Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

III. Греховные страсти и борьба с ними



3.1. Определение и сущность страсти.[37]

- Значение страстей в духовной жизни человека.

(Зарин С.М. Аскетизм по православно-христианскому учению. Гл.2.ч.1. §§:1-3)

- Источник греха в человеке. Определение и сущность страсти. Желание. Помысл.

(Варнава /Беляев/, епископ. Основы искусства святости. Опыт изложения православной аскетики. Нижний Новгород. 1996. Отд.3, гл.1)

3.1.1. Значение страстей в духовной жизни человека.

По православному учению – спасения и Вечной жизни можно достичь только при непременном условии нравственного совершенства. Это самая ближайшая, но не единственная цель христианина. Но нравственное совершенство это только следствие, некий индикатор, показывающий духовное состояние христианина. Светская же этика ставит нравственное совершенство как конечную цель.

Нравственное совершенство это не процесс беспрерывного развития (постепенного положительного раскрытия сил человека), т.к. эти силы повреждены грехом, неразвиты и ложно направлены. Поэтому следует говорить не о воспитании, а о перевоспитании себя с помощью Божией благодати. Значит, христианская добродетель вырастает в борьбе (до крови – ап. Павел (Евр.12:4), а не просто возрастающей и крепнущей. Т.е. отрицательная сторона – это борьба против зла и страстей через все жизненные стороны человека и через всю его жизнь. Поэтому, надо знать не только идеал нравственности, но и противоположную сторону – меру испорченности, извращенности человеческой природы. Отсюда следует, что борьба со страстями – долг каждого христианина.

Добро естественно, так как человек создан по Образу и подобию, а страсти являются преградой добру. Поэтому нам даны заповеди для врачевства, в том числе и для искоренения страстей. Безстрастие – ή άπάθεια – ближайшая цель аскетического делания. (Сост. Не следует путать с близко звучащим – απάτη – обольщение страстью, блуд.)

Надо обязательно учитывать, что все христианские подвиги – пост, молитва и т.д. – это только средства для оздоровления души, т.е. освобождение от страстей.

У подвижников страсти – один из главных объектов наблюдения, теория у них неразрывна с практикой. Они отрешились от страсти, поэтому могут наблюдать за ней объективно. Человек, живущий по страсти, не осознает ее (оправдывает). Осознание начинается только при начале борьбы со страстью, что характеризуется сознательным утеснением себя в чем-либо. Соответственно и страсть все более восстает на человека. Следует различать также, что у обычных людей, как правило, не борьба со страстями, а борьба между различными природными стремлениями (естеств. или противоестеств.), когда одна страсть предпочитается, или вырастает из другой. Борьба же со страстью неразрывна с покаянием – изменением сознания (μετανοια) – переменой ума.

С. М. Зарин пишет, что расстройство и одностороннее направление сил человека находит свое наиболее полное и характерное выражение в страстях. Страсти становятся как бы второй природой человека, ядром его чувств и хотений, под влиянием которого человек реагирует на различные мотивы, вступающие в сферу его сознания. Собственно в страстях и выражается отпадение человека от живого союза с Богом вследствие преобладания эгоизма в его жизнедеятельности. По словам свт. Феофана Затворника, "Бог создал естество наше чистым от страстей. Но когда отпали мы от Бога и, остановясь на себе, вместо Бога себя стали любить и себе всячески угождать, тогда в сей самости восприняли мы и все страсти, которые в ней коренятся и из нее рождаются". Страсть (дословный перевод с греческого – страдание) указывает на одностороннее, негармоническое и несвободное состояние сил человека, от которого страдает и его объективное достоинство и субъективное благосостояние. Страсть является болезнью по преимуществу воли, т.к. единичный интерес, чрезмерно разросшийся в ущерб другим, подчиняет своему господству волю человека. Хотя и другие силы и способности получают ложное направление по причине влияния страсти на всю психофизическую жизнь.

