Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Вопрос №49. Различие бытия вещи и бытия ума у Аристотеля



 

- to einai (τό εîναι) субстантив глагола «быть»-бытие

- to on (τό őν) причастие от глагола «быть»- сущее

- en ontia (η ούσία) субстантив причастия- сущность

- to ti en einai (τő τί ην είναι) что есть бытие

- to on kat auto (τό őν κατ αύτό) (ens per se) сущее само по себе

- to on en on (τό őν η őν) сущее как таковое

Бытие вещи.

Под материей вообще Аристотель понимает возможность бытия. Человек же всегда имеет дело с конкретным проявлением материи, т. е. вещью.

Когда мы отнимаем длину, ширину и глубину, мы видим, что ничего не остается, разве только то, что ограничено ими, если оно что-то есть; так что при таком взгляде материя должна казаться единственной сущностью.

А под материей я [Аристотель] разумею то, что само по себе не обозначается ни как суть вещи, ни как что-то количественное, ни как что-либо другое, чем определено сущее.

Сущность вещи есть нечто самостоятельное, существующее само по себе, безотносительно к другому.

Формы нельзя рассматривать как простые модификации или даже творения одной всеобщей формы; каждая из них, наоборот, в качестве данной определенной формы, вечна и неизменна.

Бытие ума.

Но если первый двигатель неподвижен, то он должен быть нематериальным, т. е. формой без материи или чистой актуальностью; ведь, где есть материя, есть и возможность иного бытия, переход от потенциального к актуальному, движение; лишь бестелесное неизменно и неподвижно – ум-перводвигатель.

Так как, далее, мир есть единое благоустроенное целое, направленное на одну цель, так как движение мироздания едино и непрерывно, то перводвигатель может быть лишь единым, т. е. самой этой единой целью.

Общей целью всей человеческой деятельности является блаженство; ведь только оно одно есть то, к чему стремятся не ради чего-либо иного, а ради него самого.

Для каждого живого существа благо состоит в совершенстве его деятельности, так и для человека — как это доказывает Аристотель — благо может состоять лишь в совершенстве присущей ему, как человеку, своеобразной деятельности. Но такова именно деятельность разума, и потому деятельность разума, соответствующая своей задаче, есть добродетель.


 

 

Вопрос №51Сравнительный анализ принципов добродетельного поведения эпикурейцев и стоиков.

Эпикурейство.

Основателем эпикурейства был древнегреческий мыслитель Эпикур(341-270 до н.э.). Наибольшую известность получили этические взгляды Эпикура, представления о смысле и цели человеческого существования. Именно за этими идеями закрепилось название «эпикурейство».

Высшим благом для человека Эпикур считал блаженство, наслаждение. Следует освобождаться от всего, что мешает наслаждению. Добродетель нужна не сама по себе, а только потому, что способствует достижению блаженства.

Наслаждение есть естественная цель всех живых существ. Каждое существо ищет удовольствия и избегает страданий. Эпикур подчеркивал, что необходимо различать истинные и мнимые, естественные и суетные наслаждения. В этих различиях греческий мыслитель раскрыл глубокие диалектические переходы противоположностей друг в друга. Эпикур считал, что счастье заключается в достижении наиболее прочного и длительного наслаждения. Однако наслаждения он не сводил к примитивным удовольствиям, таким как пиршества, пляски, вкусовые удовольствия- они не рождают сладостную жизнь, её рождает рассудок.

Действительно длительными и прочными могут быть только духовные наслаждения и блага: дружба и знания.”Мудрец питаясь хлебом и водою, состязается в блаженстве с Зевсом”Высшая форма блаженства- это состояние душевного покоя, невозмутимости. Это состояние Эпикур называл атараксией.

Таким образом, концепция Эпикура во многом перекликается с учениями мудрецов Востока, которые призывали к достижению счастья путём ухода от активной общественной деятельности, часто приносящей страдания. Мудрость и счастье, согласно Эпикуру, состоят в том, что человек достигает независимости и спокойствия духа, избегает всего, приносящего ему неудовольствие, и наслаждаться тем, что доставляет удовольствие. Счастье согласно Эпикуру, не в погоне за наслаждениями, а в свободе от страданий. Лишь путем долгого обучения и упражнения человек может стать мудрым и создать себе счастливую и добродетельную жизнь.

 

Стоики

Основателем стоической школы был 3енон из Китиона на Кипре его ученики сперва назывались зеноновцами, а позднее получили название стоиков, по имени места их собраний, «стойа пойкиле» (στοά ποικίλη - узорчатый портик).

Наиболее известной частью учения стоиков(как было и в случае с философией Эпикура) стала не их концепция природы, а этическое учение о цели и смысле человеческого бытия. Главное умонастроение, пронизывающее стоическое мировоззрение-чувство неопределенности ненадежности человеческого существования, которому постоянно угрожает изменчивый и враждебный внешний мир. В обществе постоянно ощущается угроза благосостоянию, свободе и самой жизни любого человека - от бедняка и царя. В отличие от эпикурейцев, стоики считали необходимым активное участие в общественной жизни. В их учении ярко звучит идея презрения к страданию, опасности и смерти. Идеал стоиков -мудрец, достигший добродетели и бесстрастия, не зависящий от внешних обстоятельств. Он действует в согласии с природными законами, добровольно и бесстрашно подчиняется воле судьбы, необходимости, року. Противостоять судьбе бессмысленно и тщетно. Покорность же перед судьбой переходит во внутреннюю свободу человека, мысли и благополучию.


 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.