Токсических и наркотических веществ несовершеннолетними
В учреждениях образования.
Пособие для врачей психиатров- наркологов.
Москва 1998 г.
Составители: руководитель клинического отделения детской и подростковой наркологии НИИ наркологии Минздрава России, к.м.н. Надеждин А.В., ведущий научный сотрудник, к.м.н. Иванов А.И., научный сотрудник Авдеев С.Н., аспирант Тетенова Е.Ю., лаборант- исследователь Слоневская С.Ю., Стрельцова Ж.Н.
В настоящем пособии по возможности кратко и популярно изложены основные наркологические понятия и определения. Сжато и схематично представлены основные этапы формирования химической зависимости, причины, способствующие развитию заболевания нарко- и токсикоманией у несовершеннолетних. Указаны узловые моменты тактики педагога при возникновении тех или иных ситуаций, связанных с потреблением несовершеннолетними психоактивных веществ. Даны основные сведения о путях распространения вирусных гепатитов и ВИЧ- инфекции в среде наркоманов. Пособие предназначено для психиатров наркологов, педагогов и школьных психологов.
Оглавление:
Введение
Описание метода:
О наркотических и токсических препаратах
Возможные предпосылки и мотивы потребления наркотиков и токсикантов.
Формирование зависимости от психоактивных веществ, ее стадии и развитие заболевания
Некоторые признаки употребления наиболее распространенных психоактивных веществ.
Потребление наркотиков причина эпидемии ВИЧ - инфекции и гепатитов.
Общие признаки начала потребления психоактивных веществ подростками
Последовательность действий педагога и администрации учебного заведения при подозрении на употребление несовешеннолетними наркотиков
Этапы оказания первой помощи при передозировке наркотиков
Введение
Вопросы профилактики потребления психоактивных веществ в организованных коллективах несовершеннолетних представляют собой одну из актуальнейших проблем современной наркологии и педагогики. В настоящее время, данная деятельность представлена преимущественно стихийно организованными тематическими лекциями врачей психиатров-наркологов, либо работников органов внутренних дел. Подобный подход не отвечает основным требованиям к профилактической деятельности в виде отсутствия последовательности, непрерывности, учета реальной ситуации. С другой стороны, вопросы профилактики затрагивают деятельность наркологической службы, только в рамках профессиональной компетенции врачей психиатров-наркологов. Вопросы своевременного и постоянного информирования учащихся школ и средних специальных учебных заведений о вреде наркотиков и токсикантов целесообразно возложить на педагогов и школьных психологов, т.е. на тех специалистов, которые имеют постоянный и непосредственный контакт с несовершеннолетними. Однако, реализация данной работы затруднена, вследствие недостаточного уровня знаний у упомянутой группы специалистов по проблеме.
Вопросы подготовки педагогического и иного персонала заключаются в предоставлении для них комплесной информации по тем или иным вопросам наркологии, оптимальной тактике поведения с детьми и подростками имеющими склонность к аддиктивному поведению, мерам первой помощи при отравлении психоактивными веществами и некоторым другим аспектам. Настоящее пособие содержит краткий объем сведений, целесообразных для сообщения педагогам и психологам работающим с детьми и подростками.
Описание метода:
Данное пособие представляет собой систематизированный информационный модуль, предназначенный для организации профилактической работы в коллективах несовершеннолетних. Сведения представлены с учетом изменений в структуре потребления наркотических и токсических веществах происшедших в современной России. Представлены дополнительные описательные характеристики особенностей наркотизации новыми ранее не встречающимися одурманивающими веществами. Указаны предпосылки формирования нарко- и токсикоманий у детей и подростков, инициальные мотивы аддиктивного поведения, изменившихся в современных условиях. В общем виде изложены поведенческие модели для педагогов при возникновении той или иной ситуацией связанной, с потреблением наркотиков несовершеннолетними.
Особенности детского и подросткового возраста.
В детском и подростковом возрасте происходит формирование личности, становление характера. От того как сложится этот период в жизни человека, в значительной степени зависит вся его дальнейшая жизнь. Организм несовершеннолетнего обладает повышенной чувствительностью к негативному действию наркотических и иных токсических веществ. Наступающие вследствие потребления различных химических веществ повреждения головного мозга и внутренних органов, зачастую оказываются необратимы и приводят к формированию трудно излечимого заболевания: нарко- и токсикомании. Результаты наших исследований, проведенных в последнее время в некоторых учебных заведениях, показали, что этап первых проб психоактивных веществ наблюдается у 70% подростков, как мальчиков, так и девочек. Приобщение к наркотикам (с формированием начальных этапов зависимости) было отмечено почти у 15% подростков. Около 10% детей попадают на достаточно длительное время в поле зрения специалистов, занимающихся лечением и профилактикой наркомании и токсикомании.