Святые Отцы все множество и разнообразие страстей сводят обыкновенно к восьми главным (чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость), которые разделяются на телесные и душевные. Телесные страсти имеют свою почву в телесных потребностях и инстинктах, душевные соответственно в душевных. Однако, основа и телесных страстей лежит в душе, они представляют собой состояние психофизическое. Святые Отцы всякую страсть вообще определяли как сильное и длительное желание, т.е. сознанную потребность, определившуюся благодаря прежним опытам ее удовлетворения. Желание слагается из трех элементов: неудовлетворенного стремления, представления предмета, способного удовлетворить этому стремлению, и чувства удовольствия, знакомого из прежних опытов. В нормальном состоянии стремление соответствует действительной потребности в предмете, чувствование в таком случае является второстепенным.

Но когда между элементами желания устанавливается прочная ассоциация, то одно воспоминание предмета способно вызвать стремление. В таком случае стремление удовлетворяется не по потребности, а для удовольствия. Т.о. механизм даже плотских страстей лежит в психической области, и есть акт волевой по преимуществу. Эта мысль очень часто раскрывается святыми отцами-аскетами. По учению свт. Иоанна Златоуста, должное, нормальное состояние тела бывает тогда, когда тело повинуется душе, тогда как, наоборот, господство его над душою является злом. Плоть тогда хороша, когда душа вполне владеет ею, удерживая в должных границах ее порывы. Например, объядение происходит не по телесной нужде, а вследствие невнимательности души: для тела нужна пища, а не объядение. Все остальное, кроме необходимых потребностей тела, принадлежит душе. Страсть управляет разумным существом только при условии слабости духа.

Именно в поврежденной духовной стороне человека полагается свв. отцами центр тяжести всех страстей как душевых так и телесных. Говоря о различных страстях – проявлениях сластолюбия, – свт. Григорий Нисский категорически утверждает, что все они произрастают из худого делания ума, из помрачения разума. "Ибо, – продолжает святитель, – если страсть лишится содействия помыслов, то раздражительность останется чем-то скоропреходящим и бессильным." Центральным, главным слагающим и образующим элементом страсти является помысл,называемый в аскетической литературе злым, дурным, нечистым, постыдным, невоздержанным, вредным, плотским, страстным. Аскетическое учение о помыслах представляет собой наиболее существенный элемент в общем мировоззрении подвижников, отражаясь во всех пунктах приложения их аскетического делания и теоретического раскрытия аскетической системы. Всякая страсть через помыслы становится властелином порабощаемого ею человека. По учению преп. Макария Египетского, сущность нравственного зла именно в том и состоит, что люди по собственной воле уклонились от достодолжного помысла. Это уклонение состояло в том, что со времени Адамова преступления помыслы души, отторгшись от любви Божией, рассеялись в этом мире, смешались с помыслами вещественными и земными. Душа, непричастная Божественной благодати, наполняется великим зловонием лукавых помыслов. Помыслы имеют свой источник не вне человека, но появляются внутри, проистекают из сердца: «…ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления». (Мф.15:19).

Они свидетельствуют о греховной испорченности человека. Именно помыслы препятствуют подвижнику достигать намеченной цели – спасения души, ввергая ум человека в пагубу и гибель. С этой точки зрения вся задача подвижнической жизни сводится к тому, чтобы приобрести действительную способность, по выражению преп. Евагрия, "владеть своим умом в помыслах". Следовательно, человеку надо весь подвиг свой обращать на помыслы, непрестанно упражнять и возделывать с разумением ум и помыслы, соглашая их с волею Божией. Это необходимо и потому, что Святой Дух руководит душой посредством достойных души помыслов. Вот почему наблюдение и урегулирование помыслов является наиболее важным, существенным и по результатам самым целесообразным аскетическим подвигом.

