Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Лекция 12. Устройства хранения данных со съемными носителями



Ремонт 3.5" дисковода

Практически в каждом персональном компьютере есть 3.5" дисковод, основное преимущество которого заключается в возможности переноса информации с одного компьютера на другой при помощи дискет. Только вот реализовать эту возможность в полном объёме можно лишь на исправном приводе. Если же ваш 3.5" друг таковым не является, то вы получаете прекрасную возможность собственноручно отремонтировать его. Именно об этом и пойдёт речь в данной публикации.

Сразу скажу, что в большинстве случаев выхода дисководов из строя виновата его механическая часть, поэтому электронику мы оставим за кадром, тем более, что при современном уровне миниатюризации выпаять ту же сгоревшую микросхему вряд ли по силам рядовому пользователю. В целях облегчения задачи конструкцию и способы ремонта дисководов мы будем рассматривать на конкретном примере, в качестве которого у нас выступит Samsung SFD-321B.

У 3.5" дисковода можно выделить следующие основные узлы: дискетную раму, шпиндельный двигатель, блок головок с приводом и плату электроники.

Вставляемая в дисковод дискета попадает внутрь дискетной рамы 1, где с неё, при помощи подпружиненного рычага 8, сдвигается защитная шторка. По достижении крайнего положения рычаг снимает со стопора планку 6 с кнопкой выброса дискеты, которая, в свою очередь, будучи механически связанной с дискетной рамой, опускает последнюю вниз. При этом металлическое кольцо дискеты ложится на вал 5 шпиндельного двигателя, где надёжно закрепляется и центрируется при помощи специального замка, а нижняя (нулевая) сторона дискеты входит в соприкосновение c магнитной головкой. Опускаясь, дискетная рама освобождает и верхнюю головку, которая под действием пружины прижимается к верхней (первой) стороне дискеты.

В большинстве дешёвых дисководов (в том числе и в рассматриваемом) не предусмотрено никаких элементов, регулирующих скорость опускания дискетной рамы, из-за чего головки наносят достаточно ощутимый удар по поверхности дискеты. Для предотвращения этого недоразумения в некоторых моделях приводов предусмотрен специальный микролифт-замедлитель. Если же вам с этим не повезло, то для того, чтобы продлить жизнь дискете, необходимо при её, не побоюсь этого слова, вставлении пальцем придерживать кнопку выброса, не давая дискетной раме опускаться слишком быстро.

Блок головок 7 устанавливается на специальные направляющие, по которым может свободно перемещаться в радиальном направлении дискеты. Это перемещение обеспечивает миниатюрный шаговый двигатель 9, в нашем случае связанный с блоком при помощи червячной передачи (в других моделях дисководов передача может быть иного типа, например, зубчатая). Головки соединяются с платой электроники гибким ленточным кабелем 10, повредить который при неосторожном обращении особого труда не составит.

Для определения свойств дискеты возле переднего торца дисковода установлено три нажимных датчика: датчики плотности (2) и момента опускания (4) дискеты, а также датчик защиты дискеты от записи (3). При этом первые два часто совмещают в один микропереключатель.

Теперь, собственно, о ремонте. Разобрать 3.5" дисковод обычно не сложно: например, в Samsung SFD-321B достаточно открутить один винтик на крышке, после чего оная снимается, открывая доступ практически ко всем элементам дисковода. Иногда для облегчения доступа к нижней головке и посадочному месту на валу шпиндельного двигателя требуется снять и дискетную раму. Это, опять же, не трудно, поэтому останавливаться не будем.

Первое, что можно сделать после снятия крышки дисковода, - это, подключив его к системному блоку и вставив дискету, попробовать на неё что-нибудь записать. При этом вы должны убедиться, что вал шпиндельного двигателя вращает дискету, а блок головок перемещается в радиальном направлении. Если с этим всё нормально, но дисковод всё равно работает со сбоями, попробуйте протереть обе головки ваткой, смоченной спиртом, на худой конец, одеколоном или водкой (думаю, стоит напомнить, что при работе с этими жидкостями нужно соблюдать определённые меры осторожности, дабы те случайно не попали в ваш организм и не вызвали некоторую степень алкогольного опьянения). Не помешает также смазать направляющие блока головок ЦИАТИМом либо другой густой смазкой. Кроме того, проверьте замок на валу шпиндельного двигателя и пружины, прижимающие головки к верхней и нижней сторонам дискеты - вполне возможно, сбои в работе дисковода связаны с их повреждением.

