Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Технико-юридические правила кодификации



 

Поскольку по своей сути кодификация относится к право-творчеству и лишь (исходя из ее результатов) примыкает к систе-матизации, правила ее проведения в большей мере входят в пра-вотворческую технику. Инструменты формирования содержания кодекса и его оформления во многом сходны с теми, которые применяются при создании других нормативных актов (они рас-смотрены в гл. 6 и 7). Уточним их применительно к кодификаци-онной работе:

 

1) это очень сложная и высокозатратная работа. Поэтому она должна начинаться только тогда, когда вынесено решение государ-ственного органа о ее проведении и финансировании. Именно госу-дарственный орган берет на себя решение вопроса, необходима ли кодификация;

 

2) создание рабочего коллектива — задача не из легких. В нем должны быть собраны профессионалы высокого класса, причем разного профиля: и ученые — юристы, лингвисты, политологи, специалисты в той сфере жизни, которая стала объектом кодифи-кации, и политики, и практические работники с большим опы-том;

 

3) план работы коллектива должен быть разбит на этапы с ука-занием примерных сроков выполнения работ на каждом из них;

 

4) необходимы распределение обязанностей между членами ра-бочего коллектива и определение этапа включения их в работу;

 

5) важны сбор и отбор нормативного материала, подлежащего кодификации;

 

6) важно обобщение зарубежного опыта в сфере законодатель-ства, являющейся объектом законопроектных работ;

 

1 См., например: Тихомиров Ю. А., Талапина Э. В. О кодификациях и кодек-сах // Журнал российского права. 2003. № 3. С. 48.


 

346 Особенная часть

 

7) необходимы предварительный анализ нормативного мате-риала и решение вопроса о целесообразности кодификации. Созда-ние кодекса не может быть просто модной затеей, реализацией чьей-то идеи или политических амбиций. Кодификацию следует начинать только тогда, когда это целесообразно и тем более если проявляются негативные явления, связанные с ее отсутствием.

 

Например, в области избирательного права накопился довольно значительный нормативный объем. Центром избирательного законо-дательства является довольно мощный Федеральный закон «Об ос-новных гарантиях избирательных прав и права на участие в референ-думе граждан Российской Федерации». Но по своему содержанию он таков, что пользоваться им крайне затруднительно. Возникла настоя-тельная потребность в создании избирательного кодекса, не только объединяющего, но и упрощающего многие законодательные поло-жения проведения выборов;

 

8) следует изучить реальную обстановку в стране и определить объективные и субъективные факторы, которые могут сказаться на действии будущего кодекса.

 

Например, создатели Трудового кодекса РФ, изучив социальную обстановку в стране, не пошли на радикальные изменения в регулиро-вании трудовых отношений, а остановились на принятии в 2001 г. уп-рощенного варианта Кодекса, в большей мере сохранившего прежние традиции в сфере труда. Прошло несколько лет, обобщен опыт его применения. Сегодня уже есть понимание того, что в регулировании трудовых отношений надо идти дальше;

 

9) важны анализ собранных для переработки нормативных ак-тов и вычленение нормативных предписаний, которые войдут в ко-декс. Одним из важных моментов является решение вопроса, одно-родные ли общественные отношения они регулируют; в противномслучае кодекс не будет цельным актом, а больше будет походить на консолидированный акт.

 

Кодекс РФ об административных правонарушениях по содержа-нию четко делится на две части: материально-правовые и процессу-альные нормы. Понятно, что они связаны друг с другом. Но направ-ленность этих двух видов норм разная: охранительная и процессуаль-ная. Если подходить к кодификации профессионально, то следовало бы нормы, закрепляющие порядок защиты административно-право-вых отношений, оформить в виде особого нормативного акта — адми-нистративно- процессуального кодекса;

 

Ускорение изменений в социальной жизни делает кодифика-цию не вполне пригодной для эффективного регулирования посто-янно меняющихся общественных отношений. Получается, для того чтобы кодекс, созданный с такими большими временными, материальными и человеческими затратами, просуществовал дос-таточно долго, в нем следует закреплять лишь самые общие поло-жения. Но в таком случае его неизбежно придется сопровождать более детализированными законами. Вот почему практика вышла на усредненный вариант: консолидацию юридических документов.

 

На сегодняшний день существует большой разброс мнений по вопросу о природе консолидации. Одни ученые (А. С. Шебанов, Д. А. Керимов и др.) полагают, что консолидация является разно-видностью инкорпорации. Другие исследователи (А. А. Ушаков, Н. Н. Захарова, А. С. Пиголкин и др.) считают, что она представ-ляет самостоятельный вид систематизации. С точки зрения треть-их (В. Н. Карташов), это разновидность правотворческой деятель-ности.

 

Несколько иное понимание консолидации существует за рубе-жом. Так, в Европейском Союзе консолидацией считают включе-ние множества законов со всеми изменениями и последующими доработками в единый закон, который не имеет формальной цен-ности, поскольку каждый консолидированный акт содержит пере-чень всех юридических актов со всеми их реквизитами1. Получает-ся нечто близкое к официальной инкорпорации.

 

Все же следует согласиться с В. Н. Карташовым2 в том, что кон-солидация очень близко стоит к кодификации и поэтому имеет прежде всего правотворческий характер, хотя в результате ее про-ведения достигается большой эффект и по систематизации юри-дических документов.

 




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.