С самого начала человеческой истории необходимым элементом духовной жизни был аскетизм, который носил яркий и многоликий характер. Христианство не является единственным проповедником аскетизма. В плане аскетизма ереси шли дальше учения Церкви. Самые популярные апокрифы были аскетичнее евангельских канонических требований. Как правило язычники бранили христианство не за полноту осуществления аскетического принципа, а за его недостаток, не за презрение к телу, а за почтение к телу, выразившемуся в догмате о воскресении. Все это невольно говорит о невозможности идентифицировать христианскую аскезу с более поздними рецепциями (заимствованиями) греческой языческой философии.
Буддийский аскетизм.В буддийской религии есть свой аскетизм, но цель его иная. Он не преследует задачи победы духа над плотью. Его цель – абсолютное отрицание бытия, личность человека необходимо растворить в безличностной нирване.
Христианский аскетизм ставит задачу соединения человеческой личности с личностным Богом. У нас Бог не безличностный. Христианство впервые поставило проблему личности как таковой.
Таким образом, буддийский аскетизм нельзя отнести к прообразам христианского аскетизма.
Эллинский аскетизм.В эллинской культуре пифагорейцы учили, что главное – это достижение гармонии бытия.«Ты должен быть ключем в гармонии вселенского бытия». Исходя из этого, аскетизм пифагорейцев служил для того, чтобы позволить человеку включиться в процесс вселенской гармонии. Условием включения в эту гармонию являлась добродетель умения управлять собой, самообладание.
Позже греки стали понимать под аскетизмом упражнение в нравственном смысле. Аскетами стали называть тех философов, которые главной своей задачей считали познание себя и достижение совершенства. Отсюда их крылатое выражение:«Познай самого себя».К этому философскому течению можно отнести сократиков, киников, стоиков.
Именно в греческой философии в идеал добродетели впервые был включен идеал добровольной нищеты. Например: философ Диоген жил в бочке и единственной его собственностью была палка, которой он отгонял собак. Образ целомудрия в греческой философии явил Ксенократ. Однажды, когда он спал, друзья подшутили и положили к нему двух блудниц. Вскоре они бежали от него, крича: «Зачем нас положили к этому мертвецу!»
Ветхозаветный аскетизм.Назорейство - удаление от общества во имя исполнения обета. Примерные обеты: «Если выздоровеет дочь, я два года буду воздерживаться от вина». Некоторые давали обет на время не стричь волос. Лишь Самсон дал пожизненный обет не стричь волос.
Некоторые назореи давали три обета:
1) не пить вина и сикера;
2) не прикасаться к женщинам;
3) не стричь волос.
Еще один ветхозаветный прообраз монашества - служение при скинии. Служащие при скинии носили хламиду и льняной пояс. Пророк Самуил, который служил при скинии, был инициатором создания пророческих школ. Они жили общинами, соблюдали целомудрие и носили мантию с кожаным поясом.
Ионадав и его потомки (Иерем. 36,9) пророк Илья и св. Иоанн Предтеча несли подвиг нестяжательства. Подвиг девства был исключительным и редким, так как все стремились к многочадию.
Аскетизм по описанию Филона Александрийского. Промежуточный период между историей Ветхого Завета и раввинистическим иудаизмом (кон. 1-го нач. 2-го вв. до Р.Х.) отражен в сочинении «О жизни созерцательной» Филона. Он пишет, что прообразом монашества послужила секта терапевтов. Он причисляет эту секту к крайнему монашеству. Терапевты (от греч.слова терапео - врачевать, служить) хвастались тем, что они лечат души, захваченные трудами, болезнями, чувственностью, похотью и т.д. Вступающий на пусть терапии и врачевания души стремится к вечной и блаженной жизни. Терапевты считали, что их земная жизнь кончена, а потому раздавали имения и бежали из места, где родились и воспитывались, ибо знали, что естественные привязанности сильно притягивают. Они бежали в пустынные места, с целью сохранить совершенный образ жизни. Терапевты жили недалеко от Александрии, некоторые считают, что это ответвление кумранитов или есеев. Филон видит в них первых христианских подвижников.