Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема: «Ядерное оружие как фактор геополитики ХХІ века»



Глубокие глобальные изменения, произошедшие в мире на рубеже 90-х годов, привели в движение весь механизм международных отношений. Современный мир оказался во власти переходных процессов, которые характеризуются высоким динамизмом и слабой предсказуемостью. Сегодня никто не будет отрицать, что ядерное оружие является мощнейшим факторов геополитики.

Ядерное оружие считается наиболее мощным оружием, созданным человеком. Ныне 40 стран обладают ядерными реакторами и инфраструктурой, которые теоретически могут быть переориентированы на производство ядерного оружия. В 71 государстве мира существуют более 900 лабораторий и предприятий, использующих радиоактивные и ядерные материалы, которые могут быть использованы в качестве базиса военных ядерных программ. Запасами высокообогащенного урана обладают 43 государства мира (в том числе - 28 развивающихся), плутония - 12 стран. Эти объекты контролируют лишь 250 международных инспекторов.

Процесс борьбы с распространением ядерного оружия и технологий регулируется фундаментальным международным соглашением: Договором о Нераспространении Ядерного Оружия. Договор был подписан 1 июля 1968 года и вступил в силу 5 марта 1970 года. Фактически, он разделил страны мира на две категории: страны, обладающие ядерным оружием, и безъядерные государства. Успехи Договора неоспоримы. Главный из них – расширение «ядерного клуба» минимизировано. Сегодня мы имеем лишь считанное число «уклонистов» режима: Израиль, Индия и Пакистан, последовательно стремящиеся оставаться вне Договора и имеющие собственное ядерное оружие, а также КНДР – единственное государство, в 1993 г. инициировавшее, а в 2003 г. возобновившее процедуру выхода из него и освоившее военную ядерную программу вплоть до проведения испытаний. Иран, не выходивший из Договора, «уклонистом», строго говоря, не является, однако осуществлял с середины 1980-х гг. по 2003 г. ограниченную военную ядерную программу под покровом членства в ДНЯО.

Помимо «легитимной» ядерной «пятерки» есть еще четыре члена «ядерного клуба», которые законам ДНЯО не подчиняются: Израиль, Индия, Пакистан (у каждого, по данным Стокгольмского международного института исследований проблем мира, имеется от 60 до 80 развернутых боеголовок), а также КНДР.

Существует и одно проблемное государство – Иран, где официально ядерного оружия нет, но нет и уверенности в том, что отсутствует подпольная военная ядерная программа с целью его создания. Иран занимает одно из лучших географических положений на всем Ближнем Востоке, именно предлагаю рассмотреть проблему Ирана в контексте отношений Ирана (как одной из стран Ближневосточного региона) и мирового сообщества, что в данной работе будет представлено государствами-членами Совета Безопасности ООН (в особенности США).

Чтобы ответить на вопрос, действительно у Ирана есть какие-либо предпосылки для создания ядерного оружия, предлагаю более детально изучить государства, находящиеся в непосредственной близости от Ирана.

Индия создала собственное ядерное оружие в ответ на унизительное поражение в войне с Китаем, который к тому моменту им обладал и, более того, был признан ядерной державой, согласно ДНЯО.

Пакистан – единственное государство, обладающее ядерным оружием, где политический режим расшатан и находится на грани коллапса. Хотя пакистанские военные не раз убеждали, что нет причин беспокоиться по поводу ядерного оружия и ядерных материалов, их учета, физической защиты от них, и контроля над ними, принять эти утверждения на веру трудно. Особенно потому, что именно в Пакистане и в непосредственной близости от него действуют наиболее агрессивные негосударственные объединения, стремящиеся получить несанкционированный доступ к ядерному оружию и его компонентам.

