Социальные изменения оказали прямое и непосредственное влияние на процесс систематизации правовых актов. Перечислен-ные выше способы систематизации уже давно стали анахронизмом. Практически во всех странах осуществился тотальный переход на компьютеризированный учет правовых актов. Автоматизирован-ные информационно-поисковые системы правовой информации существуют и в России при каждом федеральном органе государст-венной власти.
Вместе с тем широкое распространение получили частные СПС, например «КонсультантПлюс», «Гарант», «Кодекс». Это не просто электронные картотеки правовых актов, но и электронные разновидности инкорпорации, причем имеющие общеправовой характер. Привлекательность СПС обусловлена следующими осо-бенностями:
1) СПС позволяют получить максимально исчерпывающую ин-формацию по интересующей правовой проблематике. Так, ин-формационная база СПС «КонсультантПлюс» состоит из более 1,5 млн документов и охватывает правовые акты всех видов и уровней (федеральные и региональные);
2) помимо баз данных нормативных документов, многие СПС включают базы поддержки законодательства, например судебную
и арбитражную практику, консультации, обзоры, словари, элек-тронные версии печатных изданий. Набор их продолжает расши-ряться;
3) СПС — это сложный интеллектуальный продукт. Она не просто представляет собой хранилище правовых актов, но и со-держит аналитические материалы к ним, сосредоточенные в руб-рике «Комментарии законодательства». Материалы, подготовлен-ные юристами, подробно разъясняют, как понимать ту или иную норму права, и значительно облегчают работу с правовыми до-кументами, содержащими противоречивые формулировки. Таким образом, юридическая наука напрямую подключается к работе по облегчению и повышению эффективности использования инфор-мации, связанной с законодательством;
Особенная часть
4) базы данных СПС постоянно пополняются и изменяются, правовые акты даются в новой редакции, но СПС предоставляет возможность проследить и предыдущий путь того или иного акта;
5) СПС помогает проследить взаимосвязи между документами
в информационном банке;
6) ответ на интересующий вопрос можно получить разными
методами1:
— по реквизитам;
— ключевым словам;
— контекстному поиску;
— тематическому рубрикатору;
7) СПС обеспечивает быстрый поиск информации, даже если нет полной информации о правовом акте;
8) составление тематической подборки — еще одно преимуще-ство СПС.
Справочная правовая система дает возможность каждому соз-дать свою пользовательскую базу данных, предусматривает вывод текста необходимого документа на печать или в текстовый файл.
С развитием Интернета появилась возможность работать с пра-вовой информацией в оперативном режиме. Некоторые СПС обеспечивают бесплатный доступ к своим базам данных.
Глава 12. Правила систематизации юридических документов
10) нормативные предписания, отобранные для переработки, должны быть классифицированы по вопросам, которые предпо-ложительно должны найти отражение в будущем кодексе. Эта классификация должна стать основой разработки структуры ко-декса;
11) самый ответственный этап — составление текста проекта кодекса, формулирование его статей. Здесь, как правило, не удает-ся обойтись классификацией отобранных и переработанных нор-мативных предписаний. Приходится их дополнять новыми норма-тивными предписаниями, как бы восполнять имеющиеся пробелы вправовом регулировании этой сферы общественных отношений. Одному человеку это, конечно, не по силам. Распределение струк-турных элементов текста между составителями должно проводить-ся с учетом их желания, которое обычно определяется их компе-тентностью в том или ином вопросе;
12) текст проекта должен подвергнуться широкому обсуждению среди научной общественности. Возможно, отдельные вопросы (скорее, социального характера), регулируемые проектом, следует вынести и на суд широкой общественности;
13) после этого проект кодекса должен пройти всестороннюю экспертизу различного профиля (юридическую, лингвистическую,логическую, политологическую и др.);
14) далее проекту кодекса с учтенными замечаниями предстоит
утверждение на комиссии по кодификации;
15) обычно проводится отраслевая кодификация. Однако мо-жет быть осуществлена институциональная кодификация, только
в ее названии не всегда используется термин «кодекс» (например. Лесной кодекс РФ, но «Закон о несостоятельности (банкрот-стве)», Правила дорожного движения). Из истории известны об-щеправовые кодификации, например Соборное уложение. В на-стоящее время в развитых странах в силу возросшей сложности и специализации правового регулирования они не используются.