Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Священное Писание о страсти. «При этом сказал им: смотрите, берегитесь любостяжания



«При этом сказал им: смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения. И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих? И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» (Лук.12:15-22).

«И, посмотрев вокруг, Иисус говорит ученикам Своим: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! Ученики ужаснулись от слов Его. Но Иисус опять говорит им в ответ: дети! как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие!» (Мар.10:23,24).

«Великое приобретение – быть благочестивым и довольным. Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем. А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям.

Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живаго, дающего нам все обильно для наслаждения; чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны, собирая себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни» (1Тим.6:6-10;1 7-19).

Богатство аще течет, не прилагайте сердца (Пс.61:11).

3.9.6. Средства борьбы со страстью[59]

Это большой труд – а заповедует его Бог – избавиться от сребролюбия, а не непременно от стяжаний и богатства. Ибо и при богатстве можно быть не сребролюбивым и, будучи нищим, все время думать о деньгах и мечтать, как бы мы устроили себе жизнь, если бы были сказочными принцами или миллиардерами. Поэтому мы не должны завидовать чужому счастью и зариться на жизнь богатых, как равно и презирать их и негодовать на них, каким бы путем они его ни нажили, хотя бы посредством нашего кровавого пота. Месть – это дело не христианского, а сатанинского учения. В ней нет любви, основного признака евангельского учения, а только – ненависть. Если мы нищи деньгами, но богаты духом, то ничего не теряем, а если наоборот, то, безусловно, сами разжигаем для себя геенну. Богатство не постыдно, а постыдно пристрастие к нему.

Итак, прежде всего, устремим свое внимание и все силы на устранение этого недостатка, а впоследствии, если Господь благословит, откажемся и от самого богатства и, наконец, от самих помыслов и желания даже незначительных вещей.

Легко заметить, что существует четыре группы возможных состояний:

1) сребролюбие при богатстве;

2) корыстолюбие при нищенстве;

3) беспристрастие при богатстве;

4) нестяжательность при нищенстве.

Первые два влекут человека на дно адово.

Но как стяжать беспристрастие при богатстве?

1.Вера. Прп. Иоанн Лествичник говорит, что сребролюбие – дщерь неверия. Поэтому, чтобы бороться со страстью сребролюбия, нужно укреплять веру в Промысел Божий.

Все заботы о «черном дне» начинаются с забвения Промысла Божия и Самого Бога. На все напоминания о Нем у сребролюбцев один ответ: «Сам не будь плох», «под лежачий камень вода не течет».

И только тогда успокаиваются, когда припрячут «малу толику», «капитальчик». Впрочем, и тогда не успокаиваются. Кстати, еще одна интересная подробность: сребролюбцы очень трудолюбивы и чужды лености. Если это верующий человек, – впрочем, постоянно можно подобное слышать даже и от неверующих, – то «он ежечасно вспоминает слово апостола: праздный да не яст (2 Фес.3:10); и другое: руце сии послужисте мне и сущим со мною (Деян.20:34)». Говорят ему, что в праздник работать грех или что служба в храме идет, а он на это: «Бог труды любит» – и продолжает работать. И, таким образом, верит и надеется на свои силы, а не на помощь Божию. Поэтому, кто одержим сей страстью, должен начинать с обратного, то есть с веры в неусыпный над нами Промысл Божий, никогда не оставляющий истинно работающих Господу.

2. Память смерти. Одним из сильнейших средств в борьбе со многими страстями является память смерти. Кто постоянно помнит о том страшном ответе, который придется ему дать на мытарствах и на Страшном Суде за свои грехи и пристрастия, тот не будет уже привязываться к тленным, ничтожным вещам мира сего, хотя бы они по оценке последнего стоили и колоссальные суммы. Ибо это чистое безумие – прилеплять помысл к вещам, которые погибнут и от которых придется всенепременно каждому отказаться.

3. Опытное ведение Божественной помощи. Кто приблизился к Богу с помощью двух предыдущих добродетелей, тот скоро начинает на опыте познавать силу Божию и видеть воочию помогающую нам во всем Десницу Господню. И от сего еще более укрепляется в беспристрастии к вещам.

4.Творение милостыни. Приобретя беспристрастие к вещам, христианин привлекает к себе на помощь против сребролюбивого беса еще более сильное и радикальное средство – он начинает творить милостыню и раздавать свое имущество направо и налево. Он только приставлен к своему имению, так зачем же ему и хранить его и властвовать над ним?

Раздавай милостыню, сначала начиная с того, чего тебе не жалко отдавать, а потом научишься отдавать и большее. Господь чрезвычайно важное значение придавал милостыне: «Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Матф.6:1-4).

