Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Насильственная преступность несовершеннолетних



Насилие в стране в последнее время все чаще и чаще становится обычным естественным нормативом жизни общества, учитывая то, что под угрозу в первую очередь ставятся наиболее значимые для человека ценности – жизнь и здоровье.

На сегодняшний день отмечаются весьма негативные тенденции в самой динамике насильственной преступности в целом, это касается, в первую очередь, роста убийств в общем массиве преступлений, увеличивается удельный вес предумышленных насильственных преступлений, рост насильственной латентной преступности, увеличение посягательств на жизнь и здоровье граждан, осуществляется процесс совершенствования и появления более новых признаков профессионализма в преступности, на фоне всего явственно отмечается рост рецидивной преступности. Но самое главное заключается в том, что происходит рост насильственной преступности несовершеннолетних, как частного случая насильственной преступности в целом. Данная динамика затрагивает как структурное, так и качественное содержание, видоизменение и появление новых более совершенных форм насильственной преступности несовершеннолетних. Во многом причинами, повлекшими такие негативные последствия, выступают причины общего глобального характера – нестабильность экономического положения в государстве, кризисные явления политического и правового осмысления, определенная пробельность законодательства, кроме этого можно отметить внутренние частные причины – снижение функционирующей роли профилактических мероприятий, направленных на предупреждение преступности несовершеннолетних, недостаточная эффективность федеральных программ по борьбе с преступностью, в части касающейся насильственной преступности несовершеннолетних. В большей степени это связано и объясняется недостаточными исследованиями и полнотой понимания данной проблемы, неготовностью к координальному переосмыслению и разработкам действенных мер по разрешению спорных, противоречивых ситуаций, по профилактическим направлениям борьбы с насильственной преступностью несовершеннолетних.

Безусловно, прежде чем осуществлять полный комплекс мероприятий, направленных на борьбу, предупреждение и профилактику данного вида преступности, необходимо проанализировать основные характеристики и существенные признаки подростково-юношеской насильственной преступности, к числу которых относятся:

Высокий динамизм

Преступность несовершеннолетних, в целом, и насильственная преступность, в частности, характеризуется значительной степенью возрастания, причем данный рост осуществляется непропорционально быстро. Тенденцию происходящего можно зафиксировать, исходя из анализа данных относительно прироста насильственной преступности (в 2 раза). Эти выводы делаются на основании статистического материала, которому часто свойственны определенные погрешности, так за пределами исследования и наблюдений остается весьма значительная часть латентной преступности (как естественной, так и искусственной). Не следует также забывать и тот факт: чем раньше несовершеннолетний попадает под влияние криминальной субкультуры, познает «преступные законы выживания и существования» и открывает для себя возможности доступа к материальным ценностям, тем выше вероятность совершения им повторных преступлений, в результате наблюдается рост рецидивной преступности.

Несомненно, преступность как социальное явление представляет собой значительную опасность для общества, но преступность несовершеннолетних обладает более сильным общественным резонансом. Это объясняется рядом особенностей, свойственным данной возрастной категории:

  • психофизиологические особенности (сам возраст от 14 до 18 лет является переломным и кризисным, что значительно отражается на дальнейшем поведении, формировании мировоззрений несовершеннолетних, а также на познании ими общества. В этот период происходит отторжение многих жизненных принципов и привычек, заложенных со стороны родителей, окружающих, их замена осуществляется на основе уяснения молодежных ценностей, подростковой субкультуры, выработки своей позиции видения мира и общества, исходя из собственных взглядов, самостоятельности, самоуверенности в себе, отторжения и неприемлемости культуры и поддержки взрослых, на фоне полнейшей дисгармонии в сознании и понимании жизни. В психологической науке выделяются несколько этапов в формировании личности: младший подростковый возраст (это переход от детства к отрочеству, в процессе которого начинается физическая перестройка организма, влияющая в определенной степени на поведение подростков), старший подростковый возраст (13-15 лет, переход к отрочеству), младший юношеский возраст (16-18 лет)[1]. В целом основными признаками несовершеннолетнего возраста, по мнению Л. М. Прозументова, являются:

1) критичность становления процесса «идентичности», под которым понимается личностно принимаемый несовершеннолетним образ себя в окружающем мире;

2) наличие ведущей деятельности, которая направлена на установление интимно-личных отношений со сверстниками через процесс общения;

3) возникновение чувства взрослости (несовершеннолетний требует новых прав для себя и ограничения прав взрослых над собой);

4) низкий уровень конфликтной компетентности – основной составляющей социальной компетенции, т. е. развитие способностей человека реализовать свою деятельность во взаимодействии с другими людьми в соответствии с собственными целями, ценностями адекватностью конкретным социальным условиям[2].