 

3.1.2. Источник греха в человеке – человеческая автономия, независимость от Бога. Стремление все превратить в источник своих непомерных потребностей. Гармония в человеке держалась только в единении с Богом. Низшие душевные и физические силы возобладали в человеке, не сдерживаемые и не управляемые Духом. Увеличились как в численности, так и в интенсивности без меры. Удовлетворение потребностей не удовлетворяет, а все больше раздражает, доводя до границ естественных возможностей. Укореняется дурной навык, что и является нравственным злом (не силы и способности души). Итак, причины греха: порочная страсть и свободная воля человека; рождение греха из их согласия.

Внешние поводы ко греху (то, что не является причиной греха): непорочная страстность человеческой природы и всё творение Божие.

3.1.3. Определение и сущность страсти.

По объяснению епископа Варнавы (Беляева): «Страсть – это порок от долгого времени вгнездившийся в душе и через навык (постоянное повторение) сделавшийся как бы природным ее свойством, так что душа уже произвольно и сама собою к нему стремится». Перефразируя это высказывание, можно сказать, что страсть – это греховный навык, вросший в душу.

По определению преп. Иоанна Дамаскина "действие называется страстью, когда оно возбуждается несогласно с природою".

Страсти становятся как бы второй природой человека, паразиты, не дающие развитию Богом данной природы. Страсти – это мера, показывающая отпадение человека от Бога.

«Страстями называются те злые сердца человеческого склонности, которые влекут его к творению того, что здравому разуму, чистой совести и Закону Божию есть противно».[38]

Страсть – одностороннее, негармоническое, несвободное состояние человека – πάΘοζ – страдание.

Страсть – рана души, поэтому цель аскетизма господство над страстями.

Страсть по преимуществу болезнь воли, хотя затрагивает все стороны человека.

Страсть – стойкое, длительное желание.

Немезий, И. Дамаскин: «Страсть есть возбуждающее чувство движения желательной способности вследствие представления блага или зла».[39]

Желаниеможно охарактеризовать, как сознанную потребность, выяснившуюся и определившуюся, благодаря прежним опытам ее удовлетворения, онослагается из трех элементов:

1. Неудовлетворенное стремление, сопровождаемое чувством угнетения.

2. Представление предмета – φαντασία – которое способно удовлетворить стремление.

3. Чувство удовольствия, знакомого из прежних опытов удовлетворения желаний.

Чувство удовольствия в соединении с представлением желаемого предмета, может достигать высокой степени интенсивности, приближающемуся к действительному удовлетворению желания.

Нормальное состояние, когда интенсивность чувства соответствует действительной потребности. Тогда чувствование – второстепенный, сопровождающий момент. Но, чаще всего, удовлетворение превышает потребности и служит исключительно ради удовольствия (ηδονή), превращаясь в страсть (πάθος).

Т. о. страсть – это сильное и длительное желание, которое властно управляет разумным существом, фактически проявляясь не иначе, как при условии слабости разума (иначе – Духа).

Наконец, страстью в узком смысле слова называют такое состояние человеческой личности, когда греховная склонность становится свойством его характера, привычной стихией его настроения, когда человек постоянно думает и мечтает о предмете страстного позыва.

Помысл –первичное состояние рассудочной деятельности.

- М. Исповедник: «Порок есть погрешительное суждение о мысленных представлениях, сопровождаемое неправильным употреблением вещей».

- И. Златоуст: «Нормальное состояние тела, когда оно повинуется душе. Обратное – является злом».

Поэтому центр тяжести всех страстей и душевных и телесных в духовной сущности человека, т.е., ее поврежденности.

- Гр. Нисский: именно «худое делание разума» является почвою, необходимым условием, существенным фактором происхождения, развития и укрепления «страсти».

Отсюда центральным, фундаментальным и образующим ее(страсти)элементом является «помысл», который является основным, характерным элементом в общем мировоззрении подвижников.

