Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Вопрос №9 Метафизика Аристотеля



Аристотельвеликий ученик Платона, учившийся у него 20 лет. Накопив огромный потенциал, Аристотель развил собственное философское учение. Аристотель рассматривает отдельные вещи: камень, растение, животное, человека. Всякий раз он выделяет в вещи материю(субстрат) и форму. Сложнее обстоит дело с отдельным человеком, его материя–это кости и мясо, а форма–душа. Для животного формой является животная душа, для растения–растительная душа. Что важнее–материя или форма? На первый взгляд кажется, что материя важнее формы, но Ари­стотель не согласен с этим. Ведь только благодаря форме ин­дивид становится тем, чем он является. Значит, форма есть глав­ная причина бытия. Всего причин четыре: формальная–сущ­ность вещи; материальная–субстрат вещи; действующая–то, что приводит в движение и обуславливает изменения; целе­вая–во имя чего совершается действие.

 

Итак, по Аристотелю, единичное бытие есть синтез материи и формы. Материя–это возможность бытия, а форма есть осу­ществление этой возможности, акт. Применительно к отдельному предмету сущностью оказывается форма. Форма выражается понятием. Понятие справедливо и без материи. Понятие принадле­жит уму человека. Выходит, что форма–это сущность и отдельного единичного предмета, и понятия об этом предмете.

 

Аристотель как первооткрыватель динамизма и телеоло­гии. В своих суждениях о материальных причинах Аристотель во многом повторял Фалеса, Анаксимена, Анаксимандра, Гераклита, учивших, что в основе всего находятся материальные субстанции. В учении о форме Аристотель существенно переработал концепцию идей Платона. Еще более оригинален был Ари­стотель в развитых им концепциях динамизма и цели.

 

Динамизм Аристотеля состоит в том, что он не забывает уделять первостепенное внимание динамике процессов, движению изменению и тому, что за этим стоит, а именно переходу возможности в действительность.

 

Аристотель по праву гордился тем, что им была развита, при чем содержательнейшим образом, проблема цели. Цель–по-гречески телеос. Исходя из этого учение о цели называют телеологией. Цель есть, по Аристотелю, наилучшее во всей природе. Главенствующая наука та, «которая познает цель, ради которой над­лежит действовать в каждом отдельном случае...». Конечной ин­станцией поступков людей оказываются их цели, целевые приоритеты. Телеология, развитая Аристотелем, оказывается мощным инструментарием в деле понимания человека, его деяний и общества.

 

Последняя реальность–бог. Для Аристотеля форма в своей динамике выражает иерархичность бытия. Из меди можно изготовить много вещей, но медь остается медью. Намно­го более иерархично ведет себя форма. Сравним: форма нежи­вых предметов–растительная форма–животная форма–форма(душа) человека. Это сравнение поднимает нас по лестнице форм, причем значение материи ослабевает, а формы–возрастает. А если сделать еще шаг и заявить, что есть чистая форма, освобожденная от материи? Аристотель твердо убежден, что этот шаг, предельный переход, вполне состоятелен и необ­ходим. Почему? Потому что тем самым мы обнаружили перводвигатель всего, а значит, принципиально объяснили все мно­гообразие фактов движения. Бог, как и все доброе и красивое, притягивает, влечет к себе, это не физическая, а целевая, финальная причина.

№2 Космология Эмпедокла и Платона

В космологии Эмпедокла звезды были прикреплены к твердому кристалловидному небесному своду, планеты же движутся свободно. Эмпедокл уже ясно отмечал планеты, имеющие видимое движение по отношению к окружающим их звездам.Взгляд на Луну, как на тело, образовавшееся путем сгущения воздуха и, стало быть, не самосветящееся, подсказал Эмпедоклу объяснение солнечных затмений.Причина их в том, что иногда, Луна заслоняет собой Солнце.Гениальной для своего времени была догадка Эмпедокла о том, что свету требуется известное время для распространения в пространстве. Однако древнегреческая наука носила созерцательный характер, ограниченный наблюдением и творчеством гипотез, но не располагавшая средствами их экспериментальной проверки.

 

Вокруг Земли, согласно космологии Эмпедокла, существует 2 полушария;

они движутся круговым движением. Одно из них состоит целиком из огня,

другое, смешанное, состоит из воздуха и из примесей небольшого количества огня. Это второе полушарие производит своим вращением явление ночи. Начало движения произошло от нарушения равновесия,вследствие присоединения огня.

Согласно астрономической гипотезе Эмпедокла, солнце по своей природе

не огненное. Дневное светило, видимое нами каждый день на небесном

своде, есть по Эмпедоклу только отражение огня, подобное тем, которые

бывают на воде. Луна образовалась из воздуха, увлечённого огнем. Этот

воздух сгустился наверху наподобие града. Светит Луна не собственным светом, а исходящим от Солнца . Форма мироздания не шаровидна в точном сысле. Мир приближается по своей форме к яйцу, лежащему в горизонтальном положении. По сообщению

Аэция, как следствие из этой догадки получилось утверждение Эмпедокла,

будто расстояние от Земли до неба меньше протяжения земли в ширину.

Ряд древних доксографов отмечают как новое и, повидимому, поразившее

современников учение Эмпедокла о твердости небесного свода. На

Востоке, в вавилонской и еврейской космологии это представление было

известно издревле. По Эмпедоклу, небо – кристалловидно, и

образовалось из льдистой материи.Учение это подготовило мысль к

возникновению позднейшей космологии, которая представила мироздание,

как сотоящее из прозрачных концентрических хрустальных сфер.

 

Историкам известна теория космология Платона, которая базируется на объектах, называемых «телами Платона», которые представляют собой правильные многогранники. Каждое из его правильных тел являлось символом отдельной стихии. Символом огня являлся тетраэдр, символом воздуха – октаэдр, Землю (ее материал) олицетворял гексаэдр (куб). символом воды являлся икосаэдр и додекаэдр представлял собой душу вселенной. Именно космология Платона и стала базовой наукой для икосаэдро-додекаэдрической теории, которой до сих пор имеет свое влияние на развитие науки. Основная идея этой теории в том, что фигуры икосаэдра и додекаэдра являются типичными для Мира, и проявляются во всех его составляющих частях от микромира до необъятного космоса.

Первичное представление древнегреческих мыслителей о нашей планете являло собой додекаэдр. Платон говорил о том, что Земля напоминает кожаный мяч, сшитый из 12 кусков. С тех пор многие ученые и математики прошлых веков считали Землю похожей на несколько деформированный додекаэдр.


 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.