Андрей, желая сделать сюрприз своим коллегам из Краснодара, заказал в Москве букет в качестве поздравления на юбилей (с указанием адреса и места доставки). Курьер в Краснодаре, прежде, чем ехать и выполнять заказ, позвонил коллегам Андрея: «Вы на месте? Я должен привезти Вам букет. В букете должны быть белые розы. Вы не против, если мы их заменим розовыми?» Сюрприз испорчен. Коллеги обижены. Андрей в гневе. Андрей едет к Директору компании-поставщика цветов и грозит опубликовать эту историю в подконтрольном ему журнале.
Роли и интересы:
Андрей — желает отмщения, компенсации.
Курьер — не хочет выплачивать компенсацию, хочет сохранить работу.
Директор компании — хочет урегулировать конфликт, не неся при этом финансовых затрат и избежав огласки.
Служебный роман
В небольшой финансовой компании работает 5 человек: директор (наемный менеджер), 2 специалиста по работе с клиентами, бухгалтер, офис-менеджер. Специалисты очень разные: первый специалист (девушка) делает 80% объема, второй — 20%. Высокий результат обусловлен хорошими отношениями с первыми лицами компаний клиентов, годами налаженными специалистом. Собственник бизнеса следит за ключевыми показателями и знает об успехах первого специалиста, но за все в компании спрашивает с Директора. Собственник оценивает результаты работы самого Директора, прежде всего по продажам. Предыдущий директор уволен именно из-за неудовлетворительных продаж.
У Директора и Первого специалиста случается роман, который длится достаточно долго. Все это время и бизнес идет в гору. Потом роман заканчивается из-за того, что Директор заподозрен в измене. Личные отношения начинают сказываться на работе. Первый специалист перестает уважать директора, все чаще демонстрирует неподчинение. В итоге, Первый специалист отказалась выполнять поручение Директора на встрече в присутствии ключевого клиента компании. Директор принимает решение любой ценой положить этому конец.
Роли и интересы:
Директор — урегулировать отношения с Первым специалистом, добиться управляемости и соблюдения субординации или уволить Первого специалиста. При этом сохранить работу, так как в случае увольнения продажи существенно снизятся.
Первый специалист — понимая привилегированность своего положения, добиться особого отношения к себе, отстоять право на самостоятельность и минимальный контроль со стороны директора. По возможности, занять место директора.
Собственник — нацелен на рост продаж и прибыли. Заинтересован сгладить конфликт, сохранить команду.
Гламурные ворота или от ворот поворот
В торговой компании средних размеров около года работает молодая сотрудница в должности офис-менеджера. За это время ей удалось зарекомендовать себя как хорошего и исполнительного специалиста. Ее непосредственным начальником является коммерческий директор, человек талантливый, но пьющий. Из-за чего его периодически не бывает на работе, и контракты с потенциальными клиентами часто обговаривает и заключает офис-менеджер (подписывает контракты всегда коммерческий директор). В отсутствие коммерческого директора клиент обратился в фирму и заказал металлические ворота. Клиент заказал «ворота того же цвета, фактуры и размеров как те, что вы мне установили 7 месяцев назад». Больше никакой уточняющей информации получено не было. Офис-менеджер подняла контракт семимесячной давности с данным клиентом и выяснила, какой размер, цвет и фактура были тогда заказаны. На базе того договора был составлен новый договор, и было дано указание работникам по производству ворот.
Когда клиент пришел забирать готовые ворота, выяснилось, что в контракте семимесячной давности (а соответственно, и в новом контракте) была ошибка: указаны ворота розового цвета, а клиент заказывал коричневые ворота, и установлены ему тогда были именно коричневые ворота. Перекрасить ворота без значительного ущерба эстетическим качествам продукции по технологическим причинам невозможно. Контракт семимесячной давности составлял коммерческий директор. Клиент в бешенстве. Требует немедленно изготовить ему коричневые ворота. Розовые ворота оскорбляют его мужское достоинство. Деньги платить отказывается.
