Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Юридический состав административного правонарушения



Названные выше признаки (особенности) административного пра­вонарушения необходимо отличать от его юридического состава.

В законодательстве отсутствует понятие состава административно­го правонарушения, однако под составом правонарушения в администра­тивном праве, как и в других отраслях права, понимается совокупность таких элементов, как объект и объективная сторона, субъект и субъектив­ная сторона. При отсутствии какого-либо из этих элементов ответст­венность исключается. Каждый элемент состава, в свою очередь, пред­ставляет собой систему присущих ему признаков.

Объект — это то, на что посягает правонарушение. В качестве объ­екта административного правонарушения выступают общественные отношения в сфере государственного управления, урегулированные нормами административного и других отраслей права и охраняемые мерами административной ответственности. Такими объектами могут быть общественный и государственный порядок, собственность, права и свободы граждан, установленный порядок управления. Конкретные объекты административных правонарушений предусмотрены соответ­ствующими статьями Особенной части КоАП. Например, ст. 158 пред­усматривает ответственность за мелкое хулиганство, т. е. нецензурную брань, приставание к гражданам и другие подобные действия, нару­шающие общественный порядок и спокойствие граждан. При посяга­тельстве на отношения, не регламентированные правом, речь может идти только об аморальном, безнравственном поведении, а не о про­тивоправном деянии.

Объективная сторона проступка заключается во внешних проявле­ниях деяния, запрещенного нормами права. Конкретные его признаки излагаются в соответствующей правовой норме. К ним относятся: спо­соб, характер, условия совершения (или несовершения) деяния; насту­пившие вредные последствия; причинная связь между деянием и по­следствиями; неоднократность и иные обстоятельства, характеризую­щие деяние. Например, ст. 76 КоАП устанавливает разные меры адми­нистративной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности в лесах, в зависимости от последствий пожара. Однако большинство составов административных проступков можно назвать формальными: административная ответственность наступает, как пра­вило, независимо от того, есть ли непосредственные отрицательные последствия данного нарушения или нет, — достаточно самого факта нарушения правил, установленных нормативными актами.

Субъектомпроступка является лицо, его совершившее: граждане (в том числе иностранные); несовершеннолетние и их родители (заме­щающие их лица); должностные лица; военнослужащие и иные лица, отвечающие в соответствии с дисциплинарными уставами; юридичес­кие лица (организации).

Согласно КоАП, ответственности подлежат лица, достигшие к мо­менту совершения административного правонарушения 16-летнего возраста. При этом к лицам в возрасте от 16 до 18 лет, совершившим административные правонарушения, применяются, как правило, иные, чем к взрослым, меры воздействия — меры, предусмотренные Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних*. Случаи, когда несовершеннолетние (от 16 до 18 лет) отвечают на общих осно­ваниях, определены в ст. 14 КоАП. Родители и лица, их замещающие, несут ответственность не за правонарушения детей, а за то, что не контролировали их поведение (ст. 19 Положения).

Что касается должностных лиц, работающих в государственных ор­ганах, то они, согласно ст. 15 КоАП, несут ответственность не только за прямое нарушение общеобязательных правил, но и за некоторые правонарушения, считающиеся упущениями по службе. Сюда относятся административные правонарушения (проступки), связанные с несо­блюдением установленных правил в сфере охраны порядка управле­ния, государственного и общественного порядка, природы, здоровья населения и других правил, обеспечение выполнения которых входит в их служебные обязанности.

В ст. 16 КоАП определен порядок привлечения к административ­ной ответственности военнослужащих, призванных на сборы военно­обязанных, а также лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел. Эти категории государственных служащих несут ответ­ственность за административные правонарушения по дисциплинар­ным уставам. Но за нарушение правил режима Государственной грани­цы РФ, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Госу­дарственную границу РФ, правил дорожного движения, правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов, таможенных правил и за контрабанду они несут административную ответственность на общих основаниях. Однако к ним не могут быть применены исправительные работы и административный арест, а к военнослужащим, кроме того, — штраф и лишение права управления транспортными средствами.

Административная ответственность юридических лиц регулируется не КоАП, а иными нормативными актами, которые будут рассматри­ваться в главе 9.

Ясно, что круг субъектов административного правонарушения может не совпадать с кругом субъектов административной ответствен­ности. Например, лицо, совершившее административное правонару­шение, но не достигшее к этому моменту 16-летнего возраста, не может быть привлечено к административной ответственности. К таким лицам применяются иные меры воздействия.

Следует также иметь в виду, что в правовой норме могут быть назва­ны специальные признаки субъекта, которые отражают особенности правового статуса граждан (водитель, военнослужащий и др.). Следо­вательно, к соответствующей ответственности может привлекаться только тот, кто имеет эти признаки.

Субъективная сторона состава административного правонаруше­ния — это вина, т. е. психическое отношение лица к совершенному им противоправному деянию и возможным его последствиям. Вина может проявляться в форме умысла или неосторожности.

Административное правонарушение признается умышленным, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия или бездействия, предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало их наступление (ст. 11 КоАП).

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возмож­ность наступления вредных последствий своего действия или бездей­ствия, но легкомысленно рассчитывало их предотвратить либо не пред­видело возможности наступления этих последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (ст. 12 КоАП).

В некоторых правовых нормах содержатся также указания на мотив и цель административного правонарушения, характеризующие субъек­тивную сторону его юридического состава.

В большинстве случаев формулировка административного право­нарушения предполагает, что оно совершается в форме умысла.

 




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.