8-1ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ИНЖЕНЕРА-СТРОИТЕЛЯ
1 Определение понятия профессионально-прикладная физ. подготовка
Одним из важных и специальных разделов физической культуры для человека и общества является профессионально-прикладная физическая культура (ППФК). Учеными доказан ее прикладной характер, а также личная и социально-экономическая необходимость ее для трудовой деятельности, занимающей основное место в образе жизни индивида и общества.
Профессионально-прикладная физическая культура (ППФК) - часть культуры труда и физической культуры в целом, специфика которой заклю-чиется в направленности на содействие развитию и оптимизацию условий для реализации физических и психофизических качеств и способностей (психофизических функций) человеческого организма в профессиональной деятельности.
ППФК организационно включает в себя два вида - профессионально-прикладную физическую подготовку (ППФП) и производственную физическую культуру - ПФК, имеющие свои, обособленные и конкретные цели, задачи и средства.
Профессионально-прикладная физическая культура личности -. персоно-фицированный компонент ППФК, который объединяет в себе контексты культуры личности в целом, а также знание факторов ППФК и владение соответствующей системой организационно-методических приемов и способов.
Профессиональная работоспособность - способность длительное время и в заданном объеме производить ту или иную работу, определяемая соотношением эффективности труда специалиста и затраченных им усилий.
Военно-
при-
Произ-
Профилак-
кладная
водствен-
Послера-
тика небла-
Собст-
физиче-
наягим-
бочеевос-
гоприятного
венно
ская
настика в
становле-
влияния
ППФП
подго-
рабочее
ние
фактора
товка
время
труда
(ВПФП)
Восстановление в рабочем помещении
Восстановление вне производства
Схема. 1. Профессионально-прикладная физическая культура
Ключевые профессионально значимые функции (КПЗФ) - это психофизиологические функции, от уровня состояния и развития которых зависит 1 первую очередь процесс формирования специфических для конкретно профессиональной деятельности навыков и умений, а также общая успеиность профессионального труда в целом.
Функциональные резервы - это резервы саморегуляции адекватного расходования энергетических ресурсов организма при выполнении конкретного вида профессиональной деятельности с таким напряжением механизмов компенсации, которое не приводит к негативным изменениям существующего гомеостаза.
Адаптация к профессиональной деятельности - перестройка психофизиологических процессов в организме для его приспособления к изменяю-щимся условиям производственной и внешней среды.
8-2 Этапы трудовой деятельности 8-2
Трудовая деятельность включает в себя следующие этапы: 1) Период профессиональной оптации. На данном этапе индивид должен осуществить выбор будущей профессиональной деятельности в соответствии со своими интересами и возможностями. 2) Этап профессиональной подготовки. На данном этапе индивид должен усвоить общие специальные знания, умения и навыки, которые позволят ему самореализоваться в выбранной профессии. 3) Этап профессиональной адаптации. Характеризует начало самостоятельной трудовой деятельности индивида и предполагает его приспособление к роду занятий, рабочему месту и трудовому коллективу. 4) Этап достижения профессионального мастерства. Характеризует самореализацию индивида в трудовой деятельности и предполагает оценку ее результатов со стороны трудового коллектива и общества. 5) Этап профессиональной переподготовки. Характеризует необходимость индивида в получении новых знаний, умений и навыков в рамках предыдущей или новой профессии.