Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Описание материально-технического обеспечения для преподавания учебного предмета



Для проведения уроков изобразительного искусства необходим отдельный кабинет, в котором должны быть раковина, кран с водой. Место учителя должно быть специально оборудовано: нужны большая доска (желательно белая), мольберт, экран, мультимедиаустановка, компьютер, комплект наглядных пособий, в том числе диски с репродукциями картин из крупнейших музеев мира, видеофильмами, музыкальными произведениями, изучение которых предусмотрено школьной программой. Столы для учащихся (парты) должны иметь поднимающиеся столешницы — это позволит вести работу в вертикальном или наклонном положении. Желательно приобрести специальные мольберты. Рядом с кабинетом изобразительного искусства необходимо небольшое отдельное помещение для хранения художественных инструментов и материалов, баночек для воды, красок, кистей, бумаги, детских работ, натюрмортного и иллюстративного фонда и другого оборудования, в том числе инструментов и приспособлений для организации и проведения выставок детского творчества.

 

Оценка достижения планируемых результатов освоения программы основного общего образования по изобразительному искусству по годам обучения

Оценивать деятельность учащихся по освоению темы, художественной техники, технологии выполнения работы, овладению материалами и инструментами, композиционному, цветовому, пространственному решению работы на уроках изобразительного искусства необходимо с учётом возраста и личностного индивидуального роста каждого ученика. При оценке творческой работы каждого школьника надо найти и отметить положительный, пусть даже незначительный, успех и продемонстрировать его работу другим учащимся, попутно оценив уровень прилежания (желания работать). Такой подход к оценке определяется как педагогика успеха. В группе учащихся, выполняющих одно большое задание, надо стараться распределять работу так, чтобы каждый ученик выполнял то, что ему особенно удаётся. Это позволит всем участникам коллективной работы выполнить своё задание на должном уровне, а детям, имеющим слабую художественную подготовку, постепенно расти и совершенствоваться.

Оценка работы должна быть аргументирована и понятна ученику. Перед выполнением работы учителю следует рассказать школьникам о критериях оценки художественного продукта.

Следует отдельно подчеркнуть следующие моменты:

– на уроках изобразительного искусства оценивается не столько аккуратность, сколько творчесткость (реализация человеком собственной индивидуальности) ученика, его желание сделать что-то своё, выйти за рамки известного, традиционного, стандартного, предложить новое, оригинальное, индивидуальное решение, например, получить оригинальный цвет, придумать необычную форму, найти похожие образы в музыке, стихах, движениях, материал о жизни и творчестве художника, написать реферат по истории создания произведения искусства или очерк-эссе о художественном течении, направлении, современных формах новых искусств;

– учитель должен объяснить, что копирование может быть только методом освоения каких-либо навыков и и приёмов, но не является творческой деятельностью в полном смысле этого слова, следовательно, оценка рисунка, полученного в результате копирования, будет низкой.

Учитель должен акцентировать внимание учеников на добром, положительном, эмоциональном, эстетическом, нравственном, духовном, возвышенном, гармоничном, прекрасном, положительно оценивать стремление детей к коллективным видам творчества.

Работа, выполненная коллективно, оценивается как единое художественное произведение, работа каждого ученика в группе не оценивается.

ПЯТЫЙ КЛАСС

Тема года:Предметный мир глазами художника.

Задачи развития на год:

1) углубление полученного в начальной школе представления о взаимодействии человека, природы и культуры как единого целого и отображении этого в творчестве художника;

2) освоение графической грамоты и средств художественной выразительности изобразительного искусства и архитектуры, в том числе способов передачи объёма и перспективы.

Общеразвивающие направления.Развитие представления учащихся о взаимодействии человека, природы и культуры как единого целого и отображение этого в творчестве художника. Целостность и взаимообусловленность истории народа и его искусства. Смысловые и образные связи в народном творчестве. Освоение средств художественной выразительности изобразительного искусства и архитектуры. Освоение графической грамоты в творческом процессе, формирование представлений о взаимосвязи материал — форма — цвет — практическая значимость вещи (предмета).

Развитие пространственного мышления.Человеческая мера традиционной народной и храмовой архитектуры. Архитектура и природа. Предметная среда как особое пространство каждого человека. Формирование понятия архитектуры как вида изобразительного искусства: преодоление утилитарного восприятия архитектуры; замкнутое пространство и человек; образ архитектуры: конструкция, назначение, соотношение масс, силуэт, форма, ритм.

Развитие представлений о форме в искусстве и в окружающем предметном мире. Связь понятий материал – форма – цвет – украшение – утилитарность. Эволюция формы в истории человечества. Освоение средств художественной выразительности изобразительного искусства, графическая грамота в передаче объёма и перспективы; индивидуальное чувство формы.

Развитие представлений о цвете в искусстве и окружающем предметном мире. Цвет — главное выразительное средство живописи и декоративно-прикладного искусства; роль цвета в передаче настроения в картине; символика цвета в народном декоративно-прикладном искусстве: орнаменте, украшении, народном костюме. Осмысление взаимосвязи материал – форма – цвет – практическая значимость вещи (предмета). Формирование индивидуального чувства цвета.

Композиционные задачи в искусстве.Понятие осимметрии и асимметрии, соразмерности, динамике и статике, ритме; взаимосвязь всех элементов композиции в живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве, архитектуре. Развитие проектного мышления на основе решения композиционных задач в искусстве. Композиция, форма, цвет и настроение. Предметная композиция в пространстве. Композиция народной росписи.

Восприятие изобразительного искусства. Целостность и взаимообусловленность истории жизни народа и его искусства; смысловая и образная связь в народном искусстве: природа — искусство — развитие общества; осмысление взаимосвязи природа человеку – человек природе; развитие представлений о целостности и взаимообусловленности истории жизни народа и его искусства; национальные и религиозные традиции в искусстве, смысловая и образная связь в народном искусстве.

