Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ІІ. Концептуальные принципы комплексной информатизации процессов управления на промышленном предприятии



2.1. Формирование и использование информационного ресурса

Информационно-индустриальные средства, информационной среды предприятия, выполненные в рамках ИВС, являются инструментами эффективного формирования и активного использования информационных ресурсов. Под информационным ресурсом понимается совокупность информации, информационных массивов, баз и банков данных по направлениям производственной деятельности предприятия. Он содержится в распределенной системе управления и является основой построения ИКТ. Информационные ресурсы, выступающие на рынке как товар в виде информационной продукции и информационных услуг, могут быть объектами товарных отношений.

Основные требования к отраслевому информационному ресурсу: полнота, достоверность, оперативность и доступность за приемлемую цену. Один из критериев качества информационного ресурса – упорядоченность и иерархичность. Упорядоченность определяется разнообразием состояний информационного ресурса, находящегося под воздействием внешней среды или внутренних возмущений. Задача управления информационным ресурсом состоит в уменьшении разнообразия его состояний, при котором наилучшим образом достигается поставленная цель административно -хозяйственной деятельности. Иерархичность построения информационного ресурса должна обеспечивать оперативный доступ к различным его уровням, на которых осуществляется управление. Необходимый объем

информационного ресурса и способы его использования определяются целями и задачами каждого иерархического уровня управления.

В информационной среде автоматизированного управления образуются внутриотраслевые взаимодействия предприятия с другими экономическими агентами и министерством, а также внешнеотраслевые, в том числе и межотраслевые связи с объектами окружающей среды и государственными органами власти. Информационные взаимодействия хозяйствующего субъекта показаны на рис. 2.1.

В условиях перехода к рыночной экономике информационные ресурсы ИКТ обеспечивают активную поддержку принятия решений по стратегическому и оперативному управлению предприятием в целом и отдельными подразделениями путем:

При решении задач управления основными источниками информационного ресурса являются:

Научно-техническая информация. Этот вид информации характеризует научно-технический потенциал отдельных предприятийи, в первую очередь, промышленности и сельского хозяйства. В промышленности формирование и использование информационного ресурса дает возможность сохранить и развить высокий научно-технический потенциал в таких областях, как микро- и оптоэлектроника, ВТ и программирование, информационные технологии и др. Обеспечение НТП, внедрение передовых технологий и современного оборудования в сферу хозяйственной деятельности и ее субъектов должны производиться путем:

Коммерческая информация. Этот вид информации позволяет определить конъюнктуру рынка, сложившиеся цены, коммерческие предложения и др.

Маркетинговая информация. Этот вид информации характеризует конъюнктуру на внутреннем и внешнем рынке по видам продукции, ценам на сырье, комплектующие изделия. Маркетинговая информация включает в себя сведения о конкурентах, потенциальных партнерах и потребительском рынке: объеме платежеспособного спроса и его структуре по видам товаров и услуг, о наличии товаров, потребности в них и наличии денежных средств.

Финансовая информация. Этот вид информации характеризует котировки, акции, курсы валют, банковские проценты, финансово-экономическое состояние субъектов хозяйствования и т.п.

Правовая информация. Этот вид информации определяет хозяйственное и административное право, законодательство основных производителей товаров и торговых партнеров.

Нормативно-справочная информация. Этот вид информации предопределяет создание БД о государственных и отраслевых стандартах и нормативах на продукцию, правила и ограничения торговли и конъюнктуру рынков.

Системный анализ формирования и использования информационного ресурса показал, что экономические агенты (хозяйствующие субъекты, финансовые учреждения, предприятия, организации и др.) и органы государственной власти не имеют целостного представления о национальном информационном ресурсе, и, как следствие, сведения о различных сторонах их деятельности носят разобщенный характер. Кроме того, до настоящего времени не полностью отработана система интегрированных показателей качества информационного ресурса, характеризующих состояние отдельных отраслей, их субъектов и предприятийй, ориентированных на достижение целей государственного управления.