КНДР, как когда-то Пакистан, тоже «ест траву» ради ядерного оружия. Насколько значим северокорейский арсенал, судить трудно. Скорее всего, запасы оружейных ядерных материалов скудны. Тем не менее два испытания страна с грехом пополам осуществила. Серьезную озабоченность в мире вызывает развитая ракетная программа Пхеньяна. Северокорейское же руководство беспокоит, когда страну то включают в «ось зла» (первое «звено» этой «оси», как известно, сокрушили, а его лидера повесили), то игнорируют

Израиль заслуживает особого разговора, потому что именно ситуация на Ближнем Востоке и корень зла – наличие у Израиля ядерного оружия и его неучастие в ДНЯО – могут стать основной миной замедленного действия под этот Договор.

Ни вопросы ядерного разоружения, ни проблема Ирана, никакие другие нерешенные задачи не способны нанести такой ущерб престижу и эффективности ДНЯО, как отсутствие прогресса в осуществлении резолюции Конференции-1995 по Ближнему Востоку. Она призывает «все без исключения государства на Ближнем Востоке, которые еще не сделали этого, как можно скорее присоединиться к Договору и поставить свои ядерные объекты под полномасштабные гарантии МАГАТЭ». В ней также фиксируется необходимость «сотрудничать и прилагать все усилия в целях обеспечения скорейшего создания региональными сторонами зоны, свободной от ядерного оружия и всех других видов ОМУ и систем его доставки, на Ближнем Востоке».

Сегодня Тегеран по факту является важным стратегическим центром взаимопересекающихся евразийских интересов, как бы иллюстрируя принципы и идеалы многополярного и сбалансированного мира. Поэтому главной целью данной работы является выяснить, действительно ли ядерная программа Ирана является опасной для мирового сообщества или это скрытое начало возможной интервенции США в Иран. Иранская ядерная программа вызывает большую тревогу всего мирового сообщества в течение последних нескольких лет. Иран подписал Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) в 1968 году и последовательно утверждал, что его ядерная деятельность направлена на мирные цели. В 2003-2005 годах Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) провело ряд интенсивных проверок, которые показали, что в течение почти двадцати лет Иран занимался незаявленной в программе ядерной деятельностью, включая обогащение урана и выделение плутония.

Это не удивительно, что Соединенные Штаты и Россия предприняли различные подходы к Ирану, даже соглашаясь с тем, что Иран не должен иметь ядерное оружие. У США не были установлены дипломатические отношений с Ираном с начала кризиса 1979-1981, поэтому США и пытается изолировать иранский режим, потому что Иран неизменно поддерживает организации, которые США считают террористическими.

 

 

Информационный массив

 