 

Примерное тематическое планирование

5 класс (34 ч.) Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму – 17 часов, развитие фантазии и воображения – 11 часов, художественно-образное восприятие изобразительного искусства и музейная педагогика – 6 часов.

 

   
Содержание курса   Тематическое планирование Характеристика деятельности учащихся  
Глава 1. Человек, природа, культура как единое целое      
Тема 1. Природа и человек   Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму. Формирование представлений учащихся о произведениях искусства (живопись, графика), в которых отражён национальный характер природного окружения, национальный образ мира конкретного народа (вмещающий ландшафт).     Изобразительная плоскость и графическая грамота. 1. Знакомство с разными художественными материалами, с которыми работает художник-график (гуашь, пастель, тушь, карандаш). Темы творческих заданий: а) Пейзаж, в котором я хотел бы построить свой дом; б) природа разных широт (Летний пейзаж, Моё лето, Летние дни, Как хорошо летом); в) графичеcкaя композиция «Мой любимый уголок природы».   Работа на плоскости Изучать и наблюдать окружающий мир природы, природные явления. Различать характер и эмоциональные состояния в природе и искусстве, возникающие в результате восприятия художественного образа (связь изобразительного искусства с природой). Создаватьцветовые композиции, передавая особенности изображаемого пейзажа с учётом региона, климата. Овладевать приёмами работы красками и другими художественными материалами. Представлять, как и когда появилось искусство.  
Тема 2. Природа и художник Развитие фантазии и воображения. Развитие представления о связи искусства и окружающего мира природы. Развитие ассоциативного мышления и освоение техники работы кистью и палочкой, «кляксографии». Формирование представления о выразительных средствах искусства: форме, цвете, композиции, мелодике, выразительности и образности линии в рисунке, динамике и статике в искусстве.   Графические иллюстрации на темы по выбору: 1) по мотивам стихов Ф. Тютчева, М. Волошина; 2) Такие разные дожди (холодный, грибной, светлый, радужный); 3) звучащая музыка в картине художника; 4) движение воздуха в пейзаже. Работа в разных техниках и разными материалами (акварель, цветные мелки, фломастеры, аппликация из цветной бумаги). Музыка и звуки природы в живописных цветовых композициях. Импровизация в графическом материале.   Работа на плоскости. Создавать и насыщать самостоятельные творческие работы художественными образами. Уметь работать с музыкальными и поэтическими произведениями. Создавать композиции по мотивам музыки, стихов. Сочинять и иллюстрировать свои «былины». Создавать композиции без конкретного изображения по музыкальным и поэтическим мотивам. Выполнять композиции на передачу настроения, впечатления, полученных от чтения сказки, отрывков литературных произведений, например, стихотворений.  
Тема 3. Человек – природа – культура. Развитие фантазии и воображения. Человек играет важную роль в природе: сохраняет и преобразует её. Развитие понятия о том, что человек свои мысли и представления о мире и мироздании запечатлевает в литературе, обрядах, сказаниях, истории, праздниках, ритуалах, стихах, живописи, скульптуре. Образы сил природы в былинах, песнях, обрядах, в одежде, архитектуре, декоративно-прикладном искусстве, оберегах, праздниках и ритуалах.     Композиция «Моё представление о красоте и гармонии в природе». Композиция может быть выполнена в любом жанре (пейзаже, натюрморте, жанровой композиции), в любом виде изобразительного искусства (графика, живопись, скульптура); в любом художественном материале (карандаш, акварель, гуашь). Создание пейзажей на темы: покорение гор, спуск на лодках по реке, сплав деревьев по бурной реке, оригинальные строения (архитектура и пейзаж).   Работа на плоскости Иметь представление о том, что представления человека о природе отображаются в его картинах, стихах, др. Уметь видеть и передаватьнеобычное в обычном. Формировать индивидуальное чувство восприятия природы. Иметь представление о разных видах и жанрах изобразительного искусства Уметь выразить свои мысли о природе в разных жанрах и разных видах изобразительного искусства. Уметь создавать цветовые, графические и объёмные (скульптура) импровизации по мотивам восприятия произведений музыки, поэзии, танца; создавать танцевальные композиции (художественное движение) по мотивам произведений живописи, графики, скульптуры.  
Тема 4. Пространство и время. Многомерность мира Развитие фантазии и воображения. Развитие ассоциативных форм мышления. Звуки окружающего мира. Формирование представления о том, что мир трёхмерен, о пространстве. Развитие понятия о том, что каждый человек (художник в особенности) мыслит образами. Искусство расширяет горизонты жизни человека, открывая новые стороны мира.   Былинное, сказочное, поэтическое, изобразительное творчество. Цветовые этюды на передачу характера и особенностей звуков (без конкретного изображения). Передача в цвете настроения, полученного от восприятия картины, сказки, музыки (мелодии). Задание может выполняться индивидуально или в группах. Создание композиции, в которой отражены представления о красоте мира исполнителя (ученика). Сочинение легенд о происхождении мира и земли, подражая стилю устного литературного творчества былин и преданий, существующих у разных народов и иллюстрации к ним. Передача впечатления от услышанного в цвето-музыкальных композициях. Работа на плоскости. Создавать в живописи и графике разные композициипо мотивам увиденного, услышанного. Наблюдать и замечать изменения в природе, в музыке, поэтическом произведении и передавать эти нюансы в творческих работах. Уметь работать кистью (разных размеров) и палочкой (умение работать толстым и острым концом). Создавать цветовые композиции по ассоциации с музыкой, наблюдать за тем, как в них отражаются представления исполнителя о красоте мира. Передавать настроения и состояния. Представлять, отображать контраст и нюанс. Импровизировать на темыконтраста и нюанса (сближенные цветовые отношения). Сравниватьс контрастом и нюансом в музыке и танце, слове. Повседневные звуки и музыкальные (общее и различное). Наблюдать и передавать динамику, настроение в цвето-музыкальных композициях (цветовые композиции без конкретного изображения).  