Без создания качественного информационного ресурса невозможно осуществить эффективное функционирование экономических агентов и органов государственного управления, решение задач по обеспечению национальной безопасности. Для обеспечения безопасности необходим мониторинг социально-экономического состояния каждой отрасли, для осуществления которого следует представить в национальном информационном ресурсе образы сложившихся состояний и организовать оперативный доступ к этой информации.

Важнейшим условием повышения качества информационного ресурса является его логическая, информационная и техническая интеграция, предусматривающая создание единых форматов представления информации и протоколов обмена сообщениями, применение унифицированных СУБД. Логическая интеграция возможна по горизонтали, когда объединяется информация об одном объекте информатизации, и по вертикали, когда предполагается совместное использование различной по степени детализации информации в рамках единой модели. Техническая интеграция обеспечивает создание распределенной системы сбора, передачи и доступа к информации. При этом территориально распределенный по различным субъектам хозяйствования информационный ресурс описывается и используется как единое целое путем системы оперативного удаленного доступа к нему.

Интеграция информационного ресурса и улучшение его качества существенно скажется на повышении эффективности функционирования объектов информатизации за счет обоснованного и оперативного принятия

управленческих решений, направленных на изменение их состояния в соответствии с заданными целевыми функциями.

За соблюдением требований к качеству информационного ресурса необходимо организовать строгий и четкий государственный контроль, позволяющий оперативно оценить состояние каждого субъекта и эффективность управлениями. К сожалению, в настоящее время информационные ресурсы оказались вне государственного контроля, планирования и использования:

Резюмируя вышеизложенное, можно сказать, что для эффективного управления предприятиями и другими субъектами необходим постоянный анализ информационных потребностей и запросов различных категорий пользователей информационными ресурсами, в особенности, органов управления всех уровней. Создание развитой системы социально-экономических измерений и государственного контроля качества информационного ресурса позволит существенно повысить эффективность хозяйственного управления. Для дальнейшего повышения эффективности в ближайшее время необходимо оптимизировать аппарат управления промышленных предприятий, министерств и ведомств, структуру и функции органов государственного управления, распределение и использование средств, выделяемых на создание и развитие ИКТ в рамках ЕИП. Все это должно быть учтено при разработке ЦКП развития информационных ресурсов промышленных предприятий.

 

2.2. Характеристика информационно-коммуникационных технологий

 

Информатизация промышленных предприятий любого уровня базируется на широком использовании ИКТ, основные идеи которых были

сформулированы и разработаны академиком Глушковым В.М. Эти технологии являются фундаментом ЕИП и представляют собой целенаправленную, организованную, сложную совокупность пользователей, КАПС, методов, способов, приемов, обеспечивающих переработку, передачу и представление интегрированной информации, прямой доступ к накопленным знаниям и данным, системный подход к организации и принятию управленческих решений, что позволяет качественно изменить содержание и организованные формы функционирования объектов информатизации и повысить их эффективность. Информационные технологии в соответствии с заданными требованиями реализуют информационные процессы, которые в совокупности с объектом информатизации и управляющим устройством образуют единую информационную систему, содержащую информационные, инструментальные и другие ресурсы.

Основной целью создания ИКТ является интенсификация и улучшение качества всех аспектов деятельности и развития объектов информатизации, резкое увеличение производительности труда пользователей ВТ, максимальное удовлетворение их информационных запросов и потребностей на основе разработки и реализации эффективной и комфортной информационно-инструментальной среды.

ИКТ значительно сокращают использование бумажных носителей информации, поэтому они часто называются безбумажными. Эти технологии базируются на общем подходе, при котором бумажный носитель информации заменяется электронным. Он сохраняет наглядность и позволяет вносить неограниченное количество изменений. Эффект от появления такого нового качества тем заметнее, чем меньше доля информации, не подлежащей корректировке, по отношению к подлежащей изменению и добавлению. При этом на бумаге фиксируется только окончательный вариант принимаемого управленческого решения, а все промежуточные версии и необходимые данные записываются на машинные (магнитные) носители и хранятся в памяти ПЭВМ. Использование ИКТ в сфере хозяйственного управления в несколько раз снижает затраты на документооборот, повышает скорость и качество подготовки деловых документов, упорядочивает организационную структуру документооборота и тем самым повышает эффективность управления объектом информатизации в целом.

