В зависимости от того, какому субъекту политики - личности или народу - отдается приоритет при осуществлении власти, различают либеральные (индивидуалистические), плюралистические и коллективистские разновидности демократии.
Либеральные, или индивидуалистические, демократии исходят из приоритета прав личности над правами государства.
Поэтому она первостепенное внимание уделяет созданию институциональных, правовых и иных гарантий для индивидуальной свободы, предотвращающих любое подавление личности властью.
Плюралистические демократии, которые характерны для большинства западноевропейских стран, исходят из того, что главными субъектами политики являются не индивиды или народ, а различные группы людей. В плюралистической демократии действует множество группировок - партий, общественных объединений и движений, - стремящихся участвовать в реализации власти или оказывать влияние на деятельность правящей группы.
Коллективистские демократии, известные также под названием народные демократии, напротив, исходят из того, что именно народ как целостность, а не отдельные индивиды ил группы людей обладает неделимым и неотчужденным правом устанавливать законы и определять деятельность правительства.
Коллективистские демократии так или иначе признают приоритет народа или крупной социальной общности - рабочего класса, коренной этнической группы, в выражении общей воли и осуществлении власти.
Формы демократии можно подразделять также в зависимости от того, кто - непосредственно народ или его представители - осуществляет властные функции. В соответствии с этим выделяют прямые (плебисцитарные) и представительные (репрезентативные) демократии.
Прямые, или плебисцитарные (от лат.рlebiscitum - решение народа) демократии исходят из того, что сам народ должен принимать важнейшие политические решения, а представительные органы власти свести к минимуму и сделать полностью подконтрольными гражданам.
Представительные, или репрезентативные (от фр. representaion - представительство), демократии, напротив, исходят из того, что воля народа может выражаться не только непосредственно им самим во время голосований, но и его представителями в органах власти. Достаточно точное определение сути представительной демократии дал немецкий политолог Ральф Дарендарф. "Демократия - это правительство, - считает он, - не правление народа, такого на свете просто не бывает. Демократия - это правительство, избираемое народом, а если необходимо, то народом и сменяемое; кроме того, демократия - это правительство со своим собственным курсом". Представительные демократические отношения между народом и его представителями строят на основе доверия и контроля в форме периодически проводимых выборов, конституционного ограничения компетенций органов власти и должностных лиц при их полной независимости в пределах Закона.
Институты демократии
Политическая демократия представляет собой систему политических и общественных институтов, в которых реализуются принципы и другие ценности демократической культуры. В их числе: институты представительной и прямой демократии, органы законодательной, исполнительной и судебной властей, институт права, политические партии и другие общественно - политические организации, средства массовой информации, система самоуправления и др., в многосоставных (полиэтнических, многонациональных) обществах ключевое значение приобретает институт федерализма.
Политическая демократия наиболее рельефно выражена в институте парламентаризма. Парламентаризм — составная часть демократического режима, хотя не единственная система правления. Кроме нее в западных странах существует президентская (типичная американская модель) и коллегиальная система Советов в Швейцарии.
Парламентаризм есть политический институт государственного устройства и управления, базирующийся на представительской демократии.
Понятие "парламентаризм" означает систему правовых, политических, и моральных норм, традиций, "правил игры" различного уровня", вырабатываемых в процессе исторического политического опыта и реализуемых в государственном управлении. Основополагающие принципы демократии - суверенитет народа, правление большинства, представительство, плюрализм — составляют базу парламентаризма.
Парламент избирается народом, воплощает верховенство его суверенной власти, правит от имени народа. В свою очередь народ как суверен осуществляет контроль за деятельностью своих представителей черен выборы, выражая им свое доверие или недоверие. Властные полномочия избранных депутатов определяются и ограничиваются Конституцией, аккумулирующей в себе всенародный консенсус.