Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

И учебных коллективов)

ü Знание теоретического материала по психологии, характеризующего индивидуальные особенности обучающихся.

ü Владение методами диагностики индивидуальных особенностей (возможно, со школьным психологом).

ü Использование знаний по пси­хологии в организации учебного процесса.

ü Разработка индивидуальных проектов на основе индивидуальных характеристик обучающихся.
Владение методами социометрии.

ü Учёт особенностей учебных коллективов в педагогическом процессе.

ü Знание (рефлексия) своих индивидуальных особенностей и их учёт в своей деятельности.

ü Позволяет осуществить индивидуальный подход к организа­ции воспитательного процесса.

ü Знание индивидуальных особенностей учеников.

ü Владение методами диагности­ки, индивидуальных особенностей воспитанников

- Способность вести самостоятельный поиск информации

ü Профессиональная любознательность.

ü Умение пользоваться различными информационно - поисковыми технологиями.

ü Использование различных баз данных в образовательном процессе.

- Способность разработать образовательную программу, выбрать учебники и учебные комплекты

ü Знание образовательных стандартов и примерных программ.

ü Наличие персонально разработанных образовательных программ:

а) характеристика этих программ

по содержанию, по источникам

информации;

б) по материальной базе, на которой должны реализовываться

программы;

в) по учёту индивидуальных характеристик обучающихся

ü Обоснованность используемых

образовательных программ.

ü Участие учащихся и их родителей в разработке образовательной программы, индивидуально-

ü го учебного плана и индивидуального образовательного маршрута.

ü Участие работодателей в разработке образовательной программы.

ü Знание учебников и учебно-методических комплектов, используемых в образовательных учреждениях, рекомендованных органом управления образованием.

ü Обоснованность выбора учебников и учебно-методических комплектов, используемых педагогом.

- Способность принимать решения в различных педагогических ситуациях

ü Знание типичных педагогических ситуаций, требующих участия педагога для своего решения.

ü Владение набором решающих правил, используемых для различных ситуаций.

ü Владение критерием предпочтительности при выборе того
или иного решающего правила.

ü Знание критериев достижения цели.

ü Знание нетипичных кон­фликтных ситуаций.

ü Примеры разрешения конкретных педагогических ситуаций.

ü Развитость педагогического мышления.

- Компетентность в установлении субъект-субъектных отношений

ü Компетентность в целеполагании. Предметная компетентность.

ü Методическая компетентность.

ü Готовность к сотрудничеству.

ü Знание психологических характеристик ученика как субъекта учебной деятельности

- Компетентность в обеспечении понимания педагогической задачи и способах деятельности

ü Знание того, что знают и понимают ученики.

ü Свободное владение изучаемым материалом.

ü Осознанное включение нового учебного материала в систему освоенных знаний обучающихся.

ü Демонстрация практического применения изучаемого матери­ала.

ü Опора на чувственное воспри­ятие

- Компетентность в педагогическом оценивании

ü Знание функций педагогической оценки.

ü Знание видов педагогической оценки.

ü Знание того, что подлежит оцениванию в педагогической деятельности. Владение методами педагогического оценивания.

ü Умение продемонстрировать эти методы на конкретных примерах.

ü Умение перейти от педагогического оценивания к самооценке

- Компетентность в организации информационной основы деятельности обучающегося

ü Свободное владение учебным материалом.

ü Знание типичных трудностей при изучении конкретных тем.

ü Способность дать дополнительную информацию или организовать поиск дополнительной информации, необходимой для решения учебной задачи.

ü Умение выявить уровень развития обучающихся.

ü Владение методами объектив­ного, контроля и оценивания

- Компетентность в использовании современных средств и систем организации учебно-воспитательного процесса

ü Знание современных средств и методов построения образовательного процесса.

ü Умение использовать средства и методы обучения, адекватные поставленным задачам, уровню подготовленности обучающихся, их индивидуальным характеристикам.

ü Умение обосновать выбран­ные методы и средства обучения

- Компетентность в спосо­бах умственной деятельности

ü Знание системы интеллектуальных операций. Владение интеллектуальными операциями.

ü Умение сформировать интеллектуальные операции учеников.

ü Умение организовать использование интеллектуальных операций, адекватных решаемых задач.

 

26) коммуникативные умения учителя на уроках иностранного языка (с этим вопросом большая проблема, так как ничего путного не удалось найти, вместо умений нашлись компетенции, ну это, наверное, и лучше)

 

В течение всего периода обучения иностранному языку формируется и коммуникативная компетенция, составляющими которой являются:

· лингвистическая компетенция, т.е. знание определенного словарного запаса и синтаксических правил и умение использовать их для построения связных высказываний;

· социолингвистическая компетенция, т.е. способность использовать и преобразовывать языковые формы, исходя из ситуации общения (контекст - кто с кем общается, по какому поводу, где, с какой целью и т.д.), которая определяет выбор языковых форм:

· дискурсивная компетенция, т.е. способность воспринимать и порождать высказывание в коммуникативном общении;

· стратегическая компетенция, т.е. способность прибегать к стратегии общения, в вербальной и невербальной, в целях компенсации незнакомого языкового материала;

· социокультурная компетенция, т.е. желание вступать в общение с другими, уверенность в себе, предполагающая поставить себя на место другого, а также знании социальных отношений в обществе и умение ориентироваться в них.

На мой взгляд, личностно-коммуникативное обучение включает в себя не только речевую направленность обучения, но индивидуализацию обучения, принципы функциональности, ситуативности, новизны.

В ходе планирования уроков я стараюсь придерживаться всех перечисленных принципов, а также соблюдать условия, необходимые для формирования коммуникативной компетенции учащихся:

· постоянная речевая практика учащихся;

· «оречевленность» в той или иной степени всех упражнений;

· использование коммуникативного ценного материала;

· постоянная активизация речемыслительной активности учащихся;

· речевой характер урока.

 

27) компетентность и мастерство учителя

 

Компетентность – совокупность сформированных компетенций, составляющих систему профессионализма в той или иной области деятельности.

