Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Стереофоническое и объемное воспроизведение



Для обычной стереофонии достаточно двух колонок, расположенных перед слушателем, и подавляющее большинство звуковых карт имеют стереофониче­ский аудиовыход. Некоторыми ухищрениями перекрестного смешивания сиг­налов удалось расширить зону стереоэффекта, но добиться объемности звуча­ния таким путем не удавалось.

В системе объемного, или обволакивающего (surround), звучания Dolby Sur­round Pro Logic, применяемой в «домашнем кинотеатре» с аналоговой записью звука, используются 4 воспроизводящих канала усилителей. Здесь слушателя окружают колонками со всех сторон: перед ним располагают три колонки (сле­ва, справа и по центру), а за ним еще две тыловые (слева и справа). Для каждой из фронтальных колонок задействуется собственный широкополосный канал, а обе тыловые колонки используют сигнал одного канала с ограниченной поло­сой пропускания (100-7000 Гц). Все 4 канала «упакованы» в стереосигнал с обычными параметрами каналов. Этот стереосигнал может храниться и пере­даваться по любому стереотракту — компакт-дисков, радио FM, стерео в теле­видении и видеокассетах. На обычных моно- и стереосистемах этот сигнал воспроизводится естественным для них способом, но с помощью специального декодера Dolby Surround Pro Logic он раскладывается на вышеуказанные 4 ка­нала.

Для цифровых систем фирма Dolby разработала систему Dolby Digital, она же АС-3 и 5.1, в которой передается (хранится) в сжатом виде информация шести каналов — пяти широкополосных и одного низкочастотного. Здесь слушателя также окружают колонками со всех сторон: три колонки спереди (слева, справа и по центру), две тыловые (слева и справа) и еще одна колонка, низкочастот­ная, называемая сабвуфером (subwoofer), располагается за спиной (хотя ее по­ложение относительно произвольно). Самая мощная колонка в этой системе — сабвуфер; центральная колонка несколько мощнее (и «широкополоснее») боко­вых. Тыловые колонки (rear speakers) могут иметь сравнительно небольшую мощность и размеры. В отличие от предыдущей системы здесь сигнал для каж­дой колонки передается собственным каналом, и не в аналоговом, а в цифровом виде. Как и положено фирме Dolby, в системе приняты эффективные способы шумоподавления. Эта полная схема поддерживается цифровым форматом и на­зывается «5.1». Такая система воспроизведения устанавливается в современ­ных кинотеатрах с «цифровым» звуком.

Название АС-3 означает «аудиокодек-3». Кодер Dolby Digital упаковывает 5 ка­налов с полосой 20-20 000 Гц (±0,5 дБ, завал -3 дБ на частотах 3 и 20 300 Гц)


Краткий экскурс в прикладную звукотехнику_____________________ 705

и 1 канал с полосой 20-120 Гц. Входные сигналы могут иметь разрядность 20 бит и более и частоту дискретизации 32, 44,1 или 48 кГц. В зависимости от требований к качеству и числу каналов поток данных на выходе кодера имеет скорость от 32 Кбит/с (моно) до 640 Кбит/с. Характерны скорости 384 Кбит/с для полной схемы «5.1» бытового формата и 192 Кбит/с для стереофонической передачи звука. Кодирование 5.1 включено в стандарт MPEG-2 и используется для записи звукового сопровождения DVD-дисков (и супервидео-CD). Выход на 6-канальную акустику (аналоговый или даже цифровой) имеют «продви­нутые» модели современных звуковых карт для PC. Аппаратный декодер АС-3, встроенный в звуковую карту, позволяет разгрузить центральный процессор при воспроизведении DVD (или иных источников аудиопотока MPEG-2).

Следующий шаг — системы 7.1, в которых к фронтальному ряду колонок добав­ляются промежуточные колонки слева и справа (по фронту теперь 5 колонок в ряд).

Промежуточный вариант объемности звука — квадрофония (пара колонок спе­реди, пара — сзади). Однако все эти варианты — «шумные», и при озвучивании игр их оценка окружающими, не увлеченными игрой, вряд ли будет адекватной техническим достижениям. Остается еще вариант — наушники, в которых опять-таки всего пара излучателей.

Трехмерный звук

В компьютерной аудиотехнике, как и в графике, мощным двигателем прогресса являются игры. Первые игры довольствовались заранее запрограммированны­ми звуками, издаваемыми программно-управляемым динамиком. Потом игры стали озвучиваться звуковыми картами, воспроизводящими цифровые записи и синтезирующими звук (в основном FM). Параметрами звуков уже стали управлять динамически, в зависимости от сюжета. Здесь уже появилась стерео­фония с ее возможностью панорамирования источников звуков. Но с ростом возможностей цифровой обработки растут и потребности, в результате чего появилось несколько разработок трехмерного звука (3D Sound, или 3D Audio). Их целью является создание у слушателя впечатления локализации источни­ков в окружающем его трехмерном пространстве — не просто линейной стерео-панорамы, а по трем координатам: лево-право, перед-зад, верх-низ.

Разработчики ЗО-звука исходили из того, что сферическую локализацию чело­век ухитряется выполнять по сигналам от пары своих ушей — стало быть, мож­но найти способ формирования этих сигналов даже через пару выходных аку­стических устройств. Алгоритмы обработки цифрового аудиопотока с целью создания иллюзии трехмерной локализации при выводе через 2-, 4-, 6- и даже 8-канальные акустические системы строятся на основе психоакустических мо­делей восприятия звука человеком. Конечно же, как и в случае вывода трехмер­ной графики через плоский экран монитора, это все-таки иллюзия, но ее убеди­тельность совершенствуется по мере усложнения алгоритмов. В значительной степени эта иллюзия подкрепляется озвучиваемым изображением (большую часть информации человек воспринимает через зрение). Реализация этих алго-


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.