Причина порабощения страстью следует искать в предшествующем порабощению чем-либо помыслом. Так, сущность нравственного зла – в уклонении от должного помысла к неправильному. Начиная от Адама и Евы, помыслы у людей уклонились от союза с Богом к земным вещам, наполняя умы и сердца все новыми лукавыми помыслами. Помыслы имеют настоящий источник не вне человека, а происходят из сердца человека. Помыслы мешают спасению и ввергают ум человека в «пагубу».

Помысл – ο λογισμώζ – главный образующий элемент страсти, средоточие и центральное место этого психического состояния. Поэтому развитие страсти идет в соответствии с отношением различных сил и способностей человека к «помыслу».

Дурной помысл – ο πονηρός λογισμός. (От слов – бедный, обедненный, раб).[40]

[41]Еп. Варнава (Беляев), ссылаясь на святоотеческий опыт, пишет, что помыслы по своей природе бывают от Бога, естества и от дьявола. Но различать без ошибки в каждом отдельном случае природу помысла может только ум, очищенный от страстей. Еп. Варнава разделяет помыслы на:

физиологические – возникают от внешних раздражителей мира. На человека в страстях действуют страстно и окружающие его мирские предметы, сами по себе иногда не могущие действовать на человека активно. С этими помыслами следует бороться, удаляя от себя причины (залоги) страстей, то есть внешние предметы, имеющие силу в плотских и новоначальных людях возбуждать незаконное движение помыслов.

психологические(возникают внутри, без внешнего возбуждения, произвольно), они возникают по следующим причинам.

1.По законам ассоциации представлений – возникновение помыслов в тесной взаимосвязи (одна от другой).

Для того, чтобы сократить влияние таких помыслов, следует:

- вовремя направлять мысль в нужную добрую сторону, превращать худые мысли в полезные;

- охранять память, не запоминать дурное и ненужное, не вспоминать опасное для души;

Верное средство для этого – память Божия, память смерти, молитва.

Этим можно только устранить представление о прежних впечатлениях из поля сознания, но не изгладить их начисто из памяти, так как наши дела и помыслы записаны не только в нашей собственной памяти, но и у ангела-хранителя нашего, и у того демона, который приставляется сатаною для соблазна человека.

Воображение. Оно тесно связано с памятью. Фантазии – низший вид воображения – способствуют праздномыслию.

Внимание. Должно быть неразлучно с молитвою как тело с душой. Симеон Н. Богослов говорит, что «внимание – страж молитвы».

Рассеяние – противоположность молитве. Пимен Великий утверждает: «Начало зол – рассеянность».

2.Непроизвольные представления.Возникают у нас под воздействием ангелов или бесов.

Каждая добрая мысль, которая может принести в будущем пользу человеку, есть внушение ангела. Очищение сердца способствует увеличению этих световидных Божественных мыслей.

Однако «добрые» мысли могут быть внушаемы и бесами. Св Исаак Сирин пишет: «Иногда человек желает доброго, но Бог не помогает, потому что какое-нибудь подобное сему желание входит и от диавола и почитается служащим в помощь, а между тем нередко бывает не по мере человеку.

Сам диавол умышляет сделать человеку вред и понуждает его взыскать желаемого, когда или не достиг еще он соответствующего тому жития, или желание чуждо образу жизни его, или не пришло еще время, когда можно исполнить оное или начать его исполнение, или человек недостаточно силен делом, или ведением, или телом, или не способствуют нам в том обстоятельства времени. И диавол всяким способом, как бы под личиною этого доброго дела, или смущает человека, или наносит вред его телу, или скрывает сети в уме его».

Отсюда вытекает необходимость старчества, то есть вопрошания опытных о каждом даже добром по виду помысле, и усердной молитвы к Богу, чтобы Он помог нам различить истинно доброе дело и помог бы осуществить его.

Бесовские помыслы делятся на простые, скороспелые и навязчивые.

