Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Мифология Скандинавии




Основным источником мифов древней Скандинавии (сегодня территория Норвегии, Швеции, Дании, Исландии и Финляндии) являются тексты "Старшей" и "Младшей Эдды", записанные Снорри Стурлусоном в XIII в. н.э.. Здесь мы не будем останавливаться на сказках о создании мира, на великанах, появившихся из ничего, на корове, вылизывающей из камня первого человека, на мировом древе и змее и другой грандиозной чепухе, придуманной нефилимами.

 

Наша задача: постараться определить взаимосвязь между богами Скандинавии и уже известными нам богами.

 

О самых первых богах Скандинавии мы узнаём, что первым был бог создатель Всеотец. Он жил во все времена и создал небесный мир, землю, небо и род человеческий. Тогда же жил великан по имени Нерви, и "была у него дочь, от рождения черная и сумрачная, по имени Ночь ... мужем ее был Деллинг, из рода асов". Их Сыном был День. "Позвал Всеотец Ночь и сына ее по имени День и дал им коней и две колесницы и послал их на небо, дабы раз в сутки объезжали они всю землю"1. Не вызывает никаких сомнений, что речь здесь идёт о Всеотце-Энлиле, Ночи-Нингал, дочери Нерви-Энки, которая была замужем за асом (т.е. за сыном Энлила, ануннаком) Деллингом-Сином, и которая имела сына День-Уту. Ещё одна деталь: Ночь ездила на колеснице не с мужем (Сином), а с сыном (Уту), как она это делала в Египте и Сирии.


1 Младшая Эдда. Видение Гюльвы.

 

Потом повествование о богах прерывается, и начинается новая история о создании мира. На этот раз от появившихся ниоткуда великанов родились трое братьев, одним из которых был Один. И уже эти братья создали и небо, и землю, и людей. Ясно, что этот миф появился уже после смерти Энлила. Изменились также боги солнца и луны. В мифе рассказывается, что у человека по имени Мундильфари было двое детей, таких светлых и прекрасных, что он назвал сына Месяцем-Мани, а дочку - Солнцем-Суль. Теперь девушка правила конями, впряженными в колесницу солнца, а солнце боги сделали из языков пламени. Прекрасный юноша Мани управлял луной. Кого мы видим здесь? Это уже правление Зевса второго-Энея с его сторонниками: богиней солнца Нанайей (она же была богиней солнца Шапаш в Угарите и Ушас - в Индии), разъезжающей на завоёванном после первой битвы за Трою Солнечном диске, и молодым богом луны Ганимедом (егип. Хонсу, ставшего богом луны, после смерти Сина-Лаомедонта), который как Клитий стал возлюбленным Эос-Нанайи.

Один (Радаманф, Набу,Гермес) вначале появился со своими двумя братьями - Вили и Be (согл. Младшей Эдде), или Хёнир и Лодур (согл. Старшей Эдде). Это - сыновья Нанайи (Европы). В шумерской мифологии о них нам ничего неизвестно, но в греческой их имена Сарпедон и Минос. Сарпедон во время Троянской войны сражался на стороне троянцев и был убит Патроклом1. Минос не участвовал в Троянской войне. В скандинавских мифах о нём можно найти следующее интересное "совпадение".


В "Песне о Велунде" (в Старшей Эдде) повествуется о знаменитом мастере-кузнеце Вёлунде. Его захватил в плен король ньяров Нинуд. Он заточил его на острове и заставлял работать на себя. Но Велунд освободился от плена, улетев с острова на сделанных им крыльях.


О сыне Нанайи Миносе известно, что он держал на своём острове Крите мастера-кузнеца Дедала, заставляя его делать различную работу, включая известный лабиринт Минотавру. Дедалу надоело жить в неволе, и он улетел с острова на сделанных им крыльях.

Трудно не согласиться, что Минос и Дедал побывали в Скандинавии. Однако Минос был там не долго, поскольку ни как брат Одина, ни как Нинуд он больше в скандинавских мифах не появлялся. Исчез и Сарпедон.


1
Гигин. Мифы 106.

 

Тюр

 

Другим более древним богом был бог воинской доблести по имени Тюр. О нём тоже очень мало информации. Хотя он назывался сыном Одина, на самом деле он, как и другие боги, мог считаться его сыном только по старшинству в иерархии. В эддической "Песне о Хюмире" Тюр называет себя сыном великана Хюмира.


