Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема 7. Исправительно-трудовая психология



Задание исправительно-трудовой психологии. Динамика особенности осужденного в ИТУ. Специфика социально - психологической адаптации освобожденных с мест лишения свободы.

 

а) Перед исправительно-трудовыми учреждениями стоят чрез­вычайно сложные задачи перевоспитания лиц, совершивших преступления, приобщения их к трудовой деятельности и адап­тации к нормальному существованию в обществе.

Эти задачи не могут быть решены без использования дан­ных различных наук, изучающих личность человека, его взаи­моотношения с коллективом, а также роль различных факто­ров, положительно или отрицательно воздействующих на личность осужденного. Одной из наиболее актуальных наук, способствующих решению указанных выше задач, является исправительно-трудовая психология, которая исследует зако­номерности психической деятельности человека, отбывающе­го наказание, и основные факторы, влияющие на него в про­цессе перевоспитания.

Как известно, в юридическом аспекте наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая судом лицу, умышленно или неосторожно совершившему преступление. В наказании выражается отрицательная оценка, даваемая государством антиобщественному, противоправному деянию и лицу, его совершивше­му. Являясь карой за совершенное преступление, уголовное наказание преследует взаимосвязанные и взаимообусловленные цели исправления, перевоспитания осужденного и предупреждения совершения преступления как осужденным, так и иными лицами.

Таким образом, наказание преследует три цели: покарать, исправить и перевоспитать осужденного, а также предупредить преступление (общая и специальная профилактика). Все они имеют различное психологическое обоснование, и каждой из них присущ свой психологи­ческий механизм.

В психологическом аспекте наказание как кара есть фак­тор отрицательного подкрепления. Карательная функция выражается в причинении осужденному физических и моральных страданий. Мера этих страданий и пережива­ний определяется судом, и всегда величина ее является индивидуальной.

Наказание имеет ряд особенностей, заставляющих осужденного переживать от­рицательную реакцию государства. Прежде всего — отрыв от общества и от привычной для каждого человека среды, сознание длительности этого отрыва. Кроме того, это лишение определенных прав и преимуществ, и среди них основным явля­ется лишение свободы. Последнее — это ограничение ряда потребностей. Наибо­лее важным является лишение человека возможности планировать свое по­ведение.

Юридическая психология разрабатывает также новые направления ресоциали­зации: участие в формировании личности заключенного психологов, психотера­певтов (особенно это относится к людям с психическими отклонениями: психо­патам, невротикам, наркоманам, алкоголикам и др.). Исследуются в этом процессе роль религиозных учреждений и исповеди, способствующей глубокому перефор­мированию личности преступника.

Среди осужденных (особенно молодых) растет количество лиц с различными отклонениями от психической нормы: психопатией, легкой дебильностью, акцен­туациями характера и др. Успешное воспитательное воздействие на этих лиц обе­спечивается в результате комплекса медицинских, психологических и педагогиче­ских методов, а это требует взаимодействия психологов, психиатров и педагогов.

Реальная гуманизация исправительно-трудовой системы должна привести к сокращению сроков наказания, ибо длительное лишение свободы (свыше трех лет) ведет к деградации личности заключенного и далее к деградации коллектива осужденных, являясь почвой для культивирования «воровских» традиций, нра­вов и стереотипов. Однако относительно краткое лишение свободы требует высокого уровня психолого-педагогической культуры со стороны всех работников ИТУ, которые могли бы достаточно точно диагностировать личность и применить надежную систему психолого-педагогических методов коррекции.

При этом может быть использован психолого-педагогический опыт исправи­тельных учреждений зарубежных государств.

Раскрытие природы и путей формирования механизмов неосознаваемой регу­ляции преступного поведения предоставляет возможность превентивной пенитенциарной теории и практике наметить научно обоснованные подходы и методы предупреждения формирования неосознаваемой асоциальной мотивации, пути перестройки внутренних регуляторов асоциально направленного поведения. В этом отношении важное значение для практической организации воспитатель­но-профилактической работы имеют выводы психологов о связи установки с дея­тельностью, в процессе которой может происходить формирование новых и пере­стройка прежних установок. Такого рода выводы позволяют направлять воспитательно-профилактическую работу на эффективное воздействие и перестройку осознаваемых и неосознаваемых поведенческих регуляторов.

