Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Образ и подобие Божие в человеке



«И рече Бог: сотворим человека по Образу Нашему и подобию, и да обладает рыбами морскими, и птицами небесными, и (зверми) и скотами, и всею землею, и всеми гады пресмыкающимися по земли. И сотвори Бог человека, по Образу Божию сотвори его: мужа и жену сотвори их» (Быт.1:26-27).

«И созда Бог человека, персть (взем) от земли, и вдуну в лице его дыхание жизни: и бысть человек в душу живу» (Быт.2:7). Эти утверждения являются основными библейскими пунктами для дальнейшего их развития в православной антропологии.

[17]Человек создан по образу и подобию Божию. В чем состоит образ Божий в человеке? Так как Бог по природе Своей есть чистейший и всесовершеннейший Дух, то и образ Божий должно полагать в существе человеческой души. Внешним знамением образа Божия в человеке, по указанию бытописателя, служила дарованная человеку царственная власть над всеми тварями земными (Быт.1:26). Но понятно, что способность такого владычествования относится к душе, а не к телу. В душе, а не в теле человека, полагали образ Божий и древние отцы и учители церкви. Частнейшими чертами образа Божия в душе человека, по древне-отеческому учению, в особенности являются: духовность, как образ совершеннейшей простоты существа Божия, разум, как образ бесконечного ума Божия, свободная воля, способная любить добро и быть святою, как образ бесконечно свободной воли Божией, которая есть высочайшая любовь и святость, бессмертие, как образ вечности Божией, дар слова, как образ Слова ипостасного.

[18]Так учили об образе Божием, как существенной принадлежности одной души человеческой, и древние Отцы и Учители Церкви. Правда, некоторые, как напр., Иустин и Ириней, ввиду ложных дуалистических учений о человеческом теле, как о чем-то низком и злом, чтобы поднять значение последнего, и на него распространяли образ Божий, по которому создан был человек, но, делая это, они вовсе не думали тело признавать одинаковым наравне с душою участником в образе Божием, а хотели этим выразить только ту мысль, что и тело не чуждо известной доли причастия образу Божию, так как оно создано непосредственно Самим Богом, и создано для того, чтобы служить приличным жилищем, органом и выразителям души, а вместе с сим и быть достойным храмом, носителем или наружным выразителем самого образа Божия, нераздельно соединенного с душою. Потому-то означенные Учители, когда имели прямою целью указать, в чем именно заключается сходство или даже некоторое родство между человеком и Богом, указывали или вообще на душу человеческую, или в частности на ее существенные свойства, разум и свободу. Другие же из древних христианских Учителей, выходя из понятия о Боге, как чистейшем Духе, Которому истинным образом не может служить что-либо вещественное или плотское, твердо и решительно настаивали на том, что образ Божий в человеке заключается не в теле, а в одной душе, хотя при этом ими не отрицалось и то, что этот образ, вследствие внутренней и неразрывной связи души с телом, в известной мере отображается или выражается и в теле.Таковы после Климента Александрийского и Оригена были: Амвросий, Кирилл Иерусалимский, Василий Великий, Григорий Нисский, Златоуст, Григорий Назианзин, Кирилл Александрийский, Августин, Феодорит, Исидор Пелусиот, Дамаскин и другие. Все они одинаково ясно и прямо учили об исключительной принадлежности образа Божия одной душе человеческой, но с большею сравнительно полнотою и определенностью мысль свою высказывали те из них, которые имели при этом в виду антропоморфистов, полагавших образ Божий не только в душе, но и в теле, и с этим связывавших свое грубо-чувственное представление о Боге, как существе, во всем похожем на человека, не исключая его тела и всех телесных органов. Ввиду этого грубого заблуждения антропоморфистов, ими обыкновенно указывалось на то, что Писание, тогда как ясно учит об образе Божием в человеческой душе, одаренной способностью владычествовать над всем земным, а также достигать нравственного богоподобного совершенства, нигде ничего не говорит о принадлежности этого образа и телу, что, далее, если в Писании Бог изображается с разными телесными органами, то это делалось только по снисходительности к немощ­ности представлений людских, почему должно быть понимаемо не грубочувственно, а Богоприлично, и что, наконец, в самом же Писании везде Бог изображается, как существо беспредельное, неизменяемое и бессмертное, — что исключает всякую мысль о существованиии в Божеской природе чего-либо похожего, как на все вообще вещественное или плотское, так и, в частности, на тело человеческое. А чрез все это, что само собою понятно, не только устранялось грубо-чувственное, антропоморфическое представление о телесности в Боге, но и непоколебимее утверждалось то верование, что образ Божий заключается не в теле, а в одной душе человеческой. Как на характеристическую особенность в выражении этого верования, можно между прочим указать на то, что некорые из Отцов Церкви, как, напр., Григорий Назианзин и Дамаскин, образом Божиим прямо называли душу человеческую, и, наоборот, душою — образ Божий, чем, конечно, ясно высказывали то убеждение, что образ Божий так внутренне и нераздельно слит с душою, что с нею составляет одно неразрывное единство или, что то же, составляет самую природу души человеческой.