Для достижения цели информатизации и выполнения конкретных функций хозяйственного управления и решения возникающих задач, ИКТ должны обладать определенными свойствами (атрибутами), обеспечивающими реализацию концептуальных требований к протекающим информационным процессам получения, накопления, обработки, передачи и представления данных. К основным качественным показателям, характеризующим свойства НИТ объекта информатизации, относятся:

При конкретизации этих показателей важно выявить общезначимое в организации и формировании НИТ. Наряду с этими показателями необходимо выделить и метакритерий, входящий в каждый из этих показателей – эффективность, которая характеризует цену создания и поддержания основных параметров ИКТ на определенном заданном уровне рассматриваемых показателей. При соблюдении этого критерия ИКТ должны обеспечивать условия устойчивого функционирования протекающих процессов хозяйственного управления.

Основу ИКТ составляют компьютерная техника, распределенная обработка данных, дружественное ПО и развитые коммуникации. При этом компьютеры не создают информационную продуктивность, а дают возможность пользователю повысить интенсивность труда путем увеличения (расширения) объема выполняемых работ.

 

2.3. Принципы формирования единого информационного пространства

 

ЕИП – относительно новое понятие, которое все чаще начинает использоваться при системном взаимодействии объектов (субъектов) информатизации любого уровня, профиля и назначения, независимо от форм собственности. Это понятие в полной мере еще не сложилось, в его определении существует множество неясностей, свободных толкований и даже путаницы. Тем не менее, само появление этого термина не случайно. Оно является откликом на изменившиеся условия и формы жизнедеятельности в различных сферах экономики.

Следует заметить, что в словосочетании «ЕИП», термин «единое» имеет два оттенка смыслового содержания, т.е. имеет место двойственность этого понятия: единое, в смысле – целое, и единое, в смысле – общее. Единое пространство, как нечто целое, как некая целостность, подразумевающая всю информационную сферу предприятия целиком, и единое пространство, как территориально-объединенно, общее пространство.

Таким образом, с одной стороны, термин «единое» характеризует целенаправленную организованную и взаимосвязанную совокупность структур предприятия, получающих, преобразующих, и использующих информацию, ИКТ, обеспечивающих обработку и передачу сообщений с помощью

современного КАПС, инфраструктуры и ее информационного наполнения. В этом случае слово «единое» подчеркивает системную целостность, рациональную организацию информационного пространства, характеризующего информационную среду современного промышленного предприятия.

С другой стороны, ЕИП представляется как система методически и организационно связанных в пространстве и во времени информационных ресурсов, объединенных на уровне отдельных отраслевых предприятий, корпораций, промышленно-финансовых групп и т.п. В этом случае прилагательное «единое» несет другую смысловую нагрузку – оно подразумевает как объединение, так и создание общих информационных ресурсов.

При создании ЕИП промышленного предприятия следует учитывать оба аспекта термина «единое». На наш взгляд ЕИП представляет собой целостную отраслевую подсистему производственной среды предприятия и включает в себя структуру и отдельные компоненты, которые характеризуются рядом показателей и имеют определенные свойства. В центре инфраструктуры ЕИП должны находиться различные сопровождающие и поддерживающие ИКТ, инструментальную основу которых составляют ИВС отдельных хозяйствующих подразделений субъектов и аппарата управления, объединенных в единую ИВС.