5. Удаление от мира и нестяжательность. Совершив подвиг милосердия и освободившись с помощью Божией от скоро гибнущего, непостоянного богатства, христианин поступает в славное число нищих Христа ради. Одним из сильнейших средств борьбы со сребролюбием является добродетель нестяжания, овладение которой необходимо всем христианам, а монахи вообще дают обет нестяжания. Переносящий произвольную нищету имеет скорбь по плоти, но спокоен душой. Он не только отказывается от страсти сребролюбия, но и от предметов, возбуждающих последнее. Но нищенство славно только ради Христа, то есть когда соединяется с нищенством (смирением) помыслов. Если же мы деньги свои отбросим, а привязанность и воспоминания о них в сердце своем оставим, то ничего не сделаем дельного. И потому, как ни велик предыдущий подвиг, но ему не хватает еще послушания.

6. Послушание. Вот последнее и наилучшее средство против корыстолюбия. Ибо как может человек пристращаться к чему-либо, когда он отдал в распоряжение другого не только имущество, но и тело свое? И даже помышления.

Но «отсечение своей воли есть кровопролитие, и для достижения сего человек должен потрудиться до смерти и отвергать волю свою». Тогда только он может, как и апостолы, сказать Христу: Се, мы оставихом вся, – то есть действительно все, не только свои имения, в чем бы они ни заключались, но и свою волю и свои хотения, – и вслед Тебе идохом (Мф.19:27).

Это уже есть совершенство.

Страсть гнева.

[60]3.10.1. Описание страсти.Господство страсти сребролюбия очень часто, если не всегда, ведет за собой возникновение страсти гнева. Эта страсть всеми аскетами относится к числу особенно губительных пороков, считается гораздо более опасной, чем предыдущие, поскольку гнев оказывает крайне гибельное влияние на духовную жизнь человека. Психологической основой гнева является самолюбие, т.к. он вызывается различными внешними препятствиями, которые встречаются человеку на пути осуществления его личных целей, когда его воля приходит в столкновение с другой, не подчиняющейся ей, волей, когда человек встречает, мнимо или действительно, несправедливое к себе отношение других людей. Психологическою подкладкою гнева является, таким образом, самолюбие. В качестве основной, существенной черты аффекта гнева в аскетической письменности выдвигается стремление отомстить обидчику. В учении Самого Христа Спасителя изображены разные степени развития гнева, причем осуждению подлежит не только крайняя ненависть, но даже бранные слова в адрес другого человека, т.е. стремление унизить его: «Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: 'рака', подлежит синедриону; а кто скажет: 'безумный', подлежит геенне огненной» (Мф.5:21-22).

Внешне гнев обнаруживается в словах, действиях и поступках, движимых ненавистью, и по своим тенденциям и последствиям оказывается явлением разрушительным. Его внутреннее свойство соответствует внешнему проявлению, являясь, по выражению свт. Василия Великого, "внутреннею бурей смятенного духа", или, по определению Евагрия, "кратковременным бешенством". В религиозно-нравственном отношении господство в человеке гнева свидетельствует вообще о недостатке в нем любви к Богу и ближнему, и в частности исключает возможность присутствия в его душе терпения, кротости, смиренномудрия, милосердия, и не позволяет человеку совершать молитвенный подвиг. (С.М. Зарин. Гл.2, отд.2, §2)

Однако, гнев в своей основе есть законная, нужная человеку способность «раздражительной» части души, которую он как и все прочие, по падении, извратил и сделал, вместо добродетели, страстью. Гнев, по первоначальному плану Творца должен был быть энергией, ревностъю, рвением, которое бы «раздражало», то есть приводило в напряжение, «вожделевательную» силу души и заставляло последнюю усиленно устремляться горе, к Богу.

Следовательно, как гнев в состоянии добродетели, то есть в форме божественного рвения, непорочно и законно направлялся до падения Адама на Бога (что теперь встречается только у святых), так должно теперь, когда гнев принял вид страсти, направить его на диавола, а следовательно, чрез это и на пороки. Только в таком случае он дозволителен.