Глава 2. Художественные средства в архитектуре и изобразительном искусстве    
Тема 5. Зодчество Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму. Развитие представления об искусстве проектирования, интереса и внимания к форме, ритму, динамике архитектурных объектов, их взаимодействию с окружающим природным ландшафтом. Развитие наблюдательности, умения видеть необычное в обычном. Размышление о том, как помощью архитектуры организуется пространство населённого пункта (города, посёлка), в котором проживают учащиеся. Примеры наиболее или наименее удачного включения архитектуры в ландшафт региона, в котором проживают учащиеся.   Графическая композиция: а) проект комплексной застройки населённого пункта, центром которой будет новая школа; б) эскиз космического комплекса на Луне или Марсе; в) подборка архитектуры разных форм с использованием средств ИКТ. Выбор понравившейся архитектуры, выполнение зарисовки в графике с обозначением разным цветом (сближенные цвета) составляющих её геометрических форм.   Работа на плоскости. Осваивать возможности ИКТ в графической изобразительной деятельности. Использовать в работе тонированную и цветную бумагу. Овладевать приёмами работы с графическими материалами. Выбирать материал и инструменты для изображения. Развивать способность наблюдать и замечать разнообразие форм и цвета в городе, селе, деревне. Передаватьв форме и цвете разное настроение. Создавать фотографии по осваиваемой теме.  
Тема 6. Образы старинной архитектуры Развитие фантазии и воображения. Формирование представления о том, что архитектура хранит в себе исторические черты того времени, в котором она создавалась. Как архитектура организует пространство населенного пункта (города, деревни, села).     Проведение исследований по истории старых зданий города, села, деревни, в которых проживают учащиеся. Выполнение зарисовки этого архитектурного сооружения. Создание коллективного альбома зарисовок и фотографий старинных зданий. Работа в технике цветной графики. Создание эскизов (образа здания, площади, улицы) по описанию города (села) старожилами. Графические импровизации по материалам старинной архитектуры (черты старой архитектуры в новом градостроении). Предложить проект нового дома на улице, состоящей из старинных домов, с условием не нарушать общего вида и стиля улицы.   Исследовательские работы. Уметь работать в группе. Выполнятьзарисовки с натуры домов, улиц. Создавать эскизы зданий по описанию и воображению Создавать коллективные альбомы зарисовок и фотографий старинных зданий города, коллективные панно. Импровизировать и размышлять по поводу ассоциаций. Понимать связь между отдельно стоящим зданием и улицей, улицей и городом в целом.  
Тема 7. Конструктивные особенности архитектуры Развитие дифференцированного зрения, перевод наблюдаемого в художественную форму. Формирование понятия о том, что любая архитектурная постройка представляет собой сочетание разных геометрических форм (куб, цилиндр, призма, пирамида, параллелепипед, шар).   .Геометрические фигуры – основа конструктивной композиции. 1. Из зарисовок и фотографий, выполненных на предыдущем уроке, выбрать здание, определить, какие геометрических формы лежат в основе его конструкции. 2. Из иллюстраций ненужных журналов вырезать геометрические фигуры, соответствующие конструкции выбранного дома, сохраняя пропорции деталей. 3. Сложить из вырезанных деталей дом. 4. Дополнить получившееся изображение своими архитектурными элементами.   Работа на плоскости Осваивать умение гармонично заполнятьвсю поверхность изобразительной плоскости. Рассматривать и обсуждать творческие работы детей, их особенности и своеобразие, отличие работ друг от друга. Изображатьпо памяти и представлению. Использовать элементарные правила композиции. Выделять главный элемент в композиции цветом и формой. Передаватьс помощью аппликации и линии изображение объекта. Представлять и передавать в рисунке направления «вертикально», «горизонтально», «наклонно».  
Тема 8. Объёмные формы в изобразительном искусстве Развитие дифференцированного зрения, перевод наблюдаемого в художественную форму. Формирование понятия о линиях построения в рисунке, точках схода; положение линии горизонта и умение передавать это на изобразительной плоскости графическими материалами.     Изображение объёмных геометрических форм (куб, параллелепипед) графическими материалами. Передача в рисунке трёхмерности архитектурной постройки (использование знаний об изображении объёмных тел). Работа графическими материалами (карандаш).   Работа на плоскости Работать с натурой – передавать геометрическую форму графическими материалами (карандаш). Выполнять упражнения на проведение различных линий графическими материалами. Работать самостоятельно по подсказке, данной в учебнике    
Тема 9. Штрих в изобразительном искусстве Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму. Развитие представления о том, что человек воспринимает объёмную форму предмета благодаря игре света и тени. Характер изменения светотени в зависимости от источника освещения и его расположения относительно формы.     Линейное построение объёмных геометрических тел в рисунке и тональная растяжка. Работа шариковой гелиевой ручкой (карандашом, тушью пером), создание тональной растяжки, состоящей их 6–7 тонов одного цвета.   Работа в объёме. Передача характера объёмной формы предмета с помощью света и тени (светотень, тень на поверхности предмета) Умение создавать тональную растяжкуиз нескольких тонов одного цвета Передавать тональные отношения при условии, что свет падает на предмет слева сверху.  
Тема 10. Рисуем натюрморт (передача объёма и светотени в рисунке) Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму. Передача объёма и светотени в изображении натюрморта на плоскости. Самостоятельная работа по подсказке     Сочинение натюрмортадля литературного персонажа, натюрморта, который мог быть использован в картине (например, стол героев русских народных сказок, былинных героев)   Работа на плоскости. Уметьсамостоятельно составлять натюрморт. Учиться распределятьпредметы по планам на изобразительной плоскости. Выполнять композициюс изображением натюрморта, когда предметная плоскость находится ниже линии горизонта.  
