Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Психофизическая модель инженера-строителя (раскрыть один из блоков модели)



Психофизическая модель – совокупность профессионально важных психофизических качеств инженера.

Три блока: (Раскрыть нужно один)

1) Психические возможности:

- Интеллектуальные способности (вычислительные, пространственные, быстрота мышления, логические и т.д.)

- Социально-психологические качества (нервно-эмоциональная устойчивость, исполнительность, организаторские способности)

- Черты характера (коммуникабельность, лидерство, надежность)

2) Физические качества:

Выносливость, сила, быстрота, равновесие, координация, моторика мелких движений

3)Психофизиологические резервы:

- Зрение (острота, глазомер, периферийное зрение)

- Зрительно- и слухо- моторная реакция

- Устойчивость функциональных систем (вестибулярный аппарат, геоклиматическая устойчивость и т.д.)

- Познавательные функции мозга (память, внимание)

8-4Психофизическая модель инженера-строителя

Психофизическая модель инженера-строителя представляет собой совокупность профессионально важных психофизических качеств инженера-, Строителя (ПВК) ранжированных по 10-балльной шкале. ПВК включают в Себя три блока качеств: психические возможности и характерологические Особенности личности, физические качества и психофизиологические ре­зервы организма.

Модель составлена по профессиограммам для строителей для четырех видов деятельности инженера-строителя. Профессиограммы содержат следующие : параметры:

- типичные трудовые действия, операции;

- типичные ошибки;

- двигательная активность;

- основные и вспомогательные рабочие движения;

- физическая нагрузка и ее направленность;

- рабочая поза;

- характер психической и психофизической нагрузки;

- метеорологические и санитарно-гигиенические условия, экологиче­ская ситуация;

■ профессиональные вредности и заболевания;

■ профессионально важные физические качества;

• ключевые профессионально важные психофизиологические функции;

■ профессионально важные двигательные умения и навыки;

■ профессионально важные психические качества и способности;

■ профессионально значимые деловые и личностные свойства.

8-5Профессиональная психическая готовность.Осн. проф важные физ …..

Любую инженерную деятельность, как и деятельность инженера-строителя, можно представить в виде четырех-пяти направлений: практическ деятельность (работа на стройке прорабом, мастером, начальником участ и т.п., а также технологом на производстве); работа проектировщиком, конструктором в проектном бюро; работа по эксплуатации оборудования; научная деятельность; руководящая деятельность.

Для этих видов деятельности рассмотрим условия работы и какими качествами и в каком объеме должен обладать инженер-строитель для тога чтобы качественно, эффективно работать на определенном участке деятельности, без потери трудоспособности.

 

Инженер-строитель практик.

Условия работы близки к экстремальным: работа проводится на откры той местности, в любое время суток, на любых географических широт любых высотах, в любое время года, иногда при резкой смене температур Двигательный режим активный, т.е. большую часть рабочего времени чел век проводит на ногах, может подниматься на различные конструкции, спускаться в котлованы, проходить по шатким мостикам и конструкциям и т.д,

Работа проводится в зоне повышенной опасности, т.к. на строительной пло­щадке много движущейся строительной техники, работают подъемные кра­ны, могут быть провода под напряжением, имеются разрытия, траншеи, кот­лованы. Эмоциональное и интеллектуальное напряжение выше допустимых норм, т.к. приходится решать сложные задачи в условиях дефицита времени с повышенной ответственностью, в том числе и за безопасность других.

ПВК - по физическим качествам прораб должен быть хорошо подго­товлен, основное требование - высокая динамическая выносливость - 10 баллов. Сила может быть в пределах 5-6 б. Хорошо должны быть развиты реакции: слухо-моторная, зрительно-моторная и тактильная. Т.е. что-то уви­дел, услышал, ощутил нештатное, должен быстро оценить ситуацию, а для ■лого должен обладать быстротой мышления, и отдать нужную команду подчиненным понятными словами; для этого должна быть хорошо развита логичность мышления, должен быть определенный запас слов.

У прораба должен быть развит глазомер, желательно на 8-10 баллов, т.к. в работе нужно правильно оценивать расстояния до движущихся пред­метов (в зоне повышенной опасности), длины, высоты и т.д.

Психофизиологические резервы должны иметь высокий уровень: 8-10 баллов. ССС, ЦНС. Дыхательная система, вестибулярный аппарат должны быть без патологий, т.е человек должен быть абсолютно здоровым. Вести­булярный аппарат должен быть тренированным, т.к. приходится поднимать­ся на высоты и проходить мо мостикам на высоте. Должна быть высокая ге­оклиматическая устойчивость.