  • недостаток социального опыта;
  • повышенная эмоциональность, эмоциональная возбудимость;
  • склонность к подражанию;
  • противоречивость и неустроенность в поведении и во взглядах;
  • подверженность посторонним влияниям;
  • потребность в самореализации (чаще всего самореализация и общение происходят организациях асоциальной деятельности, поэтому преступления несовершеннолетних носят преимущественно групповой характер)[3].

Групповой характер насильственной преступности несовершеннолетних

На эту проблему можно посмотреть с двояких позиций: во-первых, формирование чисто юношеских преступных сообществ, в основе которых лежат три принципа: принцип сохранения, принцип пульсации или цикличности, принцип дополнительности; во-вторых, совершение преступлений несовершеннолетних в группе со взрослыми, т. е. посредством вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность. Данная преступная группа более опасна и более организована, в ней отмечается большая сплоченность, профессионализм, спланированность.

Возникает вопрос, что толкает подростков объединяться в группы:

1) потребность в общении, чаще всего подростку не хватает общения и теплых отношений в семье, школе и т. д.;

2) потребность в самореализации своих способностей и возможностей, в самоутверждении и признании (причем легче всего этого добиться в группе посредством завоевания авторитета);

3) поиск психологической и физической защиты от необоснованных притязаний со стороны окружающих;

4) все более возрастающая роль «тусовок», где и происходит оформление в криминальные группы, отличительными чертами которых являются криминальная преступная деятельность, употребление спиртных, токсических и наркотических веществ;

5) чувство психологической и моральной поддержки друг друга, безнаказанности в содеянном;

6) общность криминальных интересов, поддержка в совместной преступной деятельности, преступная романтика, подмен ценностных ориентиров на эмоционально насыщенные атрибуты (жаргон, клятвы, клички)[4];

7) повышение материальной базы за счет совершения преступлений;

8) подверженность попадать под влияние лиц, обладающих большим криминальным прошлым, безнравственностью, криминальной активностью и мобильностью, склонность к внушению и риску;

9) сходство субкультуры – социально-неприемлемых потребностей, интересов, склонностей, ценностных ориентаций.

Организационный характер насильственной преступности несовершеннолетних

Группирование – это начало организованной преступности, но без определенного руководства и поддержки со стороны взрослых рецидивистов и криминальных структур она так и останется лишь групповой преступностью. Именно криминальные структуры придают ей организованный характер, включающий:

  • переход из подростковой группы в преступную группу более высокого порядка, связанную с коррумпированностью;
  • подчинение криминальной подростковой группы и ее деятельности «общему командованию»;
  • функциональное разделение преступной деятельности подростковых групп (с четким разделением территорий и зон преступной деятельности);
  • профессионализацию в тех или иных видах преступной деятельности подростковых групп, а также профессионализацию внутри группы при совершении конкретных преступлений;
  • определенные правила поведения («законы», «нормы»…);
  • наличие определенных «судебных» инстанций, наделенных правами проводить «разборки», наказывать виновных или преступную группу в целом[5].

Для несовершеннолетней преступности типично особое взаимодействие с социальной средой и, как следствие этого, специфика социальной среды личности. Существует тройной механизм социальной детерминации преступного поведения личности:

1) путем ее постановки в такие социальные позиции, совокупность которых сама по себе способна исключать личность (полностью или частично) из сферы действенного и положительного влияния и обеспечивать воздействие на нее негативных моментов;

2) путем дачи предписаний, вытекающих из занимаемых позиций, не соответствующих нормам права и лежащей в их основе морали или носящих противоречивый характер;

3) путем такого деформирования личности в результате длительной деформации ее социальных позиций и социальных ролей, которые влияют на характер восприятия и исполнения соответствующих предписаний[6].