Информация Событие Выводы, комментарии
1974 — «Организация по атомной энергии Ирана» (AEOI) создана «Организация по атомной энергии Ирана» (AEOI), которая разработала план строительства 23 ядерных энергоблоков стоимостью около 30 млрд долларов при поддержке США и западноевропейских государств. Программа была рассчитана на 25 лет. А в середине этого же года прозвучало публичное заявление шаха Мохаммеда Реза Пехлеви: «Иран будет обладать ядерным оружием, без сомнения, раньше, чем некоторые полагают»
1992 – соглашение между Россией и Ираном между Россией и Ираном заключено соглашение о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии, предусматривающее ряд направлений: использование ядерных технологий в медицине, сельском хозяйстве и промышленности, фундаментальные исследования в области ядерной физики и др. Отношения двух стран развивались достаточно плодотворно, и уже в 1995 году Россия подписала соглашение о завершении строительства первого блока АЭС в Бушере.
2002 – США признает Иран страной «оси зла» Иран обвиняется в финансировании террористов и стремлении завладеть ядерным оружием США пытаются добиться международной изоляции Ирана, чтобы не допустить создания этой страной ядерной бомбы. Однако усилия США наталкиваются на противодействие со стороны Франции, Германии и Великобритании, а также России, связанной с Ираном контрактами на поставку военной техники и строительство АЭС в Бушере.  
2003 – Иран убеждают подписать дополнительного протокола к Договору о нераспространении ядерного оружия   главы МИД Франции, Германии и Великобритании убеждают Иран согласиться на подписание дополнительного протокола к Договору о нераспространении ядерного оружия, который позволяет инспекторам МАГАТЭ проверять любой иранский объект. Документ так и не был ратифицирован иранским парламентом, а потому Иран зачастую игнорирует требования инспекторов МАГАТЭ о проверках. Инспекторам МАГАТЭ всё же удаётся обнаружить в Иране центрифуги для обогащения урана.  
2004 – инспекторы МАГАТЭ получили доступ к Лавизану В Лавизане существовал исследовательский центр вооружённых сил Ирана. По заявлению иранских властей, в задачу центра входила разработка комплекса мер, необходимых для борьбы с последствиями аварий на ядерно-опасных объектах и ядерных ударов потенциальных противников по иранской территории.   По результатам анализа взятых на объекте проб грунта и воздуха был сделан вывод о том, что на объекте не велась какая-либо работа с делящимися материалами. Этот центр был демонтирован по решению суда (в результате иска муниципальных властей Тегерана, претендовавших на занимаемый центром земельный участок). Вашингтон, получив спутниковые фотографии снесённого здания, заявил, что в Лавизане велась тайная деятельность по созданию ядерного оружия. Комиссия МАГАТЭ также отметила, что отдельные виды оборудования (например, спектрометры для определения излучения поражённого человека), были поставлены американскими компаниями. Однако США продолжали настаивать на досмотре демонтированного с объекта оборудования.  
август 2004 – согласие Ирана отправлять в Россию отработанное ядерное топливо   посол Ирана в Москве заявляет, что Иран согласен возвращать в Россию отработанное ядерное топливо (ОЯТ) с АЭС в Бушере и вскоре подпишет соглашение на этот счет. Ранее Федеральное агентство по атомной энергии РФ заявляло, что поставка ядерного топлива для первого энергоблока АЭС «Бушер» будет осуществлена сразу после подписания протокола о возврате ОЯТ в Россию.  
сентябрь 2004 – согласование текста резолюции МАГАТЕ   США согласуют с Великобританией, Францией и Германией текст резолюции МАГАТЭ, требующей от Ирана рассекретить все его ядерные программы. Европейские страны заявляют о намерении резко ужесточить давление на Иран в этой связи Британский МИД призывает Иран немедленно прервать все работы по обогащению урана. Великобритания, Франция и Германия заявляют, что Иран проводил тайные работы по производству ядерного оружия в течение 12 лет, но подробности этой деятельности стали известны лишь 18 месяцев назад.  
14.09.2004 – отказ Ирана от принятия резолюции МАГАТЕ   власти Ирана отказываются взять на себя обязательства по бессрочной остановке программы обогащения урана и производства центрифуг Заявление совпадает с требованием США к МАГАТЭ до 31 октября 2004 года представить доклад по результатам проверки ядерной программы Ирана, в котором должны быть полные данные об имеющихся у Ирана ядерных материалах и сведения о поставщиках с чёрного рынка. Предъявляя такое требование, США на самом деле пытаются добиться своей главной цели — заставить МАГАТЭ передать вопрос о ядерной программе Ирана на рассмотрение Совета Безопасности ООН.  