Сост. Следует различать понятия: «Черты образа Божия, образ Божий, проявление образа Божия».

Понятие «образ Божий» в XX веке получило новое осмысление благодаря соприкосновению персоналистической философии и святоотеческой традиции. В результате появляется понятие «личность», выражающее (ипостазирующее) как исключительные (личностные) качества отдельного человека, так и обязательную взаимосвязь между личностями (единство, любовь).

По аналогии со святоотеческим учением о Лицах Пресвятой Троицы и учения о Двух Природах в Господе нашем Иисусе Христе богословы XX века отождествляют понятие личности с образом Божием в человеке. Наиболее известен в исследовании этого вопроса В.Н. Лосский, работы его тесным образом взамосвязаны со святоотеческой традицией и дают основание для выяснения этой темы другим богословам.

Он пишет, что и среди признанных отцов Церкви, и среди современных богословов нет однозначного мнения о том, что же составляет образ Божий в человеке: «Если мы захотим найти в творениях святых отцов точное определение того, что именно соответствует в нас образу Божию, то рискуем растеряться среди различных утверждений, которые хотя друг другу и не противоречат, но тем не менее не могут быть отнесены к какой-то одной части человека.»[19]

В.Н. Лосский пишет, что в учении «святых Иринея Лионского, Григория Нисского и Григория Паламы, (когда) не только душа, но также и человеческое тело, как сотворенное по Его образу, участвует в этой сообразности Богу. "Наименование человек, - говорит святой Григорий Палама, – не прилагается отдельно к душе или к телу, но к обоим вместе, ибо они вместе были созданы по образу Божию"».[20]

«Человеческая личность – не часть существа человеческого, подобно тому как Лица Пресвятой Троицы – не части существа Божественного. Поэтому сообразность Богу не относится к какому-то одному элементу человеческого состава, но ко всей человеческой природе в ее целом».[21]

«Таким образом, люди обладают единой общей природой во многих человеческих личностях. Это различие природы и личности в человеке не менее трудно уловимо, чем аналогичное различие единой природы и трех Лиц в Боге». …«Образ Божий в человеке, поскольку он - образ совершенный, постольку он, по святому Григорию Нисскому, и образ непознаваемый, ибо, отражая полноту своего Первообраза, он должен также обладать и Его непознаваемостью. Поэтому мы и не можем определить, в чем состоит в человеке образ Божий».[22]

[23]2.3.1Есть ли различие между образом и подобием Божием в человеке?

