Тема. Издержки производства и себестоимость продукции (услуг)
1. Понятие издержек
2. Классификация затрат себестоимости
3. Отраслевые особенности структуры себестоимости
4. Пути снижения себестоимости перевозок
ПОНЯТИЕ ИЗДЕРЖЕК
Производство и реализация перевозок требуют расхода определенных видов ресурсов в натуральном выражении: материальных, трудовых, информационных. Для оценки эффективности деятельности автомобильного предприятия требуется оценка этих затрат в стоимостном выражении, или издержек.
Таким образом, издержки — это денежное выражение затрат производственных факторов, необходимых для осуществления предприятием своей коммерческой и производственной деятельности. Они выражаются в показателях себестоимости перевозок, которые характеризуют в денежном измерении все материальные затраты; затраты на оплату труда; затраты, которые необходимы для производства ремонта автомобилей и осуществления перевозок. В себестоимость перевозок не включаются затраты и потери, относимые на счет прибыли и убытков. Это затраты по аннулированным производственным заказам и на содержание законсервированных производственных мощностей (скажем, автомобилей); судебные издержки и арбитражные сборы; штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за нарушение условий хозяйственных договоров; убытки от списания безнадежных долгов и т. д.
Часть расходов, связанных с производственной деятельностью, погашается только за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Это затраты на финансирование научно-исследовательских и конструкторских разработок (НИОКР), проектных и технических работ; проценты по ссудам банка; расходы, связанные с выпуском и реализацией ценных бумаг.
Конкретной формой выражения издержек производства в хозяйственной практике являются стоимостные показатели, характеризующие в денежном выражении их уровень, — показатели себестоимости.
Себестоимость продукции выражает в денежной форме индивидуальные издержки предприятия на производство и реализацию единицы или объема продукции в действующих экономических условиях.
КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАТРАТ СЕБЕСТОИМОСТИ
Себестоимость - допустимая нижняя граница цены. Установление цены ниже себестоимости может производиться только как временная мера, которая предпринимается в исключительных случаях — например, в целях удержания выгодного потребителя или определенного сегмента рынка сбыта услуг.
Себестоимость — это денежное выражение затрат предприятия на производство единицы транспортной продукции.
Так как прибыль находится в прямой зависимости от себестоимости перевозок, одна из важнейших задач работников транспорта — снижение себестоимости и увеличение резервов накоплений.
Затраты на содержание подвижного состава автомобильного транспорта по экономической природе делятся на две группы (независимо от их целевого назначения): затраты на возмещение живого и овеществленного труда.
В процессе образования себестоимости транспортной продукции затраты принимают прямое или косвенное участие, поэтому их делят на прямые и косвенные.
К прямым относятся расходы, которые могут быть непосредственно включены в себестоимость единицы транспортной продукции: заработная плата водителей; затраты на топливо и смазочные материалы для автомобилей; техническое обслуживание и ремонт подвижного состава; автомобильные шины; амортизация подвижного состава.
Косвенными являются общехозяйственные расходы, которые не могут быть прямо отнесены на себестоимость отдельных видов продукции, и поэтому они распределяются между ними косвенно. Это прежде всего затраты на содержание производственных зданий (отопление, освещение, амортизацию), заработную плату вспомогательных рабочих и административно-управленческого персонала.
Основными группировками затрат являются группировки по «экономическим элементам» и «по статьям затрат». На основе этих группировок разрабатываются важнейшие документы: смета затрат на производство; калькуляция себестоимости по отдельным видам продукции; составление формы отчетности № 5—3.
Однородные по своему экономическому содержанию затраты называются экономическими элементами независимо от того, где они расходуются и на какие цели. Выделяют пять элементов затрат:
1) материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов) — сырье и основные материалы, в том числе покупные полуфабрикаты, вспомогательные материалы, топливо и энергия и т. п.;
2) затраты на оплату труда;
3) единый социальный налог — в пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд занятости, фонд обязательного медицинского страхования;
4) амортизация основных фондов;
5) прочие затраты — платежи по процентам, износ нематериальных активов, командировочные расходы, представительские расходы, расходы на рекламу, расходы на подготовку кадров.
Классификация затрат по экономическим элементам позволяет определить задания по снижению себестоимости продукции; рассчитать потребность в оборотных средствах, смету затрат для экономического обоснования инвестиций, а также для вычисления показателей материалоемкости, зарплатоемкости (трудоемкости), фондоемкости продукции.
В состав коммерческих расходов включаются: расходы на тару и упаковку; расходы на транспортировку продукции; комиссионные сборы и отчисления, которые уплачиваются сбытовым предприятиям и организациям в соответствии с договорами; затраты на рекламу; прочие расходы по сбыту.
Общепроизводственные и общехозяйственные расходы относятся к накладным расходам. Общепроизводственные накладные расходы — это расходы на обслуживание и управление производством.