Простые без конца прибывают каждому в голову и убывают, и сделать так, чтобы их не было, запретить бесам искушать нас, конечно, невозможно, но противостоять им необходимо. Первое средство – это «Иисусова молитва». Первая мысль по восстании от сна должна быть о Боге. В течение дня следует всячески избегать праздности.

-Навязчивые идеи и галлюцинации. Это насильственное представление, которое является в сознании человека без его воли и существует против его воли. Не исчезает и не сменяется другими представлениями. Исчезает внезапно. Внезапно появляется. Больной совершает какое-либо действие, чтобы избавиться от страдания, затем следует мучительное раскаяние, которое, однако, не на спасение души, а на радость бесам.

-Набег мысли. Т.е. не по 8-частной схеме, мгновенно.

Возникает вопрос: «Можно ли с ними – помыслами-бесами – разговаривать?»

К сожалению, можно сказать, что большинство людей только этим и занимается – с утра до ночи.

Новоначальные – молятся против помыслов. Средние – противоречат им. Совершенные – уничтожают и презирают их (И. Лествичник). Победа – смирением, молитвой, откровением помыслов.

Сверхестественная борьба с природой и бесами – Бдение у подвижников.

3.2. Классификация страстей.[42]

Страсти бывают:

I.1. Телесные (σωματικά, cornalia).

2. Душевные (φυχικά, spiritalia).

- Страсти бывают двух родов: естественные, вырождающиеся из естественных потребностей, как, например, чревоугодие и блуд, и не естественные, не коренящиеся в естестве, как, например, сребролюбие. Действия же их проявляются четверояко: некоторые действуют только в теле и чрез тело, как чревоугодие и блуд, а некоторые проявляются и без содействия тела, как тщеславие и гордость; далее, иные возбуждаются совне, как сребролюбие и гнев, а иные исходят из внутренних причин, как уныние и печаль. Такого рода обнаружение действия страстей подает повод допустить в них еще два рода, деля их на плотские и душевные: плотские в теле зарождаются и тело питают и услаждают; а душевные из душевных склонностей исходят и душу питают, на тело же нередко действуют разрушительно. Эти последние врачуются простым врачеванием сердца – внутренним; а плотские двояким лекарством врачуются – и внешним, и внутренним.

То есть, страсти чревоугодия и блуда, коренясь в теле, возбуждаются иногда без содействия души, по одному раздражению потребностей, от которых исходят; но влекут и душу по ее связи с телом. Для обуздания их недостаточно одного напряжения душевного против них, но надо при этом укрощать и само тело постом, бдением, истомлением посредством труда; Тщеславие и гордость зарождаются в душе без посредства тела. Следует заметить, что и те и другие коренятся в душе, несмотря на физическое удовлетворение первых.

II. - Подразделение страстей по роду – (Коренные страсти). Страсти – последствия нашего падения. Падение же состояло в том, что человек возлюбил себя более, нежели Бога.

 

Поэтому Святые Отцы выделяют три основных его вида: В таком разделении они основываются на словах святого апостола Иоанна Богослова о трех искушениях мира: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божью пребывает вовек» (1Ин.2:15-17).

Отцы сластолюбие отождествляли с похотью плоти, сребролюбие – с похотью очей, а славолюбие – с гордостью житейскою.

Поэтому, три главные страсти, которые обнимают собой все прочие: сребролюбие, славолюбие, сластолюбие. Кореньвсех страстей или их общее содержание – самолюбие, которое выходит из сердца уже в трех видах, проникнутых его силой и преисполненных его жизнью: в самовозношении (СЛАВОЛЮБИЕ), своекорыстии (СРЕБРОЛЮБИЕ) и любви к наслаждениям (СЛАСТОЛЮБИЕ). [43]Первое заставляет человека говорить в сердце своем: кто как я; второе - всем хочу завладеть; третье - хочу жить в свое удовольствие. (Свт. Феофан)

