Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ. ИСКУССТВО КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА



Эстетическое сознание - это тот духовный фундамент, кот обеспечивает гармоничное единство и внутренюю взаимосвязанность различных проявлений дух жизни чел и общества в целом. Синтетическая функция эстет формы освоения действительности проявилась уже в феномене нерасчлененности античной культуры в которой не только сами произв искусства, но и научные и религиозные и фил трактаты зачастую создавались как худож тексты.

Необходимо различать два во многом совпадающих, но не тождеств понятия - эстетическое сознание вообще и искусство как высшее, но частное проявление этого сознания. Эстет сознание имеет место в каждом акте челов активности. Чел оценивает с эсет позиций любое свое проявление, каждое противостоящее ему объект явление, все, что вовлекается в сферу его опыта. Искусство же - это профессиональная сфера деятельности, в кот эстет сознание из сопутствующего эл-та превращ в основную цель.

В истории культуры сложились 2 концепции эст сознания: первая - онтологическая- трактует эст сознание как отражение особых принципов самого бытия, вторая - гносеологическая, сложившаяся уже в обособившейся эстетике, интерпретирует его в качестве атрибута одного только челов сознания.

Обе эти концепции - возведеные в абсолют крайности, в кот есомнено присутствуют и зерна истины. С одной стороны, эстет качества настолько “человечны” в своей основе, что их нельзя рассм как первопринципы мира, сущ независимо от человека. Существование общества- необход условие превращ эстет ценности из возможного в действительное. С др стороны эстет качества могут проявиться не только в деятельности самого человека, ведь эстет выразительна и природа и сам человек, да и все продукты чел труда. Эстет категшории явл объективными, поскольку они отражают объективную прир самого человека, складывающуюся в его многообр взаимоотношениях с миром.

Эта двоякая природа эстет сознания, равно зависящая и от субъекта и от объекта эстет созерцания, нуждается в интерпретации. В чем зависимость эстет ощущения от объекта созерцания? В том, что эст ощущ, чувственное по своей природе, невозможно без внешег стимула - пейзажа, чел лица, произв искусства, всегда имеющее материально зафиксир форму. Выразительность вн формы т.о. есть необходимое условие эстет аслаждения. В чем же тогда зав-ть эстет ощущ от свубъекта? В том, что при оценке выразительности внешней формы объекта субъект должен приложить дух усилие для того, чтобы вскрыть идеально-смысловую значимость созерцаемого объекта. Внутренняя жизнь предмета должна как бы очеловечиться. И только в этом случае, если налицо оба условия - и вешняя форма объекта, и его очеловеченный дух смысл - может состояться эстетическое событие.

Между тем не только педмет очеловечивается но и человек как бы опредмечивается в эстет акте. Вскрывая в объекте его внутр смысл чел тем самым как бы одаряет природу частицей своего духа. Чел созерцает себя в созданном им мире. В наиболее конкретном и наглядном виде это опредмечивание чел сущности проявляется в процессе труда и возникающем при этом эстет наслаждении его р-тами. Именно благодаря труду возниклись и развились на зае чел истории музыкальное ухо, чувств красоту формы глаз- короче говоря такие чувства, кот способны к челов наслаждениям”.

Т.о. между эстет сознанием и развитием труд деятельности людей имеется генетическая связь. Однако ее нельзя абсолютизировать. Для развитого общ созания эстетическое тем и отличается от прагматического, что предполагаетбескорыстное любование, жестко е связанное с категорией пользы. Эстет переживание ценно само по себе. Это не значит конечно, что прекрасное и полезное несовместимы (архитектурные сооружения)., это говорит о том, что е никакого императива, заставляющего нас видеть красоту только в полезном. Иначе бы ни музыка ни живопись не были бы для нас прекрасными, нас окружили бы одни созданные дизайнерами автомобили и удобная техника.

Эстетическое, таким образом, есть непосредственно данная чувственная выразительность внутреней жизни предмета, запечетлевающая в себе процесс опредмечивания челов сущности и очеловечивания прир мира, которая воспринимается и переживается чел-ком как самостоятельная жизенная ценность.

Будучи чувственно-предметным бытием, эстет вместе с тем не является одной только вещественной данностью. Все веществ характеристики эстетического выступают как носители смысла, а потому оно не только предметно, но и идеально.

Искусство и философия. Соотношение искусства и фил исторически менялось. Для эпохи Возрождения не было ничего эпатирующего в том, что Леонардо да Винчи низывал живопись истинной философией, поскольку живопись по его словам самолстоятельно обнимает первую истину. Аналог миссия признаваласт и за поэзией и за архитектурой. Искусство в эту эпоху вмещало в себя весь состав фундамент мыслей о мире, и потому оно шло рука об руку с философией.

Для 19 в на первый план выдвинулось проблема иеархического строения здания гуманит наук. Так Романтизм , ставя искусство выше науки, провозглашали его главенство над фил, а Гегель,наоборот, при всей признаваемой им значимости эстет венчал здание самопознания абс идеи его высшей формой - философией.

