Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Использование ЭВМ в банковском деле



 

Трудно представить себе более благодатную почву для внедрения новых

компьютерных технологий, чем банковская деятельность. В принципе почти все

задачи, которые возникают в ходе работы банка достаточно легко поддаются

автоматизации. Быстрая и бесперебойная обработка значительных потоков

информации является одной из главных задач любой крупной финансовой

организации. В соответствии с этим очевидна необходимость обладания

вычислительной сетью, позволяющей обрабатывать все возрастающие

информационные потоки. Кроме того, именно банки обладают достаточными

финансовыми возможностями для использования самой современной техники.

Однако не следует считать, что средний банк готов тратить огромные суммы на

компьютеризацию. Банк является прежде всего финансовой организацией,

предназначенной для получения прибыли, поэтому затраты на модернизацию

должны быть сопоставимы с предполагаемой пользой от ее проведения. В

соответствии с общемировой практикой в среднем банке расходы на

компьютеризацию составляют не менее 17% от общей сметы годовых расходов.

Интерес к развитию компьютеризированных банковских систем определяется

не желанием извлечь сиюминутную выгоду, а, главным образом, стратегическими

интересами. Как показывает практика, инвестиции в такие проекты начинают

приносить прибыль лишь через определенный период времени, необходимый для

обучения персонала и адаптации системы к конкретным условиям. Вкладывая

средства в программное обеспечение, компьютерное и телекоммуникационное

оборудование и создание базы для перехода к новым вычислительным

платформам, банки, в первую очередь, стремятся к удешевлению и ускорению

своей рутинной работы и победе в конкурентной борьбе.

Новые технологии помогают банкам, инвестиционным фирмам и страховым

компаниям изменить взаимоотношения с клиентами и найти новые средства для

извлечения прибыли. Аналитики сходятся во мнении, что новые технологии

наиболее активно внедряют инвестиционные фирмы, затем следуют банки, а

самыми последними их принимают на вооружение страховые компании.

В настоящее время в банках растет спрос на людей, обладающих

достаточными знаниями компьютера и компьютерных сетей. При устройстве на

работу в банк предпочтение отдается специалисту-сетевику и программисту, а

не кассиру.

Банковские компьютерные системы на сегодняшний день являются одной из

самых быстро развивающихся областей прикладного сетевого программного

обеспечения. Нужно отметить, что банковские системы представляют из себя

"лакомый кусочек" для любого производителя компьютеров и ПО. Поэтому почти

все крупные компании разработчики компьютерной техники предлагают на этом

рынке системы на базе своих платформ.

В качестве примеров передовых технологий, используемых в банковской

деятельности, можно назвать базы данных на основе модели "клиент-сервер"

(характерно использование ОС Unix, базы данных - различных типов, например

Oracle); средства межсетевого взаимодействия для межбанковских расчетов;

службы расчетов, целиком ориентированных на Internet, или, так называемые,

виртуальные банки; банковские экспертно-аналитические системы, использующие

принципы искусственного интеллекта и многое другое.

В настоящее время банковские системы позволяют автоматизировать

практически все стороны банковской деятельности. Среди основных

возможностей современной банковской системы, основанных на использовании

сегодняшних сетевых технологий, следует упомянуть: системы электронной

почты, базы данных на основе модели "клиент-сервер", ПО межсетевого

взаимодействия для организации межбанковских расчетов, средства удаленного

доступа к сетевым ресурсам для работы с сетями банкоматов и многое другое.

На мировом рынке существует масса готовых банковских систем. Основной

задачей, стоящей перед службой автоматизации западного банка, является

выбор оптимального решения и поддержка работоспособности выбранной системы.

В нашей стране ситуация несколько иная. В условиях стремительного

возникновения новой для России банковской сферы вопросам автоматизации

поначалу уделялось недостаточно внимания. Большинство банков пошло по пути

создания собственных систем. Такой подход имеет свои достоинства и

недостатки. К первым следует отнести: отсутствие необходимости в больших

финансовых вложениях в покупку банковской системы, приспособленность

банковской системы к условиям эксплуатации (в частности к существующим

линиям связи), возможность непрерывной модернизации системы. Недостатки

такого подхода очевидны: необходимость в содержании целого компьютерного

штата, несовместимость различных систем, неизбежное отставание от

современных тенденций и многое другое. Однако есть примеры приобретения и

успешной эксплуатации российскими банками дорогостоящих банковских систем.

Наиболее популярны сегодня смешанные решения, при которых часть модулей

банковской системы разрабатывается компьютерным отделом банка, а часть

покупается у независимых производителей.

Основными платформами для банковских систем в настоящее время

считаются:

1. ЛВС на базе сервера PC (10,7%);

2. Различные модели специализированных бизнес-компьютеров фирмы IBM

типа AS/400 (11,1%);

3. Универсальные компьютеры различных фирм-производителей (IBM, DEC и

др. - 57,8%) и др.

Характерен переход на компьютерные платформы, которые работают по

модели "клиент-сервер" и используют в основном ОС UNIX.

Функции банковских систем.

Банковские системы обычно реализуются по модульному принципу. Широко

используются специализированные мощные или универсальные компьютеры,

объединяющие несколько ЛВС. Применяется межсетевой обмен и удаленный доступ

к ресурсам центрального офиса банка для выполнения операций "электронных

платежей". Банковские системы должны иметь средства адаптации к конкретным

условиям эксплуатации. Для поддержки оперативной работы банка система

должна функционировать в режиме реального времени.