Славолюбие

Кто как я! Какая душа не ощущала в себе подобного движения? Не те только, кто от природы одарены высокими совершенствами или своими трудами успели сделать что-нибудь важное и общеполезное, могут мысленно возноситься перед другими. Самовозношение проходит по всем возрастам, званиям и состояниям; следит за человеком чрез все умственные и нравственные степени усовершения; оно не подчиняется никаким внешним отношениям, и хотя бы человек жил один, в безвестности и отдалении от всех, он всегда и везде несвободен от искушения – превозношения. С тех пор, как он к сердцу принял первую лесть змия: будете как боги, с тех пор он начал возвышать себя над всеми, как бог, начал ставить себя выше той черты, на которой поставлен природою и обществом, – это общая болезнь всех и каждого. Кажется, что опасного полюбоваться мыслию, что я выше того, другого, третьего? А между тем смотрите, сколько зла и сколько темных порождений проистекает из сей незначительной, по-нашему, мысли!

Мыслию и сердцем возносящий себя над всеми, если предпринимает что, предпринимает не по гласу разума и совести, не по советам мудрых и внушению слова Божия, а по своим соображениям, предпринимает потому, что этого ему хочется; он своеволен; если приводит в исполнение предпринятое, всего ожидает от одного себя; он самоуверен, самонадеян; когда исполнит, все относит к себе, и оттого бывает высокомерен, горд, притязателен, неблагодарен; поставляя себя в отношение к другим, желает, чтобы везде и во всем исполнялась его воля, чтобы все двигалось по его мановению: он властолюбив и склонен к насилию, поставляя других в отношение к себе, не может терпеть их влияния, в каком бы скромном виде оно не являлось; он презрителен и непокорен; встречая нарушение своей воли, выходит из себя, обиженный, воспламеняется местью; он жаждет чести и славы, когда обладает сильным характером; лицемерен и тщеславен, когда слаб душою; дерзок, своенравен, спесив, склонен к пересудам, когда низок. Вот в каких видах является самовозношение, вот сколько греховных движений одолжены ему своим происхождением! Едва ли кто может не изобличить себя в том или другом.

Сребролюбие

"Хочу, чтобы все было мое!" – замышляет своекорыстный, и вот вторая отрасль коренного нравственного зла. Заметнее всего раскрывается в ней дух самолюбия. Оно, как бы само лично, действует здесь: своекорыстный не скажет слова, не сделает шага и движения без того, чтобы отсюда не вытекла какая-нибудь выгода. Так все у него рассчитано, так все упорядоченно, всему дан такой ход, что и время, и место, и вещи, и лица – все, к чему прикасается рука его и мысль, несет в его сокровищницу сродную себе дань.

Личная польза, интерес – это коренная пружина, везде и всегда приводящая в быстрое движение все его существо, и по ее возбуждении он готов все обратить в средство для своих целей: будет искать высших степеней достоинства и чести, если это выгодно, возьмет самую трудную должность, если она прибыльнее других, решится на все труды, не будет ни есть, ни пить, лишь бы соблюдалась его польза.

 

Он или корыстолюбив, или любостяжателен, или скуп, и только под сильным влиянием тщеславия может любить великолепие и пышность. Его собственность дороже ему самого себя, дороже людей и Божественных постановлений. Душа его как бы поглощается вещами и живет даже не собою, а ими. Вот сила и область второй отрасли злого семени – самолюбия! И у кого нет каких-нибудь вещей, с которыми расстаться столь же больно, как потерять самое сердце, – расстаться со счастьем?

Сластолюбие

"Хочу жить в свое удовольствие!" – говорит порабощенный плоти, и живет в свое удовольствие. Душа погрязает у него в теле и чувствах. О небе, о духовных нуждах, о требованиях совести и долга он не помышляет, не хочет и даже не может помышлять «Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу - о духовном. Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные - жизнь и мир, потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут. Посему живущие по плоти Богу угодить не могут». (Рим.8:5-7).