Иногда возникают проблемы с механизмом загрузки дискеты, включающим дискетную раму 1, планку 6 и рычаг 8. Поэтому убедитесь, что все эти части двигаются плавно и без заеданий (возможно, и здесь потребуется смазка). Так как рычаг 7 чаще всего сделан из пластмассы, вероятность его преждевременного износа велика, в результате чего дискетная рама либо не опускается вообще, либо опускается тогда, когда это не нужно. Решить проблему можно, например, путём вплавления в рычаг металлических частей либо другим способом (зависит от вашей фантазии).

Возможен отказ датчика опускания диска. В этом случае система не реагирует на смену носителя - выводится каталог предыдущей дискеты, а при попытке записи чаще всего разрушается файловая структура. Отказ датчиков плотности и защиты записи приводит, соответственно, к проблемам в работе с дискетами одной из плотностей и неправильной работе механизма защиты от записи. Отремонтировать или заменить датчики достаточно сложно, но если очень захотеть, можно справиться.

На этом, наверное, и остановимся. Если всё выше сказанное делать обдуманно, то окончательно испортить дисковод у вас, возможно, и не получится. Более того, вероятность достижения положительных результатов очень даже высока. И если вам повезёт, то на сэкономленные 12-15 условных единиц денег можно вполне неплохо отдохнуть.

 

Чистка приводов CD-ROM

Я думаю, многие замечали, что, казалось бы, хорошие приводы CD-ROM со временем начинают медленнее работать, часто терять дорожки, всячески "ошибаться". Иногда доходит до того, что устройство начинает полностью игнорировать "в меру поцарапанные" диски, чтение которых раньше не составляло для него никаких проблем. И виной данному недоразумению в большинстве случаев является не износ элементов привода, а его элементарное загрязнение (все, наверное, видели, какое количество пыли находится внутри системного блока). Поэтому при ухудшении работы устройства не спешите сдавать его в ремонт или продавать с пометкой "глючит", а попытайтесь аккуратно разобрать привод и избавить его недра от скопившейся грязи. Несмотря на кажущуюся простоту этого мероприятия, делать все надо внимательно и аккуратно. И желательно хотя бы в общих чертах представлять внутреннее устройство привода. Поэтому перед тем, как приступить к вопросу об очистке, коротко коснемся его устройства.

Типичный привод CD-ROM состоит из платы электроники, приводного шпиндельного двигателя, системы оптической считывающей головки и системы загрузки диска. На плате размещены все управляющие схемы привода, разъемы питания, интерфейса и выхода звукового сигнала.

Шпиндельный двигатель служит для приведения диска во вращение. От него требуются высокая скорость и хорошая динамическая характеристика: двигатель используется как для быстрого раскручивания диска, так и для его торможения. Иногда в корпус электродвигателя встраивают стабилизатор частоты вращения. В этом случае к нему идут четыре и более проводов. На оси приводного двигателя закреплена подставка, к которой после загрузки прижимается лазерный диск. Поверхность подставки обычно покрыта резиной или мягким пластиком.

Оптическая система состоит из каретки, на которой размещены лазерный излучатель, система фокусировки и фотоприёмник, и механизма её перемещения. Система фокусировки представляет собой подвижную линзу, приводимую в движение электромагнитной системой voice coil (звуковая катушка), сделанной по аналогии с подвижной системой громкоговорителя. Изменение напряжённости магнитного поля вызывает перемещение линзы в вертикальной плоскости и перефокусировку лазерного луча. Благодаря малой инерционности такая система эффективно отслеживает биения диска даже при высоких скоростях вращения. Система перемещения головки имеет собственный миниатюрный двигатель, приводящий в движение каретку при помощи червячной (иногда зубчатой) передачи.

Загрузка диска в привод осуществляется при помощи выдвижного лотка, который приводится в движение отдельным электродвигателем. Движение от двигателя к рабочему зубчатому колесу транспортного механизма чаще всего передаётся при помощи пассика.

Разборка привода CD-ROM сводится к снятию его верхней крышки и обычно не составляет труда. Главное - не торопиться и помнить, что если что-нибудь не отсоединяется, то нужно выяснить, почему, а не пытаться решить проблему с помощью силы. Иногда задача облегчается, если выдвинуть лоток привода. Для этого нужно в отверстие на передней панели вставить шпильку и аккуратно на неё надавить - при этом снимается блокировка лотка и его можно открыть вручную.