О Тюре в основном нам известно из мифа о чудовищном волке Фенрире. Сей волк якобы вырос таким сильным, что боги стали его бояться и решили посадить его на цепь. Обычные цепи не удерживали зверя, а позволить надеть на себя волшебные цепи Фенрир не соглашался до тех пор, пока в качестве залога Тюр не положил ему в пасть свою руку. Когда волк понял, что не в силах порвать узы, он откусил руку Тюру. Так Тюр стал одноруким.

 


На илл.: Тюр теряет свою руку. Из ирландского манускрипта XVIII в., находящегося в Королевской библиотеке Дании.

Разобраться в том, кем был Тюр, нам поможет Шумерский список царей. Там говорится, что Думузид победил однорукого Ен-мебарагеси. Ен-мебарагеси, как мы помним, был Нингижзидой (Даму, Асклепием, Амфиараем), который был убит в его втором походе против Урука-Фив, когда город защищал Гильгамеш. Значит, Тюр мог быть Нингижзидой.

 

Тюр-Амфиарай мог потерять руку на Калидонской охоте, в которой он принимал участие. А Калидонский вепрь мог быть волком Фенриром, внуком Ехидны-Бау. Похоже, что Волк доверял Тюру, и вепрь мог доверять Амфиараю-Нингижзиде, потому что был сыном сестры Нингижзиды по его матери Бау.


Сначала Тюр был богом справедливости и закона. "Мудрый, как Тюр, называют того, кто всех умнее", "Смелый, как Тюр, называют того, кто всех одолевает и не ведает страха..." (Младшая Эдда, Речи Высокого). Позже он вдруг оказывается неправедным судьёй. Мифологи обычно объясняют такую трансформацию образа Тюра причиной его увечья1. Однако, зная теперь, какая борьба за власть происходила между богами, можно довольно уверенно предположить, что Нингижзида стал неугоден богам клана Приама-Энея-Нанайи, когда он перешёл на сторону Мелькарта, и потому сразу приобрёл отрицательные черты.


1 Г. Бедненко. Тюр - небесный отец, стойкий воин и неправедный судья. (ссылка).

 

 

Один


Один сначала был одним из трёх богов создателей, но позже он стал главным богом. Многие мифологи считают, что вначале Тюр был верховным богом1, но потом его полномочия перешли к Одину, и только тогда Один стал называться Всеотцом. Однако Всеотец (Энлил) был воином и вождём. Один, хотя и вобрал в себя эти характеристики, всё же был более мудрецом, колдуном и проводником душ павших в битве воинов в Вальхаллу, чем воином. Фактически ни та, ни другая Эдда не описывает Одина сражающимся.

 

Ещё Юлий Цезарь в своих записках о галльской войне 'Commentarii de bello Gallico' заметил, что рим. Меркурий (кем был греч. Гермес, шум. Набу, егип. Тот) был верховным богом древних кельтов, пантеон которых был близок скандинавскому. Он писал: 'Из богов они превыше всего почитают Меркурия. Он имеет наибольшее количество изображений, галлы считают его изобретателем всех искусств и проводником всех дорог и путей и полагают, что он имеет наибольшую силу в торговых делах и обогащении'2.

Фивы, где был убит Тюр-Амфиарай, считались городом Кадма (Набу), и, как мы видели ранее, кадуцей Нингижзиды-Асклепия (т.е. его МЕ) был присвоен Кадмом-Гермесом. Кадуцей вполне мог быть чудесным копьём Одина (Кадма-Гермеса) Гунгниром, которое всегда попадало в цель. Раньше перед началом битвы Тюр забрасывал копьё в стан противника. Потом это стал делать Один. У викингов такой обычай забрасывания копий за головы противников сохранялся долго. Археологи нашли множество копий, посвящённых Тюру. Вначале в жертву Тюру вешали людей, потом вешать стали в жертву Одину. Потому преемственность между ними очевидна3.

1 Мирча Элиаде. История веры и религиозных идей, 21,176. (ссылка).

2"Записки о галльской войне", VI.16-18.

3 Arthur Cotterell. Norse Mythology. Lorenz Books, 1997.


Получив МЕ Нингижзиды, Набу-Один-Тот-Гермес стал вхож в мир мёртвых - Вальхаллу (Дуат-Аид). В Египте он помогал Анубису мумифицировать тела умерших. А на севере он сам мумифицировал голову великана Мимира.


