Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Принципы систематизации



 

Под принципами принято понимать фундаментальные, осно-вополагающие идеи, которые движут субъектами права, выпол-няющими ту или иную юридическую работу. Нарушение их спо-собно сделать работу бесполезной. Вот почему принципы обычно выступают как требования, которые должны неуклонно испол-няться.

 

 

Принципы систематизации — это обязательные требования, реализация которых позволит субъектам систематизации достичь поставленного результата по приведению системы правовых актов в сбалансированную и пригодную для использования систему.

 

Систематизация права — один из видов юридической работы. Вполне понятно, что к ней предъявляются те же требования, кото-рые обеспечивают качество любой юридической работы. Особен-но тесно систематизаторская работа связана с правотворческой. Рассмотрим эти принципы (некоторые из них были раскрыты в разд. I, где речь шла о правотворчестве):

 

плановость (установление этапов проведения систематиза-ции, сроков, конкретных исполнителей и др.);

 

стремление к минимальному количеству нормативных актов;

 

— полнота (речь идет не только об исчерпывающем сборе ак-тов, но и о ревизии их по всем основаниям);

 

целесообразность (ревизию актов стоит проводить лишь то-гда, когда есть опасность снижения эффекта от использования правовых актов);

 

оперативность (поскольку право — это динамичная система, приведение ее в рабочее состояние должно быть быстрым, так как последующие ее изменения только осложнят работу);


340 Особенная часть

 

непрерывность (достижение гармонии правовых актов — яв-ление временное, динамизм правовой системы не предполагает приостановку этой работы);

 

экономичность (работа по систематизации относится к числу высокоинтеллектуальных действий, поэтому повышение ее произ-водительности, а также возможное снижение издержек может ее удешевить);

 

доступность (поскольку юридические документы затрагива-ют интересы людей, следует думать о том, как расширить и сде-лать достаточно легким пользование ими);

 

демократичность (имеется в виду выявление общественного мнения относительно того, какая форма систематизации будет бо-лее подходящей);

 

гласность (процесс и результаты работы по систематизации полезно делать достоянием общественности, поскольку правовые акты затрагивают их интересы);

 

профессионализм (желательно, чтобы систематизаторской ра-ботой занимались знатоки этого дела);

 

научность (привлечение разработок ученых в области систе-матизации позволит использовать не только освоенный, но и за-рубежный опыт, а также новые прогрессивные идеи).

 

Выполнение всех перечисленных принципов позволит достичь наилучшего результата в процессе проведения систематизации.

 

Литература

 

Лкксеев С. С. Общая теория права: в 2 т. М., 1982. Т. 2.

 

Захарова Н. Н. Систематизация нормативно-правовых актов мини-стерств СССР. М., 1990.

 

Карташов В. Н. Теория правовой системы общества: учеб. пособие:в 2 т. Ярославль, 2005. Т. 1.

 

Михайлов О. В. Систематизация нормативно-правовых актов как спо-соб их совершенствования. М., 2003.

 

Общая теория права: курс лекций / под общ. ред. В. К. Бабаева. Н. Новгород, 1993.

 

Орешкина И. Б. Систематизация нормативно-правовых актов Россий-ской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2000.

Сандевуар П. Введение в право. М., 1994.

 

Сивицкий В. В. Систематизация конституционно -правовых актов Рос-сийской Федерации: форма, технология, объекты // Законотворческая техника современной России: состояние, проблемы, совершенствование: сб. ст.: в 2 т. Н. Новгород, 2001. Т. 1.


 

 

Глава 12. Правила систематизации юридических документов

 

Глава 12

 

ПРАВИЛА СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ

 

В этой главе вы узнаете:

 

• какие существуют виды систематизации;

• в чем заключается особенно.;гь кодификации;

 

• какие технико-юридические правила надо выполнять в процессе кодификации;

 

• чем консолидация отличается от других видов систематизации;

• какие технико-юридические правила свойственны консолидации;

• что такое инкорпорация и как ее осуществлять;

 

• является ли учет правовых документов разновидностью системати-зации и как его можно производить;

 

• почему компьютеризация проникла в систематизацию права столь глубоко и широко.

 

§ 1. Кодификация и правила ее проведения

 

Научные подходы к характеристике кодификации

 

Кодификацию издавна считали видом систематизации наряду с инкорпорацией1. Для этого были веские основания: действитель-но, лучшим способом устранить путаницу со множеством актов является их объединение с отбором, переработкой и согласовани-ем всех необходимых норм.