Достижение профессиональной компетентности проходит 4 стадии (С.А.Дружилов):

· бессознательная некомпетентность (нет умений и навыков, не знает он их вообще, "я не знаю, что я не знаю");

· сознательная некомпетентность (осознает, каких профессиональных зонов ему не хватает, два подхода – конструктивный (осознание субъектом своей профессиональной некомпетентности и формирование мотивации на ее устранение), деструктивный (субъект ощущает дискомфорт, тревожность, чувство неуверенности, "я знаю, что я не знаю"));

· сознательная компетентность – человек обладает умениями и навыками и эффективно их применяет, "я знаю, что я знаю";

· бессознательная компетентность – профессиональные навыки встроены в поведение.

На них базируются 4 вида профессиональной компетентности:

· специальная– наличие не только специальных знаний по предмету, но и умения применять эти знания;

· социальная– владение способами совместной деятельности и сотрудничества;

· личностная – способность планировать свою деятельность, самостоятельно принимать решения, владение навыками самовыражения и саморазвития

· индивидуальная – способность к профессиональному росту, наличие у педагога устойчивой мотивации,

 

Педагогическое мастерство — владение педагогом приемами и методами, педагогическим умениями и навыками, обеспечивающих практическое воплощение педагогического искусства в процессе формирования личности.

Состоит из умения пользоваться учителем педагогической техникой, которая состоит из 2 блоков:

· мастерство, или умение управлять своим поведением через мимику, пантомимику, эмоциями (сбрасывание стресса), социально-перцептивных способностей (внимание, воображение), техникой речи (темп речи, дикция, дыхание, постановка голоса)

· умение воздействовать на личность/коллектив – авторитет, организаторские, коммуникативные, конструктивные (разрешение конфликтных ситуаций), дидактические (обучающие)

 

28) компетенции педагога-воспитателя (также можно см вопрос 25)

 

- компетентность в мотивации учебной деятельности ученика

- компетенция в целеполагании учебной деятельности

- компетентность в индивидуальном подходе к ученику

- компетентность в организации учебной деятельности

- компетентность в организации воспитательной деятельности


- высокий уровень мотивации к преобразованию профессиональной педагогической деятельности;

- адаптивность к изменениям в профессиональной педагогической среде (перестройка своей деятельности в связи с появлением изменений в образовании и расширением вариативности образовательных услуг);

- способность выйти на надситуативный уровень в решении педагогических ситуаций; к постановке вариативных и комплексных целей профессионально-педагогической деятельности и поиску способов их решения посредством планирования педагогических задач;

- способность осваивать новые профессиональные компетенции, обновлять формы и методы педагогической деятельности;

- умение анализировать собственную профессионально-педагогическую деятельность и перестраивать ее на основе освоения новой учебной и научной информации;

- умение решать профессиональные педагогические задачи не по стереотипному образцу, а на основе рефлексивного анализа ситуации;

29) модель профессиональной готовности

30) общая характеристика профессиональной компетентности учителя

 

Компетентность – совокупность сформированных компетенций, составляющих систему профессионализма в той или иной области деятельности.

Достижение профессиональной компетентности проходит 4 стадии (С.А.Дружилов):

· бессознательная некомпетентность (нет умений и навыков, не знает он их вообще, "я не знаю, что я не знаю");

· сознательная некомпетентность (осознает, каких профессиональных зонов ему не хватает, два подхода – конструктивный (осознание субъектом своей профессиональной некомпетентности и формирование мотивации на ее устранение), деструктивный (субъект ощущает дискомфорт, тревожность, чувство неуверенности, "я знаю, что я не знаю"));

· сознательная компетентность – человек обладает умениями и навыками и эффективно их применяет, "я знаю, что я знаю";

· бессознательная компетентность – профессиональные навыки встроены в поведение.

На них базируются 4 вида профессиональной компетентности:

· специальная– наличие не только специальных знаний по предмету, но и умения применять эти знания;

· социальная– владение способами совместной деятельности и сотрудничества;

· личностная – способность планировать свою деятельность, самостоятельно принимать решения, владение навыками самовыражения и саморазвития

· индивидуальная – способность к профессиональному росту, наличие у педагога устойчивой мотивации,

Профессиональная компетентность выпускника языкового факультета – система лингвистических, социолингвистических, культурных, стратегических, дискурсивных знаний, умений, навыков, позволяющих коммуникантам эффективно взаимодействовать в конкретных социально детерминированных коммуникативных ситуациях, а также владение навыками применять имеющиеся знания в области психологии, педагогики и методики преподавания иностранного языка.

Основные показатели профессиональной компетентности учителя иностранного языка:

· коммуникативное межличностное общение, в основе которого лежит лингвистическая, тематическая, социокультурная, учебно-познавательная компетенции

Выделяются пути развития профессиональной компетентности учителя иностранных языков:

· работа в методических объединениях или творческих группах

· исследовательская или экспериментальная деятельность

· инновационная деятельность

· различные формы педагогической поддержки через участие в педагогических конкурсах, мастер-классах и фестивалях

· обобщение собственного педагогического опыта

Блоки компетентностей, которыми должны обладать учителя:

· личностные качества – общая культура, интерес к внутреннему миру ученика, неидеологизированное мышление учителя

· мотивация учебной деятельности – компетентность в оценках, умение обеспечить успех деятельности, умение превращать учебную задачу в личностно значимую

· постановка целей и задач педагогической деятельности – умение давать материал ученикам, соответственно их индивидуальным и возрастным особенностям.

· информационная компетентность – компетентность в предмете преподавания, компетентность в методах преподавания, умение самостоятельно искать информацию, знать учеников/ученические коллективы

· разработка программ педагогической деятельности и принятие педагогических решений – умение разрабатывать образовательную программу, умение выбрать правильный учебник, умение разрабатывать индивидуальные образовательные маршруты

· компетенции в организации учебной деятельности – педагогическое оценивание, компетентность в организации информационной среды, компетенция в способах умственной деятельности.