Исходя из этого понимания ЕИП, производится его целенаправленное формирование, обеспечивающее интеграцию объектов информатизации на основе их общих стратегических устремлений и интересов, создания одинаковых условий и возможностей в любой сфере деятельности, связанной с информатизацией. Основным критерием создания ЕИП должна стать степень единства общего информационного пространства предприятия. Движение от объединения отдельных информационно-инструментальных сред объектов информатизации к созданию ЕИП должно быть положено в основу концепции информатизации промышленных предприятий. При этом ЕИП должно формироваться как единое целое, на единых системных, методологических, программных и технических принципах.

Таким образом, ЕИП представляет собой некий целостный механизм, включающий в себя определенный комплекс взаимосвязанных средств и условий, наличие которых необходимо для производственной деятельности предприятия в целом и его структурных подразделений. ЕИП определяется триединством – ИКТ, информационной структурой и инфраструктурой. В то же время следует учитывать три приоритетных компонента – основные инструменты, средства и методы, которые трактуются с точки зрения

усилий по формированию ЕИП.

Создание ЕИП, исходя из упомянутых выше концептуальных принципов, должно носить естественный характер и основываться на методах и средствах обеспечения эффективного взаимодействия совокупности ИКТ объектов информатизации на основе современных средств ВТ и каналов телекоммуникаций, объединенных в единую распределенную ИВС с учетом имеющегося ресурсного обеспечения. При этом, формирование производственного отраслевого ЕИП имеет ряд важных проблем, эффективное решение которых возможно только путем совместных усилий отдельных предприятий и других объектов информатизации. К этим проблемам относятся:

Естественно, что рассмотрение этих проблем и усилия по формированию ЕИП должны координироваться Советами предприятий с соответствующими полномочиями.

Остается дискуссионным вопрос о подходах и механизме управления процессом создания производственной информационной инфраструктуры ЕИП предприятия. Из мирового опыта известны три подхода к решению этой проблемы:

Наиболее подходящим является третий путь создания и развития инфраструктуры ЕИП. Выбор этого пути информатизации предопределяет необходимость правильного понимания и осознания ее принципов и сущности; определение основных направлений, целей и задач, этапов создания ИКТ в конкретных хозяйствующих и управленческих сферах; формирование огранизационно-экономических механизмов практической реализации и прогноза ожидаемых результатов. Информационно-инструментальная среда ЕИП предприятия реализуется в виде ИВС, включающей локальные сети отдельных предприятий органов управления.

Оценка направлений перспективного развития ЕИП промышленных субъектов осуществляется исходя из следующих факторов:

Эти факторы постоянно изменяются, выступая в качестве «точек роста», из которых формируются новые направления развития ЕИП. С учетом перечисленных факторов основными направлениями сотрудничества по перспективному развитию ЕИП хозяйственного управления являются:

Рассмотренные выше принципы, программа, стратегия, научные основы, этапы и направления перспективного развития, являются основополагающими при разработке основных положений Концепции формирования ЕИП для каждого предприятия.

 

2.4. Инструментальная среда единого информационного пространства

Параметрический ряд деловых и функциональных АРМ, объединенных между собой с помощью сетевого оборудования, позволяет сформировать ИВС любого промышленного предприятия с эволюционным развитием его организационной структуры. На основе КАПС ИВС формируется коллективная информационная технология, обеспечивающая рост гибкости всей структуры объекта информатизации и возможность наращивания вычислительных мощностей.

Широкое применение КАПС инструментально-индустриальной среды, выполненной в виде ИВС, при комплексной информатизации предприятий, их структурных подразделений и протекающих процессов, позволяет обеспечить:

Индустриальной платформой любой ИКТ является КАПС деловых и функциональных АРМ локальных и корпоративных ИВС, к которым предъявляются следующие требования:

При разработке и создании КАПС распределенных ИВС промышленных предприятий необходимо учитывать назначение, масштабность и специфические особенности каждого объекта информатизации. Теоретические соображения и практический опыт комплексной информатизации промышленных субъектов привели к следующей последовательности выполнения укрупненных этапов по созданию ИВС (рис. 2.2):

Между этапами существует неразрывная тесная взаимосвязь, обусловленная прежде всего технико-экономическими соображениями. Разработка распределенной ИВС на основе ПЦП требует целостного единства всех этапов комплексной автоматизации и организации процесса «исследование-разработка-производство-внедрение». ЦКП должна включать в себя все этапы создания ИВС предприятия, начиная от фундаментальных исследований и кончая внедрением машинных программ, рабочих процедур и новой техники.