Тема 11. Перспектива в открытом пространстве. Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму. Восприятие и изображение перспективы открытого пространства. Применение знаний об изображении пейзажа с обозначенной линией горизонта.   Коллективная работа. Создание коллективной композиции на тему «Улица, на которой жили мы в древнем городе (выберите по желанию какого)». Работа на большом ватманском листе. Обозначение линии горизонта и изображение перспективы улицы в технике аппликации из цветной бумаги. Изображение авторов коллективной работы гуляющими по улице в одеждах того периода истории, который изображается.   Работа на плоскости. Развитие способности работы в коллективенад одной большой композицией Умение передавать линию горизонта и перспективу улицы Передавать воздушную перспективув рисунке. Изображение человека в открытом пространстве на разных планах картинной плоскости – передача формы и размеров фигуры человека в зависимости от степени её удалённости от первого плана.  
Глава 3. Путешествие в мир искусства Древней Греции      
Тема 12. Идём в музей: виртуальное путешествие по залам Древнего мира Художественно-образное восприятие изобразительного искусства – музейная педагогика. Экскурсия в музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина или другие музеи, мира, где представлены образцы древних культур. Задание для путешествия в музей:распределить класс на 4 группы для изучения культуры страны. Найти образцы посуды, украшений, одежды, архитектуры, характерные для этой культуры. В каждой группе выбрать представителя одного из видов искусства (скульптор, гончар, ювелир, архитектор, модельер, график, живописец), которые должны выполнить эскиз изделия, характерного для выбранной культуры. Организации выставки или презентаций по подготовленному материалу.   Воспринимать искусство рассматриваемого периода и высказывать о нем свое суждение. Участвовать в обсуждениях по изучаемым темам Различать материалы и инструменты скульптора, живописца, ювелира, гончара, архитектора, графика, модельера. Осознавать, каким способом художник создает художественный образ и отражает в своем произведении события. Различать жанры изобразительного искусства, средства художественной выразительности Уметь группировать произведения искусства по жанрам и объяснять свои действия. Воспринимать и эмоционально оценивать образную характеристику произведений художника.  
Тема 13. Мифы Древней Греции   Развитие фантазии и воображения. Формирование представлений о мифе как о наиболее яркой и древней форме устного творчества. Мифы – источник знаний о представлениях древнего человека о времени, о пространстве, о мире. Введение понятий «гармония», «мера», «порядок». Творческое задание. Вариант 1. Нарисуй в любой выбранной технике одно из античных чудовищ, в котором соединились части разных существ: Тифона (человек и змей), Химеру (голова льва, тело козы, хвост змеи), горгону Медузу (туловище и лицо человека, волосы – змеи). Вариант 2. Представь себе Хаос в виде смешения отдельных частей человека, животных, элементов природы и нарисуй эскиз в карандаше. На концах полосок из проволоки с помощью ваты оформи попарно некие элементы будущего мира. Покрой вату клейстером и после высыхания раскрась. Соедини части проволоки на единой основе. Создание рельефа-эскиза медальона (медали, таблички), на которых запечатлены образы: Мрак и Ночь, Свет и День, Гея (Землю) и Уран (Небо), дракон Тифон, стоглазый Аргус, Медуза-Горгона. Принципы гармонии. Материал – глина или пластилин.   Работа в объёме. Иметьпредставление о мифах и их роли в истории. Уметьработать по подсказке, описанию этапов работы. Демонстрировать умение работать инструментами при работе с плотной бумагой и картоном с помощью резца, линейки. Выполнятьрельеф при создании медальона по мотивам мифов Древней Греции. Использовать в работе материалы и приспособления художника-скульптора (стека, глина, пластилин).  
Тема 14. Скульптура Древней Греции Развитие фантазии и воображения. Развитие художественно-образного мышления учащихся на материале мифов Древней Греции. Отличие мифов Древней Греции от мифов других стран. Представление греков о работе скульптора (уподобление божественному творению – создание прекрасного из глыбы камня). Выразительные средства скульптуры: форма, пропорции, соотношение частей, динамика и пластика — всё в тесном взаимодействии. Создание скульптурыКоры. Лепка фигурки победителя Олимпиадыв одном из четырёх видов спорта. При желании задание можно изменить: вылепить фигурки других свидетелей спортивных состязаний: зрителя на трибунах, раба и господина, спешащего в театр, или сценку из жизни воина Спарты. Из вылепленных фигур создать коллективную композицию. Лепка из комка глины или пластилина способом отсечения лишнего по принципу освобождения образа из каменной глыбы. Стеком нанести детали – глаза, рот, нос, волны волос, складки одежды (пеплоса).   Работа в объёме. Знатьгреческие каноны в изображении человека. Лепить по греческим канонам фигуру человека. Создавать из вылепленных фигур коллективные композиции. Следовать традиционным приёмам лепки (из комка глины или пластилина способом отсечения всего лишнего). Владеть скульптурными инструментами и материалом.  
Тема 15. Рисуем человека по древнегреческим канонам   Развитие фантазии и воображения. Формирование представления о греческом каноне изображения человека. Древнегреческий канон в изобразительном искусстве. Создание коллективной композиции «Люди за работой», «Пускаем змея», «Собираем конструктор», «Урок физкультуры». Лепка из глины или пластилина с соблюдением древнегреческого канона.   Работа в объеме и пространстве Использовать древнегреческие каноны в изображении человека – фигурке, вылепленной из глины или пластилина. Создавать коллективные объемно-пространственные композиции. Передаватьхарактерные позы и динамику фигур.  