Далее чрезвычайно важным для превентивной практики является установле­ние того факта, что механизмы неосознаваемой регуляции формируются и закрепляются уже в раннем детстве, при этом важнейшую роль играет семья, личный пример родителей, образцы их поведения. Характер эмоциональных отношений ро­дителей с детьми, который оказывается решающим фактором формирования эмоциональной среды, чувства симпатии, сопереживания, внушающего воздействия родителей, системы мер наказания и поощрения и т. д.

 

б) Важной отличительной чертой неосознаваемых поведенческих регуляторов и, в первую очередь, сформированных в раннем детстве установок является их проч­ность и устойчивость, что весьма затрудняет и делает практически невозможным их перестройку методами обычной педагогической коррекции и требует примене­ния суггестивных методов внушения, самовнушения, аутотренинга, непосред­ственно адресованных неосознаваемой сфере и способных более эффективно блокировать, нейтрализовывать действие прежних установок асоциально направлен­ного поведения и формировать новые. Внедрение в широкую превентивную практику суггестивных методов возможно лишь на основе глубокого научного теоретического и методического оснащения.

Большое психологическое значение имеет внедрение в подразделения ИТУ ме­тодов экономической реформы. Доведение этих методов до сознания каждого осужденного пробуждает трудовую активность, заставляет многих из них думать об улучшении трудового процесса. В этом случае коллектив, борясь за лучшие по­казатели, не терпит у себя лодырей и недисциплинированных, препятствующих нормальной работе всего подразделения. Но главная цель воспитательного про­цесса — сделать так, чтобы труд становился необходимой потребностью осужден­ного. Когда это достигнуто, можно говорить о положительном моменте в перевос­питании личности. Осужденный должен видеть результаты своего труда и осмы­сливать их. Он должен ощущать радость в процессе труда, и поэтому ни в коем случае не следует поручать выполнение трудовых операций осужденному, кото­рый заведомо не сможет с ними справиться.

В процессе педагогической подготовки осужденных к труду у них формируется психологическая готовность трудиться не только в условиях ИТУ, но и на свобо­де, а это не одно и то же. Обследование группы лиц, ведущих после освобождения из колоний паразитический образ жизни, показало, что многие из них активно тру­дились в ИТУ, перевыполняли нормы выработки. Однако их активная деятель­ность в колониях побуждалась узкоэгоистическими мотивами и установками: ак­тивным трудом приблизить свое освобождение, а потом продолжать «вольную» (т. е. преступную) жизнь, «иметь прибавку к общему котлу», «когда работаешь, то быстрее идет время» и т. д. Такая мотивация не способствует выработке общей психологической готовности к труду, поскольку труд остается вынужденной ме­рой облегчения своего существования, не трудиться в колонии нельзя, трудиться кое-как — невыгодно. Но как только возникает возможность жить не работая, та­кие лица, не имея общей психологической готовности к труду, стремятся реализо­вать эту возможность.

Каждое исправительно-трудовое учреждение выпускает не только мебель, швейные и столярные изделия, машины и ведет строительство — у него есть еще один вид готовой продукции — люди. Из осужденных за различные преступления в период пребывания в ИТУ эти люди должны превратиться в честных тружени­ков, и поэтому главная задача ИТУ — сначала воспитывать в каждом осужденном способность трудиться, а затем превращать эту способность в потребность, кото­рая становится доминирующей чертой личности осужденного. В этом случае мож­но говорить, что ИТУ дает первосортную продукцию.

 

в) Воспитание наряду с трудом и воздействием коллектива является одним из глав­ных факторов, определяющих формирование личности осужденного. Роль воспи­тателя заключается также в использовании всех этих факторов, организации их воздействия на личность. Воспитательный процесс в условиях ИТУ — процесс творческий, учитывающий особенности личности каждого осужденного, группы осужденных и всего коллектива в целом.

Люди, посвятившие себя тяжелой и благородной воспитательной деятельно­сти в ИТУ, должны быть волевыми, талантливыми педагогами. В деятельности воспитателя можно отметить по крайней мере четыре направления, на каждом из которых мы остановимся ниже.