«Гнев питай на одного только змия, чрез которого ты пал», – говорит св. Григорий Богослов. «Памятозлобствуя, памятозлобствуй на бесов и, враждуя, враждуй против твоей плоти непрестанно», – учит преп. Иоанн Лествичник. (Еп. Варнава)

Источником возникновения и развития страсти гнева с нравственно-психологической точки зрения заключается в извращении направления силы сердечного возбуждения человека, которая, по выражению свт. Василия Великого, именуется "нервом души". Эта способность в неповрежденном виде присуща богоподобной природе человека. Благодаря ее присутствию человек не только понимает различие добра и зла, но и живо его чувствует, переживая несокрушимое рвение к добру и пламенную ненависть, отвращение ко злу. Именно эта сила сообщает душе необходимую напряженность энергии на пути духовно-нравственного совершенствования, стойкость и мужество в борьбе со злом, в том числе с внутренним. Однако, эта сила действует в человеке должным образом только тогда, когда он руководится любовью к Богу и ближнему. В таком случае она представляет собой ревность о Боге, направленную против греха вообще и его возбудителей – демонов. При этом ее качествами являются благоразумие и справедливость. Человек переживает негодование в добром смысле слова, и вместе с тем скорбь о человеке-грешнике. При эгоистическом направлении жизнедеятельности человека происходит склонение душевной силы человека, его "нерва души", к худшему.

Вся сила сердечного возбуждения расходуется по поводу личных неудач обыденного существования человека, его столкновений, обид и огорчений. Таким образом, страстное состояние, имеющее в основе господство чувственного эгоизма в телесных страстях и привязанность к материальным благам в страсти сребролюбия, достигает своей наивысшей интенсивности и бурной стремительности именно в гневе.

Определение страсти

Гнев (οργή) – есть желание зла огорчившему. Гневом называется то сердца нашего возмущение, от чего-либо происшедшее, в котором мы или праведно, или неправедно против кого-либо досадуя, раздражаемся. И по сему гнев бывает порочный и непорочный. (Арх. Фотий.)

Непорочныйбывает гнев, когда ревнуя по Бозе ревностию благою, естественно гневаемся мы:

1) на воюющия противу разума нашего злыя страсти: «Ума гнев есть по естеству над страстьми, и без гнева ни же чистота в человеке бывает» (Добротолюбие).

2) На искусителя диавола: «Обрати гнев твой на человекоубийцу (диавола), на отца лжи, на делателя греха» (св. Василий Великий).

3) На врагов Божиих, растлевающих веру и попирающих Святой Его Закон: «Не ненавидящия ли Тя, Господи! возненавидех? Совершенною ненавистию возненавидех я; но враги быша ми» (Пс.138:21).

Однако тех, кои от немощи естества согрешают, и в коих есть надежда исправления, ненавидети не должно. «Кто же ненавидит тако грех, якоже святии? Но обаче не ненавидят согрешающего, ниже осуждают, ниже отвращаются, но состраждут, наказуют, утешают, целят якоже уд немощен и вся творят да быша его спасли» (Святой Дорофей).

Порочный гнев тот, который бывает на брата своего всуе, не по законной какой вине, но или за некое оскорбление, от него соделанное, или по своей каковой - либо страсти. И бывает гнев сей краткий и протяженный. И хотя краткий гнев продолжительного простительнее, однако довольно так же пагубен: «Скорое жернова движение в одну минуту может более пшеницы душевной и других плодов оныя сотрети и сокрушити, нежели другой косно обращающийся камень в целой день смелет» (прп. Иоанн Лествичник). И пламень от сильного ветра рассвирепевший скорее пожирает и погубляет душевную ниву, нежели тихий и несильный огонь.

Существует три основных вида гнева:

внутренний – смущение, раздражение(ярость);

внешний– брань, крик, ярость, ударение, убийство(злоба);

злопамятность– желание мести, ненависть, вражда, обида(месть).

Ярость есть самое сильное движение гнева, острожелчием называемое.

Из людей яростный подобен пьяному, беснующемуся. А из животных – псу лающему и угрызающему, змию жалом повреждающему, льву, тигру и прочим лютым африканским зверям. Из стихий же – сильной буре, грому и огню всепоедающему.

Злоба есть не что иное, как продолжительное желание мщения сопернику своему.

Месть же – во злобе чинимое словом или делом досаждение.

У тех, кои мщения желают, в сердце кровь кипит, как от огня волнуяся и шумя, вышедши же наружу во ином образе гневающихся показует. Взор их свиреп, огневиден, зубами скрежещут, голос жесток, слово неясно, безрассудно, неподробно, ниже благочинно произносят (св. Василий Великий). Ты же, престани от гнева и остави ярость: «Храни незлобие, и виждь правоту» (Пс.36:37).

Не буди мститель, не воздавай зла за зло или досаждение за досаждение. Ибо мщение есть подлыя души утешение, и знак женскаго малодушия: «не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение» (1Петр.3:9).

Гнев появляется чаще всего вследствие неудовлетворенности каких-либо страстей.