Тема 16. Чёрнофигурные вазы Древней Греции Художественно-образное восприятие изобразительного искусства – музейная педагогика.   Формирование представления о том, что древнегреческая ваза – это особый священный сосуд, каждый элемент которого имеет своё назначение. Орнамент, наносимый на такую вазу, его ритм и стилизованные элементы имеют символическое значение.     Роспись чёрнофигурной вазы. Создание росписи вазы для победителя спортивных игр: моряка, боровшегося со штормом; воина-победителя в борьбе с врагом; фехтовальщика и др. Создание орнамента, который использовался для украшения древнегреческих ваз. Передача особого ритма и стилизованного изображения.   Работа на плоскости – декоративно-прикладная деятельность Наблюдать, воспринимать и эмоционально оценивать картину, рисунок, орнамент, украшающий изделие прикладного искусства. Выражать своё отношение и объяснять роль и значение искусства в жизни. Участвовать в беседах о единстве красоты и функциональности в произведении декоративно-прикладного искусства. Представлять особенности работы скульптура, гончара, художника-прикладника. Называть и объяснять понятия: форма, силуэт, пропорции, динамика в скульптуре.  
Глава 4. Былинная Русь и следы язычества в русской культуре    
Тема 17. Славянские мифы о творении мира Развитие фантазии и воображения. Формирование представлений учащихся о древних славянах. Представления древних славян о сотворении мира. Голубиная книга и её образы Солнца, Земли, неба и их божественных сил. Представление о единстве Природы и Человека в славянской мифологии.   Работа по воображению. Создание своего образа вселенной – стелы, в основе которой фигура человека. Работа в смешанной технике художественного конструирования и лепки рельефа. Работа с использованием рекомендаций и схем, помещённых в учебнике. Использование картона и пластилина. Работа в объёме по воображению Уметь работать инструментами и приспособлениями: карандашом, линейкой, стекой. Создаватьрельефное изображение человека. Уметь передавать в образе символические изображения, передающие мифологический образ персонажа. Грамотно соединять в одной работе разные техники и материалы.
Тема 18. Былинный образ русской земли. Историко-мифологический пейзаж Художественно-образное восприятие изобразительного искусства – музейная педагогика. Формирование представлений о связи изобразительного искусства и литературы. Рассматривание былины как вида устного народного творчества, как одного из видов описания устроения земли русской. Присутствие в былинах таких выражений: «мать сыра Земля», «святы горы», «чисто поле», «змиевые валы». Самые известные имена героев былин: Святогор, Микула Селянинович, Вольга, Илья Муромец.   Композиция по мифологическим сюжетам. Создание рисунка к одному из мифологических сюжетов: Святогор – гора; лик Матери сырой земли. В поисковой системе Интернет найти информацию для создания тематической композиции на тему «Богатыри – святые воины» (св. Георгий Победоносец, св. Илья Муромец, св. Александр Невский, св. Дмитрий Донской и др.) В каждом из образов найти то, что их объединяет. В композиции следить за передачей планов на изображении, выбор точки зрения (сверху на землю, снизу на горы).   Работа в объёме. Создаватьглубинно-пространственную композицию, в том числе по мотивам былин. Уметь передавать в композиции характерные черты русских героев былин. Пользоваться системой Интернет в поисках нужной информации для выполнения работы. Уметь передавать планы на работе. Соблюдать точки зрения изображения в работе (сверху, снизу) для выигрышной передачи художественного образа.  
Тема 19. Былинный образ русской земли Художественно-образное восприятие изобразительного искусства – музейная педагогика. Развитие понятия об историческом пейзаже, запечатленном в историко-мифологическом пейзаже. Своеобразие российского пейзажа: бескрайняя равнина, простор, тихая грусть, заворожённость, ожидание... Изображение русского пейзажа в работах художников Ф. Васильева, Н. Рериха, И. Билибина, В. Васнецова и др.     Пейзаж Древней Руси. Коллективная композиция по изученному материалу. Изобразить бескрайний пейзаж Древней Руси. Вид с высоты птичьего полёта. Границы пейзажа: степь – чисто поле, первозданные горы, Чёрное море как самый низ вселенной (по типу топографической карты). Нанести рисунок древнего города на карту-пейзаж: дороги, людей за каким-то занятием, домашних животных, пашни, поля, избы и др. Беседы и размышления об особенностях земли русской, её отличие от других стран.   Работа на плоскости. Создавать коллективную композицию по изученному материалу. Изображать бескрайний пейзаж Древней Руси. Создавать пейзаж с точки зрения выше линии горизонта (вид с высоты птичьего полёта). Передавать в пейзаже характерные для России особенности: степь, поле, горы, моря, реки, дороги, дома (по типу топографической карты). Уметь участвовать в беседе по поводу разных видов искусства, размышлять об особенностях земли русской, её отличии от других стран.  
Тема 20. Илья Муромец и Соловей-разбойник Развитие фантазии и воображения. Развитие представления о литературном жанре былины. Отображение в каждом имени былинного богатыря его значимости и характерного отличия от других. Отождествление образа русского богатыря Ильи Муромца с древним языческим богом. Обращать внимание на речь, интонацию, характер развёртывания сюжетов в былинах.   Изображение битвы Ильи Муромца с Соловьём-разбойником. Используя знания о значении формата в решении композиционного замысла, соразмерности величин, важности определения первого плана, передачи динамики, создать рисунок, сюжетом которого является былина об Илье Муромце – фрагмент борьбы Ильи Муромца с Соловьем-разбойником. В изображении пейзажа использовать описание в былине места, где живёт Соловей-разбойник. Раскрыть в образе Ильи его необычайную силу.     Работа на плоскости. Использовать знания о значении формата в решении композиционного замысла, соразмерности величин, важности определения первого плана, динамики в передаче содержания рисунка. Передавать в изображении пейзажа характерные черты его описания в литературном тексте. Использовать литературное описание в изображении природы и образа богатыря. Владеть форматом изобразительной плоскости. Передавать плановость и динамику в изображении.  