· компетенция в организации воспитательной среды – компетентность в установлении доверительных отношений с воспитанниками, компетентность в создании воспитывающих ситуаций

31) организационные умения учителя

Организаторские способности учителя проявляются в умелом планировании работы и в выполнении этого плана. Малоспособные учителя отличаются тем, что они никогда не укладываются в намеченные сроки, часто уже после звонка заканчивают урок, дают домашние задания на перемене и т. п. У хорошего же педагога проявляется чувство времени, представляющее собой специфическое восприятие, дающее возможность, почти не справляясь с часами, верно распределить работу так, чтобы кончить все, что намечено, точно к звонку. При этом учитель не спешит, так как спешка вредно отражается на усвоении, но и не "растягивает" объяснения и работу. Здесь, как и во всей работе педагога, имеет значение опыт, однако дело не только в нем.

Существенную роль в организации работы учителя имеют некоторые особенности его психических процессов, в частности умение распределять свое внимание и время. Это качество позволяет учителю одновременно выполнять несколько дел: следить за своей речью, за объяснениями, за ответами и поведением 30 или 40 учащихся, за временем, чтобы выполнять все намеченное; если в этот момент у доски работает ученик, то надо видеть и то, что он делает, и т. п. Для такого многолинейного распределения внимания необходим ряд условий:

1) отсутствие ненужного, вредного волнения, так как нервное напряжение очень уменьшает способность распределять внимание;

2) наблюдательность;

3) понимание внутреннего состояния детей в данный момент, умение в какой-то мере разбираться в их настроениях и намерениях по выражению лица, по отдельным движениям;

4) отличное знание того учебного материала, который преподается, и прочное овладение требуемыми навыками, так как это дает возможность учителю меньше сосредоточиваться на том, что он излагает или делает;

5) знание каждого ученика, его характерологических особенностей.

Большое значение имеет находчивость учителя, способность быстро сообразить, как надо вести себя в той или иной ситуации. Учитель имеет дело с коллективом, здесь многое меняется, в любой момент может возникнуть какое-нибудь осложнение, и поэтому быстрота мысли, легкая и точная ориентировка в ситуации, скорая и при этом правильная реакция на стимул являются важными задатками педагогических способностей. Как правило, среди людей медлительных, вялых, малоподвижных, флегматичных встречается меньше одаренных педагогов, чем среди людей живых, быстрых, энергичных, легко и скоро на все откликающихся.

(Это я сама добавила)

-умение правильно организовать процесс обучения (знать когда дать, сложную тему, когда повторение, когда контрольную)

-организация внеклассной деятельности

-мобилизационные (привлечение внимания)

-информационные (дать/взять информацию)

-развивающие (проблемные ситуации)

-ориентационные (направленность на профессию)

32) педагогическая техника

Педагогическая техника — это комплекс знаний, умений, навыков, необходимых педагогу для того, чтобы эффективно применять на практике избираемые им методы педагогического воздействия как на отдельных воспитанников, так и на детский коллектив в целом.

 

Владение педагогической техникой является составной частью педагогического мастерства, требует глубоких специальных знаний по педагогике и психологии и особой практической подготовки.

 

Высокий уровень педагогический техники учителя является одним из важнейших признаков педагогического мастерства.

 

Составной элемент педагогической техники — умение воспитателя управлять своим вниманием и вниманием учащихся. Очень важным для педагога является и умение по внешним признакам поведения обучаемого определять его душевное состояние.

 

Составная часть педагогической техники — чувство темпа в педагогических действиях. Большую группу умений и навыков педагогической техники составляют приемы выразительного показа воспитателем определенных чувств, своего субъективного отношения к тем или иным действиям обучаемых либо проявлениям ими моральных качеств.

 

33) педагогические способности, компетентность, компетентности (виды компетенций 30 вопрос, определения в начале)

Внутри компетентностного подхода выделяются два базовых понятия: «компетенция» и «компетентность».

Анализ работ по проблеме компетентностного подхода позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время отсутствует однозначное понимание понятий «компетенция» и «компетентность», часто используемых в одном контексте.

По мнению А.Г. Бермуса: «Компетентность представляет собой системное единство, интегрирующее личностные, предметные и инструментальные особенности и компоненты».

М.А. Чошанов считает, что компетентность - это «не просто обладание знаниями, а постоянное стремление к их обновлению и использованию в конкретных условиях».

А.М.Ароновым компетентность определяется, как "готовность специалиста включиться в определенную деятельность", П.Г.Щедровицким - как атрибут подготовки к будущей профессиональной деятельности (П.Г.Щедровицкий).

О.Е.Лебедев определяет компетентность как «способность действовать в ситуации неопределенности».
И.А.Зимней «компетентность трактуется «как основывающийся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленный опыт социально-профессиональной жизнедеятельности человека».

А.В.Хуторской, различая понятия «компетенция» и «компетентность», предлагает следующие определения.

Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Смещение конечной цели образования со знаний на «компетентность» позволяет решать проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных задач или проблемных ситуаций. Таким образом восстанавливается нарушенное равновесие между образованием и жизнью.

С точки зрения требований к уровню подготовки выпускников образовательные компетентности «представляют собой интегральные характеристики качества подготовки учащихся, связанные с их способностью целевого осмысленного применения комплекса знаний, умений и способов деятельности в отношении определенного междисциплинарного круга вопросов» (А.В.Хуторской).

Структура профессиональной компетености учителя:

1) специальная

· глубокие знания

· квалификация

· опыт деятельности

· знания, способы решения тех или иных задач

2) методическая

  • владение различными методами обучения
  • знание дидактических приемов и умение применять их
  • знание психологических механизмов
  • усвоение знаний и умений в профессиональном обучении

 

3) психолого-педагогическая

· владение педагогической диагностикой

· знание возрастной психологии

· умение побуждать интерес к своему предмету

4) дифференциально-психологическая

· умение выявлять личностные особенности и установки

· направленность обучения

· эмоциональное состояние других людей

· умение строить целесообразные отношения с коллегами и родителями

5) аутопсихологическая

· умение осознавать уровень собственной деятельности

· умение видеть свои недостатки и преодолевать их

34) педагогический такт

Следуя требованиям педагогического такта, учитель может выработать у себя демократический стиль общенияс детьми, добиться подлинной культуры общения с учащимися.