Основными причинами и условиями (детерминантами) совершения подростками насильственных преступлений являются:

Недостатки воспитания в семье

Семья, являясь одним из важнейших институтов социализации подростка, прививает ему основные моральные требования, правила поведения, закладывает основы характера, жизненные установки и требования. Существующие дефекты в семье (такие как пьянство, грубость, жестокость) порождают искаженное формирование личности подростков, ответную жестокость, подмену социальных ценностей, пропаганду власти над другими и умение приспосабливаться к любым условиям в целях выживания. Немаловажной является сама обстановка, «внутренний климат» в семье, ведь ссоры и конфликты между родителями не могут остаться незамеченными ребенком, а также негативное влияние на ребенка оказывает семья с криминальной направленностью (т. н. деликвентные семьи), в которых идет пропаганда криминальных ценностей и криминального образа жизни. Таким образом, в целях снижения насильственной преступности несовершеннолетних следует, в первую очередь, развивать институт воспитания молодого поколения, т. е. семью, т. к. именно она остается основной средой воспитания, средством передачи ценностей, культуры и информации, обеспечивает эмоциональную, материальную и социальную поддержку человека, его рост и развитие[7].

Подмена ценностных ориентаций несовершеннолетних

Можно выделить три группы ценностных ориентаций: высшие всеобщие интересы, интересы круга друзей и близких, личные интересы (материального и нематериального характера). Для подростков, совершающих преступления, характерны «ножницы», разрыв между ценностями, признаваемыми ими, и теми, которым они готовы следовать и фактически следуют.

Дефекты правосознания несовершеннолетних

Специфика правосознания несовершеннолетних обусловлена его формированием в результате негативного воздействия, влияния. У несовершеннолетних преступников, в отличие от правопослушных, преобладают неофициальные источники формирования их правовых знаний, представлений и отношений, распространены противоправные взгляды и поведение.

Воздействие субкультуры, носящей асоциальный характер

Понятие асоциальной субкультуры как социально-психологического явления довольно сложное и многообразное и понимается в двух смыслах: 1) в широком смысле, под ней следует понимать все социально-психологические характеристики антиобщественного поведения личности и групп; 2) в узком смысле, под ней следует понимать различные проявления, характеризующие «законы», «традиции» преступного образа жизни. В целом, под асоциальной субкультурой можно понимать нормы, ценности, традиции, обычаи, привычки асоциальных групп, регулирующие их поведение и отношение к другим лицам. признаками асоциальной субкультуры являются: употребление уголовно-воровского жаргона, распространенность азартных игр, «блатных» песен, наличие враждующих группировок, ведущих борьбу за власть, общий «котел» членов групп и др., существование жестокой групповой стратификации[8].

Сила авторитета

Она заключается в наличии весьма сомнительных качеств, которые существуют в определенной личности. Первое место в иерархии таких качеств занимает умение найти выход из любого положения, затем в порядке очередности: физическая сила, бескорыстная помощь, властность, бесцеремонность, умение приспособиться к любым условиям, поддержка рискованных мероприятий, знания, умение выработки тактики поведения и т. д. Несовершеннолетние преступники в своей криминальной среде встречаются со специфическими нормами, подчиняют им свои взгляды и поведение. Свое и чужое поведение они оценивают с позиций этих норм, таким образом, как правило, наблюдается нравственное одобрение асоциальных поступков.

Влияние СМИ

Влияние СМИ заключается в пропаганде преступного поведения, заимствованного у негативных героев, в нарушении общепринятых норм поведения. Формирование криминогенной мотивации и антиобщественной направленности, распространение социально-вредных явлений – пьянства, наркомании, проституции среди несовершеннолетних. Все это происходит совместно с психологической неустойчивостью, сниженным уровнем общей мотивации, неразвитым правосознанием и правовой культурой несовершеннолетних[9].

Все это происходит в период обострения социальных противоречий, приводящих к социальным конфликтам, негативные последствия которых приводят к ухудшению социальных условий жизнедеятельности людей[10]. Все это не может не отразиться на психике и развитии, становлении личности несовершеннолетних. Поэтому основная политика государства, усилия общества должны быть направлены на предупреждение, профилактику и борьбу с проявлениями насильственной преступности несовершеннолетних посредством формирования уверенности, чувства защищенности, необходимости развития и совершенствования правовой культуры и правосознания несовершеннолетних.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.