Тема 21. Народный костюм. Головной убор Развитие дифференцированногозрения: перевод наблюдаемого в художественную форму. Формирование представлений о форме и характере, украшений, используемых в национальном костюме древних славян. Знакомство с мифологией древних славян: описание Богини-Матери в виде водоплавающей птицы. Образ Царевны-Лебеди в сказках А.С.Пушкина. Связь названия головных уборов с образом птиц: сорока, кокошник (курица, петух), кика («кичет лебедь белая»).   Потрет девушки в национальном уборе – кокошнике. Создание эскиза кокошника, шитого жемчугом и золотой нитью, по мотивам работ художников, писавших портреты русских красавиц в национальной одежде. Придумать форму кокошника, используя знания о ритме и симметрии. Работа гелиевыми ручками с золотой и серебряной пастами по темному фону. Использование для украшения разных предметов: бусинок, пуговиц, цветной бумаги, жгутиков и др. Готовым кокошником украшается голова девушки (в качестве лица использовать фото или иллюстрацию из журнала). Портрет может быть погрудным. Работа в смешанной технике: аппликация, графический материал, коллаж.   Работа в смешанной технике – декоративно-прикладная деятельность. Уметь применять в работе смешанную технику: аппликация, коллаж, графика. Способность использовать в работе знания о декоративной композиции, симметрии и ритме. Передавать в работе характерные черты традиционного народного костюма. Вноситьсвои изменения в декоративную форму. Уметь находить черты народного искусства в современных работах художников-прикладников  
Тема 22. Народный костюм. Одежда Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму. Формировать представление о праздничной и бытовой одежде крестьян, вселенском образе народного костюма. Развивать способность видеть в былинах, сказках, сказаниях традиции, обычаи народа, определять роль элементов украшения в костюме (праздничном и повседневном).     Эскиз крестьянского женского или мужского костюма. Создание графического эскиза народного костюма: мужского или женского (по выбору). Внесение всех необходимых атрибутов одежды, решение цветового образа костюма и его украшения в соответствии с региональной принадлежностью. Создание из полученных эскизов коллективной композиции: «Хоровод», «За околицей», «Праздничное гулянье», «Девушки с цветами, парни с гармонью», «Дед и внучек», «У колодца», «Сборы в дорогу, с хлебом и солью». Работа в смешанной технике – аппликация и графический материал.   Работа на плоскости – декоративно-прикладная деятельность. Уметь создавать графические эскизы на заданную тему. Применять знания об истории народного костюма, его символике в самостоятельной работе. Использоватьв работе смешанную технику (аппликация и графика). Иметь представление о цветовом характере решения народного костюма: цвет и символика народного костюма. Уметь представить в собственной графической работе региональную принадлежность созданного костюма.  
Тема 23. Народные праздники. Святки   Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму. Святки (колядки). Формирование представления о значимости народных календарных праздников в жизни простого народа. Связь праздников с каждодневным бытом, временем года. Народные традиции, связанные с переодеванием. Преображение носителя костюма в животного, колдуна, бога и др. Использование в костюме маски.     Изготовление маски к народному празднику. Маски к празднику «Святок». Передавать в маске основные пропорции лица человека (от всей высоты маски 1/3 – лоб, 1/3 – нос, 1/3 – губы и подбородок). Работа в технике «коллаж». Можно использовать в работе любые сферические готовые формы из бумаги или пластмассы.     Работа в объёме – декоративно-прикладная деятельность. Уметь передать в маске образ героя. Соблюдать пропорции лица человека или морды животного. Уметь работать с готовыми формами. Создавать коллективные композиции из выполненных работ (например, выставки масок) Применять в работе технику коллаж. Активно использовать в работе знания, полученные на других предметах по изучаемой теме.  
Тема 24. Масленица Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму. Закрепление знаний о народных праздниках. Традиции русского народа, вера в чудесные превращения, одушевление природных стихий. Значение названия праздника «Масленица» – победа солнца над стужей и тьмой, значение каждого дня масленичной недели. Отображение народных праздников в картинах художников, в произведениях музыки и литературы.     Макет фонарика. Создание макета трехгранной свечи-фонарика, одного из атрибутов народных игр, в технике цветной графики, следуя подсказке. Основой будущего фонарика послужит трехгранный параллелепипед. Работа с плотной бумагой. (подсказка на стр. 108 учебника) Создание иллюстрации к русской народной песне, сказке, былине.   Работа в объёме и пространстве – декоративно-прикладная деятельность. Уметь выполнять макет трехгранной свечи. Самостоятельно работать с плотной бумагой (сгибать с помощью линейки и резца). Представлять,что такое стилизация природных форм в декоративные. Понимать взаимосвязь цвета и форма в декоративном искусстве. Создаватьнесложный орнамент из элементов, заимствованных в природе (цветы, листья, трава, насекомые, жуки и др.).  
Глава 5. Народное декоративно-прикладное искусство      
Тема 25. Этнографический музей Художественно-образное восприятие изобразительного искусства – музейная педагогика. Формирование представлений о науке этнографии, название которой произошло от слова ЭТНОС – народ. История возникновения этнографических музеев в России, коллекции их экспонатов. Самый крупный музей этнографии в Санкт-Петербурге (1902 г.). Музеи на природе, хранящие памятники русской народной архитектуры. Графическая композиция по памяти. Создание графической композиции после посещения этнографического музея своего города, района. Изображение внутреннего убранства интерьера, применение знаний о передаче перспективы в замкнутом пространстве – тематическая композиция с двумя или тремя фигурами в интерьере экспозиции этнографического музея (на конюшне, у печи, в сенях, за самоваром, в кузнице и др.) Работа на плоскости. Создавать тематические графические композиции Изображать внутреннее убранство интерьера. Применять знания о передаче перспективы в замкнутом пространстве. Создавать тематическую композицию с двумя или тремя фигурами в интерьере Уметь объяснять свой замысел и манеру исполнения графической композиции. Понимать и объяснять особенности и значение этнографических музеев в жизни каждого народа.  