Основные функции банковских систем (обычно они реализуются в виде

независимых модулей единой системы):

Автоматизация всех ежедневных внутрибанковских операций, ведение

бухгалтерии и составление сводных отчетов.

Системы коммуникаций с филиалами и иногородними отделениями.

Системы автоматизированного взаимодействия с клиентами (так называемые

системы “банк-клиент”).

Аналитические системы. Анализ всей деятельности банка и системы выбора

оптимальных в данной ситуации решений.

Автоматизация розничных операций - применение банкоматов и кредитных

карточек.

Системы межбанковских расчетов.

Системы автоматизации работы банка на рынке ценных бумаг.

Информационные системы. Возможность быстрого получения необходимой

информации, влияющей на финансовую ситуацию.

Таким образом, мы видим, что любая банковская система представляет из

себя сложный комплекс, объединяющий сотни отдельных компьютеров, локальные

сети и необходимое подключение к глобальным сетям.

 

Отдельно необходимо сказать о корпоративных сетях банков, так как это

один из основных элементов банковских систем.

Корпоративная сеть банка представляет собой частный случай

корпоративной сети крупной компании. Очевидно, что специфика банковской

деятельности предъявляет жесткие требования к системам защиты информации в

компьютерных сетях банка. Не менее важную роль при построении корпоративной

сети играет необходимость обеспечения безотказной и бесперебойной работы,

поскольку даже кратковременный сбой в ее работе может привести к гигантским

убыткам. И, наконец, требуется обеспечить быструю и надежную передачу

большого объема данных, поскольку многие прикладные банковские программы

должны работать в режиме реального времени.

Можно выделить следующие основные требования к корпоративной сети

банка:

Сеть объединяет в структурированную и управляемую замкнутую систему все

принадлежащие компании информационные устройства: отдельные компьютеры и

локальные вычислительные сети (LAN), хост-серверы, рабочие станции,

телефоны, факсы, офисные АТС, сети банкоматов, онлайновые терминалы.

В сети обеспечивается надежность ее функционирования и мощные системы

защиты информации. То есть, гарантируется безотказная работа системы как

при ошибках персонала, так и в случае попытки несанкционированного доступа

(в настоящее время это очень актуально).

Существует отлаженная система связи между банковскими отделениями

разного уровня (как с городскими отделениями, так и с иногородними

филиалами).

В связи с современными тенденциями развития банковских услуг (например,

обслуживание по телефону, круглосуточный доступ к банкоматам и он-лайновым

терминалам, развитие сетей быстродействующих платежных терминалов в

торговых точках, круглосуточные операции с акциями клиентов) появляется

потребность в специфичных для банков телекоммуникационных решениях.

Существенную роль приобретает организация оперативного, надежного и

безопасного доступа удаленного клиента к современным банковским услугам.

Касаясь вопроса предпочтительной архитектуры банковской сети, можно

отметить, что наиболее распространенной в европейских странах и актуальной

на сегодня для российских банков является топология "звезда", простая или

многоуровневая, с главным офисом в центре, соединенным с региональными

отделениями. Преобладание этой топологии определяется следующими факторами:

Прежде всего, самой структурой банковских организаций. (Наличием

региональных отделений и большим объемом передаваемой между ними

информации.)

Высокой стоимостью аренды каналов связи. Нужно иметь в виду, что обычно

при организации связи с удаленными отделениями практически не используются

коммутируемые телефонные каналы. Здесь необходимы высокоскоростные и

надежные линии связи.

В странах Восточной Европы и СНГ в пользу применения топологии "звезда"

действует дополнительный фактор - недостаточно развитая инфраструктура

телекоммуникаций и связанные с этим трудности в получении банком большого

числа каналов связи. В этих условиях особенно важным становится внедрение

экономичных решений, существующих на мировом рынке, а иногда и специально

доработанных для соответствия условиям развивающихся стран.

В общем случае, когда возникает необходимость связывать региональные

офисы друг с другом напрямую, приобретает актуальность топология "каждый с

каждым". По своей сути эта топология отличается повышенной надежностью и

отсутствием перегрузок. Практически могут быть реализованы многочисленные

смешанные варианты топологий, как в случае "децентрализованного главного

офиса", когда различные отделы центрального офиса банка — расчетный,

кредитный, аналитический, технический или любой другой — находятся в разных

зданиях.

В некоторых европейских странах существуют общенациональные

конфигурации, когда корпоративные сети отдельных банков образуют

"суперзвезду" с межбанковским расчетным центром в качестве вершины

телекоммуникационной банковской иерархии. Этот вопрос напрямую связан с

выбором системы межбанковских взаиморасчетов и будет рассмотрен ниже.

 

Итак, в банковском деле ЭВМ используются очень широко. Они обязательно

соединены между собой сетью. Используется технология клиент-сервер. В

качестве серверов обычно выступают машины SUN, IBM, DEC под управлением ОС

Unix. Клиентские машины - обычно PC. Для работы с глобальными сетями

используются выделенные оптоволоконные каналы или в крайнем случае ISDN

(модемная связь практически не используется).

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.