Организация разработки автоматизированной ИВС должна осуществляться при соблюдении следующих основных требований ПЦП:

Выбор совместимого КАПС распределенной ИВС осуществляется на основе территориально-административного принципа существующей структуры предприятия, подлежащего информатизации. При этом необходимо учитывать особенности функционирования каждого из узлов разрабатываемой сети:

объем трафика между узлами;

режим передачи трафика;

граничные характеристики (минимальный и максимальный объемы, пиковые нагрузки);

этапность реализации проекта построения окончательного варианта распределенной ИВС;

наличие резервирования основных блоков устройств и возможность автоматического переключения на резервные каналы связи.

В зависимости от назначения, сложности решаемых задач и других характеристик разрабатываемой НИТ, ее инструментально-индустриальная среда обработки информации может включать в себя серверы, РС, ПЭВМ, работающие в режиме АРМ, промышленные контроллеры и другое вычислительное оборудование. Объединение и совместимость средств ВТ обеспечивается с помощью активного и пассивного сетевого оборудования.

В качестве активного сетевого оборудования, как правило, используются маршрутизаторы, мультиплексоры, коммутаторы, каналообразующие модемы, устройства бесперебойного питания и пр. В качестве пассивного сетевого оборудования широкое применение находят различные СПД (витые пары, узкополосные и широкополосные медные и оптоволоконные кабели и др.), коммуникационные и коммутационные шкафы и т. п.

Физические особенности заключаются в следующем:

1. Широкополостность оптических сигналов, обусловленная чрезвычайно высокой частотой несущей (F0=10-14Гц). Это означает, что по ВОЛС можно передавать информацию со скоростью порядка 10-12 бит/с. Скорость передачи данных может быть увеличена за счет передачи информации сразу в двух направлениях, так как световые волны могут распространяться в одном волокне независимо друг от друга. Кроме того, в оптическом волокне могут распространяться световые сигналы двух разных поляризаций, что позволяет удвоить пропускную способность ВОЛС.

2. Оптическое волокно обеспечивает очень малое (по сравнению с другими средами) затухание светового сигнала. Лучшие образцы отечественных ВОЛС имеют затухание 0,22 дБ/км на длине волны 1,55 мкм, что позволяет проектировать линии связи длинной до 100 км без регенерации сигналов. В настоящее время разрабатываются еще более «прозрачные», так называемые, фторцирконатные волокна с теоретическим пределом затухания порядка 0,02 дБ/км на длине волны 2,5 мкм. На основе таких волокон могут быть созданы ВОЛС с регенерационными участками через 4600 км при скорости передачи порядка 1 Гбит/с.

Технические особенности:

1. Оптическое волокно изготавливается из кварца, основу которого составляет двуокись кремния, широко распространенного и, следовательно, недорогого материала, в отличие от меди.

2. ВОЛС являются надежными в отношении электробезопасности и электромагнитной совместимости. Оптические волокна – не металл, и при организации систем связи автоматически достигается гальваническая развязка сегментов. ВОЛС устойчив к помехам и к воздействию агрессивной среды.

3. Передаваемая световая информация по системам связи, выполненных на основе ВОЛС, защищена от утечки и несанкционированного доступа. Эти линии связи нельзя подслушать неразрушающим способом. Всякие воздействия на ВОЛС могут быть зарегистрированы методом мониторинга (непрерывного контроля) её целостности. При скрытой передаче сигнал от источника излучения модулируется не по амплитуде, как в обычных системах, а по фазе. Затем сигнал смешивается с самим собой, задержанным на некоторое время, большее, чем время когерентности источника излучения. При таком способе передачи информация не может быть перехвачена амплитудным приемником, так как он регистрирует лишь сигнал постоянной интенсивности. Для обнаружения перехватываемого сигнала понадобится перестраиваемый интерферометр Майкельсона специальной конструкции. Можно распределить передаваемую информацию по множеству сигналов или передавать несколько шумовых сигналов, ухудшая этим условия перехвата информации. При этом потребуется значительный отбор мощности из волокна, чтобы несанкционированно принять оптический сигнал, а это вмешательство легко можно зарегистрировать системами мониторинга.