16.09.2004 – США публикует фотоснимки, подтверждающие разработку оружия Институт науки и международной безопасности (США) публикует спутниковые фотоснимки, на которых, по мнению экспертов, запечатлён секретный иранский полигон для разработки ядерного оружия в 30 км к юго-востоку от Тегерана, в местечке Парчин.   Результатом становиться заявление США о возможном нанесении превентивных ударов по иранской территории
18.09.2004 – резолюция МАГАТЕ относительно Ирана МАГАТЭ принимает резолюцию, в которой от Ирана требуется в срок до 25 ноября приостановить все работы, связанные с обогащением урана, и открыть свои объекты международным инспекторам Резолюцию иранские власти считают оскорбительной и заявляют, что Иран не примет никаких ультимативных требований, связанных с прекращением обогащения урана.  
21.09.2004 – начало переработки урановой руды в Иране Иран сообщает о начале широкомасштабной переработки урановой руды — первого этапа обогащения урана. Пробная переработка примерно 37 тонн руды прошла успешно. В дальнейшем переработанная руда будет обогащаться в специальных центрифугах По мнению западных экспертов, полученного в результате этого процесса обогащённого урана будет достаточно для производства пяти атомных бомб. Одновременно президент Ирана Мохаммад Хатами заявляет, что Тегеран не стремится создавать ядерное оружие, «так как это будет противоречить нашей религии и культуре». На военном параде в Тегеране демонстрируются новые иранские ракеты «Шехаб-3» с радиусом действия от 1300 до 1700 км, созданные на основе северокорейских ракет «Нодон-1»  
15.11.2004 –согласие приостановить работы Иран соглашается приостановить работы по обогащению урана с 22 ноября. представители Евросоюза обещают поставлять Ирану ядерное топливо и атомные технологии, а также поставить ему легководный реактор.  
январь 2005 – прогресс в процессе достижения компромисса директор МАГАТЭ М. Эль-Барадеи заявляет о существенном прогрессе в процессе достижения компромисса по ядерной программе Ирана   Результатом стало то, что уже 11 марта госсекретарь США К. Райс подчеркивает, что в обмен на свертывание ядерной программы Вашингтон предлагает Ирану разрешить закупки американских авиационных двигателей и авиационного электронного оборудования и поддержать вступление Тегерана во Всемирную торговую организацию.  
апрель 2005 – Россия отказывается поддерживать Иран в ходе визита в Иерусалим В. Путин официально заявил, что Россия выступает за отказ иранской стороны от создания технологий полного ядерного цикла и постановку под контроль МАГАТЭ ядерных объектов Ирана Возникла перспектива компромисса между США и Россией по вопросу о ядерной программе Ирана.  
июнь 2005 – президентские выборы в Иране президентом Ирана избран М. Ахмадинежад позиция Ирана на переговорах со странами ЕС и США ужесточается.  
август 2005 – заяления «Евротройки» относительно Ирана министры иностранных дел Великобритании, ФРГ и Франции предъявили Ирану ноту, в которой указывалось, что возобновление работ по переработке урана будет означать конец переговоров по иранской ядерной программе.   Иран не принимает предложений «евротройки». Тегеран снимает пломбы с ядерного центра в Исфахане и возобновляет работы по конверсии урана
9-10.08.2005 – совещание МАГАТЕ на экстренном совещании в Вене МАГАТЭ сообщает о нарушении Ираном условий Парижских соглашений 2004 г.   Результатам стало то, что уже 24 сентября — Совет управляющих МАГАТЭ принимает резолюцию о возможности передачи иранского досье в Совет Безопасности ООН  
ноябрь 2005 – предложение Ирану о сотрудничестве со стороны России   Россия предлагает Ирану создать совместное предприятие по обогащению урана на российской территории.   Иран заявляет о своей заинтересованности в этом предложении, но однозначного ответа не дает.  