Такт в буквальном смысле слова - прикосновение, влияние. Это нравственная категория, помогающая регулировать взаимоотношения людей. Основываясь на принципе гуманизма, тактичное поведение требует, чтобы в самых сложных и противоречивых ситуациях сохранилось уважение к человеку. Такт - это форма поведения, когда человек идет на моральный компромисс, но во имя высоких нравственных целей. Это смягчение, сознательное ослабление одного нравственного требования во имя верности другим.

Правильно считать такт не как избежание трудностей, а как умение увидеть более краткий путь к цели. Общий такт и педагогический не одно и то же; не каждый человек тактичный, деликатный обладает педагогическим тактом.

Педагогический такт - профессиональное качество учителя, часть его мастерства. Это умение учителя устанавливать педагогически целесообразный тон и стиль в общении с учащимися. Педагогический такт, как и такт вообще, предполагает наличие у учителя чувства меры, а значит, умения дозировать свои средства воздействия, не допускать крайностей в общении со школьниками.

Чрезмерность может привести к обратной реакции: чрезмерная требовательность - к непослушанию, чрезмерная снисходительность - к грубости.

Педагогический такт включает в себя уважение к личности ребёнка, чуткое отношение к учащимся, внимание за их психическим состоянием. Уважение, душевная теплота, ласка не исключают требовательности, а предполагают её. Связь уважения и требовательности диалектична. В зависимости от уровня воспитанности личности учащегося учитель варьирует оттенки своих отношений с ним: от скрытой симпатии до подчеркнутой холодности, от раздумья до сухости, от мягкости до строгости.

Проявление внимания, доброты, заботы должно меняться в связи с возрастом детей. Педагогический такт проявляется в уравновешенности поведения учителя(выдержка, самообладание, в сочетании с непосредственностью в общении). Педагогический такт предполагает доверие к ученику, оно должно стать стимулом к работе учащихся. Культура общения учителя проявляется в разных формах взаимодействия с учениками: на уроке, во внеклассной работе, на досуге.

35) понятия о педагогической профессии

Педагогическая профессия проявляется:

-в особенностях действия

-в способах мышления

Цель педагогической деятельности – становление и преобразование личности через управление духовным, эмоциональным и физическим развитием

Особенности пед профессии:

-гуманистична

Гуманизм – безпринудительное развитие личности и формирование индивидуальности

-коллективный характер (и учитель, и ученики, и родители, и школа)

-творческий характер

Признаки творчества:

+оригинальность

+эвритичность

+фантазия

+активность

+четкость

+чувствительность

+концентрированность внимания

 

36) прогностические умения

Прогностические умения. Управление социальными процессами, каким является и образовательный, всегда предполагает ориентацию на четко представленный в сознании субъекта управления конечный результат (предвосхищенная цель).

Основу для целеполагания и поиска возможных путей решения педагогической задачи создает анализ педагогической ситуации. Взаимосвязь анализа педагогической ситуации и целеполагания в педагогической деятельности ограничена.Тем не менее успех целеполагания зависит не только от результатов аналитической деятельности. Во многом он предопределяется способностью к антиципации.

Наличие этой профессионально значимой способности всегда характеризовало педагогов-мастеров. А.С.Макаренко в полной мере был наделен этой способностью. Он писал, обобщая свой опыт: "Мой глаз в то время был уже достаточно набит, и я умел с первого взгляда по внешним признакам, по неуловимым гримасам физиономии, по голосу, по походке, еще по каким-то мельчайшим завиткам личности, может быть даже по запаху, сравнительно точно предсказать, какая продукция может получиться в каждом отдельном случае из этого сырья".
Педагогическое прогнозирование, осуществляемое на научной основе, опирается на знания сущности и логики педагогического процесса, закономерностей возрастного и индивидуального развития учащихся. Состав прогностических умений можно представить следующим образом: выдвижение педагогических целей и задач, отбор способов достижения педагогических целей, предвидение результата, возможных отклонений и нежелательных явлений, определение этапов (или стадий) педагогического процесса, распределение времени, планирование совместно с учащимися жизнедеятельности.
В зависимости от объекта прогнозирования прогностические умения можно объединить в три группы:
-прогнозирование развития коллектива: динамики его структуры, развития системы взаимоотношений, изменения положения актива и отдельных учащихся в системе взаимоотношений и т.п.;
-прогнозирование развития личности: ее личностно-деловых качеств, чувств, воли и поведения, возможных отклонений в развитии личности, трудностей в установлении взаимоотношений со сверстниками и т.п.;
-прогнозирование педагогического процесса: образовательных, воспитательных и развивающих возможностей учебного материала, затруднений учащихся в учении и других видах деятельности;
результатов применения тех или иных методов, приемов и средств обучения и воспитания и т.п.

 

37) профессиональная этика учителя

Кодексы поведения, обеспечивающие нравственный характер тех взаимоотношений между людьми, которые вытекают из их профессиональной деятельности.

В основе профессиональной этики лежат:

-чувство долга

-нравственное сознание педагога

-набор моральных ценностей

-строгость

-справедливость

-авторитет

38) психолого-педагогические и специальные знания учителя иностранного языка

 

Профессионально значимые умения учителя иностранного языка можно условно разделить на четыре группы:

1. Умения познавать особенности личности обучаемого, которые формируются и развиваются на основе процесса самопознания.

Учитель должен проанализировать свой опыт изучения иностранного языка, соотнести его с современной теорией и практикой обучения предмету и полученные данные спроецировать на конкретную учебную ситуацию.

2. Умения, связанные с планированием речевого общения в учебном процессе.

Учитель должен уметь на основе анализа подбирать учебно-наглядные материалы, наиболее адекватные целям и условиям обучения.

3. Умения, связанные с реализацией спланированных профессиональных действий и оценкой их результатов. Учитель организует учащихся на выполнение запланированных видов работы на уроке и вовлекает всех учеников в общение. В ходе учебного процесса он наблюдает за развитием творческих, когнитивных и языковых способностей ребёнка, умений социально взаимодействовать с другими учениками.

