( ), а также предельные социальные издержки ( ) и предельные частные издержки ( ). то причиной внешних эффектов становится несовпадение социальных и частных величин. Если, например, издержки договора между двумя лицами ложатся на третье лицо, возникает отрицательный внешний эффект. Внешние эффекты — это издержки или выгоды третьих лиц (не участвующих в производстве) от какой-либо активности.

Обозначим предельные внешние выгоды ( ) и предельные внешние издержки ( ) (рис. 1.25).

Рис. 1.25. Внешние эффекты: а — отрицательный; б — положительный

Если цементный завод делает выбросы в атмосферу, их объем зависит от объема производства (рис. 1.25, а). Предложение без учета цементным заводом отрицательного воздействия на окрестных жителей показано линией . Тогда как если бы его заставили оплатить все социальные издержки, то предложение было бы на меньшем уровне . Поскольку Q2 > Q1 имеет место перепроизводство благ, производство которых связано с отрицательными внешними эффектами. Если производителя заставить оплатить внешний эффект (перейти из точки равновесия А в точку равновесия В), то цены возрастают, а объемы производства снижаются.

Определим размер ущерба от действия отрицательных внешних эффектов. Если предельные внешние издержки производства
цемента составляют , а объем производства цемента — Q2, то ущерб от загрязнений определяется площадью . Однако часть ущерба компенсируется тем, что благосостояние потребителя и производителя увеличиваются в результате увеличения выпуска цемента. При переходе из точки В в точку А (при появлении загрязнений) увеличение выигрыша потребителя составит , увеличение выигрыша производителя составит (поскольку треугольники и OPA равны). В результате треугольник ABC показывает снижение эффективности в экономике от отрицательных внешних эффектов.

Если же завод строит дорогу (рис. 1.25, б), он приравнивает свои частные выгоды к предельным социальным издержкам, и объем производства устанавливается на уровне , (в точке А). Однако если бы выгоды от положительных внешних эффектов были получены производителем, объем производства составил бы (точка В). Поскольку имеет место недопроизводство благ, производство которых связано с положительными внешними эффектами. Спрос на дороги у завода ( ),) будет меньше спроса общества на дороги ( ), и спрос общества не удовлетворяется, поскольку общество не мотивирует завод увеличить производство.

Определим размер ущерба от действия положительных внешних эффектов. Если предельные внешние выгоды составляют , а количество дорог , то совокупные внешние выгоды составят площадь . Однако недопроизводство дорог связано с потерями для потребителей и производителей. Снижение излишка потребителя при переходе от точки В к точке А составит (поскольку треугольники и равны), снижение излишка производителя — . Треугольник ABC показывает снижение эффективности в экономике в результате недопроизводства благ с положительными внешними эффектами.

Чтобы сократить перепроизводство благ с отрицательными внешними эффектами и уменьшить недопроизводство благ с положительными внешними эффектами, необходимо приблизить предельные частные издержки (выгоды) к предельным социальным издержкам (выгодам). Решение данной проблемы А. Пигу видел во введении корректирующих налогов и корректирующих субсидий.

Корректирующий налог — налог на выпуск экономических благ, приближающий (за счет повышения) предельные частные издержки к уровню предельных общественных издержек и снижающий размер отрицательных внешних эффектов. При достижении размера корректирующего налога отрицательные вешние эффекты трансформируются во внутренние (интернализируются).

Корректирующая субсидия — субсидия производителям экономических благ, приближающая (за счет повышения) предельные частные выгоды к предельным общественным выгодам и снижающая размер положительных внешних эффектов. При достижении размера корректирующей субсидии положительные внешние эффекты трансформируются во внутренние.

В обоих случаях производитель экономических благ станет учитывать положительные или отрицательные внешние эффекты, и объем выпуска общественных благ приблизится к оптимальному. Но любой ли налог на осуществление деятельности, связанной с издержками для третьих лиц, носит компенсирующий характер? Потребление винно-водочной продукции и табачных изделий, без сомнения, оказывает воздействие на третьих лиц. Могут ли акцизы на винно-водочную и табачную продукцию рассматриваться как компенсирующий налог при условии, что спрос малоэластичен и рост цены не ведет к значительному снижению потребления? Чтобы это было так, средства от сбора акцизов должны идти на устранение и компенсацию внешних эффектов (в том числе на лечение алкогольной и никотиновой зависимости, пропаганду здорового образа жизни или, например, компенсацию некурящим). В противном случае государство просто приобретает солидный источник доходов и не заинтересовано в решении проблем, связанных с употреблением алкогольной и табачной продукции.

Если индивидов по каким-то причинам невозможно или нецелесообразно заставить оплатить полученный положительный внешний эффект от потребления блага, то данное благо превращается в общественное (далее более подробно изучим общественные блага) .

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.