 

Однако создание кодекса — дело не только не легкое, но и не быстрое. Практический опыт показывал, что иногда лучше интег-рировать множество актов в один без их коренной переработки и дело улучшится, чем годами приближаться к созданию кодекса. Так возник новый вид систематизации — консолидация, зани-мающая очень близкое положение к кодификации. В 1990-е гг. ученые включили консолидацию в предмет своего изучения2.

 

Одновременно с этим началась переоценка собственно ко-дификации. Так, В. К. Бабаев полагает, что кодификация от-носится скорее к правотворчеству, нежели к систематизации3.

1 См., например: Алексеев С. С. Общая теория права: в 2 т. М., 1982. Т. 2. С. 253.

 

2 См., например: Общая теория права: учебник / под ред. А. С. Пиголкина. М., 1995. С 228.

3 См.: Общая теория права: курс лекций / под общ. ред. В. К. Бабаева. Н. Нов-город, 1993. С. 331,332.


342 Особенная часть

 

К этой позиции стоит присоединиться и выдвинуть следующие аргументы:

 

1) систематизация имеет дело с законодательными актами.

 

В процессе же создания кодекса дело приходится иметь с право-выми предписаниями;

 

2) для создания кодекса используется сугубо правотворческий инструментарий, касающийся построения содержания, структу-ры, логики нормативного акта, использования языка (см. гл. 6

 

и 7). При инкорпорации эти инструменты не используются.

 

Таким образом, систематизировать можно лишь то, что имеется. Тем не менее если создание кодекса позволяет расчистить правовое поле от завалов и нагромождений нормативных актов, то с этой сто-роны кодификацию можно считать способом упорядочения норма-тивных документов. Но это только с точки зрения эффекта, который позволяет достичь кодификация, но не исходя из ее сущности.

 

Понятие кодификации

 

Кодификация — в интеллектуальном плане самый трудный вид систематизации. Не случайно создание кодекса занимает доволь-но длительный период и требует объединения усилий множества высококвалифицированных специалистов. Например, для подго-товки ныне действующего Гражданского кодекса РФ был создан Центр частного права, где были собраны лучшие специалисты в области цивилистики. Для создания других кодексов (Трудового, Семейного, Уголовно-процессуального и т. д.) также формирова-лись большие коллективы из видных ученых России, опытных практических работников и др.

 

Кодификация — это упорядочение нормативного массива путем коренной переработки содержания имеющихся в определенной сфе-ре правового регулирования нормативных актов и создания на их ос-нове единого юридически и логически цельного нормативного акта.

 

Таково понимание кодификации в российской правовой науке. Теперь обратимся к зарубежному опыту.

 

В Европейском Союзе существует слишком вольное понима-ние кодификации: это издание любых нормативных актов органа-ми Евросоюза (инструкций, директив, постановлений и др.)1.

1 См.: Передовая практика ЕС по кодификации законодательства. М., 2005.

С. 35.


 

Глава 12. Правила систематизации юридических документов

 

Во Франции — центре романо-германской семьи права — ко-дификацию понимают в узком и широком смысле1. В узком смыс-ле кодификация — это процесс создания классических кодексов, в широком — процесс объединения нормативных актов в единый документ, где законодательные нормы, по существу, не пересмат-риваются, устраняются только противоречия между ними, отсека-ются устаревшие положения и т. п. Более того, некоторые фран-цузские ученые и соединение нормативных актов в единый сбор-ник готовы считать кодификацией. Здесь уже практически стирается разница между видами систематизации. Однако нельзя сказать, что они не правы. Слово «кодекс» в переводе с латыни означает «книга», и тогда получается, что создание системного сборника нормативных актов правомерно называть кодексом.

 

И все же слова «кодификация», «кодекс» все больше употреб-ляются в специальном смысле: как совокупность разрозненных правовых норм, приведенных в форму единого целого2.

 

С развитием общества увеличиваются языковые возможности людей. Это позволяет использовать множество терминов для диф-ференциации различных правовых явлений. Вряд ли стоит обо-значать единым термином «кодификация» различные виды систе-матизации. Поэтому использование в российской правовой науке слова «кодификация» в специфическом смысле представляется оправданным.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.