Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ЗИГЗАГИ ЦАРСКОЙ ПОЛИТИКИ



Царь боялся старицкого князя Владимира Андреевича и считал его главным противником опричнины. Он отобрал у него часть удела, но затем Царь делает несколько примирительных жестов в пользу и земщины, и князя Владимира. Летом 1566 года в Москве Иван IV собрал земский собор для обсуждения мирных предложений Великого княжества Литовского, на котором не присутствовали опричники. Есть сведения, что участники собора попросили Ивана отменить опричнины, так как прошел слух, что и сам Царь хочет покончить с этой политикой(из ссылки были возвращены некоторые
князья). Отмечалось и какое-то сближение Царя с Владимиром Андреевичем.
Этим не ограничиваются зигзаги царской политики. 19 мая 1566 года ушел на покой по болезни митрополит Афанасий. Царь Иван предложил митрополичий престол Герману Полеву, который был лютым противником насилия. Едва заняв высокий пост, Герман начал поучать Царя. За это он был отправлен в Казань, а затем казнен.Совсем неожиданной стала следующая кандидатура в митрополиты - игумен Соловецкого монастыря Филипп. Условием своего вступления на митрополичий престол Филипп поставил отмену опричнины. Дальнейшая логика действий царя Ивана непонятна. Но Грозный почему-то стал уговаривать, упрашивать Филиппа взять назад свое требование и стать митрополитом. Царь сумел уговорить Филиппа.
Трудно сказать, чем объясняется недолгая передышка в политике террора в 1566 году. Но вскоре снова начинаются казни.

Самое громкое дело- дело Ивана Петровича Федорова. В то время он был известен как человек, который не берет взяток. Неограниченные диктаторы обычно опасаются безупречных людей, которых не на чем поймать, тех, кто пользуется любовью народных масс: они опасны своей независимостью. Федорова обвинили в том, что он хочет захватить царский престол. Его привели в царские палаты, Иван Грозный приказал ему надеть царское облачение, посадил на трон, поклонился как царю, а затем всадил в него нож. Следующие ножевые удары нанесли опричники. Так и погиб Иван Петрович Федоров в страшных мучениях.
Царь Иван был не просто жестоким правителем, но и садистом, находившим наслаждение в убийствах и мучениях своих жертв. Гибли не только те, кого он сам считал опасными заговорщиками. Иногда можно было поплатиться жизнью за малейшую неосторожность. Иногда царь убивал людей в шутку. Так, однажды, развеселившись за столом, он облил горячими щами одного опричника. Увидев, как он мучается от ожогов, царь “пожалел” своего подданного и всадил в него нож. Пир продолжался. Все эти казни привели к тому, что митрополит Филипп оказался больше не в состоянии придерживаться своего обязательства “не въступатися” в опричнину. Весной 1568 он публично отказал царю в благословении, осудил опричнину и казни. Однако свести митрополита с престола было не так легко и для Ивана Грозного. И все же опричникам удалось предъявить митрополиту обвинения, которые были шиты белыми нитками. Филиппа арестовали и отвезли в заточение в монастырь под Тверью.

 

НОВГОРОДСКИЙ ПОГРОМ

Царь Иван получил донос, что Новгород собирается изменить. Обвинения, выдвинутые против новгородцев, были крайне нелепы, ибо противоречили друг другу.
Первая жертв - Владимир Андреевич. В конце сентября 1569 года Грозный вызвал его к себе. Старицкий князь приехал с женой и младшей дочерью. Один из царских поваров дал показания, что Владимир Андреевич подкупал его, чтобы отравить царя. Иван приказал брату, его жене и дочери выпить заранее приготовленную отраву. (Повара-лжесвидетеля, знавшего слишком много, казнили меньше чем через год.) Через два месяца, в конце ноября - начале декабря, опричное войско вышло в поход. Целью была не защита отечества, не война против иностранного государства, а разгром русского города - Новгорода. Впрочем, не только его. Опричники совершили погром в Твери. Также была проведена еще одна акция. Неподалеку жил бывший митрополит Филипп, и опричники хотели, чтобы он благословил поход на Новгород. В этом случае общественность считала бы поход на Новгород оправданным. Договориться с Филиппом доверили Малюте Скуратову. Именно тогда начинает восходить звезда этого будущего временщика царя Ивана. До похода на Новгород он был всего второстепенный деятель опричнины, главным образом - исполнителем приговоров о казнях. Палачество было для него своеобразным призванием. Таким он и вошел в