4. Умение анализировать результаты иноязычного общения, организованного на уроке.

Какие же особенности, связанные с профессиональной деятельностью, должны быть присущи внешней и внутренней культуре учителя иностранного языка? Отвечая на этот вопрос, необходимо прежде всего указать на следующее.

1. Преподаватель этого предмета должен быть знатоком не только в области методики преподавания иностранного языка, но и в области культуры одной или нескольких зарубежных стран, народы которых говорят на том или ином языке, изучаемом учениками.

2. Учитель этого предмета должен в учебном процессе выполнять функцию носителя не только отечественной, но и зарубежной культуры, показывать учащимся различные аспекты культуры других стран, содействовать их осмыслению и приобщению к ценным сторонам этой культуры.

3. Являясь носителем культуры страны изучаемого языка, учитель этого предмета должен, в частности, владеть принятыми в стране нормами поведения, то есть он должен не только знать иностранный язык, но и владеть культурой речи на этом языке, выражающейся в культуре речевого поведения, в богатстве, точности и выразительности речи, в соблюдении речевого этикета.

Учитель иностранного языка не может преподавать без постоянного самосовершенствования в языке, без самообразования. Английский язык - не застывшее явление, он постоянно меняется. Совершенствование знания языка и технологий его преподавания – залог успешной работы учителя.

39) рефлексивные умения учителя

Рефлексивные умения. Они имеют место при осуществлении педагогом контрольно-оценочной деятельности, направленной на себя. Проявляется в умении сознательно контролировать результаты своей деятельности и уровень собственного развития, личностных достижений; в сформированности таких важных для преподавателя качеств и свойств, как креативность, инициативность, нацеленность на сотрудничество, уверенность в себе, склонность к самоанализу, а также профессионально значимых знаний, умений и навыков.

Ее обычно связывают лишь с завершающим этапом решения педагогической задачи, понимая как своеобразную процедуру по подведению итогов образовательно-воспитательной деятельности.

Между тем известны различные виды контроля:

-контроль на основе соотнесения полученных результатов с заданными образцами;

-контроль на основе предполагаемых результатов действий, выполненных лишь в умственном плане;

-контроль на основе анализа готовых результатов фактически выполненных действий.

Все они в равной мере имеют место в педагогической деятельности, хотя и рассредоточены по этапам решения педагогической задачи. Бесспорно, особого внимания заслуживает контроль на основе анализа уже полученных результатов и в первую очередь применительно к деятельности учителя-предметника. Для эффективного осуществления этого вида контроля педагог должен быть способен к рефлексии, позволяющей разумно и объективно анализировать свои суждения, поступки и в конечном итоге деятельность с точки зрения их соответствия замыслу и условиям.

Признание рефлексии как специфической формы теоретической деятельности, направленной на осмысление своих собственных действий, позволяет говорить об особой группе педагогических умений — рефлексивных. Их выделение обусловлено рядом причин. Прежде всего тем обстоятельством, что анализ результатов педагогической деятельности без тщательного анализа условий их получения не может считаться нормой. Хорошо известно, что высокие результаты в педагогической деятельности могут быть получены как за счет существенного увеличения времени на решение образовательно-воспитательных задач, так и за счет перегрузки учащихся и учителей. Это так называемые экстенсивные пути повышения эффективности деятельности учителя. Но отрицательные результаты также могут иметь разные причины. Для педагога всегда очень важно установить, в какой мере как положительные, так и отрицательные результаты являются следствием его деятельности. Отсюда и необходимость в анализе собственной деятельности, который требует особых умений анализировать: правильность постановки целей, их "перевода" в конкретные задачи и адекватность комплекса решавшихся доминирующих и подчиненных задач исходным условиям; соответствие содержания деятельности воспитанников поставленным задачам; эффективность применявшихся методов, приемов и средств педагогической деятельности; соответствие применявшихся организационных форм возрастным особенностям учащихся, содержанию материала и т.п.; причины успехов и неудач, ошибок и затруднений в ходе реализации поставленных задач обучения и воспитания; опыт своей деятельности в его целостности и соответствии с выработанными наукой критериями и рекомендациями.

 

40) требования к речи учителя

 

1. Правильность

2. Точность информации

3. Логичность

4. чистота (без жаргонов)

5. выразительность

6. богатство

7. уместность

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЧИ УЧИТЕЛЯ:

 

1. говорить негромко

2. говорить внятно

3. средняя скорость речи (120 слов в мин)

4. умение пользоваться паузами

5. использовать психологические паузы

6. говорить с интонацией, ставить логические ударения

7. мелодичный голос

 

41) ценности учителя (вы по этому вопросу чего-то очень много написали, поэтому я сначала выложу лекционный материал, а потом ваши дополнения)

Ценности:

-Социально-педагогические ценности. Уровень общественного сознания

-Групповые ценности. Нормы и ценности, регулирующие педагогическую деятельность в различных образовательных институтах

-Личностно-педагогические ценности. Идеалы и установки и другие мировоззренческие ценности.

Суть педагогической аксиологии определяется спецификой педагогической деятельности, ее социальной ролью и личностно образующими возможностями. Аксиологические (Аксиология изучает вопросы, связанные с природой ценностей, их местом в реальности и структурой ценностного мира, то есть о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности.) характеристики педагогической деятельности отражают ее гуманистический смысл. В самом деле, педагогические ценности - это те ее особенности, которые позволяют не только удовлетворять потребности педагога, но и служат ориентирами его социальной и профессиональной активности, направленной на достижение гуманистических целей.

Педагогические ценности представляют собой нормы, регламентирующие педагогическую деятельность и выступающие как познавательно-действующая система, которая служит опосредующим и связующим звеном между сложившимся общественным мировоззрением в области образования и деятельностью педагога.