20.11.2005 – резолюция, принятая парламентом Ирана иранский парламент принял резолюцию, согласно которой Тегеран возобновит ядерные исследования в случае передачи его досье в Совет Безопасности ООН.   Мировое сообщество возражает против того, чтобы Иран обогащал уран на своей территории, опасаясь, что в этом случае Тегеран непременно приступит к созданию ядерного оружия. Иран же отказывается идти на какие-либо компромиссы и подчёркивает свое право на развитие ядерной программы. Москва пытается действовать в качестве посредника — ещё осенью 2005 года Россия предложила Тегерану перенести процесс обогащения урана на российскую территорию и осуществлять его силами совместного предприятия.  
январь 2006 – визит российской делегации в Иран в начале января 2006 года — 7-8 января в ходе визита в Тегеран российской делегации во главе с заместителем секретаря Совета безопасности РФ Валентином Соболевым проходит первый раунд переговоров. Переговоры продолжаются ещё примерно месяц. Российская сторона, включая президента Путина и главу Росатома Сергея Кириенко, делает сверхоптимистические заявления — при этом, однако, Иран выдвигает условия, заведомо неприемлемые ни для Запада, ни для России — ограничение работы совместного предприятия двумя годами, после чего обогащение с российской территории должно быть перенесено на иранскую; допуск иранских специалистов на российские объекты; подтверждение права Ирана на дальнейшее проведение собственных исследовательских работ в ядерной области.  
январь 2006 – возобновление ядерных исследований в начале января Иран уведомляет МАГАТЭ о том, что возобновляет свои ядерные исследования. 10 января власти Ирана в присутствии представителей МАГАТЭ снимают пломбы с ядерных исследовательских центров страны в Натанзе, Парсе и Фараянде.   Ситуация была неоднозначно оценена всем мировым сообществом. 18 января Россию посещает представительная израильская делегация, в которую входят глава совета национальной безопасности Израиля Гийора Айленд и гендиректор комиссии по атомной энергии Гидеон Франк. Делегация, встретившаяся с представителями МИД РФ, Совбеза и Росатома, предложила России присоединиться к комплексным экономическим санкциям Запада против Ирана, но получила отказ.  
29.01.2006 – группа экспертом МАГАТЕ получает доступ к иранскому оборудованию Иран удовлетворяет запрос группы инспекторов под руководством заместителя генерального директора МАГАТЭ Олли Хейнонена на доступ к оборудованию, ранее использовавшемуся на демонтированном военном объекте «Лавизан-Шиян». Хейнонен сообщает после завершения инспекции, что инспекторам «не удалось прояснить ряд вопросов, связанных с прошлой ядерной деятельностью Ирана, а также возникли новые вопросы относительно мирного характера его ядерной деятельности». В частности, из его слов следует, что ещё в ноябре 2005 года в руки экспертов МАГАТЭ попали иранские документы, в которых описывался процесс переработки гексафторида урана в металлический уран и изготовления из него полусфер, которые, как известно, применяются лишь в ядерных боезарядах, но не в мирной энергетике.  
Февраль 2006 - решение передать дело Ирана в ведение СБ ООН Тегеран в очередной раз заявляет, что готов продолжать диалог, но исследования в ядерной сфере прекращать не намерен. Встретившиеся в Лондоне Россия, Евросоюз, США и Китай приходят к согласию о передаче ядерного досье Ирана в Совет Безопасности ООН   Уже 1 февраля последовала реакция президента Ирана Махмуда Ахмадинежада в ходе поездки по провинции Бушер заявляет: «Народ Ирана продолжит и дальше двигаться по пути полного освоения мирной ядерной энергии и будет решительно отстаивать свои законные права в ядерной сфере…»  
4.02.2006 - информирование СБ ООН о сложившейся ситуации Совет управляющих МАГАТЭ 27 голосами «за» (трое — «против», пять — «воздержались») принимает решение информировать Совет Безопасности ООН о неотложных шагах, которые необходимо сделать Ирану, чтобы снять опасения относительно военного характера своей ядерной программы   Но глава иранской делегации в МАГАТЭ Джавад Ваиди заявляет, что Иран ограничит международные инспекции на своих ядерных объектах и приступит к полномасштабной программе по обогащению урана. В тот же день президент Ирана Махмуд Ахмади-Нежад приказывает «приостановить выполнение дополнительного протокола к Договору о нераспространении ядерного оружия и других видов сотрудничества, выходящих за его рамки, и начать всю исследовательскую и промышленную деятельность в целях использования мирных ядерных технологий для производства энергии».  
