Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Уровень актуализации проблемы



Мы провели собственное исследование о влиянии личных предпочтений, мотивов и ближайшего окружения на выбор специальности школьниками старших классов г. Ульяновска, опросив 242 учащихся 10-11 классов школ г.Ульяновска, 37 учащихся школ области и 51 родителя. В опросе приняли участие ребята из классов различных профилей: социально-гуманитарного, естественно-научного, общеобразовательного.

Итак, исследования показали, что компьютерная грамотность учащихся достаточно высока. Среди опрошенных 81% являются уверенными пользователями, 9% - только начинают приобретать навыки работы с компьютером, а 10% в этом вопросе считают себя профессионалами.

Примечательно, что абсолютное большинство располагает персональным компьютером и выходом в Интернет – 92 %. При этом более половины из опрошенных (58 %) регулярно выходят в Интернет.

Многие абитуриенты к моменту окончания школы уже знают, какую профессию они хотят получить (75%). Вот рейтинг наиболее популярных профессий у школьников. Самые популярные - профессии экономиста, бухгалтера, финансиста (16,5%), менеджера (12,4%) и инженера (10,2%) (см. диаграмма 1).

Профессия программиста в этом рейтинге занимает 5 место (8,9 %).

Как видите, уже исходя из этих данных можно сделать вывод, что школьники при выборе профессии во многом руководствуются стереотипами. Поэтому их представления о востребованности профессий часто прямо противоположны реальной ситуации на рынке труда.

Что касается выбора учебного заведения, он зависит от источников информации, которые получают абитуриенты. Старшеклассники доверяют им неодинаково. Самые достоверные - информационные издания и Интернет-сайты вузов, специализированные образовательные СМИ и справочная литература. Сообщения из прессы, телевидения и справочных Интернет-сайтов абитуриенты тоже используют, но в основном перепроверяют. Меньше всего доверяют наружной рекламе, Интернет-блогам и форумам. Среди источников информации о вузах в традиционных лидерах стоят советы родственников, друзей и знакомых, однако полностью доверять им старшеклассники не склонны.

Собственные Интернет-сайты вузов считают основным источником информации 43,8% абитуриентов; используют, но полагают, что информации явно недостаточно для формирования представления об учебном заведении 39,8%; не используют, так как находят более эффективные способы получения информации 13,4%; 3% не ответили на вопрос.

Диаграмма 1. Выбор профессии выпускниками школ

Интересно узнать мнение о формах профориентационной работы. Самые востребованные - встречи с представителями вузов на базе школы (62,2%). Далее следуют участие школьников в предметных олимпиадах, проводимых вузами (29,8%), распространение в школах рекламных материалов вузов (8%).(см. диаграмма 2).

 

Диаграмма 2. Формы профориентационной работы

Учащимся был задан открытый вопрос, какую форму работы они бы предложили. Оказалось, что многим абитуриентам нравится такая форма мероприятия, как мастер-класс.

Самые эффективные информационные каналы между абитуриентами и вузом по результатам исследования - Дни открытых дверей, информационные встречи в школе с представителями ВУЗов, приемной комиссии, предметные олимпиады, мастер-классы. Интересно, что выставки образовательных услуг не пользуются популярностью у школьников и менее востребованными становятся подготовительные курсы.

На вопрос, с какими представителями вуза старшеклассники общаются чаще всего для получения информации об учебном заведении, безусловным лидером стал ответ студенты (78%), далее преподаватели (15%), сотрудники приёмной комиссии (6%) и ректор (1%) (см. диаграмма 3).

Диаграмма 3.С какими представителями вуза старшеклассники

общаются чаще всего

Получая информацию о вузе, абитуриенты в первую очередь интересуются перечнем факультетов, специальностей и направлений подготовки (86%). Далее интерес представляет стоимость (28,7%) и формы (22,6%) обучения. Иногородних, интересует вопрос о предоставлении мест, стоимости и условиях проживания в общежитиях (10,4%). Международные связи вуза в фокусе внимания 17,4% старшеклассников, что, видимо, объясняется повышенным интересом к возможностям участия в процессах академической мобильности. Техническое оснащение и бытовые условия важны для 14,8% опрошенных, а 18,3% принимают в расчет месторасположение вуза.

Итак,проведённое нами исследование свидетельствуют о необходимости усиления профориентационной работы и поиска новых форм ее реализации. Результаты анкетирования позволяют выявить наиболее эффективные источники информирования абитуриентов как о рынке образовательных услуг, так и о рынке труда. При анализе ситуации и оценки жизненных планов абитуриентов можно отметить, что намерения выпускников школ должны быть в большей степени ориентированы на получение специальностей, востребованных на рынке труда, как в ближайшей, так и в долгосрочной перспективе.

Опрос среди родителей помог нам выявить следующие данные:

Так же как и дети, родители предпочитают получать информацию о вузе с Интернет-сайтов вузов(37%).

Вопрос о формах профориентационной работы, в которых принимал участие их ребёнок, чаще всего пропускали, это может свидетельствовать о том, что не все родители в курсе, какая профориентационная деятельность ведётся. Среди тех, кто отвечал, преобладал ответ – встреча со студентами в школе, а так же участие в профориентационном тестировании.

На вопрос об их личном влиянии на выбор будущей профессии ребёнка - 54% ответили, что влияют, 29% - не влияют и 17% затруднились ответить на этот вопрос.

Среди наиболее предпочитаемых профессий, которые родители выбирают для детей, преобладали ответы – бухгалтер, врач, менеджер, инженер, экономист, программист. Многие данный вопрос пропустили.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.