1. Одной из главных в воспитательной деятельности является СОЦИАЛЬНАЯ. Воспитатель должен привить осужденным принятое в обществе мировоззрение, а также ряд других важных качеств: патриотизм, гуманность, честность и т. д. Для того чтобы выработать эти качества, воспитатель должен твердо верить в конеч­ный успех своей работы, с какими бы трудностями ему ни пришлось столкнуться. Эта его вера должна передаваться осужденным, он должен уметь заражать ею са­мых апатичных из них.

2. КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ- это организация общения с осужденными, в ходе которого происходит направляемый воспитателем обмен информацией. Здесь действует следующая закономерность: важно не только то, что говорится, но также и то, как говорится и кем. Исправительно-трудовой психоло­гии известны многочисленные случаи, когда умный и идейный воспитатель не мог донести свои слова до сознания и сердца осужденных в связи с возникновением между ними так называемого «психологического барьера». Воспитатель должен обладать умением слушать людей и, разговаривая с ними, находить индивидуаль­ный подход к каждому из них. Большое значение в решении этих вопросов имеет знание воспитателем индивидуальных особенностей собеседника.

К этим особенностям относятся, в первую очередь, темперамент, специаль­ный тип, черты характера, направленность личности и состояние осужденного. Суровый строгий тон в беседе с уклоняющимся от работы осужденным сан­гвинического темперамента принесет положительные плоды. Но этот же тон бу­дет совершенно неприемлем в беседе с осужденным слабого типа, у которого взаимоотношение с коллективом и трудовой процесс не ладятся из-за таких черт характера, как робость и застенчивость. В последнем случае человеку надо посочувствовать, подбодрить его, вселить уверенность в себе.

3. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.Воспитатель ИТУ, постоянно ра­ботая с людьми, для того чтобы правильно решить производственные и воспитательные задачи, должен быть хорошим организатором, волевым человеком. Та­лант воспитателя как организатора проявляется в создании коллектива осужденных, в руководстве этим коллективом и производственными процессами. Мало наметить стратегию воспитательного воздействия, нужно уметь провести в жизнь свои замыслы и при этом преодолеть открытое и скрытое сопротивление окружающих. Для решения сложных организаторских задач воспитатель должен обла­дать определенным авторитетом в глазах осужденных. Этот авторитет предпола­гает, во-первых, знание воспитателем своего дела, обладание специальными зна­ниями, навыками и умениями; во-вторых, творческое решение им воспитательных задач, отсутствие шаблона; в-третьих, высокоразвитое чувство ответственности как за свои действия, так и за действия подчиненных ему людей; в-четвертых, высо­кий уровень общей культуры и, наконец, индивидуальный стиль в своей работе.

4. КОНСТРУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬвоспитателя связана с проектирова­нием воспитательного процесса, созданием планов, воспитательной тактики и стратегии. Конструктивная деятельность является основанием, на котором стро­ятся организационная и коммуникативная деятельность. Она включает в себя следующие аспекты:

· содержание будущей деятельности (планирование);

· систему и последовательность собственных действий (тактику и стратегию воспитательного действия);

· систему и последовательность действий воспитуемых (при этом про­ектируется деятельность коллектива в целом, а также отдельных групп и отдельных осужденных).

Здесь реализуются качества воспитателя, образующие творческое начало его личности: интеллектуальный уровень, хорошая память, творческая интуиция и т. д.

Воспитательный процесс в ИТУ, как уже отмечалось ранее, имеет ряд трудно­стей: масса осужденных представляет собой не вполне доброкачественный человеческий материал, имеющий пороки в правосознании, в нравственных, мораль­ных и этических программах.

Осужденные оказывают скрытое, а порой и открытое сопротивление воспита­тельному процессу. Условия изоляции в ИТУ не позволяют использовать все меры воспитательного воздействия наличность. Среди осужденных имеется большое количество педагогически запущенных людей, требующих строго индивиду­ального подхода.

Как уже указывалось выше, важным фактором воздействия на осужденного является коллектив, в котором он находится в ИТУ. Для того чтобы лучше изу­чить механизм его воздействия на личность, нужно исследовать структуру кол­лектива осужденных, связи между отдельными подразделениями и группами. Но прежде чем переходить к анализу коллектива, следует остановиться на личности осужденного и проследить динамику ее развития. Исследования динамики лич­ности человека, лишенного свободы, приводят к выводу, что ее развитие в этих особых условиях подчинено определенным закономерностям и состоит из ряда этапов, которые отражены на приведенной ниже схеме.

