Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Моральные ценности западного человека



Поставим вопрос ребром: ЧТО вдохновляло западного человека, тронуться в поход?

Подозреваю, что в общих чертах приоритеты сегодняшнего человека Запада сопоставимы с теми - тысячелетней давности.Духовные ценности вещь ОЧЕНЬ консервативная. Порой они сохраняются без изменений веками и тысячелетиями. (С начала ХХ века на Руси сколько было расстреляно священников и взорвано храмов? А Россия – по-прежнему православная! Сколько десятков лет впихивают нам ценности однополой любви, а народ по-прежнему ОТКАЗЫВАЕТСЯ менять СВОИ ценности на такие прогрессивные западные!)

ЗАПАДНАЯ КУЛЬТУРНАЯ ТРАДИЦИЯ, ЗАПАДНОЕ ПОНИМАНИЕ УСПЕХА, (во всяком случае, в массовом сознании) практически исключают вариант бессребренничества. Герой будет вознаграждён! Вознагражден не когда то там, а немедленно. Вознагражден, не посмертно, а сейчас. Вознаграждение не в виде моральной награды, а вполне материальное! Герой-победитель зла обязательно получает много-много добра. Добра, в смысле золота, имущества, барахла. Победить бесплатно ЗАПАДНЫЙ ГЕРОЙ НЕ МОЖЕТ!

См. фильм «Золото Маккены» - даже герой-шериф, принципиально отказавшийся от индейского золота, по воле авторов фильма уезжает в счастливое будущее на коне гружённом золотом по самое немогу! Кто видел замечательный боевик с индейцами «Золото Маккены» или там «Форест Гамп», тот знает: герой будет вознаграждён. Неотвратимо! Just now! Прямо щассс! Именно такой подход отличает большинство дел, затеваемых людьми Запада: доброе дело должно приносить доход. (Если дохода нет – такое ли уж оно доброе?!) Собственно говоря, перед нами квинт-эссенция бизнес-проекта в чистом виде!

Согласен, бизнес-проект позволяет решительно и главное быстро продвинуться в намеченном вопросе, однако при росте масштабов бизнес-проект по сути сам становится проблемой. Именно материальность и конкретность целей, точность сроков бизнес-проекта делают его ненужным сразу после его завершения. Чтобы получить более ясное представление о достоинствах и недостатков западного бизнес-подхода, имеет смысл сравнить реализацию западного проекта с реализацией православного.

По масштабам и расстояниям крестовые походы сравнимы с продвижение казаков «Встреч солнцу!» через Сибирь. Да казаки шли и за хабаром (добычей) тоже. Но казаками руководил не бизнес-проект! Казаки знали, что несут с собою истинную веру и могли позволить себе довольствоваться моральным вознаграждением, или даже посмертным воздаянием. А ещё у русских было, ЧТО предложить встречным народам: опыт жизни в сильном государстве, которое даёт защиту ВСЕМ СВОИМ подданым сразу, по вступлении в него. Когда русские пришли на земли бурят, выяснилось, что это «братский» народ, права которого теперь защищены всей мощью империи и никакие разбойники из соседней Даурии больше не будут безнаказанны в своих нападениях! Казаки поставили бурятам город Братск и двинулись дальше – к океану!

С бизнес-проектом иначе: он нацелен на прибыль. Цель достигнута. По получении прибыли бизнес-проект становится не нужен. Подобный подход подкосил дух наполеоновского войска ограбившего Москву! – Барахло захвачено! Прибыль получена! Теперь все мысли связаны с тем, как доставить это барахло к месту, где можно его истратить! Наполеоновской армии не стало, когда были захвачены деньги москвичей. Вся остальная одиссея вплоть до уничтожения на берегах Березины – просто приключения толпы беженцев, отягощённых барахлом. Добавлю, чужим, прикарманенным барахлом.

Крестоносцы пришли на Восток как типичные завоеватели, принесли свои феодальные порядки, уничтожая и эксплуатируя местное население. У рыцарей не было приемлемого образа будущего для жителей Иерусалимского государства. Не было модели отношений, которые бы устраивали коренное население Ближнего Востока. Как результат никто на Востоке не считал крестоносцев СВОИМИ.

И вот мусульмане объединились против общего врага. Если б не приход крестоносцев, они бы продолжали воевать между собой! Крестоносцы сплотили против себя большую часть населения Ближнего Востока, сплотили именно, как мусульман, именно против христиан!

Недовольства среди местного населения (кто бы мог подумать?!) прорвалось восстаниями против крестоносцев. Мусульмане даже отвоевать в 1144 г. часть территорий - Эдесское княжество.