1) От обиды, словом или делом кем-либо нанесенной нам, или кому из ближних наших и другое.

2) От собственных наших страстей: как волны от всякого бывают ветра, так ярость и гнев от всякой происходит страсти. И чревоугодник, и пияница, и любострастный, и сребролюбец, и завистливый, и ленивый, и тщеславный, и горделивый – все страждут от гнева, когда случается им противное их страстям, но более всех гордый: гордость бо гневлива, нетерпелива, яра. Ярость же есть знак чрезмерной гордости (прп. Иоанн Лествичник).

 

«Яко невозможно есть разгневатися кому на ближняго аще не первее вознесется сердце его на него, и уничижит его, и имать себе вышша онаго», говорит авва Дорофей. Как сильная буря возмущает природу, и нашедший мрак темных облаков покрывает солнечные лучи, так ярость и гнев смущают душу и свет разума мраком неразумия покрывают. Прп. Иоанн Лествичник говорит об этой страсти следующее: «Матерей у меня много, и отец не один. Матери мои суть: тщеславие, сребролюбие, объедение, а иногда и блудная страсть. А отец мой называется надмением. Дщери же мои суть: памятозлобие, ненависть, вражда, самооправдание. Сопротивляющиеся же им враги мои, которые держат меня в узах, – безгневие, кротость и смиренномудрие» (Леств.8:29).

Гнев был дан человеку Богом для защиты от дьявола и греха, а человек использует гнев не по назначению.

Способствует развитию страсти гнева фильмы-боевики и компьютерные игры, построенные на принципе единоборств.

Внешняя картина гнева

«У желающих за оскорбление воздать оскорблением, – начинает описание одержимого гневом в одной из своих бесед Василий Великий, – кровь в сердце кипит, бурля и клокоча, как на сильном огне: устремившись на поверхность тела, показывает она разгневанного в ином виде, обыкновенные и всем известные черты его заменив как бы личиной, употребляемой на позорище. У них не узнаешь тех глаз, какие им свойственны и обычны; напротив того, взор блуждает и сверкает огнем. У них зубы скрипят, как у вепрей, когда точат зуб о зуб. Лицо мрачно и налито кровью; все тело надуто, жилы готовы лопнуть, оттого что дух взволнован внутреннею бурей. Голос напряжен и жесток, речь несвязна, вдается в излишества, течет нераздельно, не в порядке, невразумительно». Иоанн. Златоустст продолжает: «Стань возле дерущихся на площади. В себе самом, когда ты омрачен и упоен гневом, ты нелегко можешь видеть безобразие, но когда освободишься от страсти, тогда скорее увидишь свое положение. Гнев кипит и клокочет в груди, уста дышат огнем, глаза испускают пламя, все лицо искажается, беспорядочно вытягиваются руки, ноги смешно скачут и топчут удерживающих, и люди ничем не отличаются не только от беснующихся, но даже и диких ослов, лягая и кусая других, – так непристоен человек в гневе»

Тако изрек сею страстию пострадавший: «Смятеся яростию око мое, душа моя, и утроба моя» (Пс.30:10).

3.10.4. Развитие гневной страсти:

1. Огорчение

2. Смущение

3. Раздражительность

4. Гнев

5. Вспыльчивость

6. Бешенство

7. Злопамятность

8. Ненависть

Огорчение

Это неприятное чувство, гнездящееся в душе. Например, оскорбили кого-либо, сказали колкое слово и вот, человеку стало больно, к сердцу подкатило, «защипало». «Кто разводит огонь, – картинно сравнивает дело авва Дорофей, – тот берет сначала малый уголек: это – слово брата, нанесшего оскорбление. Вот это пока еще только малый уголек: ибо что такое слово брата твоего. Если ты его перенесешь, то ты и погасил уголек». Смятохся, то есть сразу дух захватило от гнева, – говорит пророк Давид, – и не глаголах, смолчал, – и все прошло (Пс.76:5).

Смущение

«Если же будешь думать, – продолжает сравнение авва Дорофей, – “зачем он мне это сказал, и я ему скажу то и то, и если бы он не хотел оскорбить меня, он не сказал бы этого, и я непременно оскорблю его”, – вот ты и подложил лучинки или что-либо другое, подобно разводящему огонь, и произвел дым, который есть смущение... Однако же и его, если хочешь, можешь удобно погасить, пока оно еще не велико, молчанием, молитвою, одним поклоном от сердца».