Вопрос о соотнош искусства и фил действительно очень сложен, Между этими видами чел деятельности очень много общего, но нет полного внутреннего тождества. Совместно противостая на соврем этае развититя культуры науке благодаря отсутствию у них конкретного объекта позания, эти формы дух деятельности все же противопоставимы с точки зрения своих познав средств, своей конечной цели и языка. Фил в этом отношении ближе к науке - она тяготеет к логико-поняийному аппарату, систематичности... Искусство же ориентировано на образно-символические формы познания и выражения, кот не предполагают своей рассудочной воспроизводимости.

Искусство и фил, т.о., - это взаимозависимые, но различные формы общ сознания, которые, несмотря на близость своих содержательных областей, свою направленность на предельно общие вопросы духа и бытия, отличаются методом познания и выражения. Фил, в сущности, м.б. растворена в понятиях и подана в безличной форме. Искусство же не поддается такому растворению и обезличиванию.

 

РЕЛИГИЯ И ФИЛОСОФИЯ.

Взаимоотнош между религией и фил исторически изменчивы и разнообразны. Если мат линия фил противопоставляет себя религ мировоззрению, то различные направл идеалист фил неоднократно вступали в союз с теологией, что выражается в формировании утонченных, рафинированных форм религии. Наиболее тесным этот союз оказался в традициях восточной культуры, в кот не всегда даже призается различие между фил и рел как отдельными формами общ сознания. Так, буддизм нередко трактуется как религиозная философия.

Однако и в Европ культуре взаимоотнош между рел и фил неоднозначны. В античности рел представления входили в состав фил в качестве ее необход компонента, в средние века, напротив, ситуация была такова, что уже религия включала в себя фил.

Действит расчленение фил и рел на обособленные формы произошло лишь на рубеже средневековья и нового времени. Фил, как и зародившаяся в то же время новоевроп наука, е сразу вступила в идеолог конкуренцию с рел, между ними как бы были разделены сферы влияния. при сохранении обнако верховного авторитета религии. Была официально принята концепция 2 истин. Одна от бога, а др от человека. Так возник деизм - учение о том, что бог, сотворив материю и установив нравственные абсолюты, в дальнейшем е вмешивается в события мира, и поэтому чел может и должен познавать прир и философски размышлять о конкретных воплощениях абсолюта в истор реальность вне зав-ти от бога.

Впоследствии фил постепенно приобрела мощный потенциал и стала реально претендовать на замещение центрального места религиии. Согласно максизму, религия есть остаточная форма общ сознания, кот будет сохраняться до тех пор, пока вследствии развития соц-эконом структур общества состороны др форм общ сознания и прежде всего со стор самой фил не будет предложеа система ценостей, необходимая для удовлетворения объективных потребностей духа, лежащих в основании устойчивых религ представлений.

Значит часть идеалист течений фил стремится к синтезу рел и фил. Можно выделить 2 причины такого стремления: гносеологическую и аксиологическую.

Гносеолог причины вязаны с трудностями истолкования фундамент достижений естеств наук конца 20в. Недаром многие физики 20 в склонялись к идеализму а папа римский неоднократно проповедывал, что достиж современой физики прямопоказывают сущ бога. Соврем теологи подвергают текст библии все новым толкованиям, чтобы связать ее с научными представлениями.

Однако основной является аксиологическая причина. Кризисы нашего века с его 2 мировыми войнами, опастность ядерной войны, и истощения ресурсов, непредсказуемые проявления массовой психологии, потерявшей твердую систему дух ценностей - все это не могло не сказаться на фил исканиях. Не подкрепленный новыми ценностями тказ от религии дорого обошелся человечеству. Человек почувствовал себя одиноким в мироздании, потерял нравств основу, ощутил себя психологически обделенным в мировоззреии.

Идеалист фил 20в стремится восполнить эту эмоционально-душевную пустоту, восстановить свойственную религии устойчивое психолог равновесие. Таковы фил жизни (А.Бергсон), экзистенциализм (М.Хайдегер, К.Ясперс...), учение П.Тейара де Шардена - фр ученого фил и теолога, стремившегося осмыслить чел как цель эвол развития природы. Показателен тот факт, что имено в 20 в. начала бурно развиваться аксиология - учение о ценностях. (М.Шелер, М.Вебер), т.е. фил направление, специально посвящ обоснованию в составе фил знания духовных абсолютов и норм.

 

МОРАЛЬ И ПРАВО.

Правосознание есть та форма общ сознания, в кот выражаются знание и оценка принятых в данном обществе в качестве юр законов нормативов соц-эконом деятельности разл субъектов права - индивида, предприятия, организации... Правосознание занимает как бы промеж положение между полит и нравственным сознанием: в отличии от полит созн оно мыслит прежде всего индивидуально-личностными категориями и относится к гос-ву не как к субъекту полит власти, а как к вн регламентирующей силе, требующей безусловного подчинения. В отличии от нравств норм в правосознании понятия должного и справедливого мыслятся как возведенные на уровень гос закона, наруш которого сопровождается правовыми санкциями.