Эта система включает:
-ценности, связанные с утверждением личностью своей роли в социальной и профессиональной среде (общественная значимость труда педагога, престижность педагогической деятельности, признание профессии ближайшим личным окружением и др.);
-ценности, удовлетворяющие потребность в общении и расширяющие его круг (общение с детьми, коллегами, референтными людьми, переживание детской любви и привязанности, обмен духовными ценностями и др.);
-ценности, ориентирующие на саморазвитие творческой индивидуальности (возможности развития профессионально-творческих способностей, приобщение к мировой культуре, занятие любимым предметом, постоянное самосовершенствование и др.);
-ценности, позволяющие осуществить самореализацию (творческий, вариативный характер труда педагога, романтичность и увлекательность педагогической профессии, возможность помощи социально неблагополучным детям и др.);
-ценности, дающие возможность удовлетворять прагматические потребности (возможности получения гарантированной государственной службы, оплата труда и длительность отпуска, служебный рост и др.).

Педагогические ценности имеют гуманистическую природу и сущность, поскольку смысл и назначение педагогической профессии определяются гуманистическими принципами и идеалами.
Гуманистические параметры педагогической деятельности, выступая его "вечными" ориентирами, позволяют фиксировать уровень расхождения между сущим и должным, действительностью и идеалом, стимулируют к творческому преодолению этих разрывов, вызывают стремление к самосовершенствованию и обусловливают смысложизненное самоопределение педагога. Его ценностные ориентации находят свое обобщенное выражение в мотивационно-ценностном отношении к педагогической деятельности, которое является показателем гуманистической направленности личности.
Такое отношение характеризуется единством объективного и субъективного, в котором объективное положение педагога является основой его избирательной направленности на педагогические ценности, стимулирующие общее и профессиональное саморазвитие личности и выступающие фактором его профессиональной и социальной активности. Социальное и профессиональное поведение педагога, следовательно, зависит от того, как он конкретизирует ценности педагогической деятельности, какое место отводит им в своей жизни.

 

42) содержание теоретической готовности учителя

Содержание теоретической готовности учителя нередко понимается лишь как определенная совокупность психолого-педагогических и специальных знаний. Но формирование знаний, как уже отмечалось, не самоцель. Знания, лежащие в структуре опыта учителя мертвым грузом, не будучи к тому же сведенными в систему, остаются никому не нужным достоянием. Вот почему необходимо обращение к формам проявления теоретической готовности. Таковой является теоретическая деятельность, в свою очередь проявляющаяся в обобщенном умении педагогически мыслить, которое предполагает наличие у учителя аналитических, прогностических, проективных, а также рефлексивных умений. (+ в лекции упоминается также коллективные умения и педагогический факт)

Рефлексивные и прогностические умения (см 39, 36)

Аналитические и проективные (см 43, 44)

Коллективные умения:

-перевод целей и содержания конкретной педагогической задачи

-учет этих задач материально-технической базой школы)

-при определении пед задач, также определение более мелких пед задач

-отбор различных видов деятельности

-планирование индивидуальных работ с учащимися

-отбор содержания, форм, методов, средств пед процессов

-планирование системы стимулирования

-планирование воспитательной среды

Педагогический факт – исследовать не ребенка, а педагогическое явление, факты

43) аналитические умения

Аналитические умения. Сформированность аналитических умений — один из критериев педагогического мастерства, ибо с их помощью извлекаются знания из практики. Именно через аналитические умения проявляется обобщенное умение педагогически мыслить. Такое умение состоит из ряда частных умений:
-расчленять педагогические явления на составляющие элементы (условия, причины, мотивы, стимулы, средства, формы проявления и пр.);


-осмысливать каждую часть в связи с целым и во взаимодействии с ведущими сторонами;


-находить в теории обучения и воспитания идеи, выводы, закономерности, адекватные логике рассматриваемого явления;


-правильно диагностировать педагогическое явление;


-находить основную педагогическую задачу (проблему) и способы ее оптимального решения.
Теоретический анализ фактов и явлений заключает в себе:
вычленение факта или явления, его обособление от других фактов и явлений; установление состава элементов данного факта или явления; раскрытие содержания и выделение роли каждого из элементов данной структуры; проникновение в процесс развития целостного явления; определение места данного явления в образовательном процессе.
Под педагогическим фактом здесь понимается тот или иной тип воспитательного отношения, а под педагогическим явлением — результат взаимодействия таких форм действительности, как событие, происшедшее в жизни ученика, действия педагога на основе анализа этого события в соответствии с поставленной им задачей, действия учащихся и педагогический результат действий учителя.

 

44) проективные умения

Проективные умения. Триада "анализ — прогноз — проект" предполагает выделение специальной группы умений, проявляющихся в материализации результатов педагогического прогнозирования в конкретных планах обучения и воспитания. Разработка проекта образовательно-воспитательной работы означает прежде всего перевод на педагогический язык целей обучения и воспитания, их максимальную конкретизацию и обоснование способов их поэтапной реализации. Следующим шагом является определение содержания и видов деятельности, осуществление которых учащимися обеспечит развитие прогнозируемых качеств и состояний. При этом важно предусмотреть сочетание различных видов деятельности и проведение специальных мероприятий в соответствии с поставленными задачами.
Планы образовательно-воспитательной работы могут быть перспективными и оперативными. К последним относятся планы уроков и воспитательных мероприятий.
Проективные умения включают:

-перевод цели и содержания образования и воспитания в конкретные педагогические задачи

-учет при определении педагогических задач и отборе содержания деятельности учащихся их потребностей и интересов, возможностей материальной базы, своего опыта и личностно-деловых качеств;

-определение комплекса доминирующих и подчиненных задач для каждого этапа педагогического процесса
-отбор видов деятельности, адекватных поставленным задачам, планирование системы совместных творческих дел;
-планирование индивидуальной работы с учащимися с целью преодоления имеющихся недостатков в развитии их способностей, творческих сил и дарований;
-отбор содержания, форм, методов и средств педагогического процесса в их оптимальном сочетании;
-планирование системы приемов стимулирования активности школьников и сдерживания негативных проявлений в их поведении;
-планирование развития воспитательной среды и связей с родителями и общественностью.
Оперативное планирование требует от педагога овладения целым рядом конкретных узкометодических умений.