Один изображался одноглазым. Свой глаз он якобы пожертвовал за разрешение испить из источника. Мимира, чтобы приобрести мудрость. О том, что Один-Тот потерял один глаз, есть намёк и в египетских мифах.


Так, сначала правым глазом бога Ра (Энлила) считалось солнце, а левым глазом - луна. Когда утвердился культ Гора, тогда стало принято считать правый глаз - глазом Ра (в то время это был Ра-Хоракти - Эней), а левый - глазом Гора.

 

 

Однако до этого, или в одно и то же время, левый глаз стал также считаться глазом Тота.

На илл.: животное Тота - павиан, держит его глаз перед Тотом.


Учитывая равную популярность и Гора, и Ра-Хоракти, можно предположить, что причиной, по которой глаз Тота стал луной, было не смещение власти в руки Тота, а совершенно прямая причина: Тот действительно мог потерять глаз в одном из многочисленных побоищ, устраиваемых богами. Потому он мог объявить, что он отдал свой левый глаз, чтобы его глаз стал луной. Недаром же он был богом ловкости и обмана.

 

Фригг


Первой женой Одина была Фригг. Одним из самых заметных её атрибутов было веретено, которое, как известно, являлось МЕ Инанны1 -Афины. К Фригг, как и к Афине, призывали для победы в войне2, но, кроме того, она покровительствовала браку и деторождению, потому не могла быть Инанной. Кто же это мог быть?


Кроме как с Инанной, Набу-Тот зачастую появлялся в дуэте со своей матерью-женой Нанайей, которая получила МЕ Артемиды после смерти Нингал и как раз покровительствовала браку, домашнему очагу и деторождению. Кроме того, как Артемида она должна была соблюдать целомудренность. Это было трудно, потому что с самого начала она также была и неразборчивой в любовных отношениях Эос. Что впрочем нашло отражение и в скандинавских мифах, где упоминается о том, что Фригг в отсутствие Одина разделяла ложе с его братьями3 . Фригг-Эос также не ревновала Одина к его многочисленным любовницам (Ёрд, Ринд, Гуннлёд, Грид и др.), как это делала Гера-Нинхурсаг по отношению к Зевсу-Энлилу. Если Фригг была Нанайя, то откуда у неё могло появиться веретено?4.


Как было показано в предыдущей главе, Инанна могла потерять это МЕ вместе с МЕ Афродиты во время первого похода против Фив. Тогда Набу ещё был на стороне лагеря Нанайи-Приама. Таким образом, Фригг могла быть Нанайя, которая, как и Инанна, также могла быть воинственной богиней.5.

 

1 Шумерский миф "Энки и новый мировой порядок".

2 Paul the Deacon,Historia Langobardorum. Harrison, D. & Svensson, K. (2007). Vikingaliv FДlth & HДssler, VДrnamo. p. 74

3 Старшая Эдда, Перебранка Локи, 26.

4 Здесь мы не говорим об обычных предметах. Кроме веретена, у Фригг, конечно, были другие предметы для домашнего пользования. Но веретено - это то, с чем она постоянно изображалась. Это то, что должно было остаться для истории. Это было священным МЕ, означавшим способность к предвидению, предсказанию и даже к изменению судеб).

5 В шумер. тексте "A šir-namšub to Utu" она (Шерида) зовётся "юной предводительницей битвы".

На этом поминальном камне со шведского острова Готланд (400-600 гг.) изображена та же самая Фригг. Как богиня со змеями она была известна на Крите. Поскольку после первой битвы за Трою она стала богиней - матерью Лето, она стала изображаться как богиня-мать с раздвинутыми для рождения ногами. Однако, её изображения отличались от изображений беременных богиней-матерей Нинхурсаг (ниже илл. 1) и Бау (илл. 2 - Бау как егип. Хекат).

 

 

Нанайя в образах Ладжа Гаури (ниже на илл. слева) в Индии, как жена Шивы (Гелена), и как известная во всей западной Европе Шала-на-гиг (2 др. илл.), хоть и изображалась в позе роженицы, редко имела признаки беременности 1. Поэтому её изображения носили более сексуальный характер, нежели чем являлись символами деторождения и плодородия.


1 Jitamitra Prasada Simhadeba.Tantric Art of Orissa, p.66.

 

На подобных этим артефактам заметен акцент на половых органах и некое пренебрежение всех остальных черт.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.