Роли и интересы:
Клиент — не забирать «гламурные» розовые ворота. Денег за них не платить. Требует изготовить коричневые ворота, в противном случае грозит уйти к конкурентам. На перекрашивание не согласен.
Коммерческий директор — пытается откровенно «впарить» клиенту последний писк сезона – розовые ворота. Хочет получить деньги за выполненную работу. Одновременно с этим ясно дает понять офис-менеджеру, что считает ее единственно виноватой в сложившейся ситуации. Хочет вычесть убытки из ее зарплаты, (вопросы зарплаты курирует именно он).
Офис-менеджер — считает себя ни в чем не виноватой. Ошибка произошла из-за неправильного контракта семимесячной давности, который составлял коммерческий директор. Полагает, что он, будучи в «болезненном» состоянии, указал этот странный розовый цвет, о чем и сообщила генеральному директору.
Генеральный директор — не знает, как ему поступить. Не хочет наказывать офис-менеджера, так как не считает ее виноватой, но и назначать виновным коммерческого директора не торопится, специалист хоть и пьющий, но на нем вся фирма держится. С другой стороны, возмещать убытки как-то надо. Списывать на расходы фирмы эту сумму не желает.
Обещанные премиальные
На предприятие в отдел продаж по рекомендации Директора этого предприятия устроился его друг детства на должность Менеджера. При приёме на работу ему были оговорены условия: оклад + премия от продаж + соц.пакет. После прохождения испытательного срока ему была выдана ссуда в размере его годового оклада.
Первые несколько месяцев со стороны Менеджера была заметна инициативная работа, в результате которой было привлечено несколько новых клиентов. После этого в течение нескольких месяцев самостоятельных сделок и новых клиентов не было. Однако, Менеджер постоянно задаёт вопросы своему Начальнику отдела и Директору о предстоящих премиальных. Директор понимает, что сотрудник может быть полезным для фирмы, однако, не считает нужным обсуждать с ним премиальные и, тем более, платить.
Роли и интересы:
Директор — не хочет портить личные отношения с другом детства, но и платить ни за что не хочет.
Начальник отдела — считает, что сам сотрудник ничего полезного предприятию не приносит, хочет его уволить.
Менеджер — хочет получать процент от прибыли отдела, т. к. видит объёмы работ, продаж и считает свой вклад огромным.
Экспресс ситуации
1. Ты кто такой?
Молодой менеджер довольно быстро стал набирать вес как хороший торговый представитель в глазах руководства компании. И вот его уже назначили начальником отдела продаж. В его коллективе он чуть ли не самый младший. Большинство воспринимает это назначение случайным. И вот однажды молодой руководитель дает задание своему подчиненному, а тот ему в глаза и говорит: «А ты кто тут такой, чтобы командовать?»
2. Предприниматель без билета
Предприниматель, оказавшись без машины, сел в троллейбус, и с непривычки забыл купить билет. К нему через две остановки подходит контроллер, имеющий точную инструкцию сперва «ссадить зайца» с троллейбуса, а затем взять штраф. На вопрос предпринимателя, сколько он должен, контролер с энтузиазмом громко говорит: «Нечего мне взятку совать, выходите, там разберемся».
3. Художник
В кабинет начальника РОВД привели задержанного подростка, подозреваемого в раскрашивании из баллончика стен магазина, хозяйкой которого является жена милиционера. В подростке он сразу же узнал сына своего близкого друга.
Майор: «Что, сынок, значит, художественная школа закончена не зря?»
4. Валентина
Андрей — руководитель центрального производственного отдела компании. Валентина — один из лучших его руководителей групп, властная и авторитарная. Последние полгода Валентина открыто конфликтует с Андреем, но потом приходит извиняться. Если бы не ее результаты, он давно бы её уволил. Начальник Андрея зовет его на встречу, где тот застает молчащую Валентину и слышит от начальника предложение разделить его отдел на два, назначив руководителем второго Валентину: «Вы уже не способны общаться друг с другом, как ты можешь быть руководителем Валентины?»