1) Понятие о предмете Анатомия и физиология человека
2) Основные физиологические термины
3) Конституция человека. Великие ученые анатомы и физиологии.
Анатомия и физиология как науки
Это составные части биологии - науки обо всем живом. Они составляют фундамент медицинского образования, медицинской науки. Достижения этих дисциплин позволяют медикам осознано вмешаться в жизненные процессы с целью их изменения в нужном для человека направлении: квалифицированно лечить, способствовать гармоничному развитию организма человека и удовлетворению его потребностей.
Анатомия - это наука о строении человека с учетом биологических закономерностей, присущих всем живым организмам, а также возрастных, половых и индивидуальных особенностей.
Анатомия - морфологическая наука (от греч.morhe- форма). На современном этапе различаютанатомию
- описательную - описание органов при вскрытии трупов;
-систематическую - изучает строение тела человека по системам - систематический подход;
-топографическую - изучает расположение органов и их взаимоотношения между собой, их проекции на скелет и кожный покров;
-пластическую - внешние формы и пропорции тела человека;
-функциональную - структура организма рассматривается в неразрывной связи с функцией- функциональный подход;
-возрастную - строение тела человек в зависимости от возраста;
-сравнительную - сравнивает строение различных животных и человека;
-патологическую анатомию – выделилась в качестве самостоятельной науки, изучает поврежденные той или иной болезнью органа и ткани.
Современная анатомия является функциональной, так как рассматривает строение тела человека в связи с его функциями. Основными методами анатомического исследования являются изучение макроскопического и микроскопического строения органов.
Физиология - наука о процессах жизнедеятельности (функциях) и механизмах их регулирования в клетках, тканях, органов, системах органов и целостном организме человека.
Физиология человека делится на нормальную - изучает деятельность здорового организма - и патологическую- закономерности появления и развития того или иного заболевания, а также механизмы выздоровления и реабилитации.
Нормальную физиологию делят:
- на общую, изучающую общие закономерности жизнедеятельности человека, его реакции на воздействия окружающей среды;
- специальную (частую)- особенности функционирования отдельных тканей, органов и систем;
-прикладную - закономерности проявления деятельности человека в связи со специальными задачами и условиями (физиология труда, спорта, питания).
Основной метод исследования - эксперимент:
-острый - искусственная изоляция органов, введение лекарств и т.д.;
-хронический - целенаправленные хирургические операции.
Во всех случаях во внимание принимаются признаки, характерные для каждого конкретного человека- индивидуума (индивидуальный подход), одновременно выясняют причины и факторы, влияющие на человеческий организм (причинный подход), анализируются особенности каждого органа (аналитический подход, по системам (систематический подход) тела человека, изучается целостный организм, подходя к нему систематически.
Систематическая анатомия изучает строение нормального, то есть здорового, человека, у которого ткани и органы не изменены в результате болезни или нарушения развития. В связи с этим нормальным (от лат. normali s- нормальный , правильный) можно считать такое строение человека, при котором обеспечивается полноценное выполнение функций организма. Это понятие условно, так как существуют варианты строения тела здорового человека, крайние формы и типичные, наиболее часто встречающиеся, которые определяются как наследственными факторами, так и факторами воздействия внешней среды.
Наиболее резко выраженные стойкие врожденные отклонения от нормы аномалиями (от греч. anomalia- неправильность). Одни аномалии не изменяют внешнего вида человека (правостороннее положение сердца), другие резко выражены и имеют внешние проявления. Такие аномалии развития называют уродствами (недоразвитие черепа, конечностей и др.). Уродства изучает наука тератология (от греч. teras, род.падеж teratos-урод).