Сняв крышку, удалите скопившийся мусор из устройства. Далее, передвигая лоток, откройте доступ к линзе лазера и с помощью мягкой кисточки очистите её от пыли (ваткой пользоваться не рекомендую, т.к. после неё на линзе могут остаться мелкие ворсинки). При работе соблюдайте предельную осторожность - подвеска лазера очень чувствительна к внешним воздействиям. После этого чистой тряпочкой, смоченной в спирте, протрите посадочное место на приводном двигателе и верхнее прижимное кольцо: иногда причиной нестабильной работы приводов является проскальзывание лазерного диска. Также обратите внимание на направляющие каретки лазера, которые имеют тенденцию достаточно быстро загрязняться. При их очистке помните, что вместе со слоем пыли вы удаляете и значительную часть смазки. Поэтому направляющие полезно смазать техническим вазелином. На всякий случай проверьте крепление приводного двигателя, т.к. при его ослаблении возникает повышенное биение лазерного диска в вертикальной плоскости, что может вызвать повреждение как диска, так и привода. При проблемах с выдвижным лотком проверьте зубья приводной шестерни транспортного механизма и целостность пассика.

Ну вот, наверное, и всё. Часто проводить генеральную уборку привода не следует - будет достаточно и одного раза в год. Только перед чисткой устройства задумайтесь, сможете ли вы принять на себя всю ответственность за последствия, вызванные неумелыми действиями своих рук. Хотя, с другой стороны, если всего бояться, лучше не покупать компьютер вообще.

 

Ремонт приводов CD-ROM

Как-то, была опубликована статья "Чистка приводов CD-ROM". Она замечательна тем, что позволяет пользователю собственноручно вернуть к жизни свой отказавшийся читать диски привод. Но, как говорится, дальше - больше. В этот раз приводы CD-ROM мы будем ремонтировать. Таким образом, у вас появляется прекрасная возможность либо починить своего n-скоростного трудягу, либо применить пару-тройку некрасивых слов по отношению ко мне - это если вы родились с серьёзной ошибкой в устройстве "ruki" и под моим руководством доломаете свой привод.

Рассматривать способы ремонта дисководов CD-ROM мы будем на примере модели Samsung SCR-2431 (на рисунке изображён со стороны печатной платы).
Хотя всё сказанное ниже можно применить и к большинству других приводов. Этот дисковод взят для анализа по двум причинам:
приводы от Samsung дёшевы, а потому распространены в нашей стране;
в редакции "КВ" обнаружился именно этот привод в несколько нерабочем состоянии.
Условно конструкцию привода CD-ROM можно разделить на механику и электронику. Последнюю мы трогать не будем - туда лезть страшновато, а о механике поговорим подробнее. Оная включает шпиндельный двигатель, блок оптической головки с перемещающим её приводом и систему загрузки диска.
Шпиндельный двигатель 2 служит для приведения диска во вращение. От него требуется высокая скорость и динамичность. Блок оптической головки включает лазерный излучатель, фотоприёмник, систему фокусировки и предварительный усилитель. Система фокусировки служит для отслеживания биений диска в вертикальной плоскости. Перемещение оптической головки в радиальном направлении обеспечивает отдельный двигатель 4, связанный с кареткой 5 зубчатой либо червячной передачей. Сама каретка устанавливается на специальные направляющие, по которым может свободно перемещаться. Система загрузки диска содержит лоток, двигатель для его перемещения, механизм установки диска в рабочее положение. Установка в рабочее положение достигается либо опусканием диска на шпиндельный двигатель, либо приподниманием самого двигателя вместе с механикой для осуществления сцепления с диском.