11.02.2006 – угрозы Ирана выйти из Договора о нераспространении ядерного оружия. президент Ирана Махмуд Ахмади-Нежад заявляет, что Тегеран никогда не откажется от своего права на развитие мирного атома, и угрожает выйти из Договора о нераспространении ядерного оружия.   Тегеран направляет в штаб-квартиру МАГАТЭ в Вене требование удалить со своих ядерных объектов пломбы агентства (которыми опечатаны эти объекты) и видеокамеры наблюдения. 12 февраля представители МАГАТЭ снимают пломбы и демонтируют большую часть видеокамер слежения на ядерных объектах Ирана. В тот же день в некоторых СМИ появляются публикации, в которых говорится о начавшейся в США подготовке военной операции против Ирана.    
16.03.2006 – новая «стратегия национальной безопасности» США советник президента США по национальной безопасности Стивен Хэдли, выступая в Институте мира в Вашингтоне, представляет новую «Стратегию национальной безопасности». Главной угрозой для США назван Иран.   Авторы доклада указывают, что, помимо стремления к обладанию ядерным оружием, Иран также финансирует терроризм, «угрожает Израилю, пытается подорвать мир на Ближнем Востоке и демократию в Ираке». При этом приоритетным, хотя и не единственным средством урегулирования иранского кризиса называется дипломатия, а не военная сила
Март 2006 - встреча глав МИД постоянных членов Совета Безопасности ООН в Берлине проходит встреча глав МИД постоянных членов Совета Безопасности ООН (России, США, Франции, Великобритании и Китая) и Германии с целью найти пути решения иранской ядерной проблемы   Два члена «шестёрки» — Россия и Китай — выступают против введения каких-либо санкций против Ирана. Перед встречей в Берлине глава МИД РФ Сергей Лавров вновь заявляет, что урегулирование ядерной проблемы Ирана должно опираться на предложения МАГАТЭ и какое-либо силовое решение не может быть поддержано. США, Германия, Франция и Великобритания, со своей стороны, не исключают применения против Ирана жёстких санкций, если тот не будет следовать мораторию на обогащение урана. Иран продолжает настаивать на том, что его ядерная программа носит исключительно мирный характер.  
Декабрь 2006 – резолюция ООН Совет Безопасности ООН единодушно одобрили резолюцию, предусматривающую введение санкций против Ирана, который отказывается приостановить свою ядерную программу, в частности, работы по обогащению урана, имеющего двойное применение — в мирных и военных целях В соответствии с решением ООН всем странами мира запрещено поставлять Тегерану материалы, оборудование и технологии, которые могут внести свой вклад в разработку ядерных и ракетных программ Ирана. Министерство иностранных дел Ирана отклонило как «недействительную» и «незаконную» резолюцию Совета Безопасности ООН, налагающую санкции против Ирана за то, что последний отказывается приостановить обогащение урана и поклялся продолжать работы по своей ядерной программой.  
2008 – иранская проблема – самый актуальный вопрос МО Несмотря на все усилия мирового сообщества и принятые в 2007 г. резолюции СБ ООН, нацеленные на свертывание Ираном своей ядерной программы, взаимного согласия в отношениях с Ираном установить в 2007 не удалось СБ ООН настаивал на полном прекращении Ираном работ по обогащению урана, исходя из докладов МАГАТЭ, в которых не содержалось доказательств военной составляющей, но и не было гарантий того, что таковая отсутствует.  
Июль 2008 – новые предложения для Ирана Летом ситуация вокруг иранской ядерной программы достигла такой напряженности, что появляющаяся информация о возможном военном разрешении проблемы казалась возможной.После переговоров в Женеве напряженность была снижена, начался новый раунд проверок и совещаний с МАГАТЭ На женевских переговорах 19 июля Ирану были даны дополнительные две недели на рассмотрение предложений, которые были выработаны "шестеркой" еще в мае и предлагали выгодные экономические проекты, а также приостановку на шесть недель подготовки новых санкций в обмен на замораживание работ по обогащению урана. Однако ни положительной, ни отрицательной реакции от Тегерана не последовало.  
