Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Факторы, влияющие на динамику спортивных достижений



Уровень спортивных достижений определяется многими фак­торами. К основным из них можно отнести: индивидуальные спо­собности спортсмена, качество системы подготовки, размах спор­тивного движения, а также социальные и экономические условия его развития в обществе.

Индивидуальные способности спортсмена. Занятия любым видом спорта требуют от человека определенных способностей, которые выражаются индивидуальными особенностями лично­сти, проявляющимися в быстроте, глубине и прочности овладе­ния способами и приемами определенной деятельности. Обеспе­чить более успешное освоение необходимых способностей могут врожденные задатки и одаренность к этой деятельности в сочета­нии с эффективной системой тренировки.

Врожденно-обусловленным компонентом способностей яв­ляется одаренность. Она обеспечивает человеку возможность успешного выполнения соответствующей ей деятельности. По от­ношению к спорту можно говорить о более высоких темпах есте­ственного развития физических и психических качеств и свойств личности, обеспечивающих успешность осуществления опреде­ленной соревновательной деятельности.

В основе развития определенных способностей к видам спор­та лежат и определенные задатки, под которыми понимаются врожденные анатомо-физиологические и психические особенно­сти организма. Однако высший уровень различных способностей человека всегда является результатом его развития в процессе рационально построенной деятельности, а в спорте - системы подготовки. Сами по себе задатки человека в сочетании с одарен­ностью не могут решить всех проблем в спортивном совершен­ствовании. Они могут только содействовать повышению темпов развития способностей. А для этого необходимо направленное воспитание, развитие и обучение. Таким образом, задатки челове­ка в сочетании с одаренностью, при оптимальном педагогическом воздействии, а в отдельных случаях - при использовании нако­пленного предыдущими поколениями опыта, дают возможность развить необходимые в конкретном виде спорта способности для демонстрации высоких результатов.

Эффективность системы подготовки спортсменов. На­правленно воздействуя на природные задатки, тренер добивает-

ся необходимого развития способностей спортсмена, обеспечи­вающих прогресс в определенном виде спорта. При этом главное условие - целеустремленная тренировка спортсмена с использо­ванием при самосовершенствовании нагрузок, близких к предель­ным. Никакие даже самые выдающиеся врожденные способности не позволят спортсмену достичь высоких результатов без упорно­го труда.

Важное место в повышении эффективности системы подго­товки спортсменов отводится, наряду с воспитанием физических качеств, проблемам совершенствования тактической и техниче­ской подготовки. Во многих видах спорта они являются доми­нирующими сторонами мастерства, определяющими успех всей системы. От своевременных разработок новых элементов и ком­бинаций, тактических приемов в конечном счете зависит уровень спортивных достижений.

В настоящее время тренировочные нагрузки и общие затраты времени в процессе подготовки спортсменов достигают значи­тельных величин. В этих условиях первостепенное значение име­ет качественное совершенствование основ системы спортивной подготовки. Только опираясь на современные научные данные, положенные в основу методических разработок и нашедшие свое место в структуре спортивной тренировки, можно говорить об эф­фективности подготовки спортсмена.

В большей степени эффективность системы подготовки спортсмена зависит от выбора условий, в которых осуществляет­ся тренировочная и соревновательная деятельность. Это прежде всего касается климатогеографических условий, а также высоко­качественного оборудования, спортивных снарядов, экипировки, защитных приспособлений. История развития спорта показыва­ет, что постоянно происходит поиск новых образцов спортивного снаряжения, совершенствование его качества, условий эксплуата­ции, создается качественный и добротный инвентарь, различные конструкции тренажеров (механических, электромеханических, электронных), которые помогают решать в спортивной трениров­ке как общие, так и частные задачи.

Значительную роль в тренировочном процессе играют сред­ства и методы восстановления спортсменов после высоких трени­ровочных и соревновательных нагрузок, а также приемы повыше­ния его спортивной работоспособности.

Важным моментом в вопросах внедрения современной систе­мы спортивной подготовки является информационное обеспече­ние всех участников этого процесса: спортсменов, тренеров, вра­чей и др.

Размах спортивного движения, социальные и экономиче­ские условия его развития. Эффективность функционирова­ния спорта в любой стране зависит от такого фактора, как размах спортивного движения. Повышенное внимание и популярность различных видов спорта, развернутая система соревнований, расширение программ крупнейших соревнований позволяют спортсменам более полно реализовать свои возможности. Наряду с этим социолого-статистический анализ показывает: чем боль­ше людей включено в занятия спортом, тем большее количество спортсменов выходит в большой спорт, это в свою очередь по­вышает конкуренцию среди них и отражается на спортивных результатах.

Однако увеличение массовости занятий спортом связано с со­циальными условиями жизни общества и с подготовкой необхо­димых специалистов; тренеров, инструкторов, преподавателей, врачей, работников спортивных сооружений и др. Квалификация этих специалистов во многом будет способствовать повышению спортивных достижений в общей массе занимающихся, а также и у выдающихся спортсменов.

Социологические исследования показывают, что уровень спортивных достижений той или иной страны во многом зави­сит от условий материальной жизни общества, которые играют главенствующую роль в определении общей жизнедеятельности человека. A.M. Максименко (1969), например, утверждает, что совокупный уровень достижений во многих видах спорта, куль­тивируемых в различных странах, коррелирует с показателями материального благосостояния народа, а также с показателями средней продолжительности жизни, общей численности и гра­мотности населения. В то же время развивающиеся страны с не­высоким экономическим потенциалом могут с успехом развивать два-три вида спорта, отражающие этнические и географические особенности населения и его традиции. Примером этого могут служить бегуны Эфиопии и Кении, боксеры Латинской Амери­ки, футболисты африканских стран и др. Однако развитие многих популярных и массовых видов спорта в комплексе не под силу

этим странам в связи с экономическими условиями жизни об­щества.

Таким образом, спортивные достижения обусловлены многи­ми факторами, важнейшие из которых приведены выше. Спор­тивные достижения отражают успехи человека в совершенство­вании своих способностей и являются одним из показателей развития спорта, физической культуры и культуры общества в целом.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.