Качество внимания (концентрация, переключение, объем) - в среднем 6-7 баллов. Память - особенно вербальная - 7 баллов.

Психические качества: общий уровень интеллекта может быть невысо­ким, т.к. прорабу не приходится в процессе своей деятельности обрабатывать большой поток информации, в пределах 5 баллов. Но некоторые со­ставляющие должны быть выше: пространственное мышление - 7-8 баллов, Т. к. приходится работать с чертежами.

Прораб должен быть эмоционально устойчив - 8 баллов; это качество Важно для руководителя, т.к. от степени эмоциональной устойчивости руко­водителя зависит эмоциональный климат в коллективе. Нормативность, или следование нормам морали, тоже высокий уровень - 7 баллов.

Организаторские способности - 7 баллов, т.к. он руководит коллективом.

Очень важное качество - добросовестность. Для строителя оно является профессиональным, т.к. от добросовестности соблюдения всех требований и норм строительства зависит безопасность строений, сооружений и людей.

В целом к прорабу предъявляются наиболее высокие требования по исем показателям.

Инженер-конструктор, экономист.

Условия работы: работает в помещении, в замкнутом пространстве, при недостатке освещения, воздуха, при наличии пыли от чертежей (бумаги), при проектировании с помощью ЭВМ - под влиянием электромагнит­ных излучений. Двигательный режим - пассивный, рабочая поза - вынуж­денная, постоянно сидя с наклоном, если работает, (чертит) сидя, или стоя за кульманом, совершает мелкие движения.

Требования к уровню ПВК: по физическим качествам основное - ста­тическая и общая выносливость, координация (для выполнения мелких движений). К остальным качествам требования пониженные. По психофизиологическим резервам: Основное - хорошее зрение и глазомер. Хорошая вер­бальная (на слова) и зрительная память, объем внимания.

Самое главное требование в блоке психических возможностей: должно быть высокоразвито пространственное мышление и вычислительные спо­собности. Человек должен быть исполнительным и самое главное как и для прораба добросовестным.

 

Инженер эксплуатационник.

Условия работы примерно такие же, как у прораба, если работа связа­на с техническим осмотром зданий, сооружений, оборудования и т.д. Т.е. двигательный режим активный, но меньше, чем у прораба. Характер требо­ваний по ПВК такой же, как у прораба, но по уровню меньший.

Особые требования предъявляются к инженеру, работающему с автома-: тезированными средствами управления различным оборудованием зданий,, сооружений. Это работа в машинных залах управления электростанций, теплолодстанций и т.п. Работа здесь связана с большим психоэмоциональным на­пряжением, необходимостью постоянно поддерживать большой объем вни­мания, концентрировать внимание, на показаниях различных приборов, переключать внимание с одного прибора на другой. Поэтому жесткие требование к ЦНС, она должна быть устойчивой к психоэмоциональной нагрузке. Научная деятельность.

Научной деятельностью могут заниматься не все люди. Конечно, те, у кого большой объем знаний в выбранной области, но и обязательно те, у ко высокий интеллектуальный уровень, т.е. имеется большой объем знаний и других областях науки. К уровню здоровья и физической подготовленности особенных требований нет. Предъявляются повышенные требования к ПВ содержащимся в блоке психических возможностей. Во-первых, человек, занимающийся научной деятельностью должен иметь аналитический склад ума, т. е. способность к анализу событий, выявлению среди них главных, п ' иску связей между ними и т.д. Из черт характера - основное - это стремлении к достижению цели, без этого качества очень часто научная работа остается незаконченной. Стремление к достижению цели характеризуется умение ставить перед собой цель, искать пути к ее достижению, стремиться ее достичь. Это качество вырабатывается при занятиях теми видами спорта, в которых спортсмен добивается установления своих личных достижений: тяж лая атлетика, бег, лыжи и т.д. Эти качества переносятся им в жизнь.

 

Руководитель.

Работа руководителя (организация строительства, строительного про­изводства, руководство проектами) связана с большими как физическими, так и психоэмоциональными нагрузками, т.к. на руководителе лежит персо­нальная ответственность за выполнение работы.

Требования по физической подготовленности и здоровью такие же, как у прораба, а по особенностям мышления - как у научного работника. В чер­тах характера обязательно должно быть на высоком уровне такое качество, как лидерство. Руководитель должен быть ярко выраженный лидер. Лидер ->то тот, кто берет на себя ответственность в принятии решений; делает это гот, кто обладает уверенностью в себе, решительностью; эти качества име­ет тот, у кого большой объем знаний.

 

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.