Раздражительность

То чувство, которое кратко и в слабой степени (хотя и остро) испытываешь при огорчении, теперь начинает бурлить и клокотать в сердце. Сердце, словно от чадящих лучинок, наполняется «дымом» и как будто хочет выскочить из груди. Мысли сталкиваются друг с другом, ввергая ум в смятение: «Зачем он мне это сказал? Да как он смеет? Да я ему покажу!..» Но все же человек и в этом случае еще имеет запас сил для борьбы с собой, хотя ему уже и трудно удерживаться от греха. И пока не поздно, пусть воззовет из глубины души к Тому, Кто некогда запретил буре, после чего мгновенно сделалась тишина (Лк.8:24; Мк.4:39). – И тогда Бог его помилует. Если же не так, то ты (по авве Дорофею) «уподобляешься человеку, подкладывающему дрова в огонь и еще более разжигающему его, отчего образуется много горящего уголья, и это есть уже гнев».

ГневОн есть открыто выраженное желание зла ближнему. Гнев может быть как долгим, так и кратким. Преп. Иоанн Лествичник рассказывает, на основании собственных наблюдений, про случай длительного ярко выраженного гнева даже при отсутствии лиц, его возбуждающих. «Сидя, по некоторой нужде, близ келий безмолвствующих мужей, – говорит святой отец, – я слышал, как они от досады и гнева наедине злились, как куропатки в клетках, и на огорчивших их, как будто на присутствующих там, наскакивали...» «И я благочестно советовал им не жить в уединении, – прибавляет великий источник рассуждения преп. Иоанн, – чтобы из людей не сделаться бесами».

Это и в миру каждый может испытать на себе. Если он наложит на себя на некоторое время подвиг молчания (одновременно с молитвой), то сейчас же демоны начнут искушать его гневом. Такова их практика.

Вспыльчивость

Но не всегда вышеописанные состояния происходят в такой постепенности и с известной продолжительностью. Иногда человек сразу, как порох, вспыхивает сильным жестоким гневом, который, подобно какому-нибудь пожирающему пламени, раздуваемому сильным ветром сопутствующих страстей, сжигает в одну минуту всю душевную ниву. Это новое состояние есть вспыльчивость.

«Не должно быть от нас сокрыто, о друзья, и то, – предупреждает блаженный Иоанн Лествичник, – что иногда во время гнева лукавые бесы скоро отходят от нас с тою целью, чтобы мы о великих страстях вознерадели, как бы о маловажных, и наконец сделали болезнь свою неисцельною».

Это то, о чем у нас в миру выражаются так: «Он, правда, вспыльчивый человек, но отходчивый». И последним словом хотят извинить, умалить страсть гнева, убавить ее значение. На эту уловку демонскую и надо обратить особое внимание, чтобы не убаюкать себя льстивыми мыслями: мы, мол, и не желали обижать; после ведь и обласкать можно того, кто, по несчастью, под руку попался. Действительно, если причиненную обиду загладить подарками, то обиженные (по крайней мере некоторые) могут этим, в конечном счете, удовлетвориться. Однако подобное положение вещей чревато для самого обидчика опасностью навек погрязнуть в трясине этой страсти, чрез что и подпасть Божьему Суду.

Иногда такое темное состояние души граничит уже со следующим, еще худшим – бешенством.

Бешенство

Это когда человек душою и телом изменяется и приходит в зверство, а иной совсем делается безумным и бесноватым. Самое название уже («бешенство» – от слова «бес») показывает, что человек в этом состоянии уподобляется бесу. «Душу, приведенную в бешенство гневом, – говорит св. Василий Великий, – ни острие меча, ни огонь, ни другое что страшное не сильны удержать почти так же, как и человека, одержимого бесом, от которого разгневанный не отличается ни наружным видом, ни душевным расположением».

Злопамятность

«Никакой грех столько не противен Богу, как злопомнение» (св. Иоанн Златоуст).

Проявление этой страсти разъясняет также цитата из аввы Дорофея, в которой он сравнивает гнев с огнем и углями. «Как горящее уголье, – говорит он, – когда оно угаснет и будет собрано, может лежать несколько лет без повреждения, и даже, если кто польет его водою, оно не подвергается гниению, так и гнев, если закоснеет, обращается в злопамятность, от которой человек не освободится, если не прольет крови своей». Под последним святой отец разумеет великие подвиги – сердечные воздыхания к Богу и телесные труды до пределов возможного, но более всего молитву от всего сердца о своих врагах: «Боже, помоги брату моему и мне, ради молитв его». «Таким образом человек и молится за брата своего, – а это есть знак сострадания и любви, – и смиряется, прося себе помощи, ради молитв его. А где сострадание, любовь и смирение, что может там успеть раздражительность, или злопамятность, или другая страсть?» – заключает авва Дорофей.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.