Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Роль справедливости в правоведении и государственном устройстве

Единство права и справедливости.

Нерсисянс: право как справедливость. Черненко: право и мораль выступают, как составляющие справедливости. Они выступают как единство в одном и том же отношении их сущности. Их сущность – справедливость. Она преобразует представления о праве и придает им новые качества. Главная особенность преобразующей основы – качественное изменение составляющего права – равенства.

Право должно соответствовать не только формально, но и фактически справедливости. И в этом смысле принципом права является не всеобщее равенство, а равенство в должном – равенство в осуществлении добра.

Существенным фактором преобразования свойств государства является изменение способа соотношения права и справедливости. Так как принципом права является не формальное равенство, а равенство в должном, то право воспринимает нравственные ценности в качестве необходимых условий и предпосылок для своего развития. Право, обладающее свойством формальной справедливости, превращается в справедливость. Это превращение происходит по этапам. На первом этапе: справедливость, как моя субъектная воля, так как я признаю свободу других, но я утверждаю и свою свободу в качестве права. В реальной жизни такого самоограничения личной свободы недостаточно, следовательно, требуются внешние ограничения, которые должны быть справедливыми. Необходимо, чтобы свобода других всегда могла ограничивать мою свободу, но в равных пределах с другими. Ограничение моей свободы обусловлено общим интересом, который выражает общее благо, следовательно, мера ограничения моей свободы с равными со всеми пределами – объективного и независящего от меня мира, это принудительная справедливость, которая выражает закрепления правовым законом общего блага. Это принудительное свойство справедливости. Это гарантия того, моя личная свобода будут не только не нарушена, но и будет реализована в равной со всеми степени и это справедливо. Право должно быть справедливым, оно должно выступать справедливостью. Требования принудительной справедливости составляют окончательный признак права. Базовой составляющей этого признака является общее благо.

Превращение права в справедливость осуществляется на двух уровнях:

1) индивидуальный

2) общественный. На этом уровне право выступает в форме принудительной справедливости. Право этого уровня является определяющим. Личная справедливость из субъективной превращается в объективную, защищенную правовым законом.

Эти оба уровня необходимы. Вместе они составляют единое понятие справедливости, определяют ее сущность. Установление баланса между личной и общественной справедливостью позволяет сконцентрировать устойчивую правовую систему и уберечь общество от конфликта. Это предполагает самоконтроль со стороны личности и государства. Самоконтроль и самооценка дает возможность делать корректировку системы законодательства, позволяет избежать абсолютизации какой-либо стороны (личной или общественной) справедливости, в ином случае это может привести к анархии или диктатуре.

Формула справедливости: воздавать всякому не в ущерб другому. Таким образом, справедливость мыслиться, как некий порядок отношений, где каждому члену принадлежит свое место и принадлежит то, что причитается.

Нерсисянс: в своем учебнике утверждает, что право является справедливостью. Справедливость потому и справедлива, что выражает общезначимую правомерность, то есть существо и начало права. Процесс формирования права – бесконечный процесс формирования идеалов.

 

Роль справедливости в правоведении и государственном устройстве.

Справедливость по своей природе устанавливает предел государственно-правовым отношениям. Справедливость лимитирует деятельность государственной власти.

Черненко: нравственно-правовой потенциал справедливости направлен на ограничение господства власти и принудительной силы закона, в этом проявляются естественно-правовые начала.

Справедливость не только признает роль государства и закона, она создает легитимную основу для их действия. Справедливость производит отбор государственно-правовых отношений, отбирая только те, которые соответствуют справедливому государственному устройству и справедливому законодательству.

Принципиальное значение справедливость имеет и для отраслевых наук. Черненко приводит пример статьи 6 УК РФ: «Наказание и иные меры уголовно-правового характера должны быть справедливы, то есть соответствовать характеру и степени общественной опасности, обстоятельствам совершения правонарушения и личности преступника». Выражение степени общественной опасности означает, что справедливость учитывается с точки зрения общего блага. Черненко: идея справедливости имеет значение и для мира в целом. Мир, в котором господствует справедливость – идея, желание всех этапов исторического развития.

 

Другой источник.

 

Понятие справедливость входит в содержание права. Право справедливо по определению. Справедливость есть внутреннее свойство права. По мнению Нерсесянца никакая иная регулятивная система не может обладать той степенью справедливости, коим обладает право. если ставится вопрос о справедливости того или иного закона, то в первую очередь ставится вопрос о правовом или не правовом содержании этого закона. Что есть государство без справедливости как не разросшаяся разбойничья шайка?

Справедливость достигается тогда, когда в законе достигается баланс равенства.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.