Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Правовые основы декларирования

Декларирование — важнейшая стадия таможенной очистки. Подача декларации — юридический факт, необходимый для возникновения значительного количества правоотношений, связанных с таможенным контролем, уплатой таможенных платежей, привлечением лиц к ответственности за таможенные правонарушения. Нормативно-правовое регулирование декларирования осуществляется по следующим направлениям:

1) определение понятия и основных принципов декларирования;

2) установление основных форм декларирования;

3) правовая регламентация порядка декларирования;

4) правовое регулирование особенностей декларирования отдельных категорий товаров;

5) установление правового статуса декларанта.

Таможенное декларированиезаявление декларантом таможенному органу сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и иных сведений, необходимых для выпуска товаров (подп. 27 п. 1 ст. 4 ТК ТС).

Товары подлежат декларированию таможенным органам при их помещении под таможенную процедуру при перемещении через таможенную границу, изменении таможенной процедуры, а также в других случаях, установленных таможенным законодательством. Так, например, декларированию подлежат незаконно ввезенные товары в случае обнаружения их у лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, которое не знало о факте незаконного перемещения; отходы и остатки, образовавшиеся в результате применения таможенных процедур уничтожения, переработки товаров на таможенной территории и для внутреннего потребления.

В зависимости от назначения декларации следует различать:

• декларацию на товары;

• транзитную декларацию;

• пассажирскую таможенную декларацию;

• декларацию на транспортное средство.

ТК ТС ввел новое понятие — "декларация на товары", пришедшее на смену понятию "грузовая таможенная декларация". При этом следует указать, что содержательная часть понятия не изменилась. При наличии в действующих нормативных правовых актах указания на использование грузовой таможенной декларации данный термин следует считать относящимся к декларации на товары, если иное не вытекает из содержания нормативного правового акта, ТК ТС или Закона о таможенном регулировании. В области ВЭД (в случае перемещения товаров хозяйствующими субъектами) письменная или электронная форма декларации на товары является основной при осуществлении декларирования.

В отличие от ранее действовавшего законодательства ТК ТС не выделяет устную и конклюдентную формы декларирования в качестве самостоятельных форм, что свидетельствует о стремлении законодателя к более четкому разграничению юридических фактов, свидетельствующих о недекларировании и связанных с декларированием.

В зависимости от времени подачи таможенной декларации различают:

• предварительное декларирование;

• декларирование по прибытии на таможенную территорию;

• декларирование после прибытия товаров на таможенную территорию;

• декларирование после выпуска товаров.

В зависимости от содержания декларации можно выделить:

• полное декларирование;

• неполное декларирование.

Конкретные формы декларирования устанавливаются актами Таможенного союза, прежде всего актами ЕЭК (ранее — КТС). При характеристике правового регулирования декларирования необходимо различать полномочия органов Таможенного союза в этой сфере и органов государств — участников Таможенного союза (в условиях Российской Федерации — Правительство и ФТС России). Характеристика указанных полномочий представлена в табл. 6.1.

Формы заполнения таможенной декларации на товары, пассажирской декларации, транзитной декларации, декларации па транспортное средство, инструкция по заполнению таможенной декларации на товары утверждены решениями КТС. Для правового регулирования процесса декларирования характерен тот факт, что нормативно утверждаются не только форма и порядок декларирования, но и классификаторы, без знакомства с содержанием которых невозможно заполнить таможенную декларацию на товары. В случаях, когда перемещаемые товары облагаются таможенными пошлинами и налогами, необходимо заполнение декларации таможенной стоимости. Декларирование таможенной стоимости — самостоятельная таможенная операция, правовая регламентация которой помещена в главу учебника, посвященного правовому регулированию таможенных платежей.

Осуществление декларирования в электронной форме обладает рядом особенностей.

Электронная декларацияэлектронный документ, представляющий собой совокупность сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, поданных в таможенный орган в электронной форме в форматах, определенных федеральным органом исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, и подписанных электронной подписью (приказ ФТС России от 29.11.2006 № 1243).

Подача электронной декларации порождает такой же комплекс прав и обязанностей, как и подача декларации в письменном виде. Особенности правового регулирования электронного декларирования заключаются в следующем:

1) применение электронного декларирования возможно только с помощью специальных программных продуктов, возможность и порядок использования которых определяется ФТС России;

2) использование электронного декларирования связано с использованием электронной подписи;

3) требования к содержательной части электронной декларации и требования к содержательной части декларации на товары аналогичны.

Подача электронной копии декларации не является частным случаем электронного декларирования.

Участники ВЭД вправе подавать таможенную декларацию любому таможенному органу (правомочному принимать таможенные декларации), который может находиться и вне места пересечения таможенной и государственной границ РФ (внутренний таможенный орган).

Единственным исключением из данного правила является предусмотренная ТК ТС возможность для ФТС России устанавливать конкретные таможенные органы, в которых надлежит декларировать отдельные виды товаров.

Существенные особенности порядка декларирования:

1) к декларации прилагаются документы и сведения, перечень которых определяется решением ЕЭК (ранее — КТС) и государств — членов Таможенного союза;

2) общий срок подачи таможенной декларации — два месяца, этот срок, по общему правилу, может быть продлен по решению таможенного органа до четырех месяцев. Указанные сроки совпадают со сроками временного хранения товаров;

3) в тех случаях, когда продлевается срок временного хранения, продлевается срок подачи таможенной декларации;

4) участник ВЭД имеет право подать предварительную декларацию не более чем за 30 дней до фактического ввоза товаров;

5) декларант имеет право внести изменения в поданную декларацию и отозвать ее;

6) таможенная декларация на вывозимые товары подается до их убытия за пределы таможенной территории Таможенного союза;

7) таможенная декларация и необходимые для декларирования документы принимаются таможенным органом в день их подачи в течение двух часов;

8) с момента принятия таможенной декларации лицо, подающее таможенную декларацию, несет ответственность за достоверность указанных в таможенной декларации сведений.