В св. писании даются основания для такого различения. Так, бытописатель указывает, что Бог в совете Св. Троицы определил создать человека по образу и подобию Своему, а о самом сотворении выражается: «И сотвори Бог человека, по образу Божию сотвори его». (Быт.1:26–27). Умолчание о создании человека и по подобию, без сомнения, не случайно. Можно думать, что этим дается указание на то, что образ Божий дарован человеку в самом сотворении, как нечто прирожденное духовной природе человека, а подобие дано только в возможности, есть только идеал, к которому человек может приближаться путем раскрытия богодарованных сил и способностей своей природы.

В других местах Писания находятся указания, что образ Божий есть и в падшем человеке, напр., в словах Божиих к Ною: проливаяй кровь человечу, в ея место его пролиется: яко во образ Божий сотворил человека (Быт.9:6; ср. Иак.3:9), или в словах ап. Павла, что муж есть образ и слава Божия (1Кор.11:7), а между тем заповедуется христианам облещися в новаго человека, созданнаго по Богу в правде и преподобии истины (Еф.4:24). Отсюда можно выводить, что не только в падшем человеке, но и в первозданном подобие Божие должно было зависеть от его свободы и деятельности, а дается человеку в самой природе его души только образ Божий, сохраняющийся и в падшем человеке, хотя в затемненном виде.

Делали различие между образом и подобием Божием в человеке и древние отцы церкви. «Словом «по образу» означается сила ума и сила свободы, — говорит св. И. Дамаскин, — а словом «по подобию» — уподобление Богу в добродетели, сколько это возможно» (Изл. в. II, 12). «Быть по образу Божию, — рассуждает св. Григорий Нисский, — свойственно нам по первому нашему сотворению, а быть по подобию зависит и от нашей воли… и существует в нас только в возможности, приобретается же на самом деле посредством деятельности» (Бес. на сл. «Сотворим человека»).

Итак, образ Божий в человеке есть сходство с Первообразом прирожденное и постоянное в нашей душе, хотя оно и может под влиянием греха затемняться, а подобие составляет задачу или цель человеческой жизни, которая может быть достигаема путем упражнения и совершенствования природных способностей человека по заповеди Спасителя: будите вы совершени, якоже Отец ваш небесный совершен есть.

«Большая часть святых отцов и учителей Церкви отвечает, что есть. Они видят образ Божий в самой природе души, а подобие – в нравственном совершенствовании человека, в добродетели и святости, в достижении даров Святого Духа. Следовательно, образ Божий получаем мы от Бога вместе с бытием, а подобие должны приобретать сами, получив к этому от Бога только возможность». … «Не различали слова – образ и подобие, объясняя свойством еврейского языка ставить "друг против друга" синонимичные слова, Кирилл Александрийский, Афанасий Александрийский, митрополит Филарет (Дроздов). Различали образ как данность, а подобие как определенный предел совершенства, к которому следует стремиться, Василий Великий, Григорий Нисский, Максим Исповедник». [24]

С.М. Зарин, например, говорит, что «учение о святости, богоподобии, как именно осуществлении, фактическом воспроизведении в личности и деятельности человека божественных совершенств – добродетелей, проходит красной нитью чрез святоотеческие творения, являясь одним из основных, существенно важных моментов святоотеческого мировоззрения».[25]

Православный христианин должен ясно представлять свою высочайшую цель – достигнуть Богоподобия, стать преподобным, что разъясняется следующим рассуждением В.Н. Лосского: «Человек, созданный "по образу", – это лицо, способное постольку являть Бога, поскольку его природа дает себя пронизывать обожествляющей ее благодатью. Поэтому неотъемлемый от человека образ может стать подобным или неподобным, и это вплоть до крайних пределов: предела соединения с Богом, когда обоженный человек, по слову св. Максима Исповедника, становится по благодати тем, что есть Бог по природе, или же предела последнего распада, который Плотин называет "местом неподобия" и помещает его в мрачные бездны аида. Между этими двумя пределами личная судьба человека может шествовать в истории спасения, осуществляемого для каждого в надежде на воплощенный Образ Того Бога, Который пожелал по образу Своему создать человека».[26]

Назначение человека

[27]2.4.1. Назначение первосозданного человека

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.