2-й крестовый поход (1147-1149). Когда известие о захвате Эдессы достигло Европы, глава ордена цистерцианцев Бернар Клервоский убедил германского императора Конрада III (правил в 1138-1152) и короля Франции Людовика VII (правил в 1137-1180) предпринять новый крестовый поход. На этот раз папа Евгений III выпустил в 1145 специальную буллу о крестовых походах, в которой имелись точно сформулированные положения, гарантировавшие семьям крестоносцев и их имуществу защиту церкви. Силы, которые удалось привлечь к участию в походе, были огромны, однако из-за отсутствия взаимодействия и продуманного плана кампании поход завершился разгромом и полным крахом.

3-й крестовый поход (1187-1192). Поход начался в 1189 году после активных действий египетского султана Салах-ад-дина, который собрал в единое государство территории от Багдада до Египта. Салах-ад-дин легко разбил разобщенных крестоносцев и взял в плен иерусалимского короля Ги и множество рыцарей, а в октябре 1187 года взял Иерусалим и установил контроль почти над всей Святой Землей.

3-й крестовый поход возглавили император Священной Римской империи Фридрих I Барбаросса (правил в 1152-1190), французский король Филипп II Август (правил в 1180-1223) и английский король Ричард I Львиное Сердце (правил в 1189-1199). Германский император утонул в Малой Азии при переправе через реку, и лишь немногие из его воинов достигли Святой Земли. Два других монарха, соперничавших в Европе, перенесли свои раздоры на Святую Землю. Филипп II Август под предлогом болезни возвратился в Европу, чтобы постараться в отсутствие Ричарда I отобрать у него герцогство Нормандское. Ричард I Львиное Сердце, трижды пытался взять Иерусалим, но не добившись успеха, заключил с Салах-ад-дином договор о беспрепятственном допуске паломников в Иерусалим и к некоторым другим святыням. Большего ему добиться не удалось.

Иерусалим и бывшее Иерусалимское королевство остались под властью мусульман. Таким образом можно констатировать, что главным юридически закреплённым результатом этого крестового похода стало правовое закрепление мусульманского владычества над Иерусалимом. (Даже не знаю, как гордиться таким результатом? Вероятно, чтобы испытывать приливы гордости от такого плачевного результата, надо родиться где-нибудь не восточнее Ватикана.).

Возвращаясь в Англию Ричард I Львиное Сердце попал в плен к германскому императору. (

Считать ли всё перечисленное признаком успеха? Судите сами.) Во время этого похода был образован знаменитый Тевтонский орден. Как мы с Вами знаем, Тевтонский орден был на редкость удачлив в более поздних крестовых походах в Восточной Прибалтике. Ровно до тех пор, пока не повстречался с Александром Ярославичем, известным нам под прозвищем Невский!

Академик Фурсов сообщает, как в XIX веке Тевтонский орден преобразовался в финансово-индустриальную суперкорпорацию ИГ ФарбенИндустри. (Да-да, ту самую с умерщвлением узников концлагерей на очень выгодной (ну, разумеется, дляФарбениндустри!) основе!)

4-й крестовый поход (1202-1204). В объявленный папой Иннокентием III 4-й крестовый поход отправились преимущественно французы и венецианцы. В этом крестовом походе крестоносцы выступили как обыкновенные наемники, которых использовали венецианские купцы с целью убрать своего главного конкурента – Византию. В 1204 году крестоносцы штурмом взяли Константинополь.

Перипетии этого похода изложены в книге французского военачальника и историка Жоффруа Виллардуэна «Завоевание Константинополя» - первой пространной хронике во французской литературе. По первоначальной договоренности венецианцы обязались доставить французских крестоносцев по морю к берегам Святой Земли и обеспечить их оружием и провиантом. Из ожидавшихся 30 тыс. французских воинов в Венецию прибыло только 12 тыс., которые в силу своей малочисленности не могли оплатить зафрахтованные корабли и снаряжение.

Тогда венецианцы предложили французам, чтобы в качестве платы те оказали им помощь в нападении на подвластный венгерскому королю портовый город Задар в Далмации, который был главным соперником Венеции на Адриатике. Первоначальный план - использовать Египет в качестве плацдарма для нападения на Палестину - был на время отложен. Узнав о планах венецианцев, папа запретил поход, однако экспедиция состоялась и стоила ее участникам отлучения от церкви. В ноябре 1202 объединенная армия венецианцев и французов обрушилась на Задар и основательно его разграбила.

Как видим, бизнес-подход вполне запрограммированно превратил РЫЦАРЕЙ из освободителей Святой Земли в тривиальных наёмных килеров.