В ТК ТС перечислен исчерпывающий перечень оснований для отказа в принятии таможенным органом таможенной декларации. Таможенный орган не принимает таможенную декларацию в следующих случаях:

• таможенная декларация подана в таможенный орган, не правомочный на ее принятие (таможенная декларация пересылается таможенным органом в надлежащий таможенный орган);

• таможенная декларация подана ненадлежащим лицом;

• таможенная декларация не оформлена соответствующим образом (не указаны необходимые для декларирования сведения, не соблюдена форма декларирования, отсутствуют подписи, печати организации);

• в отношении декларируемых товаров не совершены действия, которые должны совершаться до подачи или одновременно с подачей таможенной декларации.

Право на отзыв и изменение таможенной декларации связано с фактом начала производства различных форм таможенного контроля в отношении задекларированных товаров. По общему правилу, начало процедур таможенного контроля в отношении задекларированных товаров препятствует отзыву и изменению декларации. При этом изменение таможенной декларации возможно только в том случае, если вносимые изменения не влияют на принятие решения о выпуске товаров и не влекут необходимости изменять сведения, влияющие на определение размера сумм таможенных платежей. Особенности правового регулирования отзыва и внесения изменений в таможенную декларацию установлены ст. 191, 192 ТК ТС.

Таможенное законодательство Таможенного союза (ст. 194 ТК ТС) устанавливает, что национальным законодательством государств — участников Таможенного союза могут устанавливаться особенности декларирования отдельных категорий товаров.Среди них:

1) подача неполной декларации;

2) подача предварительной декларации;

3) периодическое таможенное декларирование товаров;

4) временное периодическое таможенное декларирование вывозимых товаров Таможенного союза;

5) декларирование товаров в несобранном и разобранном виде;

6) декларирование товаров различных наименований, содержащихся в одной товарной партии, с указанием одного классификационного кода.

Декларирование товаров физическими лицами для личного пользования, декларирование транспортных средств международных перевозок, товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом и по линиям электропередач, обладают существенными особенностями, которые будут рассмотрены в соответствующих параграфах учебника.

Декларирование товаров производит декларант либо таможенный представитель, однако сам таможенный представитель декларантом не является и декларирует товары по поручению и от имени декларанта или других заинтересованных лиц.

В соответствии со ст. 4 ТК ТС декларант — это лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары.

Декларантом, по общему правилу, может быть только лицо Таможенного союза (как физическое, так и юридическое). Из этого правила законодатель установил исключения, когда иностранные лица также могут быть декларантами в случае перемещения товаров:

• физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;

• иностранными лицами, пользующимися таможенными льготами, предусмотренными гл. 45 ТК ТС (дипломатические, консульские и иные официальные представительства иностранных государств);

• иностранными организациями, имеющими представительства, зарегистрированные (аккредитованные) на территории Таможенного союза в установленном порядке, при заявлении таможенных процедур временного ввоза, реэкспорта, транзита, а также таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления товаров, ввозимых для собственных нужд таких представительств;

• иностранными перевозчиками при заявлении таможенной процедуры транзита;

• в иных случаях, когда иностранное лицо имеет право распоряжаться товарами на таможенной территории Таможенного союза не в рамках внешнеэкономической сделки, одной из сторон которой выступает лицо Таможенного союза.

Из последнего положения следует, что если товары перемещаются во исполнение заключенной внешнеэкономической сделки, одной из сторон которой является лицо Таможенного союза, то декларантом обязательно должно быть лицо Таможенного союза.

Если перемещение товаров через таможенную границу осуществляется без заключения внешнеэкономической сделки лицом Таможенного союза, в качестве декларанта вправе выступать:

1) лицо, имеющее право владения и (или) право пользования товарами на таможенной территории Таможенного союза;

2) иные лица, выступающие в качестве, достаточном в соответствии с гражданским законодательством государств — участников Таможенного союза или ТК ТС для совершения юридически значимых действий от собственного имени с товарами, находящимися под таможенным контролем.

Декларант вправе:

• осматривать и измерять подлежащие декларированию им товары, в том числе до подачи таможенной декларации;

• с разрешения таможенного органа брать пробы и образцы подлежащих декларированию им товаров, ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза. Отдельная таможенная декларация на пробы и образцы товаров не подается при условии, что такие пробы и образцы указываются в таможенной декларации на товары;

• присутствовать при проведении таможенного осмотра и таможенного досмотра декларируемых им товаров, при взятии должностными лицами таможенных органов проб и образцов товаров;

• знакомиться с имеющимися в таможенных органах результатами проведенных исследований проб и образцов декларируемых им товаров;

• предоставлять документы и сведения, необходимые для декларирования товаров, в форме электронных документов в соответствии с ТК ТС;

• привлекать экспертов для уточнения сведений о товарах;

• пользоваться иными полномочиями и правами, предусмотренными ТК ТС.

Декларант обязан:

• подать таможенную декларацию и предоставить в таможенный орган необходимые документы и сведения;

• по требованию таможенного органа предъявить декларируемые товары;

• уплатить таможенные платежи или обеспечить их уплату;

• соблюдать требования и условия использования товаров в соответствии с заявленной процедурой.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.