Все шесть точек, которые находятся на схеме (см. с. 640), являются «критическими» в динамике личности осужденного: в этих точках, как правило, происходит резкая смена состояний, установок и направленности личности осужденного: страх перед грядущим наказанием в связи с арестом, состояние апатии непосред­ственно после приговора, готовность искупить свою вину, стремление поскорее выйти на свободу — вот далеко не полный перечень состояний, которые домини­руют в личности на различных этапах от момента ареста до момента освобожде­ния.

 

Арест  
Вступление приговора В законную силу  
Прибытие в колонию  
Первые 6-8 месяцев Пребывания в ИТУ  
За 3-8 месяцев До освобождения  
Освобождение из ИТУ  

 

Значительную часть осужденных составляют лица, которые отрицательно от­носятся к обучению. Мотивы отказа осужденных от обучения следующие: убеж­дение, что у осужденного хорошая специальность и учеба ничего к ней не приба­вит; трудности в учебе в связи с большим перерывом, когда многое забылось; со­лидный возраст; убеждение, что учиться поздно, а также что учеба на заработок не влияет; боязнь, что не хватит терпения; трудно учиться после восьмичасового ра­бочего дня; нежелание тратить время на учебу и, наконец, немотивированный от­каз от учебы.

Таким образом, среди причин, по которым осужденные не хотят учиться, глав­ными являются:

1) отсутствие перспективы в жизни и искаженная ценностная ориентация, в результате чего на обучение осужденные смотрят чисто практиче­ски;

2) боязнь трудностей (сочетать учебу с работой и производством может толь­ко волевой человек);

3) неумение учиться.

Чаще всего от воспитателя требуются огромное терпение и труд, чтобы про­никнуть во внутренний мир осужденного. Опыт лучших воспитателей подтверж­дает, что антиобщественные взгляды и убеждения осужденного можно быстрее и глубже изучить в коллективе и через коллектив, в котором воспитывается лич­ность. Важное значение при этом имеет знание групповых мнений, бытующих в коллективе, групповой убежденности. Нередко осужденные образуют замкнутую малую группу с твердо, установившимися внутри нее сложными установками или антиобщественным мнением.

Открыв перед осужденным перспективы активной перестройки личности во имя будущего освобождения и приобщения к трудовой деятельности, мы полу­чаем в его лице хорошего союзника, который будет помогать в решении сложных педагогических задач переделки личности. Одна из главных задач в этом процес­се — постановка правильного диагноза: решение, какие качества в осужденном следует укреплять и развивать и с какими качествами, взглядами, чертами и при­вычками следует бороться. Исправительно-трудовая психология в анализе и оценке личности осужденного исходит из оптимистического прогноза: в каждом человеке можно обнаружить положительные черты, какие бы страшные преступ­ления он ни совершил. Опираясь на эти положительные черты, можно присту­пить к переделке и формированию социально-положительной личности. В ряде случаев в одних обстоятельствах можно говорить о так называемой реститу­ции — восстановлении в личности положительных ее аспектов, которые были утрачены ею вследствие длительной преступной деятельности и неблагоприят­ных внешних воздействий.

Для достижения успеха в работе с осужденными необходимо соблюдать ряд психологическихи социально-психологических условий.

ЗНАНИЕ ЛИЧНОСТИ ОСУЖДЕННОГО. Успеха в переубеждении и формиро­вании установки на исправление можно добиться, если воспитатель знает специфику направленности личности осужденного, действительные его взгляды и убеждения, а не просто его высказывания на занятиях, которые иногда диктуются корыстными соображениями, а подчас являются просто бравадой.

Как уже отмечалось, кроме главных факторов (труд, режим, коллектив и воспитание), которые действуют постоянно, на осужденного могут влиять и так называемые факультативные факторы. К ним относятся семья осужденного, его дружескиесвязи с людьми на воле, участие в художественной самодеятельности, занятия художественными ремеслами, учеба и некоторые другие. Однако наличие указанных факторов вовсе не означает, что гарантировано положительное их влияние.