После этого венецианцы предложили французам еще раз отклониться от маршрута и повернуть против Константинополя, с тем чтобы восстановить на троне свергнутого византийского императора Исаака II Ангела. Отыскался и благовидный предлог: крестоносцы могли рассчитывать, что в благодарность император даст им денег, людей и снаряжение для экспедиции в Египет. Не обращая внимания на запрет папы, крестоносцы прибыли к стенам Константинополя и вернули Исааку трон. Однако вопрос о выплате обещанного вознаграждения повис в воздухе, а после того, как в Константинополе произошло восстание и императора с сыном сместили, надежды на компенсацию растаяли.

Тогда крестоносцы захватили Константинополь и грабили его в течение трех дней начиная с 13 апреля 1204. (На самом деле разграбление города и горожан продолжалось значительно дольше. Может быть даже дольше, чем наполеоновские солдаты обчищали Москву.) Жителей беззастенчиво убивали, насиловали, хватали в плен за выкуп. В разграблении православных святынь принимали участие даже католические священники. Уничтожались величайшие культурные ценности, было расхищено множество христианских реликвий. Здание Айя-Софии, в течении тринадцати веков, остававшееся величайшим и крупнейшим зданием мира было бесцеремонно ограблено. Богатства было столько, что грабители привели в храм множество вьючных животных. Свидетели вспоминают, что по храм было трудно перемещаться из-за обилия навозных куч. На месте Византийской была создана Латинская империя, на трон которой был посажен граф Балдуин IX Фландрский. На территории Византии образовались новые государственные образования: Латинская империя, герцогство Афинское, княжество Ахейское, Наксосское герцогство и королевство Фессалоники.

Латинская империя просуществовавшая до 1261г. из всех византийских земель включала лишь Фракию и Грецию, где французские рыцари получили в награду феодальные уделы. Множество ценностей было вывезено в Венецию, a часть богатств стала фундаментом той огромной политической власти и торгового могущества, которые приобрела венецианская колония в Константинополе. Венецианцы завладели константинопольской гаванью с правом взимать пошлины и добились торговой монополии в пределах Латинской империи и на островах Эгейского моря. Три из восьми торговых кварталов венецианцы оставили за собою. Опять больше всех от крестового похода выиграли венецианцы. Именно от разграбления Константинополя пошёл отсчёт возникновения богатств у наиболее влиятельнейших семей сегодняшнего мира.

Латинское духовенство также не упустило случая воспользоваться своей долею при дележе Византии. Вожди крестового похода порешили между собой, что если император Константинопольский был избран из французов, то патриарх должен быть избран из венецианцев. По соглашению крестоносцев, на кафедру св. Софии был возведен венецианский священник Томмазо Морозини, который после того был утвержден или избран снова папою. Во все церкви, отнятые у побежденных, поставлены были священники, избранные из обоих народов, и доходы со всех константинопольских церквей были разделены между ними; в то же время и в другие покоренные города были посланы латинские епископы и священники, которые и овладели всеми церковными должностями и имуществом греческого духовенства.

Судьба Святой Земли уже особо никого не волновала. Папа пытался извлечь выгоды из сложившейся ситуации: он снял с крестоносцев отлучение от церкви и принял империю под свое покровительство, в расчёте на подчинение греческой церкви Ватикану, но союз этот оказался непрочным, а существование Латинской империи способствовало углублению раскола.

Крестовый поход детей (1212). Пожалуй, самая трагическая из попыток возвратить Святую Землю. Несколько тысяч французских детей (возможно, до 30 000) под предводительством пастушка Этьена из Клуа близ Вандома (ему явился Христос и вручил письмо для передачи королю) прибыли в Марсель, где их погрузили на корабли. Два корабля затонули во время шторма на Средиземном море, а остальные пять дошли до Египта, где судовладельцы продали детей в рабство. (Узнаёте? Опять апельсиновый запах бизнес-проекта) Тысячи немецких детей (по оценкам, до 20 тыс.), возглавляемые десятилетним Николасом из Кельна, пешком направились в Италию. При переходе через Альпы две трети отряда погибло от голода и холода, остальные дошли до Рима и Генуи. Власти отправили детей назад, и на обратном пути большая часть детей исчезла без следа.

Возможно, в связи с этими событиями в Германии возникла знаменитая легенда о крысолове из Гаммельна.

Были еще крестовые походы пастушков 1251 и 1320 гг., где эти самые «пастушки» не вышли даже за пределы Франции, и т.к. занимались в основном грабежом, то были разгромлены официальными властями с благословения папы римского.