Итак, уважаемые умельцы, если вас не испугал предыдущий абзац, начинаем ремонт привода Samsung SCR-2431 (или другого подобного). В целях облегчения его разборки желательно предварительно выдвинуть лоток загрузки диска. Для этого на передней панели предусмотрено маленькое отверстие, в которое вставляем шпильку или распрямленную скрепку и аккуратно на неё нажимаем. При этом с лотка снимается блокировка, и его можно выдвинуть вручную. Далее откручиваем четыре винта, которыми крепится верхняя крышка, и получаем доступ к внутренним элементам привода.
Анализ возможных неисправностей начнём с системы загрузки диска. В большинстве приводов для выдвигания/задвигания лотка используется отдельный двигатель. В нашем же случае эту функцию взял на себя двигатель перемещения каретки оптической системы. Когда лоток уже почти задвинулся, он нажимает на рычаг, который в свою очередь толкает каретку в зону действия шестерёнок 3, связанных с электродвигателем, а лоток в то же время из этой зоны выходит. При этом опускается подставка с диском, и последний прижимается к валу шпиндельного двигателя. Однако экономия на двигателе перемещения лотка не прошла даром - из-за достаточно сложной системы рычагов на последний зуб линейки зубьев лотка приходится повышенная нагрузка. Кроме того, шестерня, приводящая лоток в движение, соприкасается с линейкой зубьев не на всю её ширину, а только наполовину. В результате нижняя половина последнего зуба часто срезается. При этом лоток не до конца задвигается, а если и выдвигается, то только с громким скрежетом. Решить проблему достаточно сложно. Как вариант, можно попробовать капнуть на срезанный зуб немного расплавленной пластмассы и после её застывания при помощи надфиля придать ей форму зуба. Иногда помогает поднятие шестерни, приводящей лоток в движение, на высоту верхней половинки зуба.

Кроме вышесказанного, при проблемах с загрузкой диска убедитесь в лёгкости хода всех рычагов и планок - если потребуется, воспользуйтесь смазкой. В некоторых моделях приводов вращение от электродвигателя к зубчатому колесу, приводящему лоток в движение, передаётся через резиновый пассик. В этом случае также проверьте его целостность.
Если с загрузкой диска всё нормально, а привод всё равно притворяется неисправным, то нужно проверить шпиндельный двигатель и систему перемещения оптической головки. Для этого подключите вскрытый дисковод к компьютеру и убедитесь, что при закрытии лотка каретка с лазером перемещается, а шпиндельный двигатель включается на короткое время. При этом должно появиться красное свечение лазера, которое, правда, можно заметить только под определённым углом. Ни в коем случае НЕ ЗАГЛЯДЫВАЙТЕ в объектив лазера - это ОПАСНО для глаз. Диск во время манипуляций с разобранным приводом также вставлять не рекомендую, т.к. можете остаться, извините за грубость, без головы (в случае, если из-за неисправности раскрученный до большой скорости диск сорвётся с вала двигателя).
Отсутствие вращения шпиндельного двигателя может быть вызвано либо собственно его неисправностью, либо неисправностью управляющей микросхемы. Работоспособность электродвигателя проверяется подачей на него постоянного напряжения +5 В от внешнего источника (предварительно двигатель необходимо отсоединить от печатной платы). Если электродвигатель окажется неисправным, его заменяют на аналогичный (придётся хорошо побегать, чтобы его найти). Заменить сгоревшую микросхему ещё сложнее, и вряд ли вам удастся это сделать в домашних условиях.
Каретка может не перемещаться, опять же, из-за неисправности двигателя или его управляющей микросхемы, либо из-за износа элементов зубчатой или червячной передачи. В этом случае неисправная деталь также заменяется.
Предположим, что вам повезло - шпиндельный двигатель вращается, каретка "ездит", лазер светится. Только вот диски не хотят нормально читаться. Это может быть вызвано "тугим" перемещением каретки оптической системы, перекосом шпиндельного двигателя, а также загрязнением посадочного места для диска и линзы оптической системы. В этом случае снимают лоток, планку, прижимающую диск и, если нужно, плату электроники. Последнюю в рассматриваемом приводе снимать было сложно, так как зажимы 1 крепятся к основанию привода защёлками, доступ к которым затруднён. Кроме того, следует осторожно обращаться с ленточными кабелями, которые желательно отсоединить от платы.

Получив доступ к оптической системе, мягкой кисточкой протираем линзу лазера, а также смазываем направляющие каретки и оси перемещающих её шестерёнок густой смазкой (например, ЦИАТИМом). Далее проверяем крепление двигателя - если какой-либо из винтов ослаб, его нужно подтянуть. В заключение хорошенько протираем спиртом обрезиненное кольцо посадочного места.

Вот и всё. Соберите привод, и можете снова проверить его на работоспособность. В большинстве случаев описанные процедуры помогают вернуть его к жизни. Если же вам не повезло, то в качестве наиболее оптимального варианта советую обратиться к людям, специализирующимся на ремонте дисководов CD-ROM.




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.