Он изведал только разные роды наслаждений, с ними только и умеет обходиться, говорить о них и рассуждать. Сколько благ на земле, сколько потребностей в его теле, столько полных удовольствиями областей для преданного чувственности, и для каждой из них образуется в нем особенная наклонность. Отсюда лакомство, многоядение, изнеженность, щегольство, леность, распутство – наклонности, сила которых равняется силе закона природы, стесняющего свободу. Станет ли он услаждать вкус, делается сластолюбивым, игра цветов научает его щегольству, разнообразие звуков – многословию, потребность питания влечет его к многоядению, потребность самохранения – к лености, иные потребности – к распутству.

Состоя в живой связи с природою чрез тело, душевно преданный телу столькими каналами пьет из нее удовольствия, сколько в теле его отправлений, и вместе с наслаждениями он впивает в себя и коренной дух природы – дух непроизвольного механического действия. Потому, чем у кого больше наслаждений, тем теснее круг свободы, и кто предан всем наслаждениям, тот, можно сказать, совершенно связан узами плоти. Вот как разрастается в нас зло от малого, почти незаметного семени; на дне сердца, как мы заметили, лежит семя зла – самолюбие; от него идут полные его силою три отрасли зла – три его видоизменения: самовозношение, своекорыстие, чувственность, а сии три рождают уже бесчисленное множество страстей и порочных наклонностей; как в древе главные стволы пускают от себя множество ветвей и отростков, так образуется в нас целое дерево зла, которое, укоренившись в сердце, расходится потом по всему нашему существу, выходит вовне и покрывает все, что окружает нас. Подобное дерево, можно сказать, есть у каждого, чье сердце хоть сколько-нибудь любит грех, с тем только различием, что у одного полнее раскрывается одна, у другого другая сторона его».

Существует и иное разделение страстей на восемь главных (можно считать его дальнейшим подразделением трех названных на более конкретные страсти), и все остальные сводятся к этим восьми. Ими являются: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие и гордость. Преподобный Иоанн Лествичник описывает связь страстей между собой следующим образом: «Матерь блуда есть объедение; уныния же матерь – тщеславие; печаль и гнев рождаются от трех главных страстей (сластолюбия, славолюбия и сребролюбия); матерь гордости – тщеславие» (Леств.26:39).

III. - Подразделение страстей по генезису (развитию): (восемь главных страстей, которые происходят друг из друга и из которых происходят все прочие). Это: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие и гордость.

В отличие от порочных душевных страстей, следующих от свободной воли, могут быть и действительно бывают «естественные и безпорочные страсти».

Это такое состояние чел. природы, которое не зависит от самого человека, но вошли в чел. жизнь в следствие осуждения за преступление (голод, жажда, утомление, труд, слезы, тление). В этом значении понимают и страсти Христовы.

 

Иоанн Дамаскин, прп. Источник знания. 111:20. СПб., 2006. С. 230 -231.

«Мы исповедуем также, что Христос воспринял все естественные и безупречные страсти человека. Ибо Он воспринял всего человека и все, свойственное человеку, кроме греха, потому что грех не естественен и не Творцом всеян в нас, но возникает из последующего посева дьявола в нашей свободной воле с нашего согласия и не владычествует над нами насильственно. Естественные же и безупречные страсти суть не находящиеся в нашей власти, – те, кои привзошли в человеческую жизнь вследствие осуждения за преступление, каковы – голод, жажда, утомление, труд, слезы, тление, уклонение от смерти, боязнь, предсмертная мука, от коей – пот, капли крови, помощь от ангелов ради слабости природы и подобное, что по природе присуще всем людям. Итак, Христос все воспринял, чтобы все освятить. Он подвергся искушению и победил, чтобы нам приготовить победу и дать природе силу побеждать противника, дабы естество, некогда побежденное, победило победившего некогда посредством тех нападений, посредством коих само было побеждено. Лукавый приразился ко Христу совне, и не через помыслы, как и к Адаму, ибо и к тому он приразился не через помыслы, но через змия. Господь же отразил приражение и рассеял, как дым, чтобы страсти, приразившиеся к Нему и побежденные, сделались и для нас легко одолимыми, чтобы (таким образом) новый Адам исцелил ветхого. Конечно, естественные наши страсти были во Христе и сообразно естеству, и превыше естества. Ибо сообразно с естеством они возбуждались в Нем, когда Он попускал плоти терпеть свойственное ей, а превыше естества потому, что естественное во Христе не предваряло Его хотения. В самом деле, в Нем ничего не усматривается вынужденного, но все – добровольное. Ибо по собственной воле Он алкал, по собственной воле жаждал, добровольно боялся, добровольно умер».