Тема 26. Печные изразцы   Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму. Происхождение слова изразец (от слова резать, вырезать). Формировать представления о разнообразие форм изразцов. Зависимость формы и изображения на изразце с местом назначения. Роль изразца в архитектуре (интерьер). Создание изразца в объеме с рельефным изображением. Лепка изразца с рельефом из глины или пластилина для печи Деда Мороза, Сказочницы (Гусляра), Птицы Гамаюн, Рукодельницы, Царевны Лягушки или др. сказочного героя (по выбору). Создание на изразце сюжетной композиции, помогающей понять, что за хозяин живёт в этом доме, пользуется печью.   Работа в объёме, декоративно-прикладная деятельность. Уметь наблюдать и передавать изображение по мотивам наблюдаемого в рельефе. Иметь представлениеоб этюде в лепке и зарисовке будущей работы. Уметь работать с глиной (пластилином) с помощью инструмента – стека. Понимать связь композиции рисунка и формата, на котором этот рисунок будет изображён.  
Тема 27. Изразец в интерьере Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму. Формирование понятия о керамической плитке (декоративной керамике), изразце как средству украшения архитектуры (интерьер, экстерьер). Развитие представлений об особенностях изготовления изразцов и их видов.   Печь в интерьере дома. 1. Придумай форму печки для конкретного интерьера, сделай её набросок и выполни цветной эскиз ее росписи. 2. Выполни сюжетную композицию – «Вся семья у печи», «Дети играют у печи», «Рукодельницы у печи», «Пекутся пироги», «Греется замерзший гость» или «Гость с мороза». Помни, что в росписи изразца использовали пять основных цветов – белый, жёлтый, синий, зелёный, коричневый.     Работа на плоскости. Наблюдатьза предметами интерьера, конструктивными особенностями окружающих человека объектов. Передавать особенности размещения предметов на изобразительной плоскости. Улавливать и передавать в рисунке разнообразие цвета, форм и особенностей конкретного интерьера как характеристике её хозяина. Работать в смешанной технике(аппликация и гуашь) Включать в композицию человека в динамике (за определённым занятием).  
Тема 28. Прядение — вид народного ремесла Художественно-образное восприятие изобразительного искусства – музейная педагогика. Формирование представления о своеобразие народного языка, смысловые характеристики образа слова: «прялка» – от слова прыгать, «пресница» — сосна, «донце» — сидение (нижняя часть прялки). Украшение прялки: символика, тематические композиции. Представление о древнем ремесле русских крестьян: прядение и ткачество. Мифологические образы, связанные с прядением.   Зарисовки с натуры утвари, хранящейся в региональных музеях. Зарисовки прялок разных конструкций: корневых, многосоставных, столбчатых. Копирование геометрических символов, изображённых на прялках, растительных мотивов, птиц, животных и их последую-щая расшифровка с помощью поисковой системы Интернет, книг, бесед со служителями музея. Создание тематической композиции (или роспись макета прялки), например: внучка учится прясть; бабушка рассказывает секреты мастерства; образ богини доброй судьбы Сречи и богини злой судьбы Несречи. Создание в классе минимузея.   Работа на плоскости. Воспринимать и оценивать произведения мастеров и изделий, хранящихся в музее и в домах жителей. Понимать, объяснять роль и значение музея в жизни. Комментировать видеофильмы, книги по искусству. Выполнять зарисовки по впечатлению от экскурсий, создавать композиции по мотивам увиденных работ. Копировать геометрические и растительные символы. Пользоватьсяпоисковой системой Интернет. Рассуждатьпо поводу изображаемых на прялках сюжетов.  
Тема 29. Прялка Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму. Народное декоративно-прикладное искусство. Происхождение, роль и значение прялки в народном быте России. Виды и характеристика прялок разных регионов России. Связь формы прялки и Мировым деревом.     Создание эскиза образа Богини-Древа, которую можно изобразить на стояке прялки. Использование в работе своих зарисовок декора прялок, выполненных ранее в музее. Использование в работе элементов, символизирующих образ Мирового древа. Работа выполняется графическими материалами (карандаш, фломастер, гуашь и тонкая кисть) на плоскости.   Работа на плоскости – декоративно-прикладная деятельность. Иметь устойчивое представление о специфике народного декоративно- прикладного искусства. Представлять быт русских крестьян, их занятия, виды работ и уметь рассказывать о нем. Выполнять плоскостные декоративно-прикладные композиции, подражая народному мастеру. Передавать в работеособенности декора, используемого в прялках старых мастеров (символы солнца и земли).  
Тема 30. Кукла как часть народной культуры Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму. Формирование представления о кукле как части культуры любого народа. Материал и региональные особенности изготовления куклы. Роль и значение куклы в жизни крестьянина. Народные ритуальные обряды, связанные с куклой.   Коллективная исследовательская деятельность, связанная с традициями каждой семьи и места в них куклы (бабушек, прабабушек, мамы и себя), сохранились или нет старые куклы в семье, присутствие в доме куклы народных мастеров декоративно-прикладного искусства и какие. В поиске информации использование системы Интернет, в том числе о куклах, которые создавались в вашем регионе (городе). Создание эскиза куклы (игрушки), с которой будет играть ребёнок через 50 лет; эскиза куклы для себя: кукла-воин, кукла-потешка, кукла-клоун, кукла- животное, кукла-сторож твоей комнаты. Работу выполнять в цветной графике.   Работа на плоскости. Пользоваться поисковой системой Интернет. Создавать эскизы будущих работ с помощью программы Пауэр-Поинт. Уметь переводить образ, полученный в графическом редакторе, в графический образ в технике цветной графики. Получать локальные и контрастные цветовые отношения, характерные для народной игрушки. Передаватьс помощью цвета характерных черт народного промысла конкретного региона.  