сентябрь 2008 - новый доклад МАГАТЕ Генеральный директор МАГАТЭ опубликовал новый доклад для обсуждения его на предстоящей сессии Совета управляющих. В докладе было отмечено, что все ядерные объекты на заводе по производству ядерного топлива, ядерные материалы и участок каскадов в Натанзе находились под кон-тролем МАГАТЭ Доклад был более жестким, чем предыдущие. В нем было отмечено, что число центрифуг в Натанзе увеличилось с мая по сентябрь с 3300 до 3820, и ведется установка еще двух тысяч центрифуг. В докладе также указывалось, что агентство так и не смогло убедиться в отсутствии военной компоненты и ожидает от Ирана большей транспарентности. 19 ноября был опубликован очередной доклад МАГАТЭ по Ирану. В нем, в частности, говорилось, что, несмотря на резолюции Совета Безопасности ООН, Иран не приостановил свою деятельность, связанную с обогащением, продолжил установку новых каскадов центрифуг, а также испытания центрифуг нового поколения. По данным МАГАТЭ, в ноябре запасы низкообогащенного урана в Иране выросли до 630 кг по сравнению с 480 кг в конце августа  
начало 2009 – Иран продолжает ядерную программу Иран так и не прекратил своих работ по обогащению урана. По мнению Эль-Барадеи, не последнюю роль в этом сыграл подход прежней администрации США, в котором превалировала политика давления без намерения установить прямой диалог с Ираном. Иран достиг определенных успехов в реализации своей ядерной программы, было закончено строительство АЭС в Бушере. Наученный опытом прошлых лет, когда подписанные в шахский период с США и Германией договоры по атомной энергетике и обеспечению ее топливом были нарушены, Иран счел вполне легитимным для себя наладить собственное производство для работы будущих АЭС.  
Май 2010 – договор Ирана и Турции Иран заключил договор с Турцией об обмене низкообогащенного урана на высокообогащенный. США, Россия и Китай достигли соглашения относительно новой резолюции ООН, которая вводила бы новые санкции.  
9.06.2010 – новая резолюция ООН Совет Безопасности ООН 12-ю голосами "за" (в том числе Россия и Китай) одобрил новую резолюцию 1929, предусматривающую санкции в отношении Ирана. Против резолюции проголосовали Турция и Бразилия, воздержалась одна страна (Ливан). Согласно новым санкциям Ирану запрещено инвестировать в некоторые виды сфер экономики, например, в урановые рудники, также невозможна продажа Ирану восьми видов обычных вооружений. В пакете санкций размещено три дополнения с перечислением предприятий, частных лиц и иранских банков, которым будут заморожены активы за рубежом. Закреплены пункты о возможности досмотра иранских судов в нейтральных водах. Президент Ирана Махмуд Ахмадинежад прокомментировал введение новых санкций, назвав их "использованными салфетками", заявив о своем видении нового мира, "основанного на равенстве и высоких нравственных целях". "Сегодня нам противостоят страны, у которых мир построен по другим принципам. Это можно увидеть на примере Афганистана", - добавил Ахмадинежад. Принятие санкций под номером 1929, которое произошло 9 июня 2010 года, является сигналом к тому, что военные действия могут стать реальностью. По словам госсекретаря США Хиллари Клинтон данные санкции являются самыми жесткими из всех принятых с 2006 года против Ирана.  
16.08.2010 - новые намерения Ирана Власти Ирана объявили о намерении построить новый, третий по счету ядерный центр. Глава Организации по атомной энергии Ирана Али Акбар Салехи (Ali Akbar Salehi) заявил в эфире государственного телевидения, что строительство третьего иранского предприятия по обогащению урана начнется в 2011 году. Сообщается, что предприятие построят в месте, защищенном от ударов с воздуха.   В настоящее время в Иране уже действует ядерный центр в городе Натанз. Второе предприятие по обогащению урана строится в поселке Фордо.
30.09.2010 – новые санкции против Ирана По решению президента Барака Обамы, США вводят санкции в отношении целой группы высокопоставленных иранских чиновников с формулировкой "за последовательные и серьезные нарушения прав человека". любые финансовые активы, принадлежащие кому-либо из этого списка и находящиеся в США, будут заморожены, а американским гражданам и компаниям запрещено вступать в какие-либо деловые отношения с ними. В дипломатических кругах США, было решено уделять больше внимания нарушениям прав человека в Иране, поскольку критики спорной ядерной программы страны оказалось недостаточно, чтобы власти Ирана остались без поддержки или изменили свою политику.
1.10.2010 – энергетические компании принимают решение уйти с иранского рынка Четыре крупных энергетических компании сворачивают свою работу на иранском рынке в соответствии с экономическими санкциями, введенными США против Тегерана Недавно принятый закон позволяет администрации США накладывать штрафные санкции на компании, инвестирующие в энергетику Ирана более 20 млн долларов.  