Важное свойство оптического волокна - долговечность. Время жизни волокна, то есть сохранение им своих свойств в определенных пределах, превышает 25 лет, что позволяет проложить ВОЛС один раз и, по мере необходимости, наращивать ее пропускную способность путем замены приемников и передатчиков на более быстродействующие.

 

2.5. Информационная система управления

Информационная система управления промышленным предприятием представляет собой многофункциональную, многоуровневую, территориально-распределенную систему, обеспечивающую согласованное по целям, критериям и методам обработки информации, совместное функционирование всех входящих в нее подсистем и других структурных компонентов. Решение вопросов совместимости и эффективного взаимодействия отдельных составляющих информационной системы является одним из главных направлений и основным содержанием работ при ее проектировании, внедрении и эксплуатации.

Функциональная и технологическая распределенность компонентов информационной системы обуславливает наиболее эффективный способ ее реализации в виде ИВС предприятия, представляющей собой взаимосвязанный набор функциональных и обеспечивающих подсистем, активного и пассивного оборудования среды передачи сообщений.

Взаимодействие отдельных компонентов информационной системы и ее инфраструктуры целесообразно строить на следующих базовых принципах: этапности создания и развития, корпоративности, независимости. Структурная сложность системы управления развитием промышленных предприятий, юридическая самостоятельность объектов информатизации обуславливают пути создания, развития и интеграции в ЕИП локальных, ИВС в рамках отдельных производственных структур.

Основные принципы построения информационной системы управления предприятием закладываются в ее архитектуре, включающей функциональную, обеспечивающую части системы и ее организационно-техническую инфраструктуру. Функциональной частью системы является совокупность ИВС субъектов ЕИП –органов управления предприятием, информационных ресурсов и средств доступа к ним. ИВС реализуют процедуры ИО управления производственными и деловыми процессами на качественно новом уровне вычислительных ресурсов и телекоммуникационной среды.

Вышеизложенное позволяет сказать, что сфера организационно-хозяйственного управления как объект комплексной информатизации, представляет собой целенаправленную сложную производственную систему, включающую множество разнообразных компонентов, объединенных единой информационно-инструментальной средой обработки и передачи функциональной и управленческой информации, организационно-экономических данных, постоянно находящейся под воздействием внешних и внутренних, зачастую неудовлетворительно структурированных и прогнозируемых факторов, вносящих информационную неопределенность.

 

2.6.Основные показатели эффективности
информационной системы управления

Все множество наиболее часто используемых показателей эффективности функционирования информационной системы, выполненной в виде ИВС может быть разделено на две группы, одна из которых характеризует производительность работы сети, вторая - ее надежность. Производительность ИВС может быть определена с помощью взаимообратных показателей двух типов. Первый тип оценивает временную задержку, вносимую сетью при выполнении процесса обмена данными, а второй – пропускную способность, отражающую количество информации, переданной сетью в единицу времени.

В качестве временной характеристики производительности ИВС применяется показатель времени реакции, который определяется как интервал между возникновением запроса пользователя и получением ответа на этот запрос. Значение этого показателя зависит от типа сервиса, к которому обращается пользователь, а также от загруженности сервера и других сегментов сети, через которые проходит запрос.

