Деловое общение — вид общения, цель которого лежит за пределами процесса общения и которое подчинено решению определенной задачи (производственной, научной, коммерческой и т. д.) исходя из общих интересов и целей коммуникантов.
Особенности делового общения:
1. Партнер в деловом общении всегда выступает как личность, значимая для субъекта.
2. Общающихся людей отличает хорошее взаимопонимание в вопросах дела.
3. Основная задача делового общения — продуктивное сотрудничество[1].
В зависимости от различных признаков деловое общение делится на: с точки зрения формы речи:
устное
письменное;
с точки зрения — однонаправленности/ двунаправленности речи между говорящим и слушающим:
диалогическое
монологическое;
с точки зрения количества участников:
межличностное
публичное;
с точки зрения отсутствия/наличия опосредующего аппарата:
непосредственное
опосредованное;
с точки зрения положения коммуникантов в пространстве:
контактное
дистантное
Формы делового общения:
Деловая беседа — межличностное речевое общение нескольких собеседников с целью разрешения определенных деловых проблем или установления деловых отношений. Наиболее распространенная и чаще всего применяемая форма деловой коммуникации.
Деловая беседа по телефону — способ оперативной связи, значительно ограниченной по времени, требующей от обеих сторон знание правил этикета телефонных разговоров (приветствие, взаимопредставление, сообщение и обсуждение предмета звонка, подведение итогов, выражение признательности, прощание).
Деловые переговоры — обмен мнениями для достижения какой-либо цели, выработки соглашения сторон.
Служебное совещание — один из эффективных способов привлечения сотрудников к процессу принятия решений, инструмент управления причастностью сотрудников к делам своего подразделения или организации в целом.
Деловая дискуссия — обмен мнениями по деловому вопросу в соответствии с более или менее определенными правилами процедуры и с участием всех или отдельных её участников.
Пресс-конференция — встреча официальных лиц (руководителей, политических деятелей, представителей государственной власти, специалистов по связям с общественностью, бизнесменов и т. п.) с представителями прессы, телевидения, радио с целью информирования общественности по актуальным вопросам.
Публичная речь — монологическая ораторская речь, адресованная определенной аудитории, которая произносится с целью информирования слушателей и оказания на них желаемого воздействия (убеждение, внушение, воодушевление, призыв к действию и т. д.)
Деловая переписка — письменная форма взаимодействия с партнерами, заключающаяся в обмене деловыми письмами по почте либо по электронной почте. Деловое письмо — это краткий документ, выполняющий несколько функций и касающийся одного или нескольких взаимосвязанных вопросов. Применяется для связи с внешними структурами, а также внутри организации для передачи информации между физическими и юридическими лицами на расстоянии
Также формами делового общения являются Публичные торги и Презентация.
9. Выразительность и богатство как качество грамотной речи
Кроме богатства и выразительности выделяют следующие коммуникативные качества речи: чистота, правильность, точность, логичность, уместность.
Одни из самых главных коммуникативных качеств речи - выразительность и богатство. Выразительностью речи называются такие особенности ее структуры, которые поддерживают внимание и интерес слушателя (читателя). Выразительность могут усиливать или ослаблять все его элементы, начиная со звуков и кончая синтаксическими единицами.
Усиливает выразительность речи интонация. Ослабляют артикуляционная нечеткость, употребление канцеляризмов и слов-паразитов, синтаксическое однообразие в построении речи.
Особую выразительность речи придает использование в ней фразеологизмов – устойчивых сочетаний слов, семантика которых не является идентичной значению составляющих его компонентов. Так, сочетание «заварить кашу» означает «затевать сложное или неприятное дело». Однако сами по себе эти слова не дают и намека на такое значение.
Богатство (разнообразие) речи – одно из главных ее коммуникативных качеств. Оценочные слова «богатая» и «бедная» показывают степень употребления разнообразных языковых элементов, большую или меньшую их повторяемость.
В активном запасе каждого человека должно быть большое количество синонимов, чтобы избежать неоправданного повторения одного и того же слова в тексте. Кроме того, в речи не должно быть нелитературных слов.
Чистота речи предполагает отсутствие в ней элементов, чуждых литературному языку, или отвергаемых нормами нравственности.