 

5-й крестовый поход (1217-1221).На 4-м Латеранском соборе в 1215 папа Иннокентий III объявил новый крестовый поход (иногда его рассматривают в качестве продолжения 4-го похода, и тогда последующая нумерация смещается). Выступление было намечено на 1217, его возглавили номинальный король Иерусалима Иоанн Бриеннский, король Венгрии Андрей (Эндре) II и др. Крестоносцы захватили в Египте город Дамиетту на берегу моря. Египетский султан предложил христианам уступить Иерусалим в обмен на Дамиетту, но папский легат Пелагий не дал на это согласия. В 1221 крестоносцы предприняли неудачный штурм Каира, попав в тяжелое положение и были вынуждены сдать Дамиетту в обмен на беспрепятственное отступление. Попытки крестоносцы ничем не увенчались, кроме заключения мира с султаном Египта аль-Камилем.

6-й крестовый поход (1228-1229). Этот крестовый поход, иногда его называют "дипломатическим", возглавил Фридрих II Гогенштауфен, внук Фридриха Барбароссы. Королю удалось избежать военных действий, путем переговоров он (в обмен на обещание оказать поддержку одной из сторон в межмусульманской борьбе) получил Иерусалим и полосу земель от Иерусалима до Акры. В 1229 Фридрих короновался в Иерусалиме как король. Но после того, как Фридрих II перестал участвовать в походе, крестоносцы действовали не согласованно и потерпели ряд поражений. А в 1244 году мусульмане захватили Иерусалим, который уже никогда не будет возвращен крестоносцам.

7-й крестовый поход (1248-1254) возглавил французский король Людовик IX Святой. Военная экспедиция, предпринятая против Египта, обернулась сокрушительным поражением. Крестоносцы взяли Дамиетту, но на пути к Каиру были наголову разбиты, а сам Людовик попал в плен и вынужден был заплатить за свое освобождение огромный выкуп домой вернулась только часть крестоносцев.

8-й крестовый поход (1270). Не вняв предостережениям советников, Людовик IX вновь пошел войной на арабов. На сей раз он направил удар на Тунис в Северной Африке. Крестоносцы оказались в Африке в самое жаркое время года и пережили эпидемию чумы, погубившей самого короля (1270). Из-за болезней умер король Людовик IX и его сын, и только сицилийскому королю Карлу Анжуйскому удалось обязать Тунис платить дань. С его смертью завершился этот поход, ставший последней попыткой христиан освободить Святую Землю.

Попыткой крестового похода, но уже без номера, стала безрезультатная экспедиция сына английского короля Эдуард в Палестину. Военные экспедиции христиан на Ближний Восток прекратились после того, как мусульмане взяли Акру в 1291. Вскоре мусульмане изгнали всех христиан из Святой земли.

Крестовые походы запомнятся как кровавое и бессовестное месиво из подвигов и подлости. Резня мусульманского населения, устроенная рыцарями в Иерусалиме, разрушила конфессиональный мир, царивший на Ближнем Востоке. После крестовых походов арабы, чтобы не было подвигов к нападениям крестоносцев, выслали из Святой Земли всё христианское население.

Крупнейший и богатейший культурный центр мира – Константинополь был разграблен и почти уничтожен. Роковым итогом крестовых походов стало ослабление восточного христианства. Падение Константинополя, захват его крестоносцами, сделали неизбежным взятие города турками. После удара западных христиан византийцы уже не смогли в полной мере восстановиться. Религиозно-политический антагонизм между католиками и православными стал непримиримым. После четвертого крестового похода речи о единении с западными христианами быть уже не могло. (Примерно, как в Испании, накануне прихода арабов не хотелось иметь с католиками ничего общего). Важнейшим духовным процессом этого времени является то, что в начале второго тысячелетия западная христианская традиция уже отделилась от восточного христианства, от наследия Вселенской церкви. Началось становление западного, германского типа религиозного сознания.

Крестовые походы обеспечили отток феодалов-рыцарей в Святую Землю, добрая половина из которых не вернулась в Европу. Класс феодалов, его могущество в эпоху крестовых походов были значительно подорваны. С уничтожением класса феодалов ослабла феодальная раздробленность, появились национальные государства.

Самую большую выгоду из крестовых походов извлекли финансовые круги итальянских городов, которые обогатились за счет торговой монополии в странах Средиземноморья. Крестовые походы сыграли чрезвычайно важную роль в зарождении финансовой аристократии и способствовали развитию капиталистических отношений в итальянских городах. (По оценке акад. Фурсова значительная часть богатейших ныне семей мира, в большинстве своём, ведёт отсчёт своих богатств от операций, связанных с Крестовыми походами).

Рассмотрение кровавой эпопеи крестовых походов снова ставит нас перед вопросом: о том, чем являются для нас духовные ценности Запада, и готовы ли мы принять их в качестве своих ценностей?

 


[1] http://www.nsad.ru/articles/pravoslavnyj-monastyr-pod-zashhitoj-musulman «Пророк Мухаммед запретил убивать христиан: свидетельство в Синайском монастыре»

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.