Возможны различные интерпретации данного показателя. Так например, в случае обращения пользователя к сервису FTP для передачи файла с сервера на клиентский компьютер время реакции включает в себя несколько составляющих: время обработки запросов на сервере, время обработки пакетов IP частей файла на клиентском компьютере, время передачи пакетов между сервером и клиентским компьютером и другие более мелкие компоненты. Для определения производительности собственно сети необходимо из времени реакции вычесть составляющие несетевой обработки данных – поиск информации на диске, запись ее на диск и т.п. Полученный результат и есть время реакции ИВС на прикладном уровне. Вариантами этого показателя могут служить времена реакции при различных, но фиксированных (полностью ненагруженная или нагруженная сеть) состояниях ИВС.

Высокую степень готовности ИВС можно обеспечить в том случае, когда процедуры тестирования работоспособности элементов сети и перехода на резервные элементы встроены в коммуникационные протоколы. Примером

Различают отдельные градации отказоустойчивых систем, к которым относятся и ИВС. Приведем несколько общепринятых определений:

высокая готовность (highavailability) - характеризует системы, выполненные по обычной компьютерной технологии, использующие избыточные аппаратные и программные средства и допускающие время восстановления в интервале от 2 до 20 минут;

устойчивость к отказам (faulttolerance) - характеристика таких систем, которые имеют в горячем резерве избыточную аппаратуру для всех функциональных блоков, включая процессоры, источники питания, интерфейсы ввода/вывода, подсистемы дисковой памяти, причем время восстановления при отказе не превышает одной секунды;

непрерывная готовность (continuousavailability) - это свойство систем, которые также обеспечивают время восстановления в пределах одной секунды, но в отличие от систем устойчивых к отказам, системы непрерывной готовности устраняют не только простои, возникшие в результате отказов, но и плановые простои, связанные с модернизацией или обслуживанием системы. Все эти работы проводятся в режиме online. Дополнительным требованием к системам непрерывной готовности является отсутствие деградации, то есть система дfлжна поддерживать постоянный уровень функциональных возможностей и производительности независимо от возникновения отказов.

Так как ИВС обслуживают одновременно большое количество пользователей, то при расчете коэффициента готовности необходимо учитывать это обстоятельство. Коэффициент готовности сети должен соответствовать доле времени, в течение которого она выполняла с должным качеством свои функции для всех пользователей. Очевидно, что в больших сетях очень трудно обеспечить значения коэффициента готовности, близкие к единице.

Между показателями производительности и надежности сети существует тесная связь. Ненадежная работа сети очень часто приводит к существенному снижению ее производительности. Это объясняется тем, что сбои, и отказы каналов связи и сетевого оборудования приводят к потере или искажению некоторой части пакетов, в результате чего коммуникационные протоколы вынуждены организовывать повторную передачу утерянных данных. Так как в локальных ИВС восстановлением утерянных данных занимаются как правило протоколы транспортного или прикладного уровня, работающие с тайм-аутами в несколько десятков секунд, то потери производительности из-за низкой надежности сети могут составлять сотни процентов.

 

 

Инфраструктура библиотечно-информационной системы

Создание и развитие Республиканской распределенной ГБИВС подразумевает наличие организационно-технологической инфраструктуры, обеспечивающей реализацию, функционирование и развитие сети в соответствии с заданными параметрами и характеристиками. Инфраструктура ГБИВС включает в себя следующие подсистемы:

телекоммуникаций, гарантирующая взаимодействие компонентов сети на региональном уровне, в том числе физической среды, технических и программных средств, средств мониторинга и тестирования;

технической поддержки, представляющая собой многоуровневую структуру и объединяющая республиканские библиотечные службы, системный интегратор и производителей оборудования, обеспечивающая функционирование КАПС распределенной сети и инфраструктуры в течение всего срока эксплуатации в соответствии с заданными техническими требованиями и параметрами надежности. Эта подсистема включает инсталляцию, гарантийное и послегарантийное обслуживание, модернизацию сети;

сохранности и защиты библиотечной информации, представляющая собой комплекс проектных, организационных и методических решений, КАПС по обеспечению надежного функционирования сети, в том числе при наличии угроз потери информации. В ее состав входят средства контроля, архивирования и резервной обработки данных; защиты средств ВТ, телекоммуникаций и инженерной инфраструктуры; мониторинга, обеспечения функционирования в нештатных ситуациях и восстановления сети;