 

45) содержание практической готовности учителя

Содержание практической готовности выражается во внешних (предметных) умениях, т.е. в действиях, которые можно наблюдать. К ним относятся организаторские и коммуникативные умения.

Организаторские (см 31)

Коммуникативные

-персептивные (мнение ребенка, индивидуальное своеобразие)

-коммуникативные (общение)

-организаторские

46) профессионально-линвистическая компетенция

 

В современных условиях лингвопрофессиональный аспект изучения

иностранного языка в системе университетского образования реализуется как

общая тенденция повышения роли иностранного языка в профессиональной

подготовке будущего специалиста. В этой связи необходимо отметить не

только объективную сторону возрастания роли иностранного языка, и

следовательно его лингвопрофессионального аспекта, но и мотивационно-

субъективную обусловленность повышения интереса и престижа иностранного

языка с позиции личности преподавателя и студента.

Преподаватель является ключевой фигурой в развитии личности студента

в ходе профессиональной подготовки. Он не только транслирует систему

знаний, но и передает студенту свое мотивационно-ценностное отношение к

знаниям, свою увлеченность предметом, тем самым, моделируя определенное

положительное отношение студентов к ним.

Полимотивированность изучения иностранного языка студентами

университета дает возможность в преподавании на качественное изменение

мотивации в процессе обучения иностранному языку через предоставляемую

свободу выбора заданий и индивидуализацию, при этом повышение

мотивационного уровня происходит в сочетании с общим изменением

характера преподавания языка в целом, что приводит к ценностно-

мотивированному взгляду на мир.

Изменение мотивации - это изменение общих ценностных ориентаций

студентов, под которыми понимается система личностно значимых ценностей

будущего специалиста, регулирующая его отношение к жизни, к

профессиональной деятельности и окружающим его людям, позволяющим ему

достичь социальной адаптации и высокого уровня профессионализма.

Поэтому, важной составляющей профессиональной компетентности

преподавателя иностранного языка для специальных целей (ESP) является

направленность на повышение мотивационного уровня и развитие ценностного

отношения к познанию, как источника развития аксиологического потенциала

будущего специалиста.

Основной отличительной особенностью обучения ESP в университете

является то, что курс обучения строится на основе конкретных

профессионально значимых для студентов целей и задач. Это выражается в

соответствующем отборе и организации материала, а также развитии

определенных навыков и умений, необходимых для будущей

профессиональной деятельности.

Специфика обучения ESP требует от преподавателя наличия

методической компетентности с целью:

- разработки курса обучения в зависимости от поставленной цели;

- использования базовых знаний обучаемого по иностранному языку как

основы для приобретения профессионально значимых знаний и умений;

- ориентации содержания курса обучения на конкретную

профессиональную область (бизнес, экономика, юриспруденция, менеджмент);

- корректировки программы курса в зависимости от изменяющихся

условий обучения

При этом преподавателю необходимо знать лексическое наполнение и

особый формат устных и письменных текстов, а также умения и навыки,

характерные для данной профессиональной деятельности.

Таким образом, коммуникативная компетентность преподавателя ESP

помимо основных навыков преподавания общего языка, требует знания самого

предмета, специфической профессиональной лексики и представления о

коммуникативных потребностях, присущих данной профессии.

В связи с этим преподаватель ESP должен обладать не только

присущими общего английского языка требованиями, такими как

профессионализм, знание целей, задач и интересов студентов, способность

разрабатывать новые учебные материалы и пользоваться современными

обучающими технологиями. Он следует быть готовым к тому, что необходимо:

- проявлять интерес к профессиональной области студентов;

- иметь базовые профессиональные знания;

- определять приоритеты в выборе видов предполагаемой деятельности;

- ознакомиться с комплексом навыков, необходимых для осуществления

профессиональной деятельности;

- осознавать необходимость сотрудничества с преподавателями

профилирующей кафедры;

- определять объемы осваиваемого языкового речевого материала;

 

Преподавателям, работающим в области обучения языку для

специальных целей, необходимо:

- изучить учебные материалы по специальности:

- изучить язык специальности;

- быть готовым к тому, что студенты могут исправлять преподавателя,

допустившего неточность в профессиональной области [2, с.45].

 

47) прикладные умения учителя

Для успешного осуществления педагогической деятельности очень важно, чтобы учитель, воспитатель в совершенстве владели хотя бы одним из обширной группыприкладных умений: художественных (петь, рисовать, играть на музыкальных инструментах и др.); организаторских, овладеть которыми возможно практически каждому (например, массовик-затейник, тренер-общественник по одному или нескольким видам спорта, инструктор по туризму, экскурсовод, лектор-пропагандист, инструктор по сельскохозяйственному труду и труду в мастерских, руководитель кружка и др.).

49) концепция компетенции и система ключевых компетенции в общем образовании

 

Основу новой структуры ценностей составляет позиция, которую можно назвать компетенцией. Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности - знаний, умений, навыков, способов деятельности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Компетенция - это владение, обладание человека соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Компетентность - это, прежде всего, общая способность и готовность личности к деятельности, основанные на знаниях и опыте, которые приобретены благодаря обучению, ориентированы на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе и направлены на ее успешную интеграцию в социум.

Компетенция не может быть определена через определенную сумму знаний и умений, так как значительная роль в ее проявлении принадлежит обстоятельствам. Компетенция одновременно тесно связывает мобилизацию знаний, умений и поведенческих отношений, настроенных на условия конкретной деятельности. Специфика педагогических целей по развитию общих компетенций состоит в том, что они формируются не в виде действий преподавателя, а с точки зрения результатов деятельности обучаемого, с точки зрения эффекта его продвижения и развития в процессе усвоения определенного социального опыта. Что бы учитель ни делал, в итоге он формирует и развивает у школьника способность к самостоятельному управлению собственной деятельностью, к управлению самим собой как ее субъектом. Совершенно ясно, что такое самоуправление может состояться только в том случае, если у школьника будет сформирована соответствующая регуляторная основа его деятельности, а именно понятийная основа -- формирование знаний и понимания окружающей действительности, эмоционально-ценностная основа -- формирование отношений личности к окружающему миру и другим людям, операциональная основа -- формирование умения действовать с объектами окружающей действительности.