Правосознание внутренне близко с рационально-нравств категориями. Это имеет свои истор причины. Первоначально законы рассматривались как нравственая традиция. С образованием гос-ва нравственное и правовое сознание дифференцировались. Вместе с тем уже в античности идей разумного права прочно связывалась с идеей справедливого права, поэтому правовая и нравств формы общ созн продолжали развиваться паралельно. Они оказывали взаимное влияие друг на друга. Правосознание не только отражает действующее законодательство, но может нести в себе и элемент критики сущ юрид системы, может противопоставлять ей исторически обусловленный теорет идеал соц справедливости.

Так в средневековом мировоззр общ неравенство санкциоировалось “божественным правом”, а для нарождающегося буржуазного мировоззр идеал соц справедливости стал связываться с естественным правом, согласно которому каждый человек должен меть равные с другими права.

Юрид право определяет меру социальной свободы индивида, выступает в кач границы этой свободы, получающей благодаря законодательному признанию официальную го защиту. Вместе с тем право регламентирует и нормативно-обязательные эл-ты соц деятельности, что явл обратной стороной меры соц свободы. Естественно, что само законодательство рассм эти отношения со стороны гос-ва, а общ сознание в его правовой обыденно практической форме смотрит на эту же ситуацию со стороны личности и дает ей ту или иную оценку в соотв с нравственным идеалом соц справедливости.

Любое законод право, т.о. исторично, оно сначала появл как теорет идеал, а затем функционирует в кач закона в соотв с вызвавшими его социально-истор причинами.

Однако наряду с переменными характеристиками правосознания в ем содержится и некоторая постоянная величина: всякое общ сознание обязательно содержит в себе идею общества, а всякая идея общ должна базироваться на определенных правовых отношениях. Правосозание всегда есть поддержка самой идеи регламентировнных отношений между личностью и гос-вом, кот признаются необходимыми для поддержания общества против сил анархии, кот нужно знать и соблюдать, но нельзя считать абсолютными, т.е. свободными от крит оценки. Воля гос-ва сама по себе е явл конечным основанием права. Вопрос о кон основаниях права относится к области филос теорет постулатов о назначении гос-ва, сущности человака, его естеств правах...

Нравственное сознание и мораль.

Нравственное сознание - это основная ценностная форма общ сознания, в кот находят отражения общепринятые нормативы и оцеки чел деятельности. Нравств сознание отражает отношения между личностями и те позиции, с кот человек оценивает свое собственное Я. Формирование нравств созн в конечном счете определяется необходимостью регуляции межличностных отношений и совместной деятельности людей.

Нормы нравств сознания и складываются и функционируют в непосредственной практике поведения людей, в поц их общения, будучи отражением и хакреплением их совместного жизненного и истор опыта. Они закепляются признанием их ценности с точки зрения всеобщего блага для того или иного коллектива не имея при этом юрид силы. Не все однако в деят чел регулируется правовыми или нравств нормами. Сущ сфера общ регуляции поведения, кот не может быть отнесена собственно к нравственности. К ней относятся обычаи, ритуалы, традиции... Таким образом нормы нравственного сознания образуют систему таких соц норм, кот регулируют межличностное общение и поведение людей в целях обеспечения единства личных и коллективных интересов.

Истоки равств сознания восходят к обычаям, закрепившим те поступки, кот по опыту поколений оказались полезными для сохран и развития общества и чел. Нравств сознание общества проявляется в различного рода социальных запретах, призванных предотвращать недозволенные с точки зрения общ интересов соц деяния. Однако нравственое не в меньшей степени выражается категорией должного, т.е. не только того, что нравств личность должна избегать, но и того, что обязана делать, движивая долгом.

Особая действенная сила нравств норм как раз и состоит в отсутствии их юрид закрепленности. Такие нравств категории как совесть, чувство собств достоинства и чести отражают имеющуюся у каждого чел возможность самостоятельно определять и направлять свое поведение без постоянного контороля сос стороны общества в виде различного рода санкций.

Как проявление обществ сущности чел, нравственность - та фундаментальная черта, кот определяет челов облик как таковой. Она следовательно есть родовой признак человека, вне которого невозможно бытие общества. И в этом смысле нравств сознание - необходимый фактор прогресса чел. общества, его гумманизации.

В совр науке принято различать 2 уровня нравств сознания: обыденно-практический и теоретический. Если в об-практ уровне отражаются реальные нравы общества, те действующие и широко распространеные номы и оценки, кот подкреплены соц эконом стр-рой общества, то на теорет уровне формируется прогнозируемый обществом идеал, сфера абстрактного должествования, кот по понятным истор причинам никогда не совпадала с реальной действительностью. Идеально-теорет уровень нравственного сознания чаще всего называют моралью. Системы мор императивов как совокупности конкретных, всегда проивопоставленных реальным нравам непререкаемых истин истор изменчивы. Мораль критически относится к существубщему, находит в наличном ростки прогнозируемого идеала и способствует его реализации в дальнейшей соц практике.

Моральный идеал - это перспектива общества, для теорет обоснования кот необходимо знать, на какой действит стадии нравственного развития оно находится.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.