Роль справедливости в правоведении и государственном устройстве
Единство права и справедливости.
Нерсисянс: право как справедливость. Черненко: право и мораль выступают, как составляющие справедливости. Они выступают как единство в одном и том же отношении их сущности. Их сущность – справедливость. Она преобразует представления о праве и придает им новые качества. Главная особенность преобразующей основы – качественное изменение составляющего права – равенства.
Право должно соответствовать не только формально, но и фактически справедливости. И в этом смысле принципом права является не всеобщее равенство, а равенство в должном – равенство в осуществлении добра.
Существенным фактором преобразования свойств государства является изменение способа соотношения права и справедливости. Так как принципом права является не формальное равенство, а равенство в должном, то право воспринимает нравственные ценности в качестве необходимых условий и предпосылок для своего развития. Право, обладающее свойством формальной справедливости, превращается в справедливость. Это превращение происходит по этапам. На первом этапе: справедливость, как моя субъектная воля, так как я признаю свободу других, но я утверждаю и свою свободу в качестве права. В реальной жизни такого самоограничения личной свободы недостаточно, следовательно, требуются внешние ограничения, которые должны быть справедливыми. Необходимо, чтобы свобода других всегда могла ограничивать мою свободу, но в равных пределах с другими. Ограничение моей свободы обусловлено общим интересом, который выражает общее благо, следовательно, мера ограничения моей свободы с равными со всеми пределами – объективного и независящего от меня мира, это принудительная справедливость, которая выражает закрепления правовым законом общего блага. Это принудительное свойство справедливости. Это гарантия того, моя личная свобода будут не только не нарушена, но и будет реализована в равной со всеми степени и это справедливо. Право должно быть справедливым, оно должно выступать справедливостью. Требования принудительной справедливости составляют окончательный признак права. Базовой составляющей этого признака является общее благо.
Превращение права в справедливость осуществляется на двух уровнях:
1) индивидуальный
2) общественный. На этом уровне право выступает в форме принудительной справедливости. Право этого уровня является определяющим. Личная справедливость из субъективной превращается в объективную, защищенную правовым законом.
Эти оба уровня необходимы. Вместе они составляют единое понятие справедливости, определяют ее сущность. Установление баланса между личной и общественной справедливостью позволяет сконцентрировать устойчивую правовую систему и уберечь общество от конфликта. Это предполагает самоконтроль со стороны личности и государства. Самоконтроль и самооценка дает возможность делать корректировку системы законодательства, позволяет избежать абсолютизации какой-либо стороны (личной или общественной) справедливости, в ином случае это может привести к анархии или диктатуре.
Формула справедливости: воздавать всякому не в ущерб другому. Таким образом, справедливость мыслиться, как некий порядок отношений, где каждому члену принадлежит свое место и принадлежит то, что причитается.
Нерсисянс: в своем учебнике утверждает, что право является справедливостью. Справедливость потому и справедлива, что выражает общезначимую правомерность, то есть существо и начало права. Процесс формирования права – бесконечный процесс формирования идеалов.
Роль справедливости в правоведении и государственном устройстве.
Справедливость по своей природе устанавливает предел государственно-правовым отношениям. Справедливость лимитирует деятельность государственной власти.
Черненко: нравственно-правовой потенциал справедливости направлен на ограничение господства власти и принудительной силы закона, в этом проявляются естественно-правовые начала.
Справедливость не только признает роль государства и закона, она создает легитимную основу для их действия. Справедливость производит отбор государственно-правовых отношений, отбирая только те, которые соответствуют справедливому государственному устройству и справедливому законодательству.
Принципиальное значение справедливость имеет и для отраслевых наук. Черненко приводит пример статьи 6 УК РФ: «Наказание и иные меры уголовно-правового характера должны быть справедливы, то есть соответствовать характеру и степени общественной опасности, обстоятельствам совершения правонарушения и личности преступника». Выражение степени общественной опасности означает, что справедливость учитывается с точки зрения общего блага. Черненко: идея справедливости имеет значение и для мира в целом. Мир, в котором господствует справедливость – идея, желание всех этапов исторического развития.
Другой источник.
Понятие справедливость входит в содержание права. Право справедливо по определению. Справедливость есть внутреннее свойство права. По мнению Нерсесянца никакая иная регулятивная система не может обладать той степенью справедливости, коим обладает право. если ставится вопрос о справедливости того или иного закона, то в первую очередь ставится вопрос о правовом или не правовом содержании этого закона. Что есть государство без справедливости как не разросшаяся разбойничья шайка?
Справедливость достигается тогда, когда в законе достигается баланс равенства.