В одной из статей О. Генисаритского говорится о том, что концепция является составляющей частью проектной культуры. Творческие концепции, являются содержанием творческого сознания, и программы, являются содержанием творческой воли, вместе с выраженными в них ценностными ориентациями субъектов проектирования. Очень ярко смысл концептуальности в проектной культуре проявлен вокруг функционализма. Точка зрения в этой полемике заключается в признании неудовлетворительности наивно-реалистических формул, причем вне зависимости от того, какая категория подставляется далее в формулы - функция, конструкция, технология, организация, социальная потребность и т.д. Концептуализм нередко оправдывается направленностью на инновационные процессы. Это связано в сознательной свободе ориентироваться на одно, другое или третье основание своего проектного творчества.
Благодаря концептуализации творчества в истории проектной культуры прослеживаются нити актуализации той или иной творческой концепции и связанных с нею приемов формообразования. Концептуализация творчества есть вместе с тем и установка на осознание ценностного содержания, на проявление тех жизненных, художественных и духовных ценностей, которые утверждаются или отвергаются в данном произведении, проекте. Это не означает, что все концептуализируемые в творчестве ценности могут быть обозначены, изображены или “промыслены”. Нет, большая часть представленного в концепции ценностного материала все равно останется в области подразумеваемого, духовно осязаемого.
Проектная культура смыкается с концептуальностью и это свидетельствуют о том, сколь важно помнить не только о содержании ценностей, означенных в соответствующих концепциях, но и о способе их бытия: о роли сознания в проектном творчестве, о единстве личной творческой активности, с одной стороны, и жизненного пути и окружения творческой личности, с другой.В художественной и проектной культуре 70-80-х годов термины “концепция”, “концепт”, “концептуальность” приобрели широкий смысл. Здесь и концептуализм как одно из направлений живописного авангарда, и художественные концепции, предваряющие начальные этапы художественного проектирования, и собственно творческие концепции, как авторские самообразы творчества, и многое другое. Типологический вопрос о творческой сути концептуализма- это прямое, открытое использование рассудка, мышления, интеллекта в создании, обращении и потреблении произведений искусства, других эстетических и культурных ценностей, включая средовые. Переходность современной культурной ситуации, включение ее в процесс развития, ее обновлении, модернизации образа жизни, свидетельствует об увеличении и многозначности творческой концепции. Помимо живописного, поэтического или проектного концептуализма как группового стиля, творческой манеры сегодня в культуре обращается большое число всякого рода концепций, программ, установок и подходов, разделяющих с концептуализмом самую характерную его черту - прямое, открытое применение рассудка в художественных целях. Творческая концепция оповещает наблюдателей о ценностях, составляющих внутреннюю структуру личности и отвечающих за ее, личности, образно-жизненную целостность. В творческой концепции проявляется основной способ бытия личности, определяющий ее ценностное постоянство, способность переживать естественность и свободообразность человеческой жизни. Поэтому все видимое, представляемое и воображаемое благодаря творческому усилию художника, творчески предопределены своеобразным этическим взглядом к миру. [1]В силу способности и призванности выражать основное понимание, основную ценностную ориентацию художника творческие концепции становятся отправной точкой критического толкования и авторского замысла. Он всегда имеет жизнетворческий, личностно-духовный и этнокультурный смысл.