Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

КОМПЬЮТЕР В ПСИХОЛОГИИ



ИНФОРМАТИКА И ЭВМ В ПСИХОЛОГИИ

 

 

 


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Ознакомить студентов с основами компьютерных и информационных технологий и научить применять эти технологии в своей профессиональной деятельности.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ КУРСА

Информатика и психология – две самые популярные науки 21 века. Этот телекоммуникационный век требует от нас мгновенной реакции на изменения окружающей среды и ориентирования в огромном объеме поступающих со всех сторон потоков информации. Чтобы справиться с обработкой новых данных, переработать их для правильного принятия решения, человеку необходимо затратить определенные усилия. Не каждый может справиться с этим; иногда происходят «поломки» (срывы и стрессы), или этот процесс переработки информации настолько «затягивает» человека в свой виртуальный мир, что он становиться зависимым от него (компьютерная игромания, информационная зависимость, киберсекс). С появлением науки информатики у психолога расширилось поле применения своих знаний. Фирмы-разработчики программного обеспечения, в зависимости от поставленных задач, приглашают психологов для совместной работы по создания программных продуктов (дружественные и интуитивные пользовательские интерфейсы, тренажеры, игры и т.п.). К психологам на консультацию приходят интернет-зависимые клиенты, мамы приводят детей, увлеченных компьютером, взрослые просят избавить их от страха перед электронной машиной. Для того чтобы помочь этим людям, нужно самим знать, как управлять этим электронным устройством с огромными возможностями и опасностями.

В данном цикле лекций задача - ознакомить вас с основами теории информации, классификациями и архитектурой ПК, показать вам возможности применения пакета программ MS Office в работе психолога, научить ориентироваться в локальных и глобальных сетях, а также дать понятие об инженерной психологии.


ЗАДАНИЕ

 

Вопросы психологии компьютерных игр, компьютерной наркомании, киберсекса, взаимодействия человека и машины, искусственного интеллекта – данный курс не предусматривает, но если вы найдете материал и подготовите эссе (количество печатных листов 8-10 шт.) на одну из этих тем, то это будет считаться вашим выполнением задания к зачету. Эссе не предусматривает обязательные научные изыскания, это должна быть Ваша личная точка зрения на одну из проблем выше указанных тем. Если Вам трудно самим выбрать тему эссе, возьмите тему из вопросов к зачету, начиная с 14 пункта. Написанное выше, касается вашего самостоятельного психологического исследования. Если вы пока не готовы к данному виду работы, то можете написать реферат (требования к реферату изложены в методическом пособии, выданном вам в приемной комиссии) на темы вопросов подготовки к зачету, приведенным ниже (вопросы 1-13).

Форма аттестации – зачет.

 


ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

 

1. Информация в истории общества. Особенности информации. Показатели качества информации.

2. Информация и психические процессы. Информационные процессы и их модели; кодирование, аналоговая и цифровая обработка.

3. Наука информатика.

4. Предмет компьютерных технологий. История развития вычислительной техники.

5. Архитектура ЭВМ, аппаратные и программные средства.

6. Компьютер как центральное звено системы обработки информации.

7. Локальные и глобальные сети ЭВМ, основные характеристики и тенденции развития. Информационные ресурсы Интернета.

8. Использование интернет-технологий и интерактивных служб Интернета в организации психологического консультирования.

9. Основы защиты информации.

10. Возможности MS Word: создание бланков/шаблонов анкет и документации.

11. Возможности Excel: структурирование данных, сводные таблицы, пакет анализа, графические данные.

12. Возможности MS Access: ведение баз данных.

13. Возможности MS PowerPoint: создание презентаций.

14. Психология и программное обеспечение.

15. Компьютерные психодиагностические методики, история их развития, новые направления.

16. Предмет и задачи инженерной психологии.

17. Особенности общения человека с ПК: компьютерные мифы, интернет-зависимость, игромания.

18. Современные исследования о влиянии включенности в компьютерную деятельность на межличностные отношения.

19. Искусственный интеллект.

 


ЛИТЕРАТУРА

 

Основная:

 

1. Бешенков С.А., Гейн А.Г., Григорьев С.Г. Информатика и ИТ: Учеб.пособие для гуманитарных факультетов педагогических вузов. Екатеринбург, 1995

2. Шафрин Ю. Азбука компьютерных технологий. М., 2000

3. Бройдо В.Л. Вычислительные системы, сети и телекоммуникации. М., 2002

4. Червинская К.Р. Компьютерная психодиагностика. СПб, 2003

5. Шнейдерман Б. Психология программирования. М., 1984

6. Дубровский Д.И. Информация, сознание, мозг. М., 1980

7. Роберт И.В. Современные ИТ в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. М., 1994

 

Дополнительная:

 

1. Кирсанов Д. Понятный Интернет. СПб, 1996

2. Носов Н. Виртуальная психология. М., 2000

3. Стрелков Ю.К. Инженерная и профессиональная психология. М., 2001

4. Хрестоматия по инженерной психологии под редакц. Душкова Б.А. М., 1991

5. Бурлаков И.В. Homo Gamer: Психология компьютерных игр. М., 2000

6. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. М., 1998

7. Бусурина Л.Ю. Компьютерный диалог как психоразвивающаяся технология // автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук

8. Будунов Г.М. Особенности общения человека с ПК // автореферат

9. Кузьмина К.Е. Влияние включенности в компьютерную деятельность на межличностные отношения в юношеском возрасте // автореферат


КОМПЬЮТЕР В ПСИХОЛОГИИ

На сегодняшний день в своей практической работе психолог все больше сталкивается с проблемой развития и достижения информационных технологий. Психологу-консультанту, как и любому другому специалисту, нужно где-то вести учет, базу данных своих клиентов, учеников, оперативно составлять и рассылать психологический инструментарий, хранить наработанный материал, обрабатывать полученные результаты и оформлять заключения и прогнозы. Психологу приходиться сталкиваться с проблемой выбора и использования в своей работе компьютерной психодиагностики. Все чаще приходиться сталкиваться на консультациях с проблемой компьютерной зависимости детей, подростков и взрослой «компьютерной наркоманией».

Одна из важных задач консультанта – завоевать авторитет клиента, а как вы сможете найти общий язык, завоевать авторитет ребенка увлеченного компьютером? Здесь не поможет «зеркальное» отражение позы и подходящий язык общения, если ребенок поймет, что вы не можете отличить системный блок от материнской платы, то про себя назовет вас «ламером» и попробуйте реабилитироваться потом в его глазах!

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.