 

В докладе международной комиссии по образованию для XXI века «Образование: сокрытое сокровище» Жак Делор сформулировал «"четыре столпа", на которых основывается образование:

· научиться познавать,

· научаться делать,

· научиться жить вместе,

· научиться жить».

Так,согласно Жаку Делору, одна из них гласит - «научиться делать, с тем чтобы приобрести не только профессиональную квали­фикацию, но и в более широком смысле компетентность, которая дает возможность справляться с различными многочисленными ситуациями и работать в группе». В докладе другого исследователя (В. Хутмахер) отмечается, что есть разные подходы к тому, что определяют и качестве основных (key) компетенций. Их может быть всего две –

· уметь писать

· уметь думать (scriptural thought (writing) u rational thought)

 

или 7

 

1.учение (learning);

2. исследование (searching);

3.думание (thinking);

4.общение (communicating);

5. кооперация, взаимодействие (cooperating);

6.уметь делать дело, доводить дело до конца (getting things done);

7.адаптироваться к себе, принимать себя (adopting oneself).

Компетентностный подход в образовании в противоположность концепции «усвоении знаний», а на самом деле суммы информации (сведений), предполагает освоение учащимися различного рода умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни. Причем особое значение придается умениям, позволяющим действовать в новых, неопределенных, проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя наработать соответствующих средств. Их нужно находить в процессе решения подобных ситуаций и достигать требуемых результатов.

Таким образом, компетентностный подход является усилением прикладного, практического характера всего школьного обращенная (в том числе и предметного обучения).

С данных позиций ключевыми образовательными компетенциями являются следующие[12]:

· Ценностно-смысловые компетенции.

Это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

· Общекультурные компетенции.

Круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это - особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.

· Учебно-познавательные компетенции.

Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках данных компетенций определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

 

· Информационные компетенции.

При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.

 

 

· Коммуникативные компетенции.

Включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения данных компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.

 

· Социально-трудовые компетенции

означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. Сюда входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности[3].

· Компетенции личностного самосовершенствования

направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данных компетенций выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.

 

50) умения учителя преодолевать конфликт, как показатель проф компетенции

Не расширять предмет ссоры, причину недовольства. Часто высказываемые учителем претензии к учащимся расплывчаты, не конкретны, Учитель, например, говорит ученику: «Что-то ты плохо стал относиться к учебе». При такой формулировке претензии ученику остается только гадать, в чем проявляется это его плохое отношение. В другом случае к основной претензии учитель приплетает и другие. Например, в учительской один учитель проверяет тетради, а другой слишком громко разговаривает по телефону. Первый, опытный, авторитетный в школе учитель говорит второму, только недавно пришедшему работать в школу: «Не слишком ли громко вы разговариваете по телефону?», добавляя при этом как бы про себя: «Почему-то все должны работать, а некоторые — заниматься болтовней!». В этом случае первый учитель расширил предмет конфликтной ситуации, так как фактически оскорбил молодого учителя; конфликт возникает уже не по поводу громкого разговора, а из-за обвинения в безделии.

Важно соблюдать правило «сокращения числа претензий за один раз». Одновременное высказывание многих претензий создаст у учащегося впечатление виновности во всем, что происходит вокруг, и он начнет оправдываться даже в том, в чем его не обвиняют. У него возникает раздраженность по поводу того, что «на вас ничем не угодишь» и «если я вам не нравлюсь, я могу и уйти. Не больно-то и хотелось заниматься в вашем кружке!».

Справедливо, непредвзято относиться к инициатору конфликта. Всякий межличностный конфликт начинается с того, что появляется человек, чем-то недовольный. Раз человек выступает с несогласием, с обидами, претензиями — значит он ждет, что другая сторона прислушается к нему и изменит свое поведение. Поэтому учителю следует выработать у себя установку, что учащийся всегда имеет какие-то основания для жалобы, недовольства и высказывает их не ради удовольствия (что, правда, бывает у склочника), а потому, что его что-то тяготит, заставляет переживать, мучиться. Поэтому учителю не следует сразу же отмахиваться от высказываемых учащимися претензий и тем более упрекать и ругать жалобщиков, а нужно их спокойно и внимательно выслушать, понять их претензии.

Проявлять эмоциональную выдержку. Нередко к конфликту приводит эмоциональный тон разговора учителя с учащимися. Категоричность, безапелляционность высказываний, повышенный тон, наступательность без выбора выражений приводят учащихся в напряженное эмоциональное состояние. Естественно, что такая бестактность, а порой и грубость, вызовет ответную реакцию учащихся: как говорится, «посеешь ветер — пожнешь бурю». Цель же учителем достигнута не будет. Поэтому учитель должен сдерживать свои эмоции и тем более не переводить деловой конфликт на личностный уровень, не затрагивать чувство собственного достоинства учащихся.

Формулировать позитивное решение конфликтной ситуации. В случае предъявления учащимся претензий и возникновения на этой почве конфликтной ситуации учитель должен предложить способ ее разрешения, устранения причины, вызвавшей разногласия или недовольство одной из сторон. Это может быть оказание помощи, частичная уступка, смягчение требований.

Некоторые учителя пытаются разрешить конфликты с учащимися с помощью администрации школы, классного руководителя, родителей (вызывают их на урок, чтобы они видели, как ведет себя их ребенок). Это, однако, мало что дает, скорее приводит к потере престижа учителя в глазах учащегося. Разрешение конфликта наложением на учащихся различных санкций хотя и является основным в практике учителей, не очень эффективно, хотя пренебрегать этим способом тоже не следует (не используя при этом, конечно, угрозы, высмеивание).

Ошибка многих учителей и состоит в том, что они считают конфликт устраненным, если его внешнее проявление у ученика после принуждения исчезло. В действительности же, заставив ученика выполнить свое распоряжение, учитель не устранил причину конфликта, а перевел его в другую, скрытую форму.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.