Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Понятия и виды межотраслевого государственного управления



Под межотраслевым (межведомственным или функциональным) уп­равлениемпонимается исполнительная и распорядительная деятель­ность, осуществляемая органами государственного управления, наде­ленными надведомственными полномочиями по отношению к органи­зационно не подчиненным им управляемым объектам, в ходе которой обеспечивается согласованность и единство действий этих объектов управления при решении общегосударственных или межотраслевых задач.

В отличие от отраслевого управления, представляющего собой со­вокупность вертикальных правоотношений, при межотраслевом (функциональном) управлении имеют место горизонтальные отноше­ния, т.е. отношения субъектов и объектов управления, организационно не подчиненных друг другу. Межотраслевая исполнительная и распо­рядительная деятельность возложена в основном на государственные комитетыРоссийской Федерации (их десять) и федеральные комиссии России (их две: федеральная комиссия по рынку ценных бумаг и Фе­деральная энергетическая комиссия). Эти органы осуществляют на коллегиальной основе межотраслевую координацию по вопросам, от­несенным к их ведению, а также функциональное регулирование в определенной сфере деятельности. Государственный комитет, феде­ральную комиссию возглавляет соответственно председатель госкоми­тета, председатель федеральной комиссии. В их организационном под­чинении отраслей управления, как правило, нет, а находятся лишь от­дельные учреждения и организации, обеспечивающие выполнение возложенных на них межотраслевых функций.

По вопросам, отнесенным к их компетенции, межотраслевую коор­динацию и функциональное регулирование осуществляют государст­венные комитеты: таможенный; по статистике; по стандартизации и метрологии; по строительству и жилищно-коммунальному комплексу и др. Профильная сфера управления, как правило, отражается в наиме­новании этих органов. Например, Государственный комитет РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу, согласно Поло­жению о нем, утвержденному постановлением Правительства от 24 но­ября 1999 г.*, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим межотраслевую координацию и функциональное ре­гулирование деятельности в области строительства, архитектуры, гра­достроительства, жилищной политики и жилищно-коммунального комплекса и его реформирования во взаимодействии с органами ис­полнительной власти субъектов Федерации.

Функции межотраслевого управления по сравнению с отраслевыми могут преобладать и в деятельности некоторых министерств, например, министерств экономики, государственного имущества, по антимоно­польной политике и поддержке предпринимательства.

Федеральные надзоры, федеральные службы России, а также рос­сийские агентства осуществляют специальные (исполнительные, кон­трольные, разрешительные, регулирующие и другие) функции в уста­новленных сферах ведения. Эти функции носят как отраслевой, так и межотраслевой характер. Поэтому провести четкую грань между на­званными организационно-правовыми формами государственного уп­равления нельзя.

В субъектах Федерации межотраслевое управление осуществляют их соответствующие органы исполнительной власти.

Границы действия (сфера управления) органов межотраслевого уп­равления значительно шире, чем органов отраслевого управления, так как их деятельность функциональна и распространяется на все или несколько отраслей управления. При этом в современных условиях круг вопросов, по которым необходима координация (согласование) деятельности отраслевых органов, непрерывно расширяется. Это объ­ясняется, во-первых, тем, что наряду с государственным сектором эко­номики развивается негосударственный, породивший множество новых объектов управления, а во-вторых, тем, что интересы СНГ тре­буют создания структур, полномочных осуществлять межгосударствен­ные связи. Например, Министерство РФ по делам Содружества Неза­висимых Государств, согласно Положению о нем, утвержденному по­становлением Правительства от 21 июля 1999 г.*, наделено очень широ­кими полномочиями межотраслевого и межгосударственного характе­ра. Оно во взаимодействии с Министерством иностранных дел РФ и другими федеральными органами исполнительной власти осуществля­ет проведение единой государственной политики в сфере отношений с государствами СНГ Министерство координирует деятельность феде­ральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации в области экономического, научно-техни­ческого, социального, культурного и гуманитарного сотрудничества России с государствами СНГ; осуществляет взаимодействие с органами СНГ, Союза Беларуси и России, интеграционного объединения госу­дарств — участников Договора об углублении интеграции в экономи­ческой и гуманитарных областях, других межгосударственных объеди­нений, созданных в рамках СНГ; координирует деятельность российских представителей в этих органах, а также выполняет другие задачи межотраслевого и межгосударственного характера, указанные в Поло­жении.

Надведомственность (межведомственность) полномочий органов межотраслевого характера выражается в том, что их акты, изданные в пределах компетенции, содержат правовые нормы, обязательные для других федеральных органов исполнительной власти и(или) организа­ций, не входящих в систему федерального органа исполнительной власти, утвердившего нормативный правовой акт.

Органы межотраслевого управления, занимая особое положение, несут ответственность за состояние и развитие порученной им сферы управления.

Для методов управления, применяемых органами межотраслевой надведомственной компетенции, характерно согласованное принятие решений, координация действий соответствующих органов управле­ния при выполнении общегосударственных или межотраслевых задач. Важное значение имеет устранение несогласованности в дейст­виях органов исполнительной власти на всех уровнях с целью проти­водействия, а желательно — и упреждения таких негативных явлений, как инфляция, безработица, чрезмерная имущественная дифферен­циация, нестабильность производства, неравномерность развития от­дельных регионов. Особо острой является проблема восстановления экономических связей со странами СНГ в условиях перехода к рыноч­ным отношениям.

Кроме отраслевого и межотраслевого, выделяется также региональ­ное управление. Понятие региона дано в Основных положениях регио­нальной политики в Российской Федерации, утвержденных Указом Президента от 3 июня 1996 г.* Под регионом понимается часть терри­тории Российской Федерации, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий. Границы региона могут совпадать, но могут и не совпадать с границами субъекта Федерации, либо регион может объединять территорию не­скольких субъектов Федерации. Это необходимо учитывать при рас­смотрении вопросов организации государственного управления. От­сюда, в частности, следует, что под региональным управлением надо понимать исполнительную и распорядительную деятельность, осу­ществляемую органами исполнительной власти субъектов Федерации в пределах территории субъекта или региона, а не деятельность феде­ральных органов исполнительной власти и образуемых ими террито­риальных органов.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.