Тема 31. Делаем куклу-«закрутку» Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму. Формирование представления о том, что тряпичная кукла – это неотъемлемая часть русской культуры, и она является прародительницей современной куклы. Понимание того, что кукла служила базой нравственного воспитания, освоения семейного уклада. Создание своими руками тряпичной куклы-«закрутки» по примеру народных мастеров. Использование для работы специальной схемы последовательности выполнения задания. Провести небольшое исследование по поиску в системе Интернет других способов создания тряпичной куклы. Создать коллективный альбом по иллюстрации технологии выполнения тряпичных кукол.   Работа в объёме – декоративно-прикладная деятельность. Уметь работать со схемамипо изготовлению игрушки-«закрутки». Создавать художественный образ игрушки,характерной для региона, с помощью цветового материала, формы игрушки, её украшения и костюма. Представлять, что образ игрушки несёт в себе черты конкретного исторического времени, который находит своё отражение в характере одежды куклы. Уметь работать с поисковой системой Интернет.  
Тема 32. Ткачество – вид народного искусства Развитие фантазии и воображения. Знакомство с историей появления ткачества на Руси, сырьём, из которого ткачи ткали ткань. Использование в ткачестве цветной пряжи, различие цветового предпочтения в разных губерниях. Зависимость украшения от назначения одежды (праздничная, будничная, для особых случаев).   Эскизы рисунков для ткани. Создание эскизов рисунка ткани (клетка, полоска) для женского и мужского народного костюма. Цветовое решение должно отражать гармоничные сочетания цветов. При желании рисунки ткани можно создавать непосредственно на выкройке одежды. В конце занятия создание жанровой композиции из выполненных работ. Эскиз лучше выполнять на разлинованной бумаге в клеточку.   Работа на плоскости. Декоративно-прикладная деятельность. Проявлятьинтерес к окружающему предметному миру декоративно-прикладного искусства и разнообразию форм в образах народного искусства. Представлять и создавать несложные декоративные композиции для рисунка ткани. Уметь применять знания из истории костюма в творческой работе. Создавать коллективные композиции. Передаватьгармоничные сочетания цветов в эскизе ткани с учётом назначения костюма.  
Тема 33. Вышивка Развитие фантазии и воображения. Развитие понятия «вышивка» как одного из самых древних видов народного искусства разных стран (Древний Вавилон, Иран, Греция, Рим, Россия). Отличие вышивки крестом от других видов декоративных швов. Мотивы вышивок (орнамент, портреты, сюжетные композиции). Национальные особенности вышивки каждого народа: связь с природным окружением, цветовыми предпочтениями, растительными мотивами. Отличие вышивок основных регионов России в данном виде искусства: Рязань, Калуга, Тула, Смоленск и др.   Эскиз рушника. Создание эскиза рушника, полотенца или скатерти, в основе которых лежит сюжетная композиция. Предварительную работу можно выполнить в технике компьютерной графики или фломастерами. Знакомство с другими вышивками с помощью поисковой системы Интернет. Предлагаемые темы для композиции: «Танцующая птица», «Лебедь в кружевной накидке», «Снегурочка в платочке», «Девушка Алёнушка в вышитом переднике». Графическое и цветовое решение композиции,   Работа на плоскости – декоративно-прикладная деятельность. Уметь наблюдать и замечать цветовое разнообразие окружающей жизни и природы, её отображение в народном искусстве. Создавать графические цветовые композиции изделий декоративно-прикладного искусства с помощью разнообразных линий и их сочетаний. Иметь представление о различии цвета в искусстве и окружающем предметном мире. Отображать в эскизе национальную особенность народного творчества Самостоятельно составлять рисунок для вышивки крестом.  
Тема 34. Лоскутное творчество Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму. Развитие желания знакомится с народными художественными промыслами (самостоятельная исследовательская деятельность по нахождению неизвестных промыслов, существующих в России). Формирование представления о специфике народного лоскутного творчества. Своеобразие цвета, формы, композиции в данном виде искусства.     Коллективная композиция «Лоскутное одеяло». В основе задания лежит опора на предлагаемую подсказку, содержащую в себе все этапы выполнения лоскутного изделия. Из созданных работ выполнить коллективную композицию: лоскутное одеяло, чехол для мобильного телефона или дневника, подушечки-салфетки под заварочный чайник Работу выполнять в технике аппликации из цветной бумаги, старых иллюстраций из журналов.   Работа с материалом – декоративно-прикладная деятельность Создаватьколлективные композиции. Передавать в работе определённый колорит декоративной композиции. Применять знания о контрастной и нюансной цветовой гамме. Создавать определённый ритмический узор, составляя работы одноклассников в единую композицию.  
Великие имена в искусстве Художественно-образное восприятие изобразительного искусства – музейная педагогика. Знакомство с творчеством и жизнью выдающихся художников: А.Г. Венецианова, П.П. Кончаловского, Н.К. Рериха, Э.А.П. Гогена, П. Сезанна. Развитие способности и умения общаться на языке искусства со сверстниками и старшими. Обсуждение работ художников, организация и проведение небольших исследований по творчеству художников.   Беседы, размышления по поводу творчества художников. Общение на языке искусства и по поводу искусства: выразительные средства изобразительного искусства (композиция, художественная форма, цвет, колорит, симметрия, асимметрия, динамика, статика, пятно, линия, художественный образ). Уметь участвовать в беседе по поводу творчества художников. Размышлятьпо поводу искусства. Общаться на языке искусства и по поводу искусства. Использовать в речи терминологию изобразительного искусства (композиция, художественная форма, цвет, колорит, симметрия, асимметрия, динамика, статика, пятно, линия, художественный образ).

 

ШЕСТОЙ КЛАСС

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.