 

Греховные страсти: развитие и классификация

http://azbyka.ru/shemy/vosem_strastei.shtml классификация страстей

Устроение человеческой души по отношению к страсти (греховному навыку)*

  Действие по страсти Сопротивление страсти Искоренение страсти
Сила воздействия страсти 3ло обратилось в навык. Борьба со страстью или замещение одних страстей другими. Путь не просто сопротивления, а путь победы - истребления страстей, очищения души для иного - для благодати, и стяжание её.
Отношение к страсти Рабство страсти. Тот, который, будучи поражаем от врага своего стрелами, берёт их и собственными руками вонзает в свое сердце. Кто не действует по ней и не отсекает ее, но борясь, как бы минует страсть, однако имеет ее в себе. Он подобен осыпаемому стрелами врага своего, но облеченному в броню и потому не получающему ран. Чтобы искоренить страсть, недостаточно только не делать зла, а должно делать идобро. Он, будучи осыпаем стрелами врага своего, сокрушает их, или возвращает в сердца врагов.

*По прп. Авве Дорофею («Душеполезные поучения»)

 

Схема развития страсти*

 

Прилог (помысл) Сочетание (внимание) Сосложение (услаждение, согласие) Пленение (желание) Решение Дело
Рождение образа в уме Внимание к образу Приложение сердца Приложение воли Решение реализовать помысл Прилог приведен в исполнение
Грехом не является Начало греха. (ум должен был прогнать греховный помысл). В исключительных случаях (у подвижников) может носить характер безгрешного собеседования с помыслом с целью избавления от него. Начало греха Развитие страсти Развитие страсти Исполнение
Пример: Приходит мысль о том, что устал, скоро полночь, и этим вечером будет особенно тяжело молиться. Размышление о том, что случится, если один вечер не помолиться. Согласие с тем, что ничего страшного не произойдёт, если всего один раз не помолиться. Желание оставить молитву, чтобы отдохнуть после тяжёлого дня лишние полчаса. Окончательное решение не молиться в этот вечер и пойти хорошенько выспаться. Оставил молитву. (По дороге в спальню включил телевизор, чтобы немного расслабиться перед сном. До 3-х часов ночи смотрел боевик. Утром не было сил на молитву...)

*Схема развития страсти была разработана практически одновременно (IV) век на Востоке Евагрием Понтийским и на Западе – Иоанном Кассианом Римлянином.

 

 

Коренные страсти (стволы от корня страстей - самолюбия)*

 

  Сластолюбие Сребролюбие Славолюбие
Классификации по Апостолу Иоанну: «Ибо всё, что в мире, похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» 1Ин.2:16. Похоть плоти (любовь к наслаждениям, чувственность) Похоть очей (своекорыстие) Гордость житейская (самовозношение)
- по генезису (8 страстей) Чревоугодие, блуд Сребролюбие Гнев, печаль, уныние тщеславие, гордость
       
- по 3-м частям души Порождение раздражительной части Порождение вожделевательной части Порождение разумной части
- по возрасту (св. Григорий Палама)** Юность Младенчество Детство

* Следует учитывать, что между страстями не существует непроницаемых перегородок, одна страсть теснейшим образом связана с другими.

**Добр.Т.5.С.2б7-269

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.