2.4 Субъективная сторона массовых беспорядков…………………………....29
Заключение……………………………………………………………………...32
Список использованных источников ………………………………………....34
ВВЕДЕНИЕ
Сложная социально-экономическая и политическая ситуация в стране, распад идеологических устоев обусловили появление в обществе на почве различий экономических, национальных, религиозных, политических и других интересов очагов напряженности и конфликтов.
Складывающаяся в настоящее время в стране сложная ситуация, накладывает определенный отпечаток на состояние борьбы с преступностью в целом, и с ее отдельными видами, в частности. В известной мере это касается и массовых беспорядков. Дело в том, что в период демократических преобразований, происходящих в нашем обществе, становятся популярными явления массового характера, включая проведение различных митингов, шествий, демонстраций, акций протестов, когда граждане страны хотят выразить свое отношение к определенному вопросу.
Несмотря на относительно редкие случаи массовых беспорядков в нашей стране, общественная опасность данного преступления очень велика: в результате действий не поддающейся контролю массы (толпы) людей создается напряженная обстановка в определенном регионе (районе, области), уничтожается и повреждается имущество, создается угроза для жизни и здоровья граждан, дезорганизуется деятельность органов власти и управления.
Достаточно вспомнить массовые беспорядки в городе Кондопога (Республика Карелия) в 2006 году, когда толпа около 100 молодых людей, разгоряченных алкогольными напитками, пыталась поджечь ресторан и торговый центр; беспорядки с участием радикально настроенной молодежи 11 декабря 2010 года на Манежной площади в Москве; беспорядки с участием футбольных болельщиков на стадионе в Ярославле (30 октября 2013 г.) - полиции пришлось применить водомет для усмирения болельщиков; а так же хулиганство в Бирюлево вследствие убийства Е. Щербакова, которое небывало быстро приобрело общественный резонанс. И это всего лишь малая часть массовых беспорядков, совершенных в Российской Федерации за столь малый период времени.
Основным фактором, определяющим состояние и тенденции массовых беспорядков, является их политизация, связанная с попытками различных экстремистских кругов использовать массовые беспорядки в борьбе за власть.
Представляется важным отметить и то, что в условиях РФ национальные проблемы относятся к числу наиболее острых и болезненных, представляющих сегодня реальную угрозу для проводимых в ней кардинальных преобразований. Анализ экстремальных ситуаций, вызванных межнациональными конфликтами, позволяет предполагать, что данный фактор массовых беспорядков вряд ли будет преодолен в ближайшей перспективе, напротив, есть достаточные основания прогнозировать дальнейшее ухудшение положения.
В полнее очевидно, что с учетом возрастающей интенсивности развития общества следует ожидать дальнейшее увеличение такого рода преступлений, как массовые беспорядки, и прогнозировать их возрастающую масштабность, организованность и тяжесть последствий.
Таким образом, высокая общественная опасность данного преступления, прогнозируемая неблагоприятная тенденция массовых беспорядков к росту, а также новеллы уголовного законодательства, определяют важность и актуальность выбранной темы исследования.
Предметом исследования является преступление – массовые беспорядки.
Основной целью исследования является проведение уголовно правового анализа массовых беспорядков. Объектом исследования являются массовые беспорядки, уголовно - правовые и криминологические проблемы, уголовная ответственность за их совершение, социально-психологические и иные факторы, влияющие на правоприменительную деятельность правоохранительных органов, в том числе органов внутренних дел в сфере борьбы с массовыми беспорядками.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И КВАЛИФИКАЦИЯ МАССОВЫХ
БЕСПОРЯДКОВ
Происхождение в стране масштабных реформ и процессы расширения демократии сопровождаются ростом политической активности людей и расширением форм выражения индивидуального, коллективного и массового мнения граждан по тем или иным вопросам общественной жизни. Все это выдвигает перед государственными органами новые задачи, связанные с учетом мнения общественности с одновременным обеспечением безопасности граждан.
Современное российское общество несет огромные потери от криминальных проявлений из-за социально-политических, экономических, национальных и религиозных конфликтов. При этом существенно снижается общий уровень правовой культур населения.
Одним из необходимых и обязательных условий нормального функционирования любого государства является поддержание общественного порядка на должном уровне. Правоохранительные органы прикладывают немалые усилия, осуществляя борьбу с уголовно наказуемыми формами нарушений правил поведения людей в обществе - вандализмом, хулиганством, массовыми беспорядками[1].
Для России как многонационального государства с многочисленными кризисными явлениями проблема предупреждения массовых беспорядков весьма актуальна[2]. По своему характеру и направленности действий массовые беспорядки относятся к числу наиболее опасных, чрезвычайных происшествий и представляет серьезную опасность для общества. При этом нельзя не учитывать то обстоятельство, что усиливается психологическая готовность части населения к разрешению социальных противоречий насильственными незаконными действия, методами, в том числе и вызывающими столкновения с правоохранительными органами. Не секрет так же, что массовые беспорядки, при всем внешне стихийном их развитии представляют за ранее спланированные, скоординированные действия с четким ролевым участием. Криминальные действия большого количества людей (толпы) отличаются, как правило, агрессивностью, сильным взаимовлиянием, наклоном эмоций активным использованием таких ситуаций приступным элементом.
Готовность населения к подобным формам разрешения конфликтов говорит о крайней социальной напряженности. В частности, вызывает особую тревогу тот факт, что по оценке населения, согласно исследованиям 38%- по стране, 34- в Москве, 43% в Санкт-Петербурге, 61% в Уфе, 51 % в Северной Осетии указали на возможность возникновения массовых беспорядков. Чаще всего в социальной жизни возникают такие явления в жизни, которые можно определить такими категориями, как « митинг», «забастовка», «демонстрация», «голодовка», « столкновение групп населения», «групповые действия, нарушающие общественный порядок, нередко в правоприменительной практике массовые беспорядки используются как собирательное понятие, а вышеуказанные категории воспринимаются в качестве форм массовых беспорядков, что , на мой взгляд неверно[3].