Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Догматические основы аскетизма. Двухсторонний характер духовно-нравственного совершенствования



По православному учению, спасение достигается каждым человеком при условии непрерывного духовного, совершенствования, требующего аскетического подвига. Ничто нечистое в Царствие Небесное не войдет оно «силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11:12).

Облечение в нового человека, созданного по Богу (Еф. 4:24), осуществляется параллельно с процессом отложения прежнего образа жизни ветхого человека, «истлевающего в обольстительных похотях» плоти (Еф. 4:22).

Истинная жизнь будет господствовать в сердце человека только путем вытеснения ложного, извращенного её наличного содержания. За осуществление евангельских норм жизни человек должен бороться до крови против греха. Борьба со страстями и победа над ними - необходимая задача и цель земной жизни человека «Без чистоты от страстей душа не врачуется от греховных недугов и не приобретает славы, утраченной преступлением», - преподобный Исаак Сирии.

Страсти служат преградой для сокровенных добродетелей души «Страсти - это дверь, заключенная перед лицем чистоты. Если кто не отворит этой двери, тот не войдет в непорочную и чистую область сердца», - преп. Исаак Сирин. По отношению к добродетели страсть является диаметрально противоположным состоянием, недугом, болезнью души. Отсюда с неумолимой логической последовательностью вытекает подвижническое правило или основной аскетический принцип. «Подвизаться против всякой страсти, пока человек не достигнет цели благочестия» - Св. Григорий Нисский. Обязанность этого требования безусловна. «Ничего не следует добиваться большей на­стойчивостью как освобождения себя от болезни души и страстей» - пишет Климент Александрийский. Следовательно, бесстрастие «’απάθεια» служит началом и основанием жизни добродетелей «Прежде нужно выйти из ветхого мира страстей, а потом лишь вступить в область Духа», - пишет преподобный Исаак Сирии.

Человек может ходить путем Христовым, если он умертвит ветхого человека. Вот почему подавление и искоренение страстей фактически составляет основное содержание и ближайшую непосредственную цель подвижничества. Конечная цель - обόжение. «Подвижническая жизнь служит для того, чтобы мы свергли с себя чуждый и противный природе грех» - пишет преп. Иоанн Дамаскин. «Подвиг последних времен - это желание и возможность противостоять духу времени. Сохранить целомудрие - значит сохранить всё, а потерять его - значит потерять все» - св. Игнатий Брянчанинов. Целомудрие надо понимать как целостность восприятия, единство духовной и телесной природы человека.

Расстройство сил человека находит свое более полное и характерное выражение в страстях, они становятся как бы второй природой человека, основным центром его чувств и желаний. Под их влиянием он реагирует на приходящее в его сознание во время мотивы. Страсти - результат отпадения от живого союза с Богом. Поэтому в святоотеческой литературе все черты, присущие понятию грех «’αμαρτία» переносятся на понятие страсть «πάθος».

6 Душевные и телесные страсти. Помысл (Λογισμός) как основной агент в развитии страсти.

«Все громадное разнообразие страстей соответствует множеству духов злобы» - Св. Григорий Нисский. Св. Отцы (и особенно Евагрий Понтийский) сводят их к 8-ми главным страстям, делящимся на телесные страсти и душевные:чревоугодие, блуд, гнев, сребролюбие, печаль, уныние, тщеславие и гордость.Телесные страсти имеют свою почву в телесных потребностях и инстинктах, душевные - в духовных. В телесных страстях трудно и даже невозможно провести грань между физиологическими и психическими элементами. Центр тяжести плотских страстей лежит в психической области, а сами страсти - акт человеческой воли. «Нормальное состояние тела бывает тогда, когда оно повинуется душе, когда же оно господствует над душей, то это зло» - пишет св. Иоанн Златоуст. «Порок есть погрешительное суждение о мысленных представлениях сопровождаемое неправильным употреблением вещей. В природе нет зла, кроме злоупотребления, которое случается от невнимания ума к действиям естественным, и во всех вещах неправильное употребление есть грех", - пишет преп. Максим Исповедник. Иными словами порок есть страсть, укоренившаяся во времени.

Св. Григорий Нисский утверждает категорически, что все страсти произрастают от «худого делания ума и помраченного разума». Худое делания ума является почвой и условием происхождения и развития страсти. Почва страсти – помысл (Λογισμός), но не просто помысл, а с определенной нравственной окраской, которую он приобретает от характера страсти. В святоотеческой аскетической литературе этот помысл называется

‘οπονηρός – злым,

κακός – дурным,

‘ο ‘ρυπαρός, ’ακάθαρτος – нечистым,

’αισχρός – постыдным,

’ακόλαστος – невоздержанным,

βλαβερός – вредным,

σαρκικός – плотским,

’εμπαθής – страстным.

Такая терминология встречается в сочинениях св. Василия Великого, преп. Евагрия, преп. Иоанна Лествичника, свт. Иоанна Златоустого, Климента Александрийского, Марка Подвижника, Нила Синайского. Всякая страсть обладает человеком посредством помысла. Сущность нравственного зла состоит в уклонении от достодолжного помысла. «Помыслы души, отторгшись от любви Божьей, смешались в этом мире с помыслами вещественными и земными. Вот почему душа, непричастная благодати, наполняется злосмрадием лукавых помыслов» - преп. Макарий Великий.

Существование дурных помыслов является убедительным свидетельством греховности и испорченности человека.

Помыслы препятствуют человеку в достижении спасения души, ввергая ум человека в погибель. Авва Антоний, пребывая в пустыни, впал в уныние и тьму помыслов и взывал к Богу: «Господи, я хочу спастись, а помыслы мне не дают». Важнейшая задача подвижнической жизни сводится к тому чтобы приобрести способность владеть своим умом в помыслах. Ум является царем над страстями и домостроителем чувств и самих помыслов. Подвиг человека состоит в том, чтобы испытывать помыслы, различая естественные помыслы от лукавых. При этом требуется много борьбы и тайного невидимого труда, чтобы испытывать помыслы и не исполнять их хотения. Это необходимо, т.к. Святой Дух руководит душой посредством помыслов

Ορθός– правых,

Αγαθός – благих,

Καθάρος – чистых.

Вот почему хранение помыслов является самым важным и существенным содержанием аскетического подвига. «Некоторые бывают внимательны к помыслам и весь подвиг совершают внутренне», - пишет преп. Макарий Египетский. Преп. Исаак Сирии определяет сущность подвижничества как «уврачевание немощи помыслов».

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.