автоматизации проектирования и программирования, представляющая собой комплекс проектно-технологических решений, программные и аппаратные средства, осуществляющие проектирование, реализацию, развитие и сопровождение основных видов обеспечения, решаемых библиотечных задач на базе современных методов проектирования и программирования сложных информационных систем, CASE-технологий и языков четвертого поколения;

стандартизации и сертификации, обеспечивающая унификацию типовых проектных решений по функциональным и обеспечивающим подсистемам ГБИВС, информационных протоколов и документооборота, сертификацию оборудования и программных продуктов;

подготовки специалистов, представляющая собой комплекс учебно-методических материалов, программных и технических средств обучения на рабочих местах и в учебном Центре, средств интерактивной помощи для библиотечных пользователей и презентации.

Взаимодействие отдельных компонентов РБИС и ее инфраструктуры целесообразно строить на следующих базовых принципах: этапности создания и развития, корпоративности, независимости. Структурная сложность системы управления развитием библиотек и созданием библиотечного сегмента информационного общества РБ, юридическая самостоятельность библиотечных учреждений обуславливают пути создания, развития и интеграции в ЕБИП локальных, корпоративных, отраслевых и региональных БИВС в рамках отдельных региональных библиотечных структур.

 

Задание

Создание стилей

 

1. Создайте файл УЧЕБНЫЙ и сохраните его в папке группы D:/student/фак.№.

2. Установите параметры страницы: (м<файл>-к<параметры страницы>) формат бумаги А4

Ориентация – альбомная;

· Поля – зеркальные: верхнее – 2 см, нижнее – 1,5 см, внешнее – 2,1 см;

· Расстояние от края до верхнего колонтитула – 1,1 см, до нижнего – 1,5 см,

· Переплет – слева.

3. Создайте стиль абзаца на основе стиля Основной текст со следующими параметрами:

· Размер шрифта – 11 пт,

· Первая трока – красным отступом 0,7 см;

· Отступы слева и справа – 0 см;

· Выравнивание – по ширине.

· Дайте стилю название Стиль абзаца

Примените созданный стиль Стиль абзаца для форматирования простых абзацев документа.

4. Создайте стиль Стиль заголовка (<формат>-<стиль>-<создать>-<шрифт>-<абзац>) для форматирования заголовков на основе стиля Основной текст со следующими параметрами:

· Начертание – полужирный;

· Эффекты – все прописные;

· Размер шрифта – 11 пт;

· Выравнивание – по центру;

· Интервалы до и после абзаца – 12 пт.

Дайте стилю название Стиль заголовка.

Примените Стиль заголовка для форматирования заголовков документа.

5. Измените в Стиле абзаца размер шрифта (=14пт) и сравните, как изменятся все отформатированные этим стилем абзацы.

Вернитесь к исходным параметрам Стиль абзаца.

6. Выполните проверку орфографии и расставьте автоматически переносы с шириной зоны 0,7 см.

7. Создайте на отдельной странице титульный лист с названием «Управление производством на промышленном предприятии».

8. Создайте колонтитулы по следующей схеме: (м<вид>-к<колонтитулы>)

· Для первой страницы колонтитулы отсутствуют;

· Верхний колонтитул: содержит название файла: (Управление производством);

· Размер шрифта – 10 пт; буквы прописные; начертание полужирное; выравнивание – по правому краю; заливка – 100%, цвет фона – чёрный; цвет шрифта – белый.

· Нижний колонтитул: введите дефис––, пробел; вставьте номер страницы, пробел, дефис; начертание – полужирное; выравнивание по центру.

9. Сверстайте текст документа в две колонки Промежуток между колонками – 1 см, разделитель.

10. На первой странице документа вставьте буквицу со следующими параметрами:

· Положение – в тексте;

· Высота строк – 3.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.