Аналогичным образом могут быть использованы и другие факторы: например, осужденный стремится закончить в ИТУ десятилетку, с тем чтобы после осво­бождения продолжить образование.

Привычки к коллективным действиям, чувство коллективизма, альтруизм, доброту и просто трудовые навыки невозможно воспитать без коллектива, кото­рый является наряду с трудом одним из главных факторов воздействия на осужденного. Коллектив осужденных не представляет собой, как уже отмечалось, од­нообразную массу. Он состоит из отдельных ячеек — личностей, которые, в свою очередь, образуют разнообразные группы и группировки. Для того чтобы правиль­но воздействовать на коллектив заключенных, каждому воспитателю необходимо иметь ясное представление о его структуре, об удельном весе каждой входящей в него группировки и о месте личности в ней. Ниже мы приводим схему структуры такого коллектива.

Главное место в этой структуре занимает актив — группа осужденных, которые твердо встали на путь исправления, принимают активное участие в трудовом процессе и общественной жизни и, что самое главное, активными действиями способ­ствуют перевоспитанию других осужденных. Чем больше группа актива, тем, естественно, легче вести воспитательную работу и тем, как правило, выше оценива­ется потенциал коллектива в целом.

Группа резерва — осужденные, которые твердо встали на путь исправления, принимают активное участие в трудовой деятельности, но по собственной иници­ативе не оказывают помощи в перевоспитании других.

Группа пассива — осужденные, колеблющиеся в выборе стратегии своего пове­дения. Поступки их в значительной степени зависят от создавшейся ситуации.

Последней является группа трудновоспитуемых, к которой относятся лица, не только не вставшие на путь исправления, но и уклоняющиеся от участия в трудо­вом процессе, стремящиеся противодействовать положительному воспитательно­му воздействию администрации и активной части осужденных. Эта группа в со­юзе с осужденными из группы пассива может разлагающе действовать на весь кол­лектив. Если нельзя положительно воздействовать на отдельных членов этой группы, целесообразно бывает прибегнуть к переводу их в другие, более сильные подразделения и коллективы.

Воспитатель и коллектив контактируют с осужденным как прямо и непосред­ственно, так и через малую группу. И от того, на чьей стороне она находится, во многом зависит успех воздействия на конкретную личность.

В коллективе осужденных можно различать три типа групп: с положительной, отрицательной и с неопределенной направленностью.

Важнейшее значение имеет справедливость в предоставлении льгот (или ли­шении их). Наиболее полной она может быть тогда, когда воспитатель делает вы­вод о степени усердия и стремления исправиться не только по внешней форме поведения осужденного, но и по изменению структуры его мотивов и поступков. Только при этом можно отличить истинное исправление от его имитации и не допустить ошибок при предоставлении льгот.

Лишение свободы разрушает сложившуюся ранее систему отношений челове­ка с другими людьми, в его общении возникает вакуум. Страдая от вынужденного одиночества, осужденный с первых дней пребывания в колонии начинает подыс­кивать себе друга, товарища, единомышленника, руководствуясь или общими ин­тересами, или общими целями совместной деятельности (работа на производстве, учеба в школе и т. д.), или одинаковыми отношениями к наказанию, требованиям режима, воспитательным воздействиям, или же чувством симпатии, личной при­вязанности. Друг может выбираться также по национальному признаку, по про­фессиональным интересам, по схожести судеб (чаще всего в семейной жизни), по возрастному признаку и т. д. Первоначально, как правило, осужденный ори­ентируется на одного человека, но так как тот уже связан с другим или с другими осужденными, образуется малая группа.

Малые группы, таким образом, возникают самостоятельно, независимо от ад­министрации, стихийно. Практически в любом коллективе осужденных на любой стадии его развития имеются малые группы. В исправлении и перевоспитании осужденных они играют особую роль: в них создается тот микроклимат, который оказывает нередко решающее влияние на поведение осужденных, здесь же со всей силой действуют механизмы подражания, соперничества и самоутверждения. В малой группе воспитателю приходится иметь дело с групповой убежденностью, групповыми интересами, повседневными традициями. Между воспитателем и осужденным, как и между коллективом и личностью осужденного, всегда стоит малая группа. Взгляды и убеждения, а также установки осужденного, образ его поведения существенно зависят от господствующих взглядов и мнений в группе, трансформируются под их воздействием. Это обязывает воспитателя иметь полное представление об этих взглядах и убеждениях. В противном случае он не су­меет заранее подготовить контраргументы и будет вести работу с тем или иным осужденным вслепую. Важно также уметь максимально использовать социально-психологические механизмы (заразительность, групповое давление).