Контент-анализ

Контент-анализ — специальный достаточно строгий метод качественно-количественного анализа содержания документов в целях выявления или измерения социальных фактов и тенденций, отраженных этими документами. Особенность его состоит в том, что он изучает документы в их социальном контексте. Он необходим на начальном этапе политических исследований при анализе общей обстановки в регионе.

Первое ограничение при поиске информации – угрозы ядерного оружия (65 единиц информации); второе ограничение при поиске информации – роль США в современных международных отношениям (46 единиц информации); третье ограничение – ядерная программа Ирана и отношение к ней США (34 единицы информации).

 

смысловые категории количество единиц позитив негатив
ядерное оружие + -
ДНЯО +  
ядерная программа + -
санкции + -
изоляция   -
МАГАТЭ +  
обогащение урана + -
международные эксперты +  
реактор + -
переговоры +  
исследования + -
проблема   -
нестабильность   -
сотрудничество +  
Совет Безопасности ООН + -
резолюция + -
конфронтация   -
АЭС + -
контроль   -
права человека +  

 

Итак, после проведенного анализа можно сделать следующий вывод: в последнее время геополитические амбиции Ирана всерьез начали волновать мировое сообщество. Существует множество разных мнений относительно иранской ядерной программы. Но большинство экспертом сходятся на том, что сегодня иранский вопрос является ключевым вопросом международных отношений. В любом случае, сегодня мы наблюдаем кризис существующего режима нераспространения ядерного оружия. И это отнюдь не только дипломатическая проблема. Эта ситуация может повлиять на решения иных стран в ядерной сфере. Если действия Ирана будут восприниматься как попытка обрести ядерное оружие - вне зависимости от того, каким образом Иран будет объяснять свои шаги - и другие страны этого региона захотят пересмотреть свои ядерные планы: Саудовская Аравия, Египет, Турция и даже, при некоторых условиях, правительство Ирака. Многие другие страны также внимательно следят за развитием событий - если система существующих сдержек и соглашений даст сбой, то они потеряют уверенность в том, что ООН обладает необходимыми возможностями для того, чтобы поддерживать ядерный мир.

Факторы, которые влияют на развитие ситуации в регионе:

1) геополитические амбиции Ирана:

  • ориентация большинства элиты на приобретение ядерного оружия;
  • проявлявшееся в прошлом нежелание в полной мере сотрудничать с МАГАТЭ, дезинформирование мирового сообщества о наличии собственной ядерной программы;
  • поддержка ряда организаций, признанных террористическими, открытая антиизраильская политика;
  • активная поддержка шиитских групп в соседних странах с целью привлечь сторонников шиитского ислама;
  • сохранение заметных фундаменталистских элементов во внутреннем устройстве;
  • стремление к региональному лидерству и ограничению присутствия в регионе глобальных игроков;
  • общая ситуация в регионе, когда Иран фактически окружен странами, находящимися на грани внутреннего коллапса и превращения в «несостоявшиеся» государства.

 

2) само отношение и реакция мирового сообщества к иранской ядерной программе:

  • программа в существующем варианте полностью не поддерживается ведущими европейскими государствами и США;
  • Великобритания, Германия и Франция – предлагают Ирану полностью прекратить работы по обогащению урана в обмен на мирные ядерные технологии и расширение экономических отношений с ЕС.
  • США ввели строгие экономические санкции;
  • Иран причислен к американской "оси зла";
  • передача иранского вопроса в Совет Безопасности ООН, который также решил принять жесткие санкции относительно Ирана;
  • Россия и Китай долгое время занимали неоднозначную позицию относительно ядерной программы Ирана, следствием чего было отсутствие единства в самом СБ ООН.
    1. если Совет Безопасности не объединится в этом вопросе, то Иран почувствует, что он сможет идти дальше, не взирая на давление.
    2. стоит вопрос о некоем "дипломатическом танце" - дипломатическом процессе, который позволил бы максимально возможному числу государств участвовать в решении этой проблемы.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.