фольклор, а следовательно, и в народную память.
Филипп отказался благословить опричников. Тогда Малюта задушил Филиппа, а выйдя, сказал, что старец Филипп умер от духоты в келье. 2 января 1570 года передовой полк опричников подступил к Новгороду. 6 января к городу подошел сам царь. При встрече с архиепископом Пименом, Царь произнес обвинительную речь. Иван тем не менее отправился вместе с опричниками на богослужение в собор святой Софии, а затем на торжественный обед, который Пимен давал в честь государя. После того как царь и его приближенные как следует наелись и напились, Грозный испустил свой опричный разбойничий клич: “Гойда!” По этому сигналу гости арестовали хозяев, и начался самый страшный эпизод опричнины - шесть недель новгородского погрома. Жертвой царского гнева пали не только взрослые мужчины, но и их жены и дети. Людей убивали самыми разными способами (в день доходило до 1500 человек). Новгородский погром-это не только казни. У всех новгородских монастырей и церквей было конфисковано имущество. Считавшийся главой новгородских “изменников” архиепископ Пимен остался в живых, но царь вдоволь поиздевался над ним. Пимен - одна из немногих жертв царя Ивана, не вызывающих сочувствия: очень уж рьяно он в свое время добивался осуждения митрополита Филиппа. Погром не ограничился городом, а перекинулся в его близкие и далекие окрестности, в Новгородскую землю.

 

РОЗЫСК ПРОДОЛЖАЕТСЯ

Царь отправился в Александрову слободу. В число обвиняемых попали многие из руководителей опричнины.
25 июля 1570 года на Красной площади в Москве состоялись массовые казни. Тогда одновременно было казнено более ста человек. Массовые казни лета 1570 года были апогеем опричного террора. Рассказы о них разошлись по всей Европе. Новгородский погром и казни лета 1570 года окончательно показали, что опричнина - это банда грабителей и убийц в боярских облачениях и с княжескими титулами и воеводскими чинами.

КРАХ ОПРИЧНИНЫ

Трагические события произошли и летом следующего, 1571 года. Весной в Москве стало известно, что крымский хан Девлет-Гирей готовит поход на Москву. На берегу Оки был выставлен заслон из русских войск. Один участок берега был поручен земским, другой - опричным войскам. Обычно действующая армия делилась на пять полков. Земских войск было пять полков, а опричных хватило лишь на один.Опричнина продемонстрировала утрату боеспособности (многие обогатившиеся опричники не хотели рисковать своими жизнями).16 мая царь отправился набирать опричников. К тому же пришли успокоительные известия, будто хан отложил поход. На самом же деле поход состоялся. 23 мая Девлет-Гирей подошел к Оке. Девлет-Гирею удалось переправиться через Оку. Путь крымским войскам к Москве был открыт. Русским воеводам осталось одно: добраться до Москвы раньше хана. И у них это получилось, но Девлет-Гирей осаждать не стал, а лишь поджег не защищенные стенами посады. Огонь быстро перекинулся через стены Китай-города и Кремля. Выгорело все, в том числе и опричный двор. Ужасные результаты московского пожара были следствием не только победы крымского хана и военной слабости опричнины. Царь Иван был виновен в том, что Москва была плохо укреплена. После сожжения Москвы Девлет-Гирей ушел восвояси, разграбив многие русские города. Все это жестоко ударило по престижу царя Ивана и опричнины. Царю был срочно необходим виноватый. Он нашелся- князь Иван Федорович Мстиславский. Тяжелыми были последствия набега. Хан решил, что он поставил Россию на колени. Начались тяжелые переговоры, которые сорвались. Девлет-Гирей решил на следующий год закрепить успех и повторить набег. Иван IV принял единственно верное решение: он объединил земские и опричные войска. Главнокомандующим был назначен князь Михайло Иванович Воротынский. Во время набега 1571 года, видимо, только полк Воротынского сохранил боеспособность и преследовал ханские войска. Таким образом, царь решил исправить свои ошибки, ведь положение было критичным. 30 июля 1572 года возле деревни Молоди произошла решительная битва. Победа была полной. Крымская опасность была ликвидирована на 10 - 15 лет. Страна была спасена. Победа при Молодях показала, что опричнина себя изжила. Осенью 1572 года опричнину отменили. Об опричнине и раньше не рекомендовалось говорить слишком много. От иностранных государств ее просто скрывали. Но теперь об опричнине было запрещено упоминать и внутри страны. Были объединены опричные и земские войска, опричные и земские служилые люди, восстановилось единство Боярской думы. Некоторые из земских получили назад свои конфискованные вотчины. Кое-кто был реабилитирован. В Новгород вернули две иконы в серебряных окладах. Все остальное награбленное осталось в руках царя. Продолжились казни и самих опричников. Впрочем, летели головы не только у опричников. Победитель при Молодях князь Воротынскийменьше чем через год был казнен по вздорному обвинению, что пытался околдовать царя.

 

ТАК В ЧЕМ ЖЕ ДЕЛО?

 

Вопрос о значении и роли опричнины давно пытается решить наша наука.
Появилась концепция “двух Иванов” (мудрый государственный муж в первой половине своего царствования и тиран - во второй). Многие ученые, в том числе и Платонов, попытались найти корни опричнины. По мнению Платонова, главным тормозом централизации страны были боярство, крупные землевладельцы. Ученый полагал, что Иван Грозный, выселяя из опричных уездов бояр, тесно связанных с местным населением, тем самым заменял, как он писал, “остатки удельных переживаний новыми порядками”. Этой цели служила, по мысли Платонова, и раздача опричникам-дворянам вотчин выселенных бояр. Это была первая попытка найти корни опричнины в каких-то социальных явлениях.

Итак, та реформа, которую считали самой сутью опричнины, была либо не осуществлена, либо осуществлена далеко не в полном объеме. А ведь во многом именно на опричных переселениях основано ходячее представление об опричнине как системе мер, направленных против боярства. В связи с этим необходимо небольшое отступление.

 

НЕМНОГО О БОЯРАХ

Исследования показали, что представления о боярстве как о силе, которая противится централизации, в то время как дворяне выступают за централизацию, не соответствуют действительности. Мысль о том, что бояре были оппозицией центральной власти, пришла из истории с Западной Европы, где бароны сопротивлялись королям и даже императору. Также есть противоречие- высшим правительственным учреждением была Боярская дума; все указы и законы оформляли как “приговоры” или “уложения” царя и великого князя с боярами. Все историки согласны, что воплощенная в этих указах правительственная политика была направлена на централизацию страны. А в истории неизвестны случаи, чтобы какая-либо социальная группа действовала против своих интересов. И тем не менее, бояре хотели участвовать в политике, тем самым ограничивая власть монарха. Конечно, каждый боярин с детства был уверен, что он призван участвовать в управлении и командовать войсками, но не как хозяин, а как верный слуга государя. Тщетно мы стали бы искать в боярских писаниях даже намек на борьбу против централизации.

 

НЕ ПРОТИВ БОЯР

Политика опричнины не была направлена против бояр. Но ведь Грозный казнил очень многих бояр? С. Б. Веселовский специально изучил состав казненных в годы опричнины. Естественно, среди пострадавших много бояр. Прежде всего потому, что они стояли близко к государю и легче навлекали на себя его гнев. Но большинство жертв- из других социальных групп. Наконец, состав самого Опричного двора. Существует распространенный стереотип: царь Иван приближал к себе новых, безродных людей. Но это было не совсем так. Среди новых слуг царя Ивана было множество отпрысков аристократических родов.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.