Возникнув, каждая группа проходит свой путь развития, внутри нее выкристал­лизовывается определенная структура, выражающаяся в установлении иерархии от­ношений членов группы. Любой член каждой из этих групп выполняет обязанности в соответствии с отведенной ему ролью. В группе всегда выделяется лидер («вожак», «первый номер»), «вторые», «третьи» и т. д.

В процессе организации и становления отрицательно направленной малой груп­пы нередко возникает нездоровое соперничество, а порой и борьба между лидера­ми. Побеждает тот, кто сумеет подчинить себе остальных осужденных. Но, захватив лидерство, «вожак» перестает сам лично творить суд и расправу. Всю черную рабо­ту он поручает обычно другим осужденным, оставляя за собой функцию организа­тора, вдохновителя, «верховного судьи». Поэтому ни о какой истинной дружбе меж­ду членами отрицательно направленной малой группы не может быть речи. В то же время в малой группе с положительной направленностью обычно складываются то­варищеские, дружеские отношения, проявляются взаимные симпатии.

Выявление групповых лидеров связано с расшифровкой ролей, которые игра­ет та или иная личность в коллективе. Существует опасность допустить в этом ошибку, во-первых, потому что личность может играть разные роли в официаль­ных и неофициальных отношениях, и, во-вторых, потому что лидеры отрицатель­ных групп и преступных группировок тщательно маскируют свои истинное отно­шение к администрации; установленным порядкам в ИТУ и свою роль в группе.

Все это важно знать для профилактики, предупреждения и разрешения конф­ликтов. Правильное разрешение конфликтов и психопрофилактика имеют исклю­чительное значение для исправления и перевоспитания осужденных.

Гуманизация исправительно-трудовой системы, очевидно, будет осуществ­ляться через разработку и внедрение более мягких мер наказания, сокращение сроков наказания, введение альтернативных лишению свободы мер наказания, индивидуализацию мер наказания по отношению к лицам, совершившим преступ­ление. Все это потребует более серьезных и всесторонних психологических ис­следований по разработке и внедрению широкого спектра психолого-педагогиче­ских методов воздействия на личность, группу, коллектив осужденных.

Перспективным является исправление правонарушителя через исповедь, по­каяние, примирение с потерпевшим, что создает предпосылки для подлинной пе­рестройки личности, ее ресоциализации и создания перспективы социальной адаптации.

 

г) Изучение личности осужденного к моменту его освобождения из ИТУ имеет боль­шое значение для решения вопросов борьбы с рецидивной преступностью. С этой проблемой тесно связана проблема адаптации (приспособления) освобожденного к условиям нормального су­ществования в нормальной социальной среде на свободе. Обобщение опыта деятельности ИТУ убеждает в необходимости проведения специальной работы по психологической подготовке осужденных к жизни в новых условиях. Значение психологической подготовки существенно возросло в связи с тем, что в последние годы в криминологии подвергся глубокому анализу психологический фактор, и в част­ности его роль в рецидивной преступности.

Необходимость психологической подготовки вызвана тем, что человек, попа­дая в новые условия жизни и социальную среду, встречается со специфическими трудностями, к преодолению которых он не всегда психологически готов. Такая встреча для осужденных часто бывает неожиданной и вызывает реакции, неадек­ватные условиям ситуации и требованиям норм морали. Нередко это усугубляет­ся неправильным отношением окружающих к осужденным, что ведет к чрезмер­ному возбуждению или торможению нервных процессов и к нервным срывам. Осужденный начинает неверно оценивать свое поведение и поступки других лю­дей и, как следствие, неправильно действовать. Психологическая подготовка помогает преодолеть инертность человеческой психики, ускоряет ее перестройку в связи с изменением обстоятельств. Выделяют:

· психологическую подготовку осужденных к отбыванию уголовного наказа­ния в конкретном виде ИТУ;

· психологическую подготовку при перемещении осужденных в рамках ИТУ, в связи с изменением условий их содержания;

· психологическую подготовку осужденных при переводе из воспитательно-трудовых в исправительно-трудовые колонии при достижении совершен­нолетия;

· психологическую подготовку освобождаемых к жизни на свободе.

Важнее всего активизировать положительные качества личности в процессе психологической подготовки осужденных к жизни в новых условиях. Это можно сделать обращением к лучшим сторонам личности, напоминанием ее былых заслуг, активизацией позитивных установок, морально-политических и правовых чувств, выражением уверенности, что осужденный оправдает доверие воспитателей и т. п. Можно напомнить и о прошлых ошибках, но излишнее напоминание об отрица­тельных качествах личности осужденного и неправильном поведении обычно вы­зывает у людей, решивших порвать с преступным прошлым, психологический ба­рьер, делает их невосприимчивыми к психологическим воздействиям.

СПОСОБЫ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ.По совре­менным воззрениям, психологическая подготовка состоит из двух основных разделов: общей и специальной психологической подготовки. Система общего воздействия на осужденных является неотъемлемой частью их исправления и перевоспитания. В ней принято различать способы индивидуального и коллективного (группового) психологического воздействия. Индивидуальное психологическое воздействие осуществляется воспитателем на отдельную личность; коллектив­ное — направлено на группу осужденных с целью вызова таких групповых психических состояний, которые благоприятно влияли бы на всех членов данного коллектива по закону психологической инерции. Психологическое воздействие, при котором осужденный получает информацию непосредственно, называется прямым. Иллюстрацией этого вида воздействия могут служить психотерапев­тические беседы с осужденным и совместный с ним анализ причин его прошлых действий и поступков.

Психологическое воздействие называется косвенным, когда в процессе психо­профилактической беседы осужденный делает вывод о том, как ему поступать в том или ином случае на основе опыта других людей. Следовательно, как индивидуальное, так и коллективное воздействие может быть прямым или косвенным.

Методы внушения (суггестии) с их основным средством воздействия — сло­вом — могут помочь осужденным в подготовке к жизни в новых условиях. Внушение, в отличие от убеждения, — это психологическое воздействие, рассчитанное на некритическое восприятие осужденным воспитательной информации в силу авторитетности личности воспитателя. Внушение может осуществляться только в бодрствующем состоянии. Воспитатель не имеет права пользоваться гипнозом и наркогипнозом; эти методы внушения могут применять только врачи: психотера­певт или психиатр. Выделяют два способа проведения внушения: словесное — путем прямого речевого воздействия на осужденного и косвенное, опосредован­ное каким-либо предметом или действием.

Механизм самовнушения заключается в реализации осужденным заданной воспитателем схемы. Поэтому самовнушением осужденных воспитатель может управлять. Механизм самовнушения схож с механизмом психологической тре­нировки, при которой воспитатель старается развивать у осужденных стремление заниматься определенной деятельностью (например, выработка адаптаци­онных механизмов к ближайшему окружению).

Всех лиц, освобождающихся из мест заключения, можно разделить на три ка­тегории.

1.ЛИЦА, ВПОЛНЕ ИСПРАВИВШИЕСЯ В ПЕРИОД ОТБЫТИЯ НАКАЗАНИЯ. После освобождения эти лица стремятся активно включиться в честную трудо­вую жизнь. Иногда это стремление способно преодолеть значительные трудно­сти, с которыми освобожденный сталкивается в период адаптации и на которых мы остановимся несколько ниже.

2. ЛИЦА С ДЕФЕКТАМИ ВОСПИТАНИЯ.Эти дефекты у освобожденных мо­гут быть в мировоззрении, в правосознании (обычно в отдельных его аспектах), в моральных и нравственных программах, а также в области трудовых навыков. Положительный прогноз поведения лиц этой категории после освобождения в значительной степени зависит от условий окружающей среды, в которую они попадут.

3.ЛИЦА, НЕ ИСПРАВИВШИЕСЯ В ПРОЦЕССЕ ОТБЫТИЯ НАКАЗАНИЯ.В процессе пребывания в местах лишения свободы по ряду причин эти лица не избавились от своих преступных взглядов, наклонностей, установок, а порой даже преступного мировоззрения. Что еще хуже, в иных случаях в местах лишения сво­боды они обогатили свой преступный опыт, развили преступные навыки и пре­ступное мировоззрение. Освобождение эти лица рассматривают как возможность продолжения преступной деятельности.

Процесс адаптации к условиям нормального существования в нормальной со­циальной среде после длительного срока лишения свободы — сложное явление, требующее активных волевых усилий, высоких нравственных и моральных ка­честв, хорошо развитого правосознания. Человек должен в короткий срок восста­новить или приобрести целый ряд навыков. Он должен уметь тратить заработанные деньги, обеспечивать себя одеждой, питанием, жильем, активно перемещать­ся в пределах иногда довольно значительных расстояний и т. д.

Успех адаптации зависит, по крайней мере, от трех групп факторов.

К первой группе относится личность самого освобожденного: его мировоззре­ние, черты характера, темперамент, интеллект, правосознание, мораль, нравственность, этика, образование, специальность, трудовые навыки и т. д.

Ко второй — условия внешней среды, окружающей личность освобожденного; наличие жилья, прописки; семья и взаимоотношения с ней; работа, удовлетворен­ность ею и взаимоотношения с трудовым коллективом; отношения с членами ма­лых групп, в которые освобожденный входит по месту работы, жительства и т. п.; тактика работников милиции, которые осуществляют надзор.

К третьей группе относятся условия, в которых находился осужденный ИТУ и которые сказываются на его поведении в первые месяцы свободы: организация трудового процесса, структура коллектива осужденных, срок пребывания в ИТУ, учеба, воспитательное воздействие администрации, структура малых групп, в ко­торые входил осужденный.

Социальная адаптация зависит от степени социальной отчужденности лично­сти, характера преступной деятельности, ее продолжительности, состояния мик­росреды, в которую он входит. Труднее всего адаптироваться лицам, совершив­шим насильственные преступления, а также грабителям, ворам; легче — расхити­телям, спекулянтам, взяточникам и др.

Как отмечалось ранее, показателем интенсивности рецидива преступлений признаются его интервалы, т. е. отрезки времени, прошедшие после освобожде­ния лица от отбывания наказания в виде лишения свободы до совершения ново­го преступления.

Основная масса новых преступлений, совершаемых лицами, которые отбыва­ли наказание в виде лишения свободы, приходится на период до 3 лет с момента освобождения. При этом большая часть преступлений совершается в первый год после освобождения — 52,4 %, в дальнейшем интенсивность рецидива постепенно снижается.

Социальная адаптация считается успешной, когда социально полезные связи освобожденного в основных сферах жизнедеятельности установлены и не имеют существенных отклонений (нормальные отношения в семье, наличие жилья, про­писки, постоянного места работы, участие в общественной работе, полезное про­ведение досуга, повышение общеобразовательного и культурного уровня и т. д.). Нормально адаптированный освобожденный порывает связи с преступной сре­дой и другими лицами, чье поведение характеризуется как антиобщественное, не злоупотребляет алкоголем, не допускает правонарушений.

В качестве новых подходов предлагается в случаях, когда отсутствует необхо­димость жесткого контроля за поведением индивида, для ряда категорий освобож­денных организовывать через центры социальной адаптации патронат (данная форма социального контроля несколько строже общественного наблюдения, но значительно мягче административного надзора). В то же время за лицами, кото­рые не подпадают под административный надзор, не встали на путь исправления во время отбывания наказания или нарушают правопорядок после освобождения от наказания, также по инициативе совета центра социальной адаптации и под его контролем следует организовывать общественное наблюдение.

Важными являются усилия церкви, ее вклад в восстановление и укрепление общечеловеческих норм и ценностей. Речь идет не о религиозных объединениях как коллективном субъекте центра социальной адаптации, а об участии в работе центра верующих и религиозных деятелей.

Сложный процесс ресоциализации, перевоспитания и возвращения в общество лица, совершившего преступление, начавшийся на первом его допросе у следова­теля, заканчивается после его полной адаптации к условиям нормального суще­ствования в социальной среде.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.