Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ПСИХОЛОГИЯ КОМПЬЮТЕРА И ИТ



Психология – удивительная область знаний… Психология выделилась в самостоятельную науку лишь в середине XIX веке, но смогла достичь на сегодняшний день многого – к ее специалистам прислушиваются правительственные организации, руководители фирм и государственных учреждений, производители и разработчики разных товаров и услуг, ее изучают как обязательную дисциплину во многих образовательных учреждениях любой направленности.

До этого речь в лекции шла о компьютере как орудии труда психолога, о том, как может использовать психолог в своей работе знание основных компьютерных программ, но есть и другая сторона этого вопроса – психологический подход к программированию, психологический подход к рассмотрению вопроса взаимодействия человека и машины.

Компьютеры проникли во все области человеческой деятельности и более глубокое понимание процессов мышления и структуры знаний могут помочь значительно усовершенствовать их применение. Все больше появляется исследований о применении психологии к вычислительной технике.

Программирование – это область интенсивного экспериментирования человека, и его эстетику невозможно имитировать или оценить с помощью одних лишь машин.

Появилось осознание необходимости тщательно разрабатывать системы, приспособленные к нуждам человека-пользователя. Появилось понимание того, что для проектирования и разработки программного обеспечения требуются не только высокий интеллект и мастерство программиста, но и знания возрастной психологии и особенностей психический процессов. Только сотрудничество программиста-профессионала и психолога-консультанта может обеспечить качество программ и успешную работу пользователей. Более глубокое понимание мыслительных способностей, методов принятия решений, возможности переработки информации и индивидуальных особенностей людей внесет свой вклад в совершенствование стратегий управления, оценок производительности, программных средств и методов кодирования, а следовательно повышения спроса населения на данный вид продукции и увеличение продаж.

Для создания высококачественных «дружественных» пользователю средств общения с ЭВМ можно и должно опыт и интуицию разработчиков языков программирования и прикладных систем дополнять психологическими экспериментами, особенно, если эти средства общения предназначаются для непрограммистов, а для рядовых пользователей.

Том Лав, психолог фирмы «GENERAL ELECTRIC», занимающийся методами усовершенствования производства программ, назвал этот союз психологии и вычислительных систем – психологией программирования.

Психология программирования – наука о действиях человека, работающего c вычислительными и информационными системами.

Психология программирования – это новый путь познания, дополняющий современную практику исследований и разработок с учетом человеческого фактора. Более точный, основанный на психологии подход не только позволит уменьшить затраты времени и расходы на разработку, но и даст более долговременные преимущества, благодаря усовершенствованию качества систем.

В самом широком смысле предметом исследования психологии программирования являются всевозможные использования человеком компьютера, но основной упор в ней делается на разработку программного обеспечения, применение средств информационного обслуживания и проектирование интерфейса.

На сегодняшний день, психологи и специалисты по машинной математике исследуют специфическую литературу, предназначенную для обучения программистов, для того чтобы усовершенствовать процесс обучения программистов и в области психологии.

 

ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ (И.П.) – отрасль науки, изучающая психологические особенности труда человека при взаимодействии его с техническими средствами в процессе производственной и управленческой деятельности; результаты изысканий используются для оптимизации деятельности людей в системах "человек - машина", а также в эргономике при проектировании новых технических средств и технологий.

 

Иногда И. П. называют технической психологией. Возникновение И. П, обусловлено техническим прогрессом и связанным с ним возрастанием роли человеческих факторов в разработке, проектировании, конструировании и эксплуатации техники. Главные задачи И. П.: исследование процессов приема, переработки и хранения информации человеком в деятельности программирования, управления и контроля за работой технических устройств, выявление психологических факторов надежности и эффективности систем «человек — машина». Решение этих задач обеспечивается профессиографическими и экспериментальными исследованиями механизмов восприятия, внимания, мышления, памяти человека в процессе переработки информации; структуры, динамимики и регуляционных исполнительных компонентов этой деятельности; динамики работоспособности человека-оператора; структуры и механизмов групповой деятельности.

Как прикладная дисциплина И. П. есть применение знаний о закономерностях психических функций, процессов, состояний и свойств человека к проектированию и эксплуатации систем «человек — машина» с целью повышения их эффективности и надежности в работе, а также оптимизации человеческого труда. Специалисты принимают участие в решении таких вопросов, как рациональное распределение функций между человеком и машиной и их интеграция, определение наилучших условий деятельности человека-оператора. Специальной задачей И. П. является проектирование деятельности человека-оператора в системе «человек — машина». На основе инженерно-психологических исследований разрабатываются рекомендации, относящиеся к оформлению индикаторов пультов управления, приборных панелей, мнемосхем, органов управления и рабочего места оператора в целом; решаются задачи отбора, обучения и тренировки операторов. Знание закономерностей психических явлений позволяет иногда находить принципиально новые подходы к решению технических задач.

Можно выделить следующие направления И. П.:

1. Методологические проблемы: определение места и роли человека в управлении производственными процессами. Совершенствование конструкций машин, их приспособление к человеку, передача некоторых функций человека машине способствуют повышению производительности труда, обеспечению условий для повышения трудоспособности человека, развитию его творческих возможностей.

2. Изучение психофизиологических и психологических (дифференциальных, личностных и т. д.) характеристик человека-оператора, структуры операторской деятельности.

3. Системотехническое направление: решение теоретических и практических проблем инженерно-психологического проектирования, в т. ч. разработка методик оптимизации компоновки оборудования на пультах управления, построения средств отображения информации и пультов управления; совершенствование методов и критериев оценки надежности и эффективности систем «человек — машина».

4. Эксплуатационное направление: психологическое обеспечение научной организации труда, его безопасности и удобства для человека; разработка методов, критериев и средств контроля работоспособности и состояния оператора в процессе работы; вопросы групповой психологии; психология управления и др.

5. Педагогическое направление: вопросы профессионального отбора, подбора и расстановки кадров технических специалистов, активизация их подготовки и переподготовки.

 

И. П. тесно связана с др. отраслями психологии, прежде всего с общей, экспериментальной, социальной, дифференциальной, военной, педагогической психологией, психологией труда, психофизиологией, а также эргономикой, научной организацией труда и технической эстетикой. И. П. широко использует экспериментальные методы. В эксперименте воспроизводятся элементы той деятельности (или деятельность в целом), которая существует лишь в проекте. В этом смысле говорят о проектирующем эксперименте в И. П. Как самостоятельная наука И. П. начала формироваться в годы второй мировой войны, когда опыт эксплуатации военной техники показал, что ее эффективность и надежность существенно зависят от «человеческих факторов». Инициаторами создания этого направления выступили американские и английские психологи А. Чапанис, Мак-Фердан, У. Гарнер, Д. Бродбент и др. В России первые исследования инженерно-психологического типа были проведены в 20-е гг. XX в. в рамках психологии труда и психотехники, а активно проблемы И. П. стали разрабатываться в начале 50-х гг. в связи со специальными техническими задачами. Первые лаборатории И. п. были созданы в 1959 г. в ЛГУ